Конспект непосредственной образовательной деятельности на тему «Мы за чаем не скучаем»

Цель: приобщить детей к истокам русского народного творчества и культуры

поведения, к традициям русского народа.

Задачи:

  • воспитывать у детей желание быть гостеприимными, доброжелательными;
  • познакомить детей со старинным предметом быта русского народа - с самоваром, с традициями народного чаепития;
  • расширить лексический запас детей словами «самовар», «чаепитие»,

«посиделки», «горница», «фарфор»;

  • учить отгадывать загадки;
  • закрепить приёмы лепки из солёного теста;
  • развивать внимание, речь, мышление, память.

Оборудование: самовары, чашки, сахарницы, сухарница, чайные угощения, русская народная музыка.

Словарная работа:

  • обогащение: самовар, лукошко;
  • активизация: чаепитие, чайник, чай, баранки, калачи.

Предварительная работа:

  • знакомство с предметами быта – деревянными ложками, ухватом, чугунком, горшком;
  • разучивание пальчиковой гимнастики «Бай-качи-качи-качи»;
  • разучивание хоровода, «Самовар»;
  • чтение сказок "Федорино горе ", "Муха - Цокотуха".
  • рассматривание альбома "От самовара к чайнику".

Оборудование: блюдца, чашки, самовар (большой и маленький, фарфоровый, металлический), 2 заварных чайника прозрачных, стаканчик прозрачный, картинки с разными самоварами, куклы, кукольная посуда, соленое тесто, доски для лепки, стеки, печатки, тарелка с конфетами для детей и гостей.

Планируемый результат: проявляет интерес к истории возникновения самовара, умеет пользоваться выразительными средствами речи, имеет представление о культуре поведения за столом.

 

Содержание деятельности

Воспитатель (Хозяйка).

- Здравствуйте, детки дорогие! Проходите, присаживайтесь, всем места

хватит. Рада вас встречать в моей горнице. Здесь для вас, гостей дорогих будут организованны посиделки.

В старые добрые времена был на Руси такой добрый обычай: осенью, когда

заканчивали крестьяне свою работу на полях, собирались они на посиделках, чтобы на людей поглядеть, да и себя показать – отдохнуть от дел рабочих. А какие же посиделки без чаю горячего, бодрящего, освежающего! А вы любите пить чай? С кем из своих родных, друзей вы любите чаёвничать? Загадаю я вам загадку.

Хоть задрал он к верху нос,

Но это не всерьёз.

Не перед кем он не гордиться

Кто пить захочет — убедится. (Чайник.)

-Правильно, мальчики и девочки. Давайте его рассмотрим.

- Что есть у чайника? (Носик, ручка, крышка.)

- Какой чайник?

- Для чего он нужен?

- А что нам еще нужно будет для чаепития? (Чашечки, блюдечки, ложечки.)

- Посмотрите, на столе у нас есть такие предметы.

- А теперь следующая загадка.

Стоит пузачок,

Блестит бочок.

Шипит, ворчит,

Всем чай пить велит. (Самовар.)

- Молодцы! Посмотрите какой самовар у меня есть.

- Я иду, иду, иду.

Самовар в руках несу,

Сасмовар в руках несу,

Прибауточку пою.

- Это самовар. Так кто же он такой – самовар? Для чего он нужен? (Ответы детей.)

- Самовар - старинное русское изобретение, для нагревания воды, он прадед современных чайников. Считается, что родина самовара –город Тула. Поэтому первые самовары называют тульскими. (Подвести детей к выставке самоваров.) Делали самовары из серебра, меди, железа, даже из фарфора. Чтобы самовар был красивым, его ножки, краник, ручки делали в виде образов различных животных, птиц, рыб, например: львов, петухов и пр. Внешний вид самоваров был разным, потому что каждый мастер старался придумать свой, непохожий на других самовар. Мастер вкладывал в самовар всю душу, всю свою фантазию, все свои умения. Форма самоваров все время менялась. И если в настоящее время мы можем встретить в доме электрический самовар. Т.е с помощью чего он нагревается? (Электричества.) То в старину, что бы чаю попить, самовар надо было затопить заранее. (Рассматривают самовар.) Посмотрите, внутри самовара есть труба. Она называется кувшин. В него закладывали щепки, маленькие палочки, уголь, шишки и поджигали. Вокруг кувшина была вода. Ее наливали в стенку. Щепочки горели, нагревали воду и вода закипала. Самовар начинал ворчать, шуметь, гудеть.

- Что-то гости мои заскучали от долгих рассказов, а ведь в избе, возле самовара всегда было весело. Ребята, а ведь самовар - то у нас волшебный и шепчет он мне, что пора пришла поиграть. Вставайте в кружочек.

(Дети встают в круг.)

Физминутка

Как на ярмарку, на праздник

Привезли нам самовар.

Вот такой вышины,

Вот такой низины.

Вот такой ширины,

Вот такой узины.

Самовар, самовар!

Вот так чудо-самовар!

- Ребята, а я вот хочу спросить, если самовар закипел, как будет, называется вода, (Дети: кипяток, правильно, потому что он очень горячий.)

- А трогать руками его можно? Нет нельзя, верно. Запомните!

- А теперь давайте пройдем, ребята к столу, я покажу вам, как заваривается чай. Есть разные сорта чая, а я приготовила для вас черный и зеленый. Мы возьмем прозрачный стаканчик, открываем у самовара краник, посмотрите, льется кипяток! Какого он цвета, ребята? (ответы детей). Бесцветный, прозрачный. А почему идет пар? (Ответы детей.) Потому что вода только что закипела, и очень горячая. Вот какой у нас кипяток! А теперь я насыпаю черный чай в заварочный чайник, в этом чайнике будет завариваться чай, поэтому он и называется - заварочный. Заваривают чай кипятком, а где мы его возьмем? (Ответы детей.) Правильно, из самовара. Открываем краник и наливаем кипяток. Посмотрите, кипяток был прозрачный, а что же сейчас с ним происходит? (Ответы детей.) Чай заваривается, как много чаинок плавает и кипяток становится темным, насыщается цветом. А в другом заварочном чайнике у нас зеленый чай, посмотрите, какое волшебство, листики разворачиваются, а заварка получается светлого оттенка. Посмотрите, ребята, как разные сорта чая, окрашивают кипяток в разные цвета. Черный чай - становится темного цвета, а зеленый - светлого. А что бы чай стал ароматным, крепким, вкусным, ему надо, настояться несколько минут.

- Посмотрите, ребята, наши куклы тоже решили чаепитие устроить. Они приготовили чашки, ложки, блюдца и даже самовар (чайник). Но все-таки, я думаю, на столе чего-то не хватает. Как вы думаете чего? (Дети догадываются, что куклам не с чем пить чай. Они предлагают помочь им.)

- У меня в лукошке есть тесто. Давайте мы слепим из него для наших кукол баранки и печенье. Но сначала давайте вспомним потешку про баранки (дети произносят слова и выполняют движение пальчиками по тексту):

Бай-качи-качи-качи!

Глянь, баранки, калачи.

Глянь, баранки, калачи

С пылу, с жару из печи.

Налетели тут грачи,

Похватали калачи,

Нам остались лишь бараночки.

Дети садятся за столы, вспоминают как лепить баранки, печенье.

- Умницы, ваше угощение понравилось куклам. Они вам говорят спасибо.

- Давайте с вами вспомним о чем мы сегодня говорили?

- О чем вы расскажите дома?

- Мальчики и девочки, а обратите внимание на наш стол. Чай в заварном чайничке заварился и зелёный, и черный. Появилось угощение на столе. Прямо у нас скатерть-самобранка. Что же и мы с вами почаевничаем. Устроим посиделки.

 

Используемая литература.

1. Косарёва В.Н. "Народная культура и традиции." Занятия с детьми 3-7 лет .

Интернет ресурсы

1. https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2018/04/11/konspekt-zanyatiya-v-gostyah-u-samovaravtoraya-mladshaya

2. https://infourok.ru/samovar-samovarische-kompleksnoe-zanyatie-vo-vtoroy-mladshey-gruppe-2802704.html



Новые публикации

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника

Художественная литература как средство всестороннего развития дошкольника Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:Полезнее книги нет вещи на свете!Пусть книги друзьями заходят...

Паспорт педагогического проекта на тему «Профессии»

Паспорт педагогического проекта на тему «Профессии» Авторы и участники проекта: дети подготовительной группы «Капелька», родители, воспитатели. Название проекта «Сколько профессий и все хороши...

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или…

Семинар для родителей детей младшего дошкольного возраста «Детские провокации, или как устанавливать запреты» Цель: повышение психологической грамотности родителей. Задачи: - ознакомление родителей c...

Читайте также

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в младшей группе «Утро наступило...»

Конспект непосредственно-образовательной деятельности в младшей группе «Утро наступило...» Программное содержание: Познакомить детей с последовательностью смены частей суток, их названием. Уточнить и конкретизировать представления детей об...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Пингвины» (техника оригами)

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Пингвины» (техника оригами) для детей подготовительной группы   Цель: формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности...

Планирование видов деятельности в режимных моментах на декабрь в старшей…

Планирование видов деятельности в режимных моментах на декабрь в старшей группе     {pdf=download/files/presentation/file253.pdf|90%|700|native}


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

Познавательная деятельность

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует...

Геометрические фигуры

Знакомство дошкольников с геометрическими фигурами и формами предметов через игру.     Изучение эталонов форм предметов, т.е. геометрических фигур необходимо для познания ребенком окружающего мира. Благодаря этому у детей расширяются и углубляются знания об окружающей действительности, развиваются умственные операции (анализ...

ООД Познавательное развитие.Тема: «Как поступают добрые люди»

Цель :  cоздание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития. Задачи: создать условия для: - содействия накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками и взрослыми ; - воспитания отрицательного отношения к грубости, жадности; - развития у детей внимания, памяти, воображения, мелкой...

«Воспитатель — это волшебник, который открывает детям дверь в мир взрослых. И от того, что…

Воспитатель – кто это такой?Наставник или назидатель?А может, он творец и душ ваятельА может просто человек,След оставляющий на век?И простотой и глубиной душиСпособный в жизнь нам выстроить мосты!

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство