Коррекционно-развивающее занятие. Тема «Приключение в лесу»

Дети с тяжелым нарушением речи, 4-5 лет. Средняя группа

Структура сценария (конспекта)

Форма.
Тема
Коррекционно- развивающее занятие.
Тема «Приключение в лесу»
Целевая аудитория Дети с тяжелым нарушением речи, 4-5 лет. Средняя группа.
Цель Создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка.
Задачи Коррекционно-образовательные:
  • Продолжать знакомить ребенка с образом жизни диких животных (еж, волк, заяц, медведь);
  • Продолжать закреплять понятия: большой- маленький, много- мало, длинный- короткий.
  • Продолжать закреплять умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине.
  • Закреплять количественные представления понятий «много- мало» посредством речевого высказывания.
  • Продолжать закреплять название цветов.
  • Уточнять и расширять пассивный и активный словарный запас ребенка.
  • Стимулировать проявление собственной познавательной, игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка в процессе игр.
Коррекционно-развивающие:
  • Развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формирование речи во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Развивать понимание обращенной речи.
  • Продолжать развивать мелкую моторику через практические действия (крупа).
  • Развивать тактильные ощущения.
  • Развивать слуховое внимание, память, зрительное и слуховое восприятие.
  • Развитие артикуляционного аппарата, развитие мимической мускулатуры лица.
  • Развитие речевого дыхания.
Коррекционно-воспитательные:
  • Формирование устойчивого эмоционального контакта ребенка в процессе игр.
  • Формирование положительно-эмоционального отношения к занятиям.
Используемые / используемая технологии/технология Здоровьесберегающая (массаж, логоупражнения, психогимнастика).
Технология игр (Инструментальная, где осуществляется формирование определенных навыков и умений, может выражаться в игровых упражнениях;
гностическая, способствует формированию знаний и развитию мышления, обучающая, выражается в дидактических методиках;
социально-психологическая, направлена на развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх).
ИКТ (музыкальное сопровождение).
Методы, приемы, средства
  • Игровой (сюжетная игра, дидактические игры, пальчиковая и музыкальные игры, игры-подражания, воображаемые ситуации),
  • Словесный (проигрывание стихотворной формы при выполнении движений, пояснение, похвала),
  • Наглядный (слуховая наглядность, по подражанию педагогу, картинки, схемы).
  • Практический (совместные с педагогом действия, игры с крупой).
  • Здоровьесберегающий (смена поз, логоупражнения, психогимнастика, упражнения на развитие мелкой и общей моторики).
Материал и оборудование
  • Нестандартное оборудование: рис, фольга, цветные помпоны, коктейльные трубочки, веточки.
  • Музыкально сопровождение.
  • Предметные картинки.
  • Фишки 4 цветов. Основных.
  • Куклы би-ба-бо.
  • Ложечки для сыпучих материалов.
  • Кусочки льда (Можно сухого, если есть) или холодный металлический шарик.
  • Еловая веточка.
  • Цветные ленточки. (Основные цвета)
Оформление класса/кабинета Согласно сценарию проводимого занятия. Материалы расположены в полной доступности для детей.

  

Ход занятия (подробное изложение)
Организационный момент.
Игра-приветствие «Доброе утро». Все встают в круг. Поочередно протягивают руку, проговаривая каждый свое имя и кладя руку на руку другого, улыбаясь, одновременно произнося «Доброе утро», начинает взрослый.
Основная часть.
Игровая ситуация , постановка проблемы.

Взрослый: надевает куклу би-ба-бо зайца на руку. Слышится голос плачущего зайца.
Взрослый: Кто это плачет? Дети: заяц.
Взрослый., обращаясь к зайцу:
-Почему ты дрожишь, Зайка?
Заяц (В): мне холодно, я очень замерз.
Взрослый., обращаясь к ребенку: как холодно Зайке?
Взрослый., используя прием термомассажа, проводит кусочком льда по надбровным дугам, щекам, по кончику носа, носогубным складкам, губам, подбородку и по кистям рук.
Взрослый: зайке холодно зимой? (Холодно).

Пальчиковая гимнастика: «Зайке холодно зимой».

Взрослый: Зайке холодно зимой
Мерзнут лапки ой, ой, ой!
Нужно лапки нам погреть,
Посильнее растереть.
(Ребенок совместно со взрослым выполняет движения, уточняется произношение звука «Х»).
Взрослый: почему ты опять плачешь, Зайка?
Заяц (Взрослый.) жалостно отвечает: меня выгнал волк из дома. Помогите мне прогнать его.
Взрослый: зайка, а где твой дом?
Заяц (Взрослый.): мой дом далеко в лесу.
Взрослый., обращаясь к ребенку: будем Зайке помогать?
Будем волка прогонять? (Дети: Да).
Зайка остается под елочкой.
Ребенок и Взрослый. отправляются в лес: мы с тобой пойдем.

Игра в сенсорной коробке.
Взрослый. подводит ребят к сенсорной коробке.
Взрослый: посмотри, вот лес. Может здесь зайка живет? Проверим, кто же здесь.

Дыхательное упражнение.
Взрослый: совместно с ребятами берет коктейльную трубочку и начинают дуть на рис. Находят ежа.
Взрослый: кто это? (ежик).

Игра по подражанию.
Взрослый: произносит звук Ф-Ф-Ф (Имитация фырканья ежа).
Взрослый: слышишь, как ежик недовольно фырчит?
Вместе с детьми произносят звук Ф-Ф-Ф.
Затем В. проводит еловой веточкой по лицу, по кистям рук ребенка, уточняя ощущения (колючие иголки у ежа).
Взрослый: спрячем ежа обратно, укроем его веточками. (Дети собирают веточки, накрывают, пряча ежа). «Идут» дальше.

Дидактическая игра «Где много, где мало?».
Взрослый: сколько много с деревьев веток намело! Вот еще веточки. Какие они по величине? (большие, маленькие). Но до него не дойти. Попробуем расчистить дорожку.
Предлагается сначала большое ведерко. Ребенок с помощью совочка насыпает в него крупу. Дорожка до конца не расчищена. Берется еще одно ведерко, меньшее по размеру.
Взрослый: (показывая на ведерки): «Какой величины, это ведерко? (Ведерко, какое?)» (большое, маленькое).
Ребенку дается образец речевого высказывания демонстрируемых предметов.
- В большом ведерке – много «крупы».
- В маленьком ведерке – мало «крупы».
- Покажи, в каком ведерке много ? (В большом.)
- Покажи, в каком ведерке мало ? (В маленьком.)

Психогимнастика.
Взрослый: как тяжело расчищать дорожку! Очень трудно. Покажем как мы устали? 
Имитируют усталость, и произносят на выдохе слово «Ух»!

Дидактическое упражнение «Разрезные картинки».
На расчищенной дорожке видны следы:
-Чьи это следы? Кто их оставил? (если дети не догадываются):
Взрослый: попробуй сложить картинку и тогда узнаешь, чьи это следы. Ребенок(дети) собирают разрезную картинку спящего медведя в берлоге (картинки разрезаны на 4 части. Если ребенок не справится, предлагается упрощенный вариант).
Взрослый: Кто это? Это медведь, правильно! Зимой он спит. Тише! (шепотом): А представляете, если бы мы его разбудили? Какой он был бы сердитый? Поиграем?

Подвижная Игра «Кто здесь топал? »
Под музыку совместно со взрослым, дети выполняют соответствующие движения.
Взрослый: надевает на руку куклу би-ба-бо- медведя.
- Кто здесь топал? Кто здесь хлопал? Нет, не я .Нет не я! Кто здесь топал? Кто здесь хлопал? Догоню сейчас тебя!

Дидактическое упражнение «Цветная дорожка».
Взрослый: убежали от медведя! Вот что может случиться, если его разбудить зимой. Предлагаю сделать цветную дорожку около леса. Тогда звери будут обходить это место стороной.
Ребенок с опорой на образец выкладывает «сигнальную» цветную дорожку из 4 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

Дидактическая игра «Узнай по голосу».

Включается фонограмма воя волка. Ребенок на слух по фонограмме определяет голос животного..
В: кто это? (Дети: волк).
-Попробуем и мы повыть как волк.
Совместно с педагогами ребенок имитирует звук воя волка.
Взрослый: какой волк? (Злой, сердитый). 

Психогимнастика «Сердитый волк».
Взрослый: покажем злого волка.
Ребенок и педагог изображают волка, расставляя широко пальцы рук у лица, и сердито произносят «Я злой и страшный серый волк…», и выполняют упражнение «Подуй сильно на губки».
Взрослый: вот мы и нашли дом Зайки. Будем волка прогонять?
Волк услышал, что мы пришли и спрятался за елку.
А ну волк, уходи (проговариваем вместе).
Взрослый: прогнали волка!!!
Молодец,___________ (имя ребенка)! (Хвалим каждого ребенка). Ой, посмотри, а вот и Зайка!
Зайка (В) говорит «спасибо» и благодарит за помощь, дарит ребенку цветные орешки.
Взрослый: вот и закончились наши приключения в лесу.
Пора домой.

Заключительная часть (ритуал прощания).
Ребенок и взрослые встают в круг.
Поочередно протягивают руку, проговаривая каждый свое имя и кладя руку на руку другого, улыбаясь, одновременно произносят «До свидания!».

Другие условия и особенности проведения занятия Небольшая подгруппа детей- 1-3 человека.

Методическое обоснование.

Подготовительная работа:

  • повторение материала о диких животных, их строением, повадками, образом жизни. Рассматривание картин, слайдовых презентаций.
  • использование нестандартных материалов -помпонов, синтепона, игры с сенсорной коробкой .
  • разучивание пальчиковых игр, логоритмических упражнений: «Зайка-попрыгайка», «Кто здесь топал?» «Пальчиковые шаги»;
  • дидактические игры и упражнения – «Сложи из фигур по схеме », «Цветная дорожка», «Разрезные картинки», «Узнай по звуку животное», игры с крупами.
  • подбор практического материала (предметов-заместителей, игрушек, пальчиковых и логоритмических упражнений, музыкального сопровождения).

Тяжелое недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Поэтому были поставлены задачи не только на речевое развитие, но и на развитие всех познвательных процессов, так как по диагностическим данным у этих детей наблюдается снижение познавательной деятельности: меньший объём запоминания и воспроизведения материала.

Здоровьесберегающие технологии предотвращают утомляемость детей , как психическую, так и физическую. Формируют определенные привычки к саморегуляции утомляемости (Смена позы например). Так –же происходит профилактика ухудшения зрения , скалиоза, и т.д.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такой технологии необходимо четко обозначать и пошагово описывать ребенку систему игровых заданий и различных игр. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы.

Я считаю, что структура занятия построена на стимулировании и желании детей участвовать в общении доступными способами. Желании сделать полезное дело и достичь результата, после чего порадоваться, что способствует улучшению настроения, желания вернуться в кабинет психолога и достигать новых успехов.

После проведения данного занятия, в группе организуются условия для самостоятельного проигрывания полученного опыта.



Новые публикации

Педагогический проект «Куклы разных народов»

Педагогический проект «Куклы разных народов» Паспорт педагогического проекта 1. Тема проекта Ознакомление детей с предметами декоративно-прикладного искусства. 2. Вид проекта Творческий, учебно-познавательный 3. Актуальность проекта Актуальность проекта...

Игрушки своими руками для детей младшего возраста

Игрушки своими руками для детей младшего возраста Многое можно сделать своими руками, вот такое увлечение и бывшей моей воспитанницы, Вероники Шиленко...

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!»

Сценарий весеннего праздника для детей ясельной группы «Весна на дворе!» Цель: Создать у детей радостное настроение в движениях и игровых, действиях под музыку...

Читайте также

Конспект- беседа. Тема: «Быт. Древние элементы в материальной культуре Осетии»

Конспект- беседа. Тема: «Быт. Древние элементы в материальной культуре Осетии» (Археолого-этнографические параллели) Цель: Дать представление о выявлении параллелей между скифским бытом и...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Конспект по НОД развитию речи на тему «Зимние забавы» …

Конспект по НОД развитию речи на тему «Зимние забавы» (Составление рассказа по картине) Задачи: Образовательные задачи: - закрепить знания детей о временах года, признаках...

Читайте также

Лэпбук «Юные экологи»

Лэпбук «Юные экологи» В условиях современного мира экологическое воспитание становится одним из приоритетных направлений ДОУ. Его цель — формирование личности, способной...

Конспект организованно-образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности от 6 до…

Конспект организованно-образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности от 6 до 7 лет по реализации образовательной области «Музыка» на тему «В гостях у Феи Музыки»

Педагогический проект «Лесная аптека»

Педагогический проект «Лесная аптека» Тип проекта: групповой, развивающий, лично – ориентированный. Участники: дети 5- 6 лет, педагоги и родители. Срок реализации: краткосрочный (май 2022...





В блогах

Неделя ПДД

Сентябрь 1. Тема: Беседа: «Транспорт на улицах города». Цель:  Учить детей классифицировать транспорт по назначению (дать элементарные понятия о видах машин и их предназначении). 2. Тема: Рассматривание легкового автомобиля. Цель: Уточнить знания о работе шофера, закрепить понятие о видах машин...

Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»

« Роль родителей в формировании бережного отношения к природе»   Любовь к природе, впрочем, как и всякая любовь, несомненно, закладывается с детства. И.Соколов-Микитов Ребенок – зеркало семьи; как в капле отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и...

Консультация для родителей "Дорога не терпит шалостей!"

Консультация для родителей. «Дорога не терпит шалости – наказывает без жалости» Воспитатели – не доучили, Родители – не досмотрели, ГИБДД – не доорганизовало Водитель – не среагировал, а в результате – ребенок пострадал в дорожно-транспортном происшествии. ПОМНИТЕ! Каждый из вас...

Фонематический слух - основа правильной речи

Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Это умение называется фонематическим слухом. Маленький ребенок...