Конспект занятия в подготовительной группе на тему: «Наши права»

Цель: создать условия для формирования основ правового сознания дошкольников.
Задачи: 
- Уточнить и обобщить представления детей о правах и обязанностях ребёнка.
- Активизировать мыслительную деятельность детей с помощью иллюстраций.
- Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления детей.
- Воспитывать чувство уважения к другим людям

Методические приёмы: чтение стихов, дидактические игры, игра с мячом, пение, работа с наглядным материалом, сюрпризный момент.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, работа с демонстрационным материалом, заучивание стихотворений, поговорок, пословиц, разучивание гимна России, беседы с детьми: «Я и моя семья», «Совершал ли ты поступки, за которые тебе было стыдно?», «Наша родина» и др., рисование на тему: « Моя семья», сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Путешествие», «Поликлиника», «Армия», театрализованные игры по сказкам и т.д.
Оборудование: сундучок, картинки со сказочными сюжетами, мяч, свидетельство о рождении, дидактическая игра «Права ребенка», магнитофон для музыкального сопровождения, магнитная доска.

 

Ход НОД:

Воспитатель: если гости к нам пришли, что сказать мы им должны? (Приветствие гостей. Под музыкальное сопровождение воспитатель зачитывает стихотворение.)

По извилистой дорожке,
Шли по миру чьи-то ножки. 
Вдаль смотря широкими глазами, 
Шел малыш знакомиться с правами. 
Знать должны и взрослые, и дети -
О правах, что защищают всех на свете.

- Ребята, сегодня почтальон принес к нам в группу необычный сундучок. Давайте вместе посмотрим, что в нем? (Воспитатель достает и показывает детям «Свидетельство о рождении».) Дети, это же документ. Вы знаете, что это за документ?

(Ответы детей: Это свидетельство о рождении. Оно выдается человеку сразу после рождения.)

Воспитатель: Правильно, этот документ рассказывает нам о том, что у каждого ребенка и человека, есть право на имя, фамилию и отчество. Именно в этом документе они указываются.

- Зачем нам нужно имя?

(Ответы детей: чтобы нас не перепутали, различали, чтобы обратиться именно к тому человеку, с которым хотят пообщаться.)

Воспитатель: Личное имя человека – это «лицо», которое он носит в обществе. Интерес к имени во все времена неслучаен. «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство. Обычно люди гордятся своими именами.
- Ребята, вы уже знаете, что каждое имя может прославить или обесславить человек, который его носит. Каких людей, прославивших свое имя, вы знаете?
(Ответы детей: писатель - А. С. Пушкин, поэт - А. Барто, композитор – В.А. Моцарт и т.д.)

- Старайтесь так жить, чтобы прославить свое имя.

Знают, знают все на свете,

Знают взрослые и дети –

Имя каждому дано,

И у каждого одно!

- Тогда скажите, какая обязанность есть у всех, связанная с этим правом? (Ответы детей: мы обязаны обращаться друг к другу по имени.)

- Правильно, ребята. А вам нравится, когда вас называют ласково. (Да.) Давайте сейчас поиграем в игру «Назови ласково».

(Дети становятся в круг и, передавая друг другу мяч, называют своего соседа по имени ласково.)

– Молодцы, я вижу у каждого из вас не нарушено право на имя. Ребята, а сейчас давайте посмотрим, что еще храниться в моём волшебном сундучке. (Воспитатель достает картинку с изображением семьи, а дети рассматривают её.)

- Как вы думаете, о каком праве вам рассказывает эта картинка?

(Ответы детей: эта картинка рассказывает нам о том, что каждый человек имеет право на семью.)

Воспитатель: Как вы думаете, что оно означает? (Ответы детей: у каждого человека должна быть семья: папа, мама, бабушка, дедушка.)

Ребенок:

Я люблю свою семью:

Маму, папу я люблю,

Люблю деда и бабусю,

И щенка, и кошку Мусю!

Все, кого я так люблю

Имеют право на семью!

Воспитатель: Давайте сначала разберёмся, что такое семья. Послушайте внимательно шуточное стихотворение.

Мама с папой – моя родня,
Нет роднее родни у меня.
И сестрёнка родня и братишка,
И щенок лопоухий Тишка.
Я родных своих очень люблю.
Скоро всем им подарки куплю.
Папе будет моторная лодка,
Маме в кухню – волшебная щётка,
Мяч - сестричке, конфета – Тишке.
А ещё есть друг у меня,
Друг Серёжа мне тоже родня.
Я к нему прибегаю с утра,
Без него мне игра не игра.
Все секреты ему говорю,
Всё на свете ему подарю.

- Ребята, как вы считаете, все ли герои этого стихотворения являются членами одной семьи? Все ли они родные, то есть родня? (Да, нет).
- Назовите персонажей стихотворения, которые являются одной семьёй? (Ответы детей.)
– Верно, членами этой семьи являются Мама, Папа, брат и сестра. Серёжа просто друг, а не член семьи. Домашних животных мы очень любим, заботимся о них, они живут у нас в доме, иногда считаем их членами семьи, но они не люди, поэтому не являются родней герою стихотворения. Семья объединяет родных: родителей и детей, бабушек и дедушек, братьев и сестёр. Это наши родные, родственники, родня.
- А как вы думаете, что такое семья? (Ответы детей: люди, которые любят друг друга, заботятся друг о друге, помогают, жалеют, относятся друг к другу уважительно, живут в одном доме.)

Воспитатель: Молодцы! Семья самое дорогое, что есть у человека. Не случайно в русском языке так много поговорок и пословиц о семье.

- А какие поговорки и пословицы знаете вы?

Дети отвечают сами.
Дружная семья гору сдвинет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Дома и стены помогают.
Добрые детки – дому венец, а плохие детки – дому конец.
В родной семье и каша гуще.
При солнышке тепло, при матушке добро.
Без хозяина дом – сирота.

Воспитатель: Ребята, расскажите, у вас есть какие-нибудь обязанности в семье?

(Ответы детей: убирать за собой игрушки, помогать маме убирать дома, помогать мыть посуду и т.д.)

- Ребята, а еще ваша обязанность уважать и слушаться взрослых людей, которые заботятся о вас. А сейчас давайте посмотрим, что еще хранит наш и волшебный сундучок. (Воспитатель достает картинку, где изображено, как дети играют.) О каком праве нам может рассказать эта картинка?

(Ответы детей: право на отдых.)

- Правильно, а как вы любите отдыхать?

(Ответы детей: играть в игры, смотреть телевизор, купаться, гулять, спать и т.д.)

Ребенок: Дайте детству наиграться
Вдоволь, досыта, не вкратце,
Дайте дождиком умыться, 
Дайте, как цветку раскрыться.
Душу детскую щадите,
Пуще глаза берегите.
Зря за шалость не корите
Ни родитель, ни учитель.
Дайте детству наиграться,
Насмеяться, наскакаться.

Воспитатель: предлагаю использовать право на отдых и поиграть в игру «Где мы были мы не скажем, а что делали покажем».

(Дети загадывают движения, имитируют: игра с мячом, прыжки на скакалке, кушаем, поем и т.д., а один из детей угадывает.)

Воспитатель: Ребята, вам понравилось отдыхать? (Да.) Конечно, отдыхать не только интересно, но еще полезно для здоровья человека. Главное, чтобы ваш отдых не мешал окружающим вас людям, т.к. ваши предпочтения для отдыха не всегда совпадают с предпочтениями других людей.

- А наш волшебный сундучок пытается нам что-то еще показать, давайте посмотрим? (Достаем картинку с изображением учеников.)

- Дети, посмотрите, о каком праве нам пытается рассказать сундучок?

(Ответы детей: право на образование, так как на картинке изображены дети, сидящие за школьной партой.)

Воспитатель: правильно, а вы знаете пословицы об образовании? (Да.) Вот это мы сейчас проверим. Предлагаю вам поиграть в игру «Восстанови пословицу», я буду начинать пословицу, а вы её продолжите.

Век живи - Век учись.
Учиться - Всегда пригодится.
Ученье – свет, не ученье – тьма.
Кто грамоте горазд, тому не пропасть. 

- Молодцы, знаете пословицы. А где можно получить образование? (Ответы детей: в школе, в детском саду, в училище, в институте и т.д.)

- Как вы думаете, для чего человеку надо учиться? (Ответы детей.)

- Да, вы правы, учиться нужно для того, чтоб получить профессию, чтоб быть умным и образованным человеком. Давайте расскажем нашим гостям, какие профессии мы знаем, а для этого поиграем в игру «Вставьте слово».

Воспитатель начинает, дети заканчивают:
Самолетом правит… (летчик).
Трактор водит… (тракторист).
Электричку - (машинист).
Стенку выкрасил… (маляр).
Доску выстругал… (столяр).
В доме свет провел… (монтер).
В шахте трудится… (шахтер).
В жаркой кузнице… (кузнец).
Кто все знает - …(молодец)!

- Вы скоро пойдете в школу, и самой главной вашей обязанностью будет посещение всех уроков и выполнение домашнего задания.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, можно ли узнать о правах детей в сказках? (Да, нет.)

- Предлагаю вам рассмотреть картинки с сюжетами известных сказок, попробуем определить какие права нарушаются в этих сказках. (Друг за другом появляются соответствующие иллюстрации сказок)

  • «Золушка», «Морозко» - Право на отдых.
  • «Дюймовочка», «Гуси лебеди» - Право на семью.
  • «Волк и семеро козлят», «Сказка о мертвой царевне» - Право на жизнь.
  • «Три поросенка» - право на дом.

- Право на дом, что это за право? (ответы детей: каждый человек имеет право на свой дом (жилье) и никто не может без разрешения заходить в мой дом и брать мои вещи).

- Правильно, это право на имущество и оно неприкосновенно без нашего разрешения. А как люди обязаны относиться к своему дому? (Бережно.)

- Ребята, давайте вернемся к нашему волшебному сундучку, он наш и поэтому мы с вами имеем право в него заглянуть еще раз.

(Ребята достают картинку с изображением доктора.)

- Кто изображен на рисунке? (Ответы детей: на этой картинке изображен доктор, врач.)

- О каком праве он вам напоминает? (Ответы детей: доктор напоминает о том, что каждый человек имеет право на медицинский уход.)

- А что обязан делать человек, чтобы сохранить свое здоровье в порядке? (Ответы детей: стараться бережно относиться к своему здоровью: одеваться по погоде, заниматься спортом, не курить, не употреблять спиртные напитки, больше есть овощей и фруктов и т.д.)

- Посмотрите, ребята, какие вы разные, но у вас у всех одинаковые права. Каждый из вас, теперь знает, эти права и никогда не будет нарушать прав других людей, не позволит, чтобы нарушали его права. Когда вы вырастите и будете взрослыми, помните, что у каждого человека есть права и обязанности.

- А сейчас давайте послушаем ребят, которые прочтут вам стихотворения:

1 ребенок.

Я – Гражданин России! –

Почетный титул Родины моей.

Торжественно и гордо он звучит,

И выше всех наград и лести.

Не каждый удостоен этой чести

С достоинством его носить.

2 ребенок.

Достойна ты, страна – могуча,

Делами добрыми кипуча.

Прославим мы, тебя, поверь.

А если надо, то проверь!

С дороги с этой не свернем:

Почетно мы по ней пройдем!

3 ребенок.

Нам жить, вершить, творить.

Как совесть наша и душа велит.

Я – гражданин России!

И этот титул нам носить!

Воспитатель: Ребята, каждый из нас имеет право на гражданство в той стране, в которой он родился, вырос, и мы обязаны защищать свою страну, чтобы и нам и нашим близким было приятно, комфортно жить в родной стране, чтобы можно было гордиться той страной, гражданином которой ты являешься. (Дети все вместе стоя поют гимн России под музыку – 1 куплет.)

- А сейчас, давайте еще раз вспомним, о каких правах мы с вами сегодня беседовали? (Ответы детей: право на имя, право на семью, право на отдых, право на образование, право на медицинский уход, право на гражданство.)

Воспитатель: Правильно, молодцы! Вместе с этим мы еще узнали о своих обязанностях по каждому из этих прав. И если мы будем соблюдать все эти права и выполнять свои обязанности, тогда все у нас будет хорошо. А теперь послушайте еще одно замечательное стихотворение:

Лишь появится ребенок, и дышать начнет едва

У него уже с пеленок веские права!

Он имеет право жить, развиваться и дружить;

Иметь просторный, добрый дом,

Видеть тихий мирный сон.

Врачей помощь получать,

Обучаться, отдыхать,

Быть веселым и здоровым,

Восхищаться чем-то новым

И любить, и быть любим.

Он на свете не один!

- Ребята, вы сегодня хорошо потрудились и в нашем волшебном сундучке для вас есть небольшой сюрприз.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экологический проект «В гостях у Чиполино и его друзей»

Экологический проект «В гостях у Чиполино и его друзей» Пояснительная записка Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями в природе начинается с первых...

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца»

Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные чашки и блюдца» разработана для детей 2-3 лет. Игра направлена на развитие...

Спортивное развлечение «Путешествие в сказку» Средняя группа Для методического объединения…

Спортивное развлечение «Путешествие в сказку» Для методического объединения воспитателей – экологов «Экологизация видов деятельности в ДОУ» Средняя группа Цель: сохранение и укрепление здоровья...

Читайте также

Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»

Творческо-познавательный проект «Сказочный мир Корнея Чуковского»

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у…

Конспект по познавательному развитию в старшей группе «В гостях у Королевы Природы» с применением ТРИЗ-технологии Цель: обобщить знания о живой и неживой...

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами…

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами театрализации) «Семья – мой мир» Включается тихая спокойная музыка, на экран...