Конспект по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Весна. Перелётные птицы»

Цель: Изучение разнообразия природных весенних явлений.

Задачи:

  • образовательные: уточнение и расширение знаний детей об изменениях в живой и неживой природе, связанных с приходом весны; познакомить детей с поведением птиц весной (постройка гнёзд, высиживание птенцов, забота о птенцах);
  • развивающие: развивать любознательность, наблюдательность, речь детей (умение вести диалог и монолог);
  • воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к окружающей природе, желания узнавать новое.

 

Содержание занятия:

Мотивационно - ориентировочный этап.

- Ребята, совсем недавно мы с вами снимали репортаж о зиме. Но вот уже и весна пришла ей на смену. Вы знаете, вчера мне позвонил наш знакомый редактор Мценской телерадиокомпании и попросил нас, как уже опытных репортеров отыскать следы весны в вашем городе и подготовить об этом свой новый репортаж.

Проблемная ситуация.

- Я сегодня шла на работу, любовалась красотой весенних улиц и подумала, а какие следы у весны? На мокром асфальте увидела отпечаток колеса – это след от машины, на многих зданиях увидела красивые вывески – это следы художника, который их рисовал. Вспомнила, как зимой мы с вами искали следы зимы: они были повсюду: узоры на стекле, иней на деревьях, пушистые снежинки, ледяные горки, снежные сугробы, вьюги и много других следов. Но где же 6ы отыскать следы весны и какие они? Как вы думаете мы справимся с заданием?

Цель детской деятельности: отыскать следы весны для репортажа

- Какой же репортаж без интервью? (Взять микрофон, передавать его ребёнку, желающему ответить.)

Вопросы детям:

- Кто знает, какие следы оставляет весна

тветы детей. Если не догадываются- подвести их самой к ответам. Например, что начинает происходить весной: тает снег, капель, ручьи.)

- Все верно ребята, посмотрите, как много и какие яркие следы у весны.

(На экране приметы весны..

- Весна – это чудесное, время года, когда оживает вся природа после зимнего сна. А какая она весна, кто скажет? (Передаю микрофон- солнечная, яркая, веселая, зеленая, звонкая, добрая, прекрасная.)

- Спасибо, дети, вот сколько следов весны мы отыскали. Ваше интервью – это первая часть для нашего репортажа. Это здорово!

– А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Догадайся, что это за звуки». Для этого все вместе станем в круг. Вокруг нас постоянно живут какие-то звуки. Если прислушаться – обязательно что-то услышишь. У каждого времени года тоже есть свои звуки. Сейчас мы с вами постараемся среди многих услышать звуки весны (звук скрипучего снега, движущегося автомобиля, дождя, ливня, бегущего ручья, капели, вьюги и т.п.). Во время слушания обсуждать, что звучит.

- Дети, как вы думаете, включить нам в свой репортаж весенние звуки? Да, я тоже думаю, что это будет интересно.

– Ребята, среди всех примет, которые вы назвали, есть та, о которой мне хочется поговорить с вами поподробней, а о какой примете пойдёт речь вы обязательно догадаетесь, когда посмотрите отрывок из мультфильма (просмотр отрывка из мультфильма «Про кота Васю и охотничью котовасию», Беларусьфильм, 1981 г.)

- Конечно вы догадались, что речь пойдёт о перелётных птицах. Кто из вас знает, почему птиц называют перелетными?

- Ребята, а кто может назвать некоторых перелётных птиц? Узнать и напомнить перелётных птиц вам помогут разрезные картинки. Присаживайтесь за столы и попробуйте сложить картинку с изображением птиц (рядом лежат перевернутые целые картинки).

-Дети, переверните вторую, целую картинку, посмотрите правильно вы собрали своих птичек. (Маша, кто у тебя на картинке? А если прилетает много этих птиц?)

- Ну что, хорошо запомнили всех перелетных птиц? Тогда давайте проверим, выйдем из-за столов и немного поиграем.

Упражнение «Хлопай-топай»

- Ребята, сейчас я буду называть перелетных птиц, если я верно назову птицу, хлопайте в ладоши, а если я назову что-то еще - топайте ногами. Грач, соловей, кукушка, игрушка, аист, скворец, леденец, жаворонок, мышонок, котенок.

- Молодцы ребята, да вы просто знатоки птиц. О перелетных птицах в нашем репортаже мы обязательно скажем.

- Ребята, а кто знает какая первая забота у птиц весной? (Построить гнезда.)

- Да, правильно при возвращении птиц домой у них очень много дел, им нужно подправить старые гнезда, свить новые, подготовиться к появлению птенцов.

А что используют птицы для постройки своих гнезд? (Предполагаемые ответы детей: веточки, палочки, солома, мох, кора, земля, тряпочки, кусочки ваты. В случае необходимости педагог дополняет детские ответы.)

А где же можно увидеть птичьи гнезда? (Предполагаемые ответы детей: на деревьях, на столбах.)

- Совершенно верно, но я знаю, что птицы строят свои гнезда не только на деревьях и хотела бы рассказать вам об этом.

Слайды (жилища птиц) (познавательная, обучающая часть).

- Вы знаете, что гнездо жаворонка находится на самой земле, в траве. Несмотря на это поднимается он очень высоко в небо, что его даже не видно с земли, а только слышна его звонкая песня.

- Ласточки прилетят в норки в обрыве берега реки и под крыши домов. Существует поверье, что ласточки селятся под крышами только добрых людей.

- Грачи, возвращаются на свои старые гнезда, селятся большими семьями, места их гнездования называются грачевники. На одном дереве можно увидеть сразу множество грачей.

- Водоплавающие птицы – утки, гуси, лебеди строят свои гнезда на воде или неподалёку от нее.

- А вот у кукушки нет своего гнезда, она подбрасывает свои яйца в гнезда других птиц. И хозяевам гнезда приходится выкармливать чужого птенца.

- Ребята, домик скворца называется скворечник. И конечно они не сами строят эти домики, а помогают им в этом люди. Но это не потому, что они сами не умеют это строить гнезда, а для того, чтобы поселить скворцов по соседству со своими огородами и дачными участками, потому что эти птицы помогают истреблять вредных насекомых.

- Аисты возвращаются в свои гнезда, которые они строят на столбах, водонапорных башнях, на деревьях, у которых нет кроны. Аист достаточно крупная птица, поэтому его гнездо очень прочное.

- Звонкоголосые соловьи возвращаются в свои старые гнезда в лес, парки, рощи и сады и радуют нас прекрасными, заливистыми трелями.

- Ребята, мы с вами узнали много интересного, мне кажется, что этой информацией тоже можно поделиться. Вы поддержите меня в этом?

Воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Стая».

- Вы уже узнали, что у птиц весной очень много работы, особенно когда появляются птенцы. Когда они подрастают, взрослые птицы учат их летать. Неопытные птенцы, порхая в воздухе, могут перепутать стаю. Я предлагаю вам побыть маленькими птенцами, которые учатся летать. Моя картинка вам подскажет птенцами какой птицы вы будете. Вы узнали птицу? (показываю картинку). А как называются птенцы этой птички.

- Пока играет музыка вы- грачата, учитесь летать, машете крылышками и весело порхаете. Когда музыка остановится, вы должны быстро собраться в стайку около своего вожака. А ваши вожаки ждут вас сидя высоко на жёрдочке.

Включаю музыку, порхают, выключила – подлетают к вожаку (поиграть 2-3 раза).

- Скоро деревья покроются зеленой листвой и все леса, поля и реки наполнятся прекрасным звонким пением птиц.

- Ну что ж ребята, мне кажется, что мы много следов весны отыскали. Готов целый весенний репортаж. Отправляем его в редакцию нашей газеты?

В конце занятия на электронную почту приходит видео ответ от главного редактора газеты с благодарностью ко всем ребятам за оказанную помощь в поиске весенних следов.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море?…

Страх "открытой воды" или почему ребенок боится купаться в море? Аннотация: Занимаясь плаванием в бассейне, аккуратно адаптируя ребёнка к воде, мы...

Конспект прогулки комбинированного вида для детей старшего дошкольного возраста «Закружился…

Конспект прогулки комбинированного вида для детей старшего дошкольного возраста «Закружился листьев пёстрый хоровод» Задачи: Познавательные: способствовать развитию представлений детей о деревьях, их внешнем виде, строении...

Музейная педагогика в ДОУ, как фактор обогащения познавательной и игровой…

Музейная педагогика в ДОУ, как фактор обогащения познавательной и игровой деятельности детей дошкольного возраста Патриотическое чувство Родины. Оно начинается у ребенка...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в старшей группе на тему: «Спасение принцессы» Цель: закрепить знания правил безопасного поведения в природе. Задачи: Образовательные: -...

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад…

Программа по математике для средней группы по программе «Детский сад 2100» Пояснительная записка. Программа для дошкольников является начальным звеном единого непрерывного курса...

Развлечение для детей подготовительной группы «Научите Неумеху, скоро в школу…

Развлечение для детей подготовительной группы «Научите Неумеху, скоро в школу, в первый класс» Цель:  Познакомить детей с праздником «День Знаний»; Развивать у детей...