Конспект занятия по формированию основ финансовой культуры для детей старшего дошкольного возраста
«Знакомство с основами финансовой грамотности»

Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.
Образовательные задачи: дать представление о составляющих семейного бюджета и его расходной части ,познакомить детей с понятием «потребности человека»; подвести дошкольников к пониманию разумности потребностей; закрепить понятия «семейный бюджет», «доходы», «расходы».
Развивающие задачи: развивать логическое мышление, диалогическую речь, любознательность, внимание.
Воспитательные задачи: воспитывать нравственные качества.

 

Ход деятельности:

Дети заходят в группу и встают полукругом.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте поздороваемся с гостями.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Теперь я предлагаю вам поздороваться друг с другом.

Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок

Дружно за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Нам здороваться не лень

Всем привет и добрый день.

Воспитатель: Прежде чем мы начнем заниматься, давайте построим гору дружбы, соединив наши руки.

Воспитатель протягивает руку, на нее кладет руку ребенок и т.д.

Воспитатель: Посмотрите, какая высокая получилась гора, какая крепкая наша дружба. С такими друзьями любая работа по плечу. А это нам сегодня пригодится.

Воспитатель: Ребята, прежде чем начать наше занятие, давайте с вами вспомним, что же такое экономика и поиграем в игру.

Игра – упражнение: «Всё это экономика» - с мячом.

Правила игры: Воспитатель предлагает детям устно определить, являются ли названные понятия предметом изучения экономики. Отвечает ребенок, получивший мячик от воспитателя.

Профессии – да.

Мяч – нет.

Арбуз – нет.

Цена – да.

Производство – да.

Завод – да.

Стул – нет.

Доход – да.

Фабрика – да.

Кошка – нет … 

Расход –да.

Бюджет –да.

Воспитатель: У каждого из вас есть семья. Давайте вспомним, из кого она состоит? (ответы детей). Семья состоит из мамы, папы, бабушки, дедушки и старшего брата. Воспитатель: Каждый из вас живет в доме или квартире, пользуется вещами, готовит пищу. Но для того чтобы иметь все, что нас окружает, как вы думаете, что необходимо иметь?

Но прежде, чем ответить отгадайте пожалуйста загадку

В кошелёк мы их кладём,
С ними в магазин пойдём. (Деньги.)

Дети: деньги.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, у меня в руках деньги. Как называются деньги на синей тарелке? (Монеты.) А в правой руке? (Банкноты.) Рассмотрим их. (Детям раздаются монеты и банкноты. Далее проводится игра «Скажи наоборот».)
Воспитатель: Я называю признак монеты, а вы называете признак банкноты и наоборот.
Монета круглая, а банкнота ... (Прямоугольная.)
Банкнота бумажная, а монета ... (Металлическая.)
Монета звенит, а банкнота ... (Шуршит.)
Монета металлическая, а банкнота ... (Бумажная.)
Банкноту можно помять, а монетку ... (Нельзя.)
Монету нельзя порвать, а банкноту ... (Можно.)
Банкнота в воде мокнет и не тонет, а монетка ... (Тонет.)
(Дети проверяют ответы экспериментально.)

Воспитатель: Ребята, подскажите мне пожалуйста, что же такое деньги?

Дети: ответы детей (Это то, на что мы покупаем товары в магазине).

Воспитатель: Правильно, деньги, это такая вещь, которой измеряют стоимость всех товаров. На деньги мы можем что-либо купить, приобрести

Воспитатель: Хорошо. Молодцы. Подскажите пожалуйста, а без денег мы можем прожить?

Дети: Нет

Воспитатель: Для чего нужны вашей семье деньги?

Дети: Деньги нужны семье, чтобы покупать одежду, продукты, игрушки, сладости, лекарство, платить за детский сад.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, деньги на деревьях растут?

Дети: нет.

Воспитатель: Может они падают с неба, как дождь или снег? (Ответы детей.)

Дети: нет.

Воспитатель: Откуда тогда взрослые берут деньги? (Ответы детей.) Правильно, ваши родители ходят на работу, трудятся и получают за это заработную плату, то есть заработанные деньги, которые коротко называют «зарплата». Все деньги, которые получают члены семьи, как называются.

Ответ детей: доходом.

Воспитатель: правильно доходом семьи или семейным бюджетом. Скажите пожалуйста, а что является составляющим семейного дохода?

Ответ детей:

Воспитатель: Ни один человек не может обойтись без того, чтобы не расходовать деньги. То есть всё, что мы тратим, как называется.

Ответ детей: расходом.

Воспитатель: правильно расходом. Скажите, пожалуйста, на что можно потратить деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: Я вас приглашаю на весёлую физкультминутку. (Проводится физкультурная пауза «Будем денежки считать».)
Воспитатель: Сейчас с помощью наших пальчиков расскажем, на что мы расходуем деньги. (Проводится пальчиковая гимнастика «Будем деньги считать».)
Раз, два, три, четыре, пять, (Идут пальцы по столу.)
Будем деньги мы считать. (Сжимаем и разжимаем пальцы.)
На первую и вторую монетку заплатим за дом, (Загибаем мизинец и безымянный палец.)
За дом, где с семьёй мы живём.
На третью монетку надо обувь купить, (Загибаем средний пальчик.)
На четвёртую монетку купим есть и пить, (Загибаем указательный пальчик.)
Ну а пятую пока спрячем на дно кошелька! (Спрятать большой палец в кулак.)
Воспитатель: Вот сколько расходов у наших родителей. Поэтому, прежде чем просить у них игрушки, подумайте, есть ли деньги, а может важнее купить хлеб или лекарство.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру «Что такое расход и доход». (На мольберте выставляются картинки с изображением двух кошельков.) В один кошелёк деньги залетают (доход), из другого – вылетают (расход). (Дети соотносят картинки в соответствии с заданием. Остальные дети пользуются кошельками.)
Мама получила зарплату – … (Доход.)
Бабушка купила лекарство – … (Расход.)
Дедушка выиграл приз – … (Доход.)
Сестра потеряла кошелёк – … (Расход.)
Заплатили за квартиру – … (Расход.)
Мама нашла монетку – … (Доход.)
Бабушка получила пенсию – … (Доход.)
Купили игрушку – … (Расход.)

Продала бабушка картошку - ….(Доход)

Ребята, подумайте, а может расходов быть больше, чем доходов? Посмотрите у вас в кошельках есть деньги?

Итог: значить мы с вами умеем планировать доходы и расходы.

Рисование монеток в технике «Фроттаж».

Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам сделать свои денежки. Для этого мы возьмем монетки, положим на них бумагу и потрем восковым карандашом. Видите, они у нас отпечатались! У нас появятся настоящие деньги, в которые мы будем с вами играть.

Рефлексия

Воспитатель: А теперь, ребята, наше занятие заканчивается. Сегодня вы узнали, что у каждой семьи есть свой бюджет. Деньги не просто берутся в банкомате, их нужно зарабатывать. Мы надеемся, когда вы станете взрослыми, то будете хорошими хозяевами, умеющими планировать свой семейный бюджет.

Понравилось вам занятие?

А что больше всего понравилось?

Какое задание было выполнить легко?

Важно ли тол, что вы сегодня узнали?

Для чего это пригодится в жизни?

Вы сегодня поднялись еще на одну ступеньку по лесенке знаний. До свидания!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ через художественное конструирование

Развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ через художественное конструирование Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей подготовительной к школе группе «Ромашка» «Приключения в компьютерном классе» ...

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет…

Конспект занятия в группе общеразвивающей направленности для детей 3-4 лет по теме: «Посадка лука» Задачи: Учить различать овощи на ощупь; уточнить и...

Читайте также

Коррекционная работа с детьми ОВЗ посредством робототехники в ДОУ

Коррекционная работа с детьми ОВЗ посредством робототехники в ДОУ С 2021 учебного года в детском саду начал работать кружок робототехники «Нейрончик»...

Экологическое развитие детей дошкольного возраста с нарушением слуха

Экологическое развитие детей дошкольного возраста с нарушением слуха На этапе дошкольного детства складывается начальное ощущение окружающего мира: ребёнок получает эмоциональное впечатления...

Предметно-пространственная развивающая среда в подготовительной группе

Предметно-пространственная развивающая среда в подготовительной группе