Конспект НОД «Путешествие в страну Грамотеев»

(Подготовительная группа.)

 

Задачи.

Программное содержание:
Образовательные задачи:

  • Закрепить понятие буква, звук, слог, предложение.
  • Закреплять знания о гласных, согласных твердых и мягких звуках.
  • Закреплять умение делить слова на слоги.
  • Закреплять навык звукобуквенного анализа слов.
  • Закрепить графический образ букв.
  • Закреплять правильное название букв алфавита.
  • Продолжать учить определять место звука в словах.

Развивающие задачи:

  • Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.
  • Развивать память и внимание.
  • Развивать словесно-логическое мышление у детей
  • Развивать звуковую сторону, грамматический строй речи, активизировать словарь.
  • Формировать навыки самоконтроля и самооценки.
  • Упражнять детей в умении «исправлять» слова, где перепутаны слоги.

Воспитательные задачи:

  • Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.

Материал демонстрационный: интерактивная доска, слайды со схемами к заданию «Найди слово по схеме», буквенные часы,

подарок – книжки с кроссвордами.


Материал раздаточный: подносы на каждого ребёнка с квадратиками

(красного, синего, зелёного цветов), листы с нарисованными на них картинками и словами с пропущенной буквой, простые карандаши.

Ход занятия.

На экране слайд.

Воспитатель: Ребята, сегодня я пришла в нашу группу, и на столе нашла необычную книгу. Я открыла её, а там письмо от Феи ГРАМОТЫ. (Воспитатель читает.)

«Дорогие ребята! Злой волшебник страны «ГРАМОТЕЕВ» похитил и спрятал в своем сундуке буквы, из которых составлены слова.

(Пословицы.) Помогите мне освободить друзей. Я жду вас!»

Воспитатель: Вы готовы прийти на помощь?

Дети: Да.

Воспитатель: Перед вами волшебные часы с буквами. Они перенесут вас в страну Грамотеев.

На полу оформлен циферблат с буквами + на экране

Слайд – часы.

Как только часы начнут работать, вы начнёте двигаться по часовой стрелке и говорить волшебные слова.

Слова: Пробегут часы, минутки,
Соберутся вместе в сутки.
В них двадцать четыре часа,
И стрелки творят чудеса.

- Запомнили?

Дети: Да.

Воспитатель: Тогда, скорее в путь. Ничего не бойтесь.

Я с вами встречусь в стране Грамотеев.

Дети повернулись друг за другом.

Звучит музыка часов - дети выполняют движения.

Страна Грамотеев

Фея ГРАМОТЫ: (воспитатель) - Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте.

Фея ГРАМОТЫ: Я рада, что вы пришли мне на помощь, чтобы спасти моих друзей. Вам надо выполнить разные задания, преодолеть препятствия. Справитесь?

Дети: Да

Фея ГРАМОТЫ: Тогда первое задание.

На экране - слайд со знаком вопрос.

Задание № 1 называется «Вопрос — ответ»
Фея
ГРАМОТЫ: задает вопрос, дети отвечают.

  • Из чего состоит наша речь? (из предложений)
  • Из чего состоят предложения? (из слов)

Фея предлагает детям назвать слова с буквы, которая перед ними.

  • Из чего состоит слово? (из слогов)
  • Из чего состоит слог? (из звуков и букв)
  • Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем)
  • Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
  • Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие, глухие и звонкие)
  • Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
  • Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (синим)
  • Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки? (зеленым)
  • Как мы сможем определить количество слогов? (при помощи хлопков, сколько в слове гласных, столько и слогов)

ФЕЯ ГРАМОТЫ: Молодцы, все справились с первым заданием.

А вот и 2 задание.

Дети поворачиваются к экрану. Встают полукругом.

2 задание. «Найди слово по схеме» - (на экране слайд)

ФЕЯ ГРАМОТЫ: Объяснение задания

Сейчас на волшебном экране вы увидите картинку. Надо её назвать. Появятся схемы, из которых вам необходимо выбрать 1, которая подходит для данного слова. Задание начинается.

На экране демонстрируются слайды - схемы к словам. Ответы детей.

ФЕЯ ГРАМОТЫ: Вы отлично справились с заданием.

А сейчас вам предстоит самим выложить слово из квадратиков.

Для этого вам необходимо пройти на свои места.

Дети садятся на свои места.

Фея загадывает загадку.

Косолапый и большой

Спит в берлоге он зимой,

Любит шишки, любит мёд

Ну- ка, кто же назовёт?

Дети: Медведь

ФЕЯ ГРАМОТЫ: Верно. А как ласково назвать медведя?

Дети: Мишка.

ФЕЯ ГРАМОТЫ: А теперь попробуйте выложить слово «мишка». Дети выкладывают слово из квадратиков. (разбор слова по звукам.)

Фея ГРАМОТЫ: Все молодцы. А теперь попробуйте определить место звука Л в словах.

3 задание. СЛАЙД с буквой В. Фея называет слова. Дети определяют место звука в названном слове.

Слова:

- Ведро

- Сова

- Дерево

- Вилка

- Диван

ФЕЯ ГРАМОТЫ: Вам удалось справиться. Я рада за вас.

Что дальше нас ждёт впереди?

Ну, конечно же, игровое упражнение на сообразительность и вашу улыбку. Я предлагаю его выполнить стоя около своих столов.

Дети встают сбоку от своего стола.

Игровое упражнение называется «Непонятные слова». Слоги поменялись местами и слова стали непонятными. Ваша задача сделать их понятными для всех.

4 задание. «Непонятные слова» На экране слайд

Слова:

- ЛОМЫ (МЫЛО)

- ВАТЫК (ТЫКВА)

- ТАВА (ВАТА)

- НООК (ОКНО)

- ЛИТУФ (ТУФЛИ)

- ВАСО (СОВА)

- КАУТ (УТКА)

Фея ГРАМОТЫ: Вы просто мастера слова.

А сейчас, посмотрите, что это у меня в руке?

Дети: Карандаш

Фея ГРАМОТЫ: Верно. Как можно использовать простой карандаш?

Дети: Карандашом можно нарисовать, написать.

Фея ГРАМОТЫ: Верно. Представьте, что вы писатели и вам надо вписать в слово букву, которая потерялась.

5 задание - «Потерялась буква» На экране слайд

Звучит мелодия песни «Буквы разные читать»

Перед детьми лежат листы с нарисованными на них картинками. И написано слово, отображающее название нарисованного предмета, с пропущенной буквой. Дети должны вписать пропущенную букву.

После того, как задание выполнено, фея просит назвать слово и вписанную букву.

Фея ГРАМОТЫ: Великолепно!

Вы почти у цели. Но начинается очень серьёзное испытание, перед началом которого я предлагаю сделать разминку. Слайд с детьми

Дети встают со своих мест и встают врассыпную.

Физминутка.

Мы зимой в снежки играем,

Мы играем, мы играем,

По сугробам мы шагаем,

Мы шагаем, мы шагаем,

И на лыжах мы бежим,

Мы бежим, мы бежим,

На коньках по льду летим,

Мы летим, мы летим,

И снегурку лепим мы,

Лепим мы, лепим мы,

Гостью – зиму любим мы,

Любим мы, любим мы.

(импровизация по тексту)

Фея ГРАМОТЫ: Вы зарядились энергией, и так вас ждёт «Мозговой штурм». Вам надо очень постараться. Но не бойтесь я рядом с вами.

6 задание. «Мозговой штурм». На экране слайд.

Фея ГРАМОТЫ: Я буду задавать вопросы, а вы должны быстро на них отвечать. Начинаем:

- Большой мяч, а маленький - (ребёнок – мячик)

- Скажи наоборот: взлёт - (ребёнок – посадка)

- Что может быть: зимний - (ребёнок- день, месяц, лес, парк)

- Большая книга, а маленькая - (ребёнок – книжечка)

- Скажи наоборот: приплывать - (ребёнок – уплывать)

- Какое может быть солнце? - (ребёнок – яркое, тёплое, жаркое, палящее, морозное, лучезарное…)

- Что может быть зимняя - (ребёнок - погода, ночь, одежда, песня)

- Назовите слова - родственники:

гриб - (ребёнок – грибник, грибной, грибница, грибочек)

снег – снежок, снежинка, снежный, Снегурочка, снеговик …

зима – зимушка, зимний, зимовать, зимовье … .

мороз – морозный, морозить, замораживать … .

лед – ледокол, льдина, ледовый, ледник, гололед … .

- Составь предложение:

1. Снежинки, земля, на, падают.

2. Машина, из, выехала, гаража.

3. Кошка, на, гуляет, улице.

Фея ГРАМОТЫ: Молодцы. Вас ждёт впереди награда.

И последнее испытание - задание.

7 задание – Вам надо вспомнить и рассказать рассказ «Спасение птенца», который вы составляли раньше по серии сюжетных картинок. Но одно условие: один начнёт рассказывать, а другие продолжат.

Итак, начинаем.

Когда рассказ составлен дети встают полукругом перед экраном.

Фея ГРАМОТЫ: Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями, преодолели все препятствия на пути. Спасибо, что спасли моих друзей.

Слайд - сундук открывается, «появляются» пословицы.

- Вот и мои друзья - буквы, из которых составлены пословицы. Вы их освободили! Звуки фанфар.

Фея читает их.

- А скажите, что означают пословицы?

Дети объясняют смысл пословиц.

Фея ГРАМОТЫ: Молодцы. Не забудьте: «Мир освещается солнцем, а человек – знанием».

Пришло время прощаться. А за то, что вы мне помогли освободить друзей хочу сделать вам подарок. Он волшебный, потому что вы его получите уже в детском саду. До скорой встречи! Волшебные часы вас ждут. Не забудьте волшебные слова:

Звучит музыка часов. – СЛАЙД с часами

Слова: Пробегут часы, минутки,
Соберутся вместе в сутки.
В них двадцать четыре часа,
И стрелки творят чудеса.

Дети встают по кругу вокруг букв. Говорят слова.

Встречает воспитатель.

Воспитатель: Ребята, ну вот и закончилось ваше увлекательное путешествие в страну «Грамоты».

Понравилось вам быть спасателями?

Дети: Да.

Воспитатель: Что больше всего вам понравилось в путешествии? Какие задания были самые сложные?

Ответы детей.

Уже совсем скоро вы пойдёте в школу, и я вам желаю учиться в школе на отлично. А вот и подарок от феи Грамоты – книжки с детскими кроссвордами. Дарит книги.

- Решая их, вы проявите свои знания, а если что- то не знаете, вам помогут книги.

Звучит песня «Буквы разные писать»- занятие закончено.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой…

Конспект образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности с задержкой психического развития по изобразительной деятельности. Рисование на тему «Бабочка» Образовательная область:...

Игровой сеанс как инструмент социокультурного развития детей раннего дошкольного…

Игровой сеанс как инструмент социокультурного развития детей раннего дошкольного возраста

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим…

Конспект индивидуального логопедического занятия с ребенком среднего возраста с логопедическим заключением «ОНР, 3 уровень речевого развития» по автоматизации звука [ж]...

Читайте также

Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования для второй…

Рабочая программа к основной образовательной программе дошкольного образования для второй младшей группы (3-4 года)

Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Методический опыт работы по разделу «Развитие познавательно-исследовательской деятельности»

Конспект ОД «Волшебная водичка»

Конспект ОД «Волшебная водичка» Цель: Знакомство детей со свойствами воды. Задачи: - развивать познавательный интерес в процессе экспериментирования; - обогащать и активизировать словарь; - развивать...