Конспект открытого занятия по экспериментированию с водой в средней группе «Плавает или тонет»

Цель: Формирование представлений о свойствах материалов при взаимодействии с водой в процессе экспериментирования.

Задачи:

  • способствовать освоению детьми представлений о свойствах дерева – не тонет в воде;
  • развивать умение формулировать проблему, анализировать ситуации, планировать эксперимент, выдвигать гипотезы, самостоятельно делать выводы на основе практической деятельности;
  • прививать интерес к сказкам;
  • стимулировать желание помочь герою сказки; воспитывать аккуратность. 

Материал: деревянные кубики, пластиковая игрушка, тазики, вода, бумажная салфетка, кусочек ткани, 2 апельсина, камень, магнит, карточки «Персонажи сказки», сказка А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».

Методы и приёмы:
Пальчиковая игра, игровая мотивация, создание проблемной ситуации, обращение к личному опыту детей, вопросы, рассматривание, беседа, практические действия (экспериментирование, конструирование).

 

Ход занятия:

Здравствуйте ребята! Меня зовут Ириска! И сегодня я хочу с вами немного поиграть! Для этого нам понадобится: небольшая ёмкость с водой, игрушка из пластмассы, деревянный брусок, бумажная салфетка, кусочек ткани, апельсин, камень, магнит, тряпочка, поднос.

Ой, ребята, смотрите, кто это там сидит?

(Вставка видео, где Буратино сидит на листке лилии.)

Вы его узнали? Конечно, это же Буратино! Что же у него случилось? Он очень торопился домой и нечаянно уронил свой золотой ключик в речку и не знает, как его достать.

Ребята, давайте подумаем, как мы можем его помочь? Сможет ли Буратино сам достать ключик со дна речки? Давайте проверим!

Постановка проблемы:

Воспитатель сообщает детям, что вчера дети другой группы читали сказку «Приключения Буратино» и придумывали другой конец сказки, но у них это получилось не до конца, просят нашей помощи, а остановились они вот на чем: Буратино уронил золотой ключик в болото, и не знает как его достать (ответ детей: лягушек попросить), а лягушек рядом не оказалось, затем Буратино решает найти черепаху Тортилу, чтобы она помогла достать золотой ключик из болота.

Противоречие: 

Буратино должен опуститься на дно болота, чтобы найти черепаху Тортилу, но он не может этого сделать, потому что он деревянный, а дерево не тонет.

Дети предлагают разные варианты решения проблемы, но потом приходят к выводу, что если к Буратино привязать грузик он сможет опуститься на дно, и отвязав грузик, всплыть на поверхность.

На основе проделанного эксперимента с деревянными предметами, делается вывод: при утяжелении дерево может опуститься на дно, а при утере утяжелителя опять всплывают.

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся.
Раз – нагнулся.
Два – нагнулся.
Руки в стороны развел.
(Выполнять движения в соответствии с текстом.)

Ключик, видно, не нашел.
(Жест сожаления.)

Чтобы ключик
(Повороты влево-вправо.)

Нам достать
(Руки вверх.)

Нужно на носочки встать.
(Подъем на носки.)

Посмотрите, у меня на столе есть вот такая ёмкость с водой, давайте проведем эксперимент и посмотрим, что будет, если опустить в нее ключик. Что же произошло? Верно, ключик опустился на самое дно. Вот это задачка, как же нам теперь его достать?

Друзья, а из какого материала сделан Буратино? Правильно, из дерева. Давайте возьмем деревянный брусок и посмотрим, что с ним произойдет, если мы опустим его в воду. (Опускаю в воду брусок.) Ребята, что же мы видим? Правильно, брусок не утонул, а держится на поверхности. Как вы думаете, почему так произошло? Все верно, дерево легкое, поэтому и не тонет.

Ой, смотрите, кто это пришел к нам на помощь? Это же рыбка! Ребята, а из какого материала сделана наша рыбка? Правильно, из пластмассы. Давайте посмотрим, поможет ли нам она. (Опускаю в воду.) Никак не получается у рыбки достать до ключика! Ребята, как вы думаете почему? Вы правы, пластмасса, так же, как и дерево легкая и поэтому изделия из пластмассы держатся на поверхности воды!

Ребята, мне стало интересно проверить, что будет, если мы опустим в воду бумажную салфетку, у меня как раз есть одна. (Опускаю салфетку в воду). Посмотрите-ка что с ней происходит? Вы такие внимательные! Все верно, она вся промокла, но не утонула. Как вы думаете, почему так произошло? Салфетка вся промокла, так как бумага очень хорошо впитывает воду, а не утонула она из-за того, что очень легкая.

А как вы думаете, что будет, если опустить в воду кусочек ткани? У меня есть вот такой кусочек, а у вас какой? Давайте опустим его в воду и посмотрим, что произойдет! Вот это да, наша ткань утонула! Что же с ней случилось? Все верно, она впитала в себя слишком много воды и стала тяжелой, поэтому и опустилась на дно! Нет, с её помощью нам точно ключик не достать!

(Вставка видео, где Буратино подает сигнал.)

Ой, ребята, мы так увлеклись, что совсем забыли про нашего Буратино! Пока мы экспериментировали он сильно проголодался. А у меня как раз есть чем его угостить – что же это? Конечно апельсины! Но один я уже почистила, а второй еще нет.

Хм, а вам не интересно что будет, если опустить их в воду? Давайте попробуем? Сначала берем очищенный апельсин, опускаем его в воду. Что с ним произошло? Он утонул. Как вы думаете почему? Наверно потому, что он тяжелый. Теперь давайте попробуем опустить в воду апельсин в кожуре. Ребята, что с ним? Посмотрите-ка, он остался на поверхности воды! Ребята, что произошло со вторым апельсином? Почему он плавает? Ведь он же в кожуре, а значит, должен быть ещё тяжелее очищенного. Ведь так? Может быть, всё дело в кожуре? На какое спасательное средство похожа кожура? А что находится внутри спасательного жилета и спасательного круга? Что их держит на воде? Почему они нам не дают утонуть? Значит, что находится в кожуре апельсина? Этот воздух в кожуре апельсина не дает ему …? Правильно, ребята! Значит, плавучесть предметов от чего еще зависит? Конечно, плавучесть предметов зависит от содержания в них воздуха.

Что же нам поможет? Ребята, а может это? Кто узнал этот предмет? Конечно, это камень! Давайте проверим, что будет, если мы опустим его в воду. (Опускаю.) Что же у нас произошло? Все верно, камень сразу же опустился на дно. Как вы думаете, почему он не остался на поверхности воды? Какие вы сообразительные, все правильно – камень очень тяжелый и в нем нет воздуха, именно поэтому он сразу же не утонул!

(Ощупываю карман.) Ой, что это тут у меня? (Достаю магнит с на веревке.) Ребята, как вы думаете, что это такое? Какие вы сообразительные, все правильно это магнит! Вот это отличная находка, а знаете почему? Давайте с вами вспомним свойства магнита. Верно, он притягивает к себе метал. У меня есть идея, давайте с вами попробуем достать ключик с его помощью! Вы готовы? (Опускаю магнит.) Ребята, что произошло? Вот это да, магнит притянул наш ключик, а нам осталось лишь аккуратно достать его! (Вытягиваю ключ.)

Вот это приключение у нас с вами получилось!

Рефлексия: Давайте повторим еще раз, от чего зависит плавучесть предметов. Правильно, ребята, плавучесть предметов зависит от их тяжести, формы и от содержания в них воздуха. Мы с вами это выяснили, делая опыты.

Вы большие молодцы, спасибо вам большое за помощь! Наш Буратино так рад, что ключик снова у него!

(Отрывок, где Буратино прыгает от радости.)

До свидания, мои дорогие друзья!



Новые публикации

Партнёрские отношения педагога с семьёй

Партнёрские отношения педагога с семьёй Воспитывает всё – люди, вещи, явления, но прежде всего и дольше всего – люди. Из них на первом...

Дидактическая игра «Что где растет»

Дидактическая игра «Что где растет» Дидактическая игра «Что где растет» подойдет детям 3-4 летнего возраста. Данная игра направлена на развитие внимания...

Лэпбук «Лесные животные весной»

Лэпбук «Лесные животные весной» В природе со сменой сезонов происходят изменения в мире растений и животных. Весной вся природа оживает -...

Читайте также

Конспект совместной деятельности «Опыты и эксперименты. Значение локтевого сустава. Создание…

Конспект совместной деятельности «Опыты и эксперименты. Значение локтевого сустава. Создание отпечатка детской руки» Тема НОД.  Опыты: «Значение локтевого сустава. Создание отпечатка...

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группе. Тема: «Аппликация…

Конспект занятия по аппликации во второй младшей группеТема: «Аппликация «Дерево и его жители»   Интеграция образовательных областей: Задачи: 1) Продолжать формировать умение отвечать на...

Сценарий воспитательного мероприятия «ЭКОкутюрье - 2015 года»

Сценарий воспитательного мероприятия «ЭКОкутюрье - 2015 года»   Целью проведения данного мероприятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста является формирование экологической культуры дошкольников и...


Комментарии

  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...





В блогах

Глоссарий по дошкольному образованию

  Адаптированная образовательная программа  – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Амплификация  – обогащение детского развития...

Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка»

Sample Image

МАДОУ «Детский сад № 441 «Кузнечик» г. Нижний Новгород Коммуникативное театральное развлечение по мотивам русской народной сказки «Репка» Подготовили воспитатели второй младшей группы №6 Морина Е.В. Смирнова Г.С. Цель: приобщать детей к русскими народному фольклору через ознакомление с русскими...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство