Конспект комплексного занятия область «Познание» в подготовительной группе «Путешествие в историю Древней Руси»

Программное содержание:

1. Обогатить знания детей об истории Древней Руси, о том, как жили древние славяне.

2. Формировать понимание того, что Россия – страна с многовековой историей.

3. Вызвать у детей интерес к истории возникновения России.

4. Расширить знания детей о Несторе – летописце. Рассказать, что монах Нестор составил первое сочинение о Руси “Повесть временных лет”.

5. Продолжать уточнять и систематизировать знания о Кирилле и Мефодии, как основоположниках славянской письменности.

6. Познакомить детей с символикой Мирового Древа, Древом жизни в славянской мифологии. Привлечь к составлению небольших рассказов об его обитателях.

7. Упражнять в умении работать дружно, вместе, заинтересованно при выполнении коллективной постройки: Царь – града.

8. Развивать связанную речь детей, обогатить словарный запас исконно – русскими словами: предки, вороги; летопись, монах, келья; богатырь, застава; древо.

9. Закрепить знания русских – народных пословиц и поговорок, где воспевается любовь к Родине.

10. Продолжать развивать в детях умение ритмично выполнять движения в русских народных плясках, задушевно и напевно петь народные песни.

11. Воспитывать любовь и уважение к своему Отечеству, к своим предкам и благодарность им.

Материал к занятию: русские – народные костюмы для детей и ведущего; карта Древней Руси, макеты придорожного камня и Сивки Бурки, иллюстрации о богатырях, древнем зодчестве, иконопись, макет Мирового Древа, коллажи “Древняя Русь”, “В низ по Волге - реке”, иллюстрации древнего алфавита: “Глаголица”, “Кириллица”, щиты и мечи для богатырей, вышитые платочки, книга “Былины”, карточки для составления рассказов. Запись русской – народной песни: “Ах, ты степь, широкая”. Театрализованные костюмы для Нестора – летописца, Кирилла и Мефодия, Бабы – Яги, конструктор для постройки Царь – града.

Предварительная работа: чтение книг: З.В. Левицкая “История Отечества для детей”, И.Ф. Виноградова, Л. А. Соколова “Моя страна Россия”, А.В. Смирнов “Сказы края Московского”, Н.И. Надеждин “Богатыри и витязи Русской земли ”.

Заучивание стихов из книги В. Степанова “Моя родина - Россия”, И. Никитина “Русь”, Е. Груздевой “Русь моя”. Знакомство с пословицами, поговорками о героизме русских воинов, о Родине, русскими – народными играми, хороводами, песнями, плясками. Оформление альбома “Мой край родной”.

Методические приемы: Дети вместе с бабушкой Маланьей под русскую – народную песню “Ах, ты степь, широкая” змейкой заходят в зал и приветствуют гостей.

Бабушка Маланья: (просит детей посмотреть налево, где виднеется “Древняя Русь”) Детушки, посмотрите, там, в дальнем– далике виднеется Древняя Русь. Нравится она вам? Эх, оседлать бы Сивку – Бурку, взлететь к самым небесам и окинуть взором нашу великую Русь - матушку. Так и хочется воскликнуть: “Ух, красотищи – то сколько!” Как же нам досталось такое невиданное богатство? Именно, об этом мы сегодня и узнаем из нашего путешествия. Хотите ли вы отправиться вместе со мной в путешествие по Древней Руси?

Дети: Да.

Бабушка Маланья: Но прежде чем отправиться в дальний путь, давайте послушаем замечательное стихотворение о нашей Родине.

Ребенок читает стихотворение И. Никитина “Русь”.

Бабушка – Маланья: Начинаем наше путешествие. (Звучит русская – народная музыка “Вижу чудное приволье”). Детушки, посмотрите, что это за камень лежит у дороги и черный ворон на нем сидит? Давайте прочитаем, что на нем написано.

Кто прямо пойдет,

Тот Древнюю Русь попадет! (на старославянском языке).

Бабушка Маланья: Вы все поняли, о чем здесь написано?

Дети: Нет.

Бабушка Маланья: Почему?

Дети: Это старославянские слова. Так говорили и писали наши предки.

Бабушка Маланья: Правильно, так раньше говорили и писали наши предки. Детушки, путь нам предстоит длинный и Сивка – Бурка сегодня не помощник. Как говорится в народной пословице “Медленнее идешь – быстрее придешь”. Но сначала давайте посмотрим на карту (показывает) и узнаем, откуда пошла земля Русская. Много воды утекло с тех пор, как впервые вступили на землю, что называется Россией, наши с вами предки. А вы знаете, как они тогда назывались?

Дети: Славяне.

Бабушка Маланья: Правильно, славяне. В далекие времена, когда и книг – то никаких не было, а история передавалась от отца к сыну, а от сына к его детям, обосновались славяне вдоль могучей реки Дунай (показать на карте). Как вы думаете, как им тогда жилось?

Дети: Нашим предкам жилось сытно, привольно, свободно, радостно, вольготно, широко.

Бабушка Маланья: Да, привольно жилось нашим предкам, земля плодородная, края теплые, растений и животных в лесах, а рыбы в реках видимо – невидимо. Не ушли бы миролюбивые славяне с освоенных земель, но стали их теснить более сильные соседи. Часть славян двинулась на север и на запад, другие на юг, а наши с вами предки – ушли далеко на восток. Год от года росла сила и мощь молодой Руси, увеличивались ее пределы. Ребятушки, а как вы думаете, откуда мы с вами все это узнали?

Дети: Мы обо всем узнали из летописи.

Бабушка Маланья: Правильно, из великой книги – летопись. Расскажите, что такое – летопись?

Дети: Летопись – это произведение, где монахи описывали, как наши предки жили в древние времена.

Бабушка Маланья: Совершенно верно. Летопись – это древнее историческое произведение, в которой по годам или летам (отсюда и название – лето или год) описывалось все, что происходило на русской земле в древние времена. А вы знаете, кто был самым известным летописцем?

Дети: Самым известным летописцем был монах Нестор.

Бабушка Маланья: Правильно, дети. Много было летописцев: это и Сильвестр, и Лаврентий, и Симон. Но самым известным был Нестор – летописец. Благодаря его труду мы с вами можем ответить на многие вопросы седой древности. Как назвал монах Нестор свой великий труд?

Дети: Нестор – летописец свой труд назвал – “Повесть временных лет”.

Бабушка Маланья: Правильно, эта первая летопись называется “Повесть временных лет. Ну, что – же детушки, пойдем прямо, как написано на камне (идут прямо по залу). Посмотрите налево, там недалеко виднеется монастырь, а в открытое окно можно увидеть монаха Нестора в его келье. Он что – то пишет.

Сценка: “Нестор - Летописец”.

Бабушка Маланья: Давайте не будем мешать Нестору – летописцу создавать свое произведение и пойдем дальше. Куда же мы с вами пришли?

Дети: Мы пришли к Мировому Древу.

Бабушка Маланья: Кто из вас знает, что такое Мировое Древо?

Дети: Мировое Древо – это самый большой и красивый дуб. Ветви его простираются над миром и поднимаются высоко в небо, а корни уходят глубоко в землю.

Бабушка Маланья: Почему его назвали Мировым Древом?

Дети: На Мировом Древе все жили в мире и согласии.

Бабушка Маланья: Дети, древние мастера и художники оставили нам богатое наследство. Они запечатлели на своих полотнах замечательные образы святых, людей, животных, деревьев. Но есть там одно особое дерево, Мировое Древо. Правильно вы о нем рассказали. Корни его уходят глубоко в землю, а могучие ветви достигают небес. По древнему преданию живут там все боги, святые, звери, птицы и люди в мире и согласии. Давайте и мы создадим такое Древо.

(Дети берут по одной картинке, рассказывают о ней и помещают на Древо).

Бабушка Маланья. Детушки, совершая это путешествие, вы все очень устали. Сядем на лужайку, что находится перед нами, и отдохнем. Посмотрите, к нам приближаются два человека.

(Сценка “Просветители Кирилл и Мефодий”).

Бабушка Маланья: Спасибо Вам Кирилл и Мефодий за замечательные подарки. Может, останетесь у нас.

Кирилл и Мефодий благодарят за приглашение и уходят.

Бабушка Маланья: Дети, братья Кирилл и Мефодий родились в городе Солуни. С тех пор, как они создали эту славянскую азбуку – ее называют “Кирилицей”, по имени ее создателей. Давайте и мы с вами рассмотрим этот древний алфавит. Братья – монахи причислены к лику святых, им поставлены памятники, в честь них открыты церкви, так как они совершили великий подвиг – подвиг просветительства. В нашем городе есть храм в честь святых Кирилла и Мефодия, а 25 мая все славяне отмечают День славянской письменности. Ну что – же продолжим наше путешествие по Древней Руси.

Бабушка Маланья: Ребята, посмотрите на эту книгу. Она называется “Былины”. Расскажите, что такое былины?

Дети: Былины это русские народные песни о подвигах богатырей. Былина – старина, “старинушка”, о действие происходящем в прошлом.

Бабушка Маланья: Кто сказывал былины?

Дети: Былины сказывал боян – певец в Древней Руси.

Бабушка Маланья: Кто изображен на первой странице книги?

Дети: Самый сильный богатырь земли русской Илья Муромец.

Бабушка Маланья: Правильно, богатырь Илья Муромец. Каких еще богатырей вы знаете?

Дети: На Руси еще были богатыри: Добрыня Никитич, Алеша Попович, Микула Селянинович, Вольга Святославович, Садко, Никита Кожемяка.

Бабушка Маланья: Для чего нужны были богатыри?

Дети: Защищать землю Российскую от злых ворогов.

Бабушка Маланья: Как выглядели богатыри? На чем ездили?

Дети: Богатыри были сильными, высокими, рослыми, крепкими и кони у них были, как и они богатырские.

Бабушка Маланья: Как одевались богатыри?

Дети: Одежда богатырей состояла из шлема, кольчуги, шею защищала сетка – бармица. На ноги они надевал поножи, а на руки – поручи.

Бабушка Маланья: Расскажите мне ребятушки об оружие богатырей.

Дети: У богатырей были: копья, булавы, мечи, лук и для него в колчане стрелы.

Бабушка Маланья: Молодцы, много знаете про богатырей. А сейчас узнаем про их заботы.

(на фоне музыки звучат слова: “Нет, не перевились еще богатыри на земле русской”.

Мальчики:

Наша сила велика

И крепка у нас рука.

Ты, вражина, убирайся,

А не то намнем бока.

(Под музыку “Богатырская наша сила” мальчики пляшут с мечами и щитами в середине пляски к ним присоединяются с платочками девочки).

В конце пляски девочка говорит слова:

Мы платочки вышивали,

Встречи с вами ожидая.

Вас защитники Руси

Благодарим от всей души.

Девочки дарят платочки “богатырям”, а взамен получают мечи и вместе уходят.

Бабушка Маланья. Вот мы и узнали как, готовятся богатыри к защите своей Родины.

Бабушка Маланья: Очень любили славяне сочинять сказки. Глянет наш предок в небо и захочется ему полетать, как птица, чтобы все страны увидеть. Для этого, он придумал ковер – самолет, захочется ему быстро пробежаться по лугам заливным и придумает сапоги – скороходы. Много в сказках и были, и небылиц. Но почти во всех найдется маленькая избушка на курьих ножках. Там живет……

Дети: Баба – Яга.

Бабушка – Маланья: Правильно, Баба – Яга. Лучше Бабы – Яги стражника и придумать трудно. И хоть слово “ягаться” у наших предков означало кричать, ругаться, но в русских народных сказках с Бабой – Ягой всегда можно было договориться. Перед словом ласковым даже Яга человеком становится и всегда во всем готова помочь.

(под музыку появляется Баба – Яга).

Баба – Яга: Пролетала я мимо и услышала, как вы тут про меня говорите. Я, и правда, хорошая. Это про меня специально придумали, что я злая, коварная, чтобы пугать детей. А вы меня не боитесь?

Дети: Нет.

Баба – Яга: Я тоже знаю много сказок и былин. Но в последнее время увлеклась отгадыванием кроссвордов. А вы хотите отгадать мои кроссворды?

Дети: Да.

(Баба – Яга загадывает загадки, а дети по первым буквам отгадок составляют слово – Россия).

Баба – Яга: Вот какие вы молодцы! Все умеете: и загадки отгадывать, и слова составлять. Какое замечательное слово составили – Россия! А пословицы про Русь знаете? Расскажите мне их.

Дети называют пословицы: “Нет земли краше, чем Россия наша”. “Кто за Родину горой – тот истинный герой”. “Чужбина – калина, родина - малина”. “Жить – Родине служить”. “Береги землю любимую, как мать родимую”.

Баба – Яга: Молодцы! Много пословиц назвали. А знаете, куда я хотела попасть? Хотела Царь – град посмотреть, но забыла “старая”, что этого града давно уже нет.

Бабушка Маланья: Как это так нет! А мы очень хотели завершить свое путешествие по Древней Руси в этом старинном красивом граде и вернуться обратно. Ну ладно, Баба – Яга не переживай, сейчас наши дети построят Царь – град. У нас есть настоящие зодчие. А чертеж у тебя есть?

Баба – Яга: (ищет в карманах и находит чертеж). Вот смотрите, нашла. Я пролетала мимо, когда строился этот город, и сделала наброски.

(Дети собирают Царь – град по чертежу, Баба – Яга хвалит их в конце строительства).

Баба – Яга: Какие вы дети умницы, как постарались, настоящие мастера! А за это я вас угощу напитком по древнему рецепту. Как он вкусно пахнет! Я смешала молока, немного сахара, добавила немного свежей малины и взбила все. Мне очень нравится такой напиток. А еще для вас я в печке блинов напекла. Вы, детушки, знаете, что такое блины?

Дети: Блины – это древнее русское блюдо.

Баба – Яга: Правильно, блины одно из древних блюд русской кухни. Слово “блин” происходит от слова “молоть”. “Млин” означает изделие из “намеленного” или мучное изделие. Блины на Руси пеклись круглые, словно солнышко. Вот и возьмите мои угощения с собой, подкрепитесь, когда вернетесь, так как путь – дороженька вам предстоит обратно длинная.

(Баба – Яга прощается с детьми).

Бабушка Маланья: Вот и закончилось наше путешествие в историю Древней Руси. Вы увидели, как хранили Русь – матушку для нас с вами наши предки и мы давайте будем заботиться, беречь её для наших потомков.

Мальчик и девочка читают стихотворение Е. Груздевой “Русь моя”.

Дети поют песню “Песня о Родине” (слова И. Лейне и В. Рысай, музыка В. Алексеева).

Бабушка Маланья и дети прощаются с гостями и уходят.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для педагогов «Мы играем в экономику»

Мастер-класс для педагогов «Мы играем в экономику» Цель: Воспитывать правильное осознанное отношение педагогов к вопросу изучения экономики в дошкольном возрасте. Сформировать...

Решение экологической проблемы через проектную деятельность: «Вторая жизнь упаковки», для…

Решение экологической проблемы через проектную деятельность: «Вторая жизнь упаковки», для дошкольников В настоящее время стало модным говорить об экологии и новых способах использования...

Доклад на тему: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании…

Доклад на тему: «Нетрадиционное использование здоровьесберегающих технологий в физическом воспитании и оздоровлении дошкольников» «Здоровье – это главное жизненное благо». Януш Корчак. В современном...

Читайте также

Конспект непрерывной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Владивосток –…

Конспект непрерывной образовательной деятельности старшего дошкольного возраста «Владивосток – город моряков и рыбаков» Цель: Знакомство с Владивостоком - городом моряков и рыбаков. Дать...

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшего…

Сценарий мероприятия, посвящённого Дню снятия блокады Ленинграда для детей старшего дошкольного возраста с использованием ИКТ «Страницы памяти Ленинграда» Цель: - расширить представление...

Нет ничего краше Родины нашей!

Нет ничего краше Родины нашей! Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о России как о родной стране. Формировать уважительное отношение к государственному...