Конспект НОД «Знакомство с русской народной куклой»

Интеграция областей:
Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. 
Цель: обеспечить появление интереса и любви к русской тряпичной кукле как к виду народного художественного творчества. 
Задачи:
Воспитательные:
 
- Пробудить чувство любви к Родине через изучение традиций народной культуры. 
- Пробудить чувство любви к народному творчеству, уважение к труду народных мастеров. 
- Вызвать желание самим сделать тряпичную куклу. 
- Способствовать развитию доброжелательного отношения друг к другу. 
- Способствовать развитию терпеливости, усидчивости. 

Развивающие: 
- Обеспечить развитие внимания. 
- Обеспечить развитие творческих способностей детей. 
- Обеспечить развитие мелкой моторики рук. 
- Обеспечить развитие эмоциональности, чувства прекрасного.

 Обучающие:
- Обеспечить знакомство с историей и традициями на Руси. 
- Обеспечить узнавание детьми способов изготовления традиционной куклы. 

I. Вводная часть.

Дети свободно играют в групповой комнате.

Воспитатель: Ребята, посмотрите какую необычную куклу принесла ___. Чем необычна кукла, чем она отличается от современной куклы? (Обсуждение.)

А что вы знаете о старинных куклах?

Дети читают стихи.

А хотели бы вы узнать больше о старинных куклах? (Ответы детей) Тогда я предлагаю отправиться в путешествие. А поможет нам в этом волшебный клубочек. (Дети берутся за нить, клубочек в руках у воспитателя.) 
Ты клубочек нас веди, 
Старину нам покажи 
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли. (Конец клипа, входят дети в музей.)

Дети заходят в музей, там сидит бабушка Миланья.
Звучит русская народная мелодия.
Бабушка: Здравствуйте, люди добрые, гости дорогие!
Дети: Здравствуйте, бабушка Миланья. 
Бабушка:
Я красиво нарядилась, 
Вокруг себя оборотилась. 
Вышла потрудиться, 
Знаниями поделиться! 
Вышла с вами поиграть –
Себя людям показать! 
- Как я люблю гостей! (Воспитатель подводит детей к свернутому лоскутному одеялу, рядом на отдельном лоскутке загадка.) Сегодня я хочу вам рассказать что-то интересное. Но сначала отгадайте загадку.
Платья носит, 
Есть не просит, 
Всегда послушна, 
Но с ней не скучно (кукла).
Вы совершенно правильно отгадали загадку. У меня есть много кукол и храню я их в сундуке. Но чтоб его открыть нужно ласково волшебные слова произнести:

«Сундучок мой сундучок

Приоткрой нам свой бочек»

Бабушка: Вот они мои дорогие и любимые куколки. И расскажу я вам о самых любимых.

Давайте сядем рядком, и поговорим ладком

Пусть глазки все видят

Пусть ушки все слышать

Пусть голова запоминает,

А ротик им не мешает.

Ребята, на Руси было много разных куколок.
Названия кукол очень просты. Люди, что видели, что делали - так и называли. Тряпичная кукла безлика. Лицо, как правило, не обозначалось, оставалось белым. Кукла без лица считалась предметом не живым, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредным. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчик.
Другие нужны были для обрядов. 
Кукла подружка – «Желанница» помогает в исполнении желаний. 
Загадаешь, желание, пришьешь в подарок на платьице кукле бусинку, например, и зеркальце поднесешь к личику: "Гляди, какая ты красавица. А за подарочек мое желание исполни". А потом спрячешь свою подруженьку в укромное местечко до поры. Можете не верить, но все, что попросишь, исполнится. Показывать ее никому не следовало.

Воспитатель: А сама куколка желает чтобы вы закончили пословицы. Она очень любит их слушать.

Игра «Доскажи пословицу» (проводит воспитатель методист)

Воспитатель: А еще куколка любит, когда дети веселятся, давайте поиграем с бабушкой Маланьей.

Игра «У Маланьи у старушки...»

У Маланьи у старушки Хлопки в ладоши, то правая, то левая рука сверху.
Жили в маленькой Избушке Сложить руки углом, показать избушку.
Семь сыновей, Показать семь пальцев.
Все без бровей, Очертить брови пальцами.
Вот с такими ушами, Растопыренные ладони поднести к ушам.
Вот с такими носами Показать длинный нос двумя растопыренными пальцами.
Вот с такими усами, Очертить пальцами длинные "гусарские" усы.
Вот с такой головой, Очертить большой круг вокруг головы.
Вот с такой бородой! Показать руками большую окладистую бороду
Они не пили, не ели, Пальчиком перед собой помахать.
На Маланью все глядели, Держа руки у глаз похлопать пальцами, как ресницами.
И все делали вот так. .. Дети показывают загаданные действия

Бабушка: Были куклы, которыми не играли, эти обереги. Они оберегали дом, семейный очаг. 
«Кубышка-травница» наполнена душистой лекарственной травой. Куклу надо помять в руках и по комнате разнесется травяной дух, который отгонит духов болезни. Кукла следит за тем, чтобы болезнь не проникла в дом. Такую куклу можно подвесить над кроватью ребенка, дать ему поиграть. Еще ее можно оставить у кровати больного.

Воспитатель проводит игру «Угадай по запаху».
Бабушка: А одна куколка спряталась, но мы можем ее услышать, если соберем картинку. (Дети подходят к небольшому столику.) 
Д/и «Собери картинку»
Воспитатель:
Дети, что у вас получилось? 
Дети: Колокольчик. 

Бабушка: (достает куколку, звенит) Кукла «колокольчик» - обережная кукла, которая приносит в дом радостные вести. Куколка олицетворяет звон колокола, который так же защищал людей от напастей и болезней. 

В.М. Колокола звонили всегда по самым большим праздникам. У нас скоро тоже будет большой праздник, связанный с нашим самым родным и близким человеком. А кто это? (Ответы детей.) Да это праздник – День матери. Не даром в народе говорят: «При солнышке тепло – при матушке добро».

Игра «Какая мама?»

Попросить детей охарактеризовать свою маму, отвечая на вопрос «Какая?» (добрая, нежная, ласковая, красивая, умная и т.д.).

- Как можно порадовать маму в этот день? Что ей можно подарить? (Ответы детей.)

- Верно. А мы сегодня в подарок маме сделаем куклу - оберег (показать).

Но для начала давайте разогреем свои пальчики.

Вот помощники мои

Их как хочешь поверни

Раз, два, три, четыре, пять

Начинаем мы считать

Постучали, повертели

И работать захотели.

Работа с куколкой «Колокольчик»
Педагог наблюдает за работой, помогает, поощряет детей. 
Во время работы тихо звучит народная музыка. 
Воспитатель: Какие замечательные куколки у вас получились, хорошо нам было в гостях у старины. Спасибо Вам бабушка за интересный рассказ. Ну, а нам пора возвращаться. 
Клубочек нас вернет обратно, 
В пути не будем мы скучать, 
Преодолеем все преграды, 
Нам куклы будут помогать! 
Дети выходят из музея.

Продолжение клипа. (Возвращение в группу и подведение итога путешествия.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на…

Конспект занятия по развитию речи в первой младшей группе на тему: «Петушок и его семья» Цель: Закреплять полученные ранее знания о домашних птицах (петушок...

Конспект занятия - путешествия «Полёт в космос» в подготовительной к…

Конспект занятия - путешествия «Полёт в космос» в подготовительной к школе группе Программное содержание: Закрепить порядковые числа. Развивать умение решать примеры. Закрепить умение делить...

Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы…

Конспект НОД по физическому развитию для детей первой младшей группы «Радуга» «Прогулка зайцев в зимнем лесу» Интеграция образовательных областей: физическое развитие; речевое развитие; познавательное развитие. Задачи: Упражнять детей в прыжках...

Читайте также

Конспект беседы ко дню эколят в младшей группе «Берегите природу»

Конспект беседы ко дню эколят в младшей группе «Берегите природу» Цель: Научить детей любить и охранять природу. Задачи: - воспитывать бережное отношение к растениям...

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «Снежная королева»

Сценарий новогоднего праздника в подготовительной группе «Снежная королева»

Творческий проект «Игры на асфальте, как повышение познавательно-речевой активности дошкольников…

Творческий проект «Игры на асфальте, как повышение познавательно-речевой активности дошкольников в двигательной деятельности по реализации задач УМК и ФГОС»