Конспект непосредственной образовательной деятельности «Московское метро - музей под землёй»

(Старшая группа)

Цель: Прививать у детей чувство гордости за свой город, его истории. Желание узнавать его достопримечательности, относится к метро не только как к виду транспорта, но и как к исторически значимому объекту, как произведению искусства.

Задачи:

Социально- коммуникативное развитие.

  1. - Продолжать закреплять представления детей о правилах безопасного поведения в метро. (обратить внимание – перед безопасностью - конспект).
  2. - Воспитывать дружеские взаимоотношения, привычку сообща заниматься

(в парах, в подгруппах), находить решения.

Познавательное развитие.

  1. Развивать познавательную мотивацию, любознательность.
  2. Формировать представления об истории народа через знакомство с произведениями декоративно- прикладного искусства (витражи, скульптура, мозаика …).
  3. Расширять представления детей о, людях, прославивших свою страну.
  4. Закреплять умение получать информацию о произведении искусства в процессе создания. (разрезные картинки: портрет, пейзаж, фотопортрет…).
  5. Обогащать представления детей о творческих профессиях

(архитектор, скульптор).

Речевое развитие.

1.Продолжать развивать речь, как средство общения.

2. Продолжать учить решать спорные вопросы с помощью речи.

3. Обогащать словарь детей по теме НОД.

4. Совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях.

5. Развивать умение поддерживать беседу.

6. Развивать монологическую и диалогическую речь.

7. Продолжать учить выразительно рассказывать стихи.

Художественно- эстетическое развитие.

  1. Воспитывать художественный вкус.
  2. Закреплять жанры изобразительного искусства.
  3. Формировать у детей бережное отношение к произведениям искусства.
  4. Учить строить по схеме.

Физическое развитие.

  1. Формирование представлений и назывании о некоторых видах спорта.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы отправиться в удивительное путешествие. Мы посетим необыкновенный музей под землёй. Мы будем путешествовать сквозь землю и сквозь время.

Догадались, чему будет посвящено оно?

Дети: Ответы. (Мы будем путешествовать по станциям метро.)

Воспитатель: Верно. В нашей группе расположены несколько станций метро, которые мы с вами посетим.

Но сначала давайте поговорим немного о метро.

Вы, конечно, вместе с родителями были в метро. Понравилось. – Ответы.

Давайте подумаем - Как можно назвать метро?

Дети: Метро можно назвать городом.

Воспитатель: Расскажите, почему вы так думаете?

Дети: Ответы. (Много людей, светло, ходит транспорт- метро, в метро люди дышат.)

Воспитатель: А ещё на что похоже метро?

Дети: Метро похоже на дворец.

Воспитатель: Расскажите, почему вы так думаете?

Дети: Ответы. В метро можно увидеть колонны, люстры, светильники, арки, пол сделан из мрамора, гранита.

Воспитатель: А как ещё можно назвать метро?

Дети: Метро похоже на музей.

Воспитатель: Почему?

Дети: В метро можно увидеть картины. (Чеканку, мозаику, скульптуры, витражи, лепнину.)

Воспитатель: Молодцы.

Метро ещё называют метрополитеном. Он открылся в далёком для нас 1935 году. И первая линия метро состояла из 13 великолепно оформленных станций.

Московский метрополитен не зря считается самым красивым

и необычным в мире. Лучшие архитекторы страны строили это чудо и все станции в центре города настоящие памятники искусства.

Каждый день миллионы москвичей и гостей столицы спускаются в подземку, даже не догадываясь, что метро это целый подземный мир, огромный, сложный и очень интересный. Он таит в себе загадки и удивительные факты.

А ещё метро - самый быстрый и популярный вид городского транспорта.

Как вы думаете почему?

Дети: В туннеле метро нет пробок.

Воспитатель: А сейчас я предлагаю начать наше путешествие. Станции будут разные. Будет интересно. На каждой станции надо будет выполнить задание. Итак в путь.

Мы у станции «Октябрьское поле». Давайте спустимся в метро.

Находясь в метро необходимо соблюдать правила поведения.

Для чего надо соблюдать эти правила?

Дети: Чтобы было меньше несчастных случаев и неприятных происшествий.

Воспитатель: Назовите правила. (сопровождается слайдами)

Дети: - При входе в метро, необходимо стеклянные двери придерживать, чтобы не травмировать других пассажиров. (слайд)

- Чтобы пройти к экскалатору, нужно приложить карточку и пройти турникет (слайд)

- На экскалаторе нужно стоять справа, крепко держаться за поручень, держать за руку взрослых. (слайд)

- Нельзя сидеть на ступеньках.

- Когда ждёте поезда, нельзя заступать за ограничительную линию, чтобы не упасть на пути. (слайд)

- Во время движения вагона надо держаться за взрослого, за поручень, не прислоняться к дверям поезда - (слайд)

Слайд – Схема метрополитена

на схеме картинками указаны остановки.

Воспитатель: Перед нами схема московского метрополитена. Обратите внимание, на схеме изображены станции, на которых мы с вами остановимся. Давайте перечислим эти станции.

Дети: «Пушкинская», «Новослободская», «Площадь Революции»,

«Динамо», «Комсомольская», «Партизанская».

Воспитатель предлагает запомнить последовательность станций, чтобы могли свободно передвигаться в нужном для нас направлении.

Воспитатель: Звук поезда. (слайд: поезд+тунель)

Первая остановка – станция «Пушкинская» - (слайд)

Итак, мы приехали на станцию «Пушкинская».

Как вы думаете, кому посвящена она?

Дети: А.С. Пушкину.

Воспитатель: А кто такой А.С.Пушкин?

Дети: Поэт. Он сочинял стихи.

Воспитатель: Правильно. А.С. Пушкин великий русский поэт.

Где он родился ?

Дети: В Москве.

Воспитатель: Правильно. Москва любимый город поэта. Поэтому неслучайно станция названа в его честь.

Что можно увидеть на путевых стенах станции?

Дети: Медные чеканки. (слайд – общий) - Дети поворачиваются к экрану

Воспитатель: Правильно. Скажите, что на них изображено?

Дети: Москва, его дом, лицей, где он учился…

Воспитатель: Каждое изображение сопровождается строками из произведений поэта. Давайте вспомним строки о его любимом городе - Москве.

Предлагает детям прочитать строчки из произведений.

После каждого прочтения строк дети объясняют, что хотел сказать поэт этими словами.

Слайд Слайд

«Москва, как много в этом звуке Как часто в горестной разлуке

Для сердца русского слилось В моей блуждающей судьбе

Как много в нём отозвалось.» Москва, я думал о тебе»

Воспитатель: Александр Сергеевич Пушкин прожил всего 37 лет. (слайд)

Но за свою короткую жизнь он написал много поэм, стихотворений, рассказов. А для детей сочинил прекрасные сказки о покорном старике и жадной старухе – (слайд); красавице царевне и злобной мачехе, люто возненавидевшей падчерицу за её красоту и «кроткий нрав» (слайд); о славном князе Гвидоне и царе Салтане (слайд); о жадном попе и находчивом Балде (слайд). Сказки Пушкина переносят нас в необычный мир волшебства, в котором побывал когда – то и сам поэт.

Ребята, а кто помогал ещё маленькому поэту оказаться в сказочном мире?

Дети: Его няня – Арина Радионовна.- (слайд)

Воспитатель: Верно. Она рассказывала чудесные русские сказки.

( слайд – памятника Пушкину)

Воспитатель: Недалеко от станции «Пушкинская» находиться памятник поэту. В любую погоду лежат цветы, приходят люди и читают его произведения.

Воспитатель предлагает вспомнить стихотворение «У Лукоморья….», отрывок из сказки «О царе Салтане….»

(«Ветер по морю гуляет,

и кораблик подгоняет,

он бежит себе в волнах,

на раздутых парусах»)

Воспитатель: Слышен звук поезда. Слайд (поезд+ тунель)

Следующая станция «Новослободская».

Дети переходят вместе с воспитателем к столу, где витражи

Воспитатель: На какой станции мы находимся.

Дети: Новослободская.

Воспитатель: Что же здесь мы с вами можем увидеть.

Дети: Витражи

Воспитатель: А что такое витраж?

Дети: Это изображение (картина) из цветных стёклышек, которые освещаются.

Воспитатель: Верно. Витражи являются не только одним из самых красивых и необычных украшений, сделанных из кусочков цветного стекла, но и искусством! Красоту витражей можно описывать бесконечно, а об их истории говорить часами!

Станция построена в 1952 году. Идея использовать стекло в оформлении станции метро возникла у архитектора Алексея Николаевича Душкина ещё задолго до строительства «Новослободской» и до начала Великой Отечественной войны.

Был проведён конкурс на лучшее оформление станции. Победил Павел Дмитриевич Корин. Он предложил эскизы витражей, которые мы с вами увидим.

Воспитатель предлагает рассмотреть витражи

Дети поворачиваются к экрану.

Рассказывает:

Стены станции украшены настоящими витражами.

На станции 32 витража, которые подсвечиваются изнутри. На своде закреплены светильники – тарелки. В отделке использован мрамор различных цветов, бронза, керамическая плитка. Станция похожа на сказочный дворец. А это и в самом деле так.

По первоначальной задумке, станцию «Новослободская» планировалось выполнить в сказочной тематике, поэтому на её витражах много цветов, растений и звёзд. (6 слайдов «идут» друг за другом)

На 6 витражах изображены люди некоторых профессий:

- Вы их сможете назвать? (показ слайда – ответ)

Дети: Архитектор, географ, художник, энергетик, музыкант и агроном.

- В чём они изображены?

Дети: В медальонах.

Воспитатель: Правильно. Это люди «мирных» профессий.

Воспитатель продолжает рассказывать:

На остальных изображены геометрические узоры и пятиконечные звёзды.

Все витражи размещены внутри пилонов и окаймлены сталью и золочёной латунью.

И в настоящее время витражи являются украшением храмов, квартир, загородных домов.

Задание: Дети выполняют задание под музыкальное сопровождение.

Детям предлагается разделиться на группы (4-5 человек) и собрать разрезные картинки («витраж»). По окончанию выполнения задания воспитатель спрашивает, что представляет собой «витраж».

(картина: натюрморт, пейзаж, фотопортрет…).

Когда дети встают со своих мест – звук поезда

Звук поезда. Слайд (поезд + тунель)

Станция «Площадь Революции».

Дети переходят вместе с воспитателем к столу, где стоят скульптуры малых форм.

Воспитатель: (слайд)

Ребята, на какой станции метро мы сейчас находимся?

Дети: На Площади Революции.

Воспитатель предлагает повернуться к экрану.

Воспитатель: Как вы догадались? Что можно увидеть на этой станции?

Дети: Скульптуры.

Воспитатель: Ребята, из чего делают скульптуры?

Дети: Их делают из песка, изо льда, глины.

Воспитатель: Верно. Создать скульптуру – это сложная и трудная работа, требующая больших усилий.

Станция была открыта в 1938 году. Её архитектором является Алексей Душкин.

«Площадь Революции» является одной из самых красивых станций московского метро и является объектом культурного наследия. Её многие называют городом «Скульптур». Почему? – вы спросите. А потому, что

платформу станции украшает 76 скульптур советских людей, выполненных из бронзы.

Воспитатель: Как вы думаете, о чём могут поведать нам скульптуры?

Дети: Об истории нашего народа, о событиях прошлого, о людях.

Воспитатель: Все бронзовые композиции в человеческий рост и расположены под арками станции. Здесь можно увидеть как взрослых, так и детей. (слайды: «Солдат», «Птичница…, «Студентка», «Пионерки- географы»…)

Каждая скульптура имеет свою историю.

Вот, например…

(слайд) - «Пограничник с собакой».

- Как называется скульптура?

Дети: Ответ.

Воспитатель: Существует версия, что прототипом этой скульптуры стал известный в советские времена пограничник Никита Карацупа и его собака Индус.

- А как называется скульптура? (слайд) - «Матрос- сигнальщик».

Дети: Ответ.

Воспитатель: Для этой скульптуры позировал курсант Ленинградского военно-морского училища Олимпий Рудаков, который действительно был в составе экипажа линкора Балтийского флота. (слайд)

В начале Великой Отечественной войны бронзовые статуи с платформы станции на время увезли. Спустя несколько лет композиции вернули на место. Часть из них пришлось восстанавливать.

Интересно, что за много лет существования некоторые скульптуры стали талисманами, приносящими удачу.

- Самой известной стала скульптура «Пограничник с собакой». (слайд)

Для успешной сдачи экзамена достаточно потереть бронзовый нос пса или дотронуться до него зачёткой. (слайд)

- Если потереть туфельку бронзовой скульптуры студентки – жди скорого свидания. (слайд)

- А вот потереть бронзового петуха – наоборот, к неудаче с деньгами. (слайд)

- А вот если потереть сигнальные флажки у скульптуры «Матроса..», то сбудется мечта. (слайд)

Воспитатель: Задание.

А сейчас я предлагаю поиграть в игру «Создай скульптуру»

( по типу игры «Море волнуется раз…»). Игра проходит 2-3 раза.

Слышен звук поезда. (слайд поезда + тунель)

Станция «Динамо»

Дети переходят вместе с воспитателем к столу, где лежат спортивное оборудование: прыгалки, ракетки, мяч, лыжи, обруч…)

Воспитатель: Догадались на какую станцию мы приехали?

Дети: Динамо. (слайд)

Воспитатель: Верно. Как вы думаете, о чём может рассказать нам эта станция?

Дети: О спорте.

Воспитатель: Правильно. Близость к спортивному стадиону «Динамо» определила тематику украшений пилонов .

Как вы думаете, чем украшены путевые стены на этой станции?

Дети: Фигурами спортсменов.

Воспитатель: Каждая фигура спортсмена сделана из фарфора.

Воспитатель: А скажите, главная награда для спортсмена – это..?

Дети: Медаль.

Воспитатель: А как вы думаете, в чем располагаются фигуры спортсменов? ( подсказка от слова – медаль)

Дети: В медальонах.

Воспитатель: Правильно. Всего 60 медальонов на станции «Динамо».

Столько же и видов спорта.

Сейчас вы попробуете отгадать, какого спорта спортсмен находится в медальоне. Дети поворачиваются к экрану.

Воспитатель: Задание

Воспитатель загадывает загадки о видах спорта.

Дети называют спортсмена данного вида спорта.

- На каменную гору

Без риска, без верёвочной страховки,
Ничуть упасть в ущелье не боясь,
Туда взберётся, не порвав кроссовки,
Как ящерица ловкий (Скалолаз) - (слайд)

- Если силой ты налитый

И рука «быстрее» всех,

Если телом крепко сбитый,

Ждет в метаниях успех.

(Метатель ядра) - (слайд)

- На удар всегда ударом 

Он ответит и не даром. 

Добрых нет для поединка, 

Бьётся он в пределах ринга.

(Боксер) - (слайд)

Кто по снегу быстро мчится,
Провалиться не боится?
(Лыжник) - (слайд)

Лента, мяч, бревно и брусья,
Кольца с ними рядом.
Перечислить не берусь я
Множество снарядов.
Красоту и пластику
Дарит нам… (Гимнастика) - (слайд)

Риска, скорости любитель,

Снежных склонов покоритель.

Мчится он как метеор,

С высаченных самых гор.

(Горнолыжник) - (слайд)

У Ларисы, говорят,

По конькам второй разряд

Кружится , Лариска,

Лариска, …

(Фигуристка) - (слайд)

Кто 10 километров,

Качая в такт рукой,

Бежит быстрее ветра,

Согнувшись кочергой.

(Конькобежец) - (слайд)

Он играет на коньках.

Клюшку держит он в руках.

Шайбу клюшкой этой бьёт

Кто спортсмена назовёт?

(Хоккеист) - (слайд)

Ноги и мышцы все время в движении -

Это не просто идет человек.

Такие вот быстрые передвижения

Делает….

( Бегун) - (слайд)

Воспитатель: Молодцы. Вы справились с заданием. Нас ждёт следующая станция.

Слышен звук поезда. (слайд: поезд + тунель)

Станция «Комсомольская». - (слайд)

Дети вместе с воспитателем переходят к столу, где мазаичные картины.

Воспитатель: На какой станции мы находимся?

Дети: Комсомольская.

Дети поворачиваются к экрану.

Воспитатель: Станция «Комсомольская» одна из самых роскошных станций московского метрополитена. Открыта в 1952 году.

Она находится около 3 вокзалов и поэтому она задумывалась, как входные ворота нашей столицы, с целью произвести впечатление на въезжающих в город.

Станция отражает славу, победу, мощь оружия русского народа.

И поэтому сюжетами, которые украшена станция – это знаковые эпизоды истории России.

- Посмотрите и скажите, чем она украшена?

Дети: Мозаикой.

Воспитатель: Верно. Здесь мы можем увидеть огромные мозаичные панно, эскизы которых создал художник Павел Корин.

Воспитатель: А что такое панно?

Дети: Картина.

Воспитатель: Правильно. (слайды) На станции «Комсомольская» раскинулись огромные сверкающие картины из цветных камней и смальты - непрозрачного цветного стекла, - на многие годы, которые увековечили победы русского оружия и победы русского духа.

Детям предлагается посмотреть мазаичные панно и полюбоваться ими.

Идет показ видеоряда.

- Александр Невский

- Дмитрий Донской. Утро Куликова поля"

- Минин и Пожарский"

- "Суворов"

- "Кутузов"

- Выступление В.И. Ленина перед красногвардейцами, отправляющимися на фронт"

- "Вручение гвардейского знамени на Красной площади 7 ноября 1941 года"

- "Взятие Рейхстага"

- "Триумф Победы" Родина-мать - символ победы.

Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю стать мастерами, и выложить мазаику из геометрических форм.

Задание. Дети выполняют задание под музыкальное сопровождение.

Дети в парах выкладывают изображение по схеме.

Когда все изображения выложены, воспитатель спрашивает на что похожа мазаика. Дети отвечают ( бабочка, замок, грузовик…).

Далее воспитатель предлагает каждой паре посмотреть на экран и дополнить свою мазаику другим изображением мазаики, чтобы получилась «мазаичная картина».

Слышен звук поезда. Станция «Партизанская». Звучит мелодия.

Дети подходят к столу, на котором находятся альбомы, посвящённые Великой Отечественной войне.

Воспитатель: Слайд - Ребята, вы догадались, как называется станция метро, где мы сейчас находимся?

Дети: Мы находимся на станции «Партизанская».

Воспитатель: Правильно. Эта станция, как и предыдущие станции метро, на которых вы побывали, имеет свою историю.

Открылась станция «Партизанская» в 1944 году за 1 год до нашей Победы в Великой Отечественной войне.

Раньше станцию хотели назвать: Стадион народов, потому что недалеко от метро хотели построить «Стадион народов».

Затем «Измайловская», далее «Измайловский парк», «Измайлово».

Но 3 мая 2005 года в честь 60-летия празднования Победы в Великой Отечественной войне,станции было дано новое название «Партизанская». И неслучайно её так назвали.

Рядом с метро находиться парк, который является местом встреч ветеранов партизанского движения.- ( слайд)

На платформах у ближайших к выходу колонн установлены памятники героев-партизан: слайд - 80-летнего крестьянина-колхозника Матвея Кузьмина, повторившего в 1941 году подвиг Ивана Сусанина и заведшего немецкий отряд в гибельные болота, слайд - скульптурная группа "Народные мстители".

В годы Великой Отечественной войны наряду со взрослыми воевали и дети – (слайд). Они мужественно защищали свою землю.

Неслучайно, на этой станции стоит памятник школьницы. - (слайд)

Воспитатель: Вы узнали её?

Дети: Это Зоя Космодемьянская.

Воспитатель: А что вы знаете о ней?

Дети рассказывают.

Воспитатель: Ребята, а ведь мы с вами живём в легендарном районе, где улицы, на которым мы живём названы в честь Героев Великой Отечекственной войны.

Давайте вспомним имена героев, защищавших нашу Родину.

Дети называют улицы, на которых они живут и рассказывают о них.

Вот и закончилось наше путешествие по московскому метро – музею. Но это не означает, что больше нечего смотреть. Метро растёт, развивается с каждым годом, а это означает, что наряду со старыми станциями появляются и новые. А значит, есть, что узнать и посмотреть.

А сейчас давайте вспомним, на каких станциях метро мы побывали и что узнали и увидели.

В заключении путешествия детям в память о путешествии по московскому метро раздаются картиочки- схемы московского метро.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Рабочая программа дополнительного образования «Финансовая азбука» для детей 5-7 лет

Рабочая программа дополнительного образования «Финансовая азбука» для детей 5-7 лет Срок реализации – 2 года

«Профессия педагога. Её значение в современном обществе»

«Профессия педагога. Её значение в современном обществе» Размышляя на тему «Значение профессии педагога в современном обществе», я задаю себе вопрос: «А...

Проект: «Что мы знаем о воде?»

Проект: «Что мы знаем о воде?» Введение. Тип проекта: информационно-исследовательский. Продолжительность: средней длительности (ноябрь - апрель). Предмет исследований: свойства воды. По количеству участников: групповой. В период...

Читайте также

Сценарий квест-развлечения в детском саду в летний период «В поисках…

Сценарий квест-развлечения в детском саду в летний период «В поисках сокровищ» Цель: Создание благоприятных условий для развития творческих способностей, создание атмосферы...

Лэпбук «Вот какой наш детский сад»

Лэпбук «Вот какой наш детский сад» Трудовое воспитание детей. Старший возраст В средней группе у нас проходила встреча с интересными людьми. Родитель...

Конспект занятия для старшей группы «Мама – солнышко моё»

Конспект занятия для старшей группы «Мама – солнышко моё» Возрастная группа: старшая группа 5-6 лет. Образовательные области: социально – коммуникативное развитие. Цели: - повышение...