Коррекционно-развивающее занятие. Тема «Приключение в лесу»

Дети с тяжелым нарушением речи, 4-5 лет. Средняя группа

Структура сценария (конспекта)

Форма.
Тема
Коррекционно- развивающее занятие.
Тема «Приключение в лесу»
Целевая аудитория Дети с тяжелым нарушением речи, 4-5 лет. Средняя группа.
Цель Создание условий для формирования познавательной и речевой активности ребенка.
Задачи Коррекционно-образовательные:
  • Продолжать знакомить ребенка с образом жизни диких животных (еж, волк, заяц, медведь);
  • Продолжать закреплять понятия: большой- маленький, много- мало, длинный- короткий.
  • Продолжать закреплять умение устанавливать соотношение между несколькими предметами по величине.
  • Закреплять количественные представления понятий «много- мало» посредством речевого высказывания.
  • Продолжать закреплять название цветов.
  • Уточнять и расширять пассивный и активный словарный запас ребенка.
  • Стимулировать проявление собственной познавательной, игровой, коммуникативной, речевой активности ребенка в процессе игр.
Коррекционно-развивающие:
  • Развивать когнитивные предпосылки речевой деятельности, формирование речи во взаимосвязи с развитием восприятия, внимания, памяти, мышления.
  • Развивать понимание обращенной речи.
  • Продолжать развивать мелкую моторику через практические действия (крупа).
  • Развивать тактильные ощущения.
  • Развивать слуховое внимание, память, зрительное и слуховое восприятие.
  • Развитие артикуляционного аппарата, развитие мимической мускулатуры лица.
  • Развитие речевого дыхания.
Коррекционно-воспитательные:
  • Формирование устойчивого эмоционального контакта ребенка в процессе игр.
  • Формирование положительно-эмоционального отношения к занятиям.
Используемые / используемая технологии/технология Здоровьесберегающая (массаж, логоупражнения, психогимнастика).
Технология игр (Инструментальная, где осуществляется формирование определенных навыков и умений, может выражаться в игровых упражнениях;
гностическая, способствует формированию знаний и развитию мышления, обучающая, выражается в дидактических методиках;
социально-психологическая, направлена на развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх).
ИКТ (музыкальное сопровождение).
Методы, приемы, средства
  • Игровой (сюжетная игра, дидактические игры, пальчиковая и музыкальные игры, игры-подражания, воображаемые ситуации),
  • Словесный (проигрывание стихотворной формы при выполнении движений, пояснение, похвала),
  • Наглядный (слуховая наглядность, по подражанию педагогу, картинки, схемы).
  • Практический (совместные с педагогом действия, игры с крупой).
  • Здоровьесберегающий (смена поз, логоупражнения, психогимнастика, упражнения на развитие мелкой и общей моторики).
Материал и оборудование
  • Нестандартное оборудование: рис, фольга, цветные помпоны, коктейльные трубочки, веточки.
  • Музыкально сопровождение.
  • Предметные картинки.
  • Фишки 4 цветов. Основных.
  • Куклы би-ба-бо.
  • Ложечки для сыпучих материалов.
  • Кусочки льда (Можно сухого, если есть) или холодный металлический шарик.
  • Еловая веточка.
  • Цветные ленточки. (Основные цвета)
Оформление класса/кабинета Согласно сценарию проводимого занятия. Материалы расположены в полной доступности для детей.

  

Ход занятия (подробное изложение)
Организационный момент.
Игра-приветствие «Доброе утро». Все встают в круг. Поочередно протягивают руку, проговаривая каждый свое имя и кладя руку на руку другого, улыбаясь, одновременно произнося «Доброе утро», начинает взрослый.
Основная часть.
Игровая ситуация , постановка проблемы.

Взрослый: надевает куклу би-ба-бо зайца на руку. Слышится голос плачущего зайца.
Взрослый: Кто это плачет? Дети: заяц.
Взрослый., обращаясь к зайцу:
-Почему ты дрожишь, Зайка?
Заяц (В): мне холодно, я очень замерз.
Взрослый., обращаясь к ребенку: как холодно Зайке?
Взрослый., используя прием термомассажа, проводит кусочком льда по надбровным дугам, щекам, по кончику носа, носогубным складкам, губам, подбородку и по кистям рук.
Взрослый: зайке холодно зимой? (Холодно).

Пальчиковая гимнастика: «Зайке холодно зимой».

Взрослый: Зайке холодно зимой
Мерзнут лапки ой, ой, ой!
Нужно лапки нам погреть,
Посильнее растереть.
(Ребенок совместно со взрослым выполняет движения, уточняется произношение звука «Х»).
Взрослый: почему ты опять плачешь, Зайка?
Заяц (Взрослый.) жалостно отвечает: меня выгнал волк из дома. Помогите мне прогнать его.
Взрослый: зайка, а где твой дом?
Заяц (Взрослый.): мой дом далеко в лесу.
Взрослый., обращаясь к ребенку: будем Зайке помогать?
Будем волка прогонять? (Дети: Да).
Зайка остается под елочкой.
Ребенок и Взрослый. отправляются в лес: мы с тобой пойдем.

Игра в сенсорной коробке.
Взрослый. подводит ребят к сенсорной коробке.
Взрослый: посмотри, вот лес. Может здесь зайка живет? Проверим, кто же здесь.

Дыхательное упражнение.
Взрослый: совместно с ребятами берет коктейльную трубочку и начинают дуть на рис. Находят ежа.
Взрослый: кто это? (ежик).

Игра по подражанию.
Взрослый: произносит звук Ф-Ф-Ф (Имитация фырканья ежа).
Взрослый: слышишь, как ежик недовольно фырчит?
Вместе с детьми произносят звук Ф-Ф-Ф.
Затем В. проводит еловой веточкой по лицу, по кистям рук ребенка, уточняя ощущения (колючие иголки у ежа).
Взрослый: спрячем ежа обратно, укроем его веточками. (Дети собирают веточки, накрывают, пряча ежа). «Идут» дальше.

Дидактическая игра «Где много, где мало?».
Взрослый: сколько много с деревьев веток намело! Вот еще веточки. Какие они по величине? (большие, маленькие). Но до него не дойти. Попробуем расчистить дорожку.
Предлагается сначала большое ведерко. Ребенок с помощью совочка насыпает в него крупу. Дорожка до конца не расчищена. Берется еще одно ведерко, меньшее по размеру.
Взрослый: (показывая на ведерки): «Какой величины, это ведерко? (Ведерко, какое?)» (большое, маленькое).
Ребенку дается образец речевого высказывания демонстрируемых предметов.
- В большом ведерке – много «крупы».
- В маленьком ведерке – мало «крупы».
- Покажи, в каком ведерке много ? (В большом.)
- Покажи, в каком ведерке мало ? (В маленьком.)

Психогимнастика.
Взрослый: как тяжело расчищать дорожку! Очень трудно. Покажем как мы устали? 
Имитируют усталость, и произносят на выдохе слово «Ух»!

Дидактическое упражнение «Разрезные картинки».
На расчищенной дорожке видны следы:
-Чьи это следы? Кто их оставил? (если дети не догадываются):
Взрослый: попробуй сложить картинку и тогда узнаешь, чьи это следы. Ребенок(дети) собирают разрезную картинку спящего медведя в берлоге (картинки разрезаны на 4 части. Если ребенок не справится, предлагается упрощенный вариант).
Взрослый: Кто это? Это медведь, правильно! Зимой он спит. Тише! (шепотом): А представляете, если бы мы его разбудили? Какой он был бы сердитый? Поиграем?

Подвижная Игра «Кто здесь топал? »
Под музыку совместно со взрослым, дети выполняют соответствующие движения.
Взрослый: надевает на руку куклу би-ба-бо- медведя.
- Кто здесь топал? Кто здесь хлопал? Нет, не я .Нет не я! Кто здесь топал? Кто здесь хлопал? Догоню сейчас тебя!

Дидактическое упражнение «Цветная дорожка».
Взрослый: убежали от медведя! Вот что может случиться, если его разбудить зимой. Предлагаю сделать цветную дорожку около леса. Тогда звери будут обходить это место стороной.
Ребенок с опорой на образец выкладывает «сигнальную» цветную дорожку из 4 основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

Дидактическая игра «Узнай по голосу».

Включается фонограмма воя волка. Ребенок на слух по фонограмме определяет голос животного..
В: кто это? (Дети: волк).
-Попробуем и мы повыть как волк.
Совместно с педагогами ребенок имитирует звук воя волка.
Взрослый: какой волк? (Злой, сердитый). 

Психогимнастика «Сердитый волк».
Взрослый: покажем злого волка.
Ребенок и педагог изображают волка, расставляя широко пальцы рук у лица, и сердито произносят «Я злой и страшный серый волк…», и выполняют упражнение «Подуй сильно на губки».
Взрослый: вот мы и нашли дом Зайки. Будем волка прогонять?
Волк услышал, что мы пришли и спрятался за елку.
А ну волк, уходи (проговариваем вместе).
Взрослый: прогнали волка!!!
Молодец,___________ (имя ребенка)! (Хвалим каждого ребенка). Ой, посмотри, а вот и Зайка!
Зайка (В) говорит «спасибо» и благодарит за помощь, дарит ребенку цветные орешки.
Взрослый: вот и закончились наши приключения в лесу.
Пора домой.

Заключительная часть (ритуал прощания).
Ребенок и взрослые встают в круг.
Поочередно протягивают руку, проговаривая каждый свое имя и кладя руку на руку другого, улыбаясь, одновременно произносят «До свидания!».

Другие условия и особенности проведения занятия Небольшая подгруппа детей- 1-3 человека.

Методическое обоснование.

Подготовительная работа:

  • повторение материала о диких животных, их строением, повадками, образом жизни. Рассматривание картин, слайдовых презентаций.
  • использование нестандартных материалов -помпонов, синтепона, игры с сенсорной коробкой .
  • разучивание пальчиковых игр, логоритмических упражнений: «Зайка-попрыгайка», «Кто здесь топал?» «Пальчиковые шаги»;
  • дидактические игры и упражнения – «Сложи из фигур по схеме », «Цветная дорожка», «Разрезные картинки», «Узнай по звуку животное», игры с крупами.
  • подбор практического материала (предметов-заместителей, игрушек, пальчиковых и логоритмических упражнений, музыкального сопровождения).

Тяжелое недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Поэтому были поставлены задачи не только на речевое развитие, но и на развитие всех познвательных процессов, так как по диагностическим данным у этих детей наблюдается снижение познавательной деятельности: меньший объём запоминания и воспроизведения материала.

Здоровьесберегающие технологии предотвращают утомляемость детей , как психическую, так и физическую. Формируют определенные привычки к саморегуляции утомляемости (Смена позы например). Так –же происходит профилактика ухудшения зрения , скалиоза, и т.д.

Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такой технологии необходимо четко обозначать и пошагово описывать ребенку систему игровых заданий и различных игр. В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.

Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы.

Я считаю, что структура занятия построена на стимулировании и желании детей участвовать в общении доступными способами. Желании сделать полезное дело и достичь результата, после чего порадоваться, что способствует улучшению настроения, желания вернуться в кабинет психолога и достигать новых успехов.

После проведения данного занятия, в группе организуются условия для самостоятельного проигрывания полученного опыта.



Новые публикации

Проект в подготовительной группе «Космос и мы»

Проект в подготовительной группе «Космос и мы» Вид проекта: По продолжительности: кратковременный. Участники: дети подготовительной группы «Любознайки»; родители детей; воспитатели: Рукавичникова А.И.; Калинина М.Ф. Тип проекта: познавательно...

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Проект «Вот она какая эта Баба-Яга»

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе

Проект по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников «Родина моя» в старшей группе Паспорт проекта 1. Вид проекта Творческо-информационный 2. Продолжительность Долгосрочный 3. Участники проекта Дети старшей группы Родители Воспитатели 4. Общая характеристика проекта Проект состоит из пяти взаимосвязанных...

Читайте также

Конспект динамической прогулки lля детей второй младшей группы (3-4 года)…

Конспект динамической прогулки для детей второй младшей группы (3-4 года)Тема: «Шустрые ножки» {pdf=download/files/presentation/file576.pdf|90%|700|native}

Новогодний утренник в старшей группе «Как дети в сказке побывали»

Новогодний утренник в старшей группе «Как дети в сказке побывали» Цель: Создание у детей радостного настроения, праздничной атмосферы. Задачи: развивать коммуникативные навыки...

Мастер-класс по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста «Город моей…

Мастер-класс по рисованию с детьми старшего дошкольного возраста «Город моей мечты» Цель: - Воспитывать интерес к рисованию. Задачи: - Закрепить навыки рисования разными приёмами (примакивание, прокручивание). -...

Комментарии

  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...





В блогах

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 15.11 по 19.11.2021г.) Тема: «Посуда» Итоговое мероприятие: Коллективная композиция «Украшение посуды»

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (на неделю с 15.11 по 19.11.2021г.) Тема: «Посуда» Итоговое мероприятие: Коллективная композиция «Украшение посуды» Дата проведения итогового мероприятия: пятница Ответственный за проведение итогового мероприятия воспитатель: Боровых Е.В. День недели Режим Интеграция образовате-льных областей Совместная деятельность взрослого и...

Проект "Предупреждение дорожно-транспортного травматизма"

Кравченко Анжелика Евгеньевна, воспитатель МКДОУ "Детский сад 133 комбинированного вида" города Нововсибирска Проект "Предупреждение дорожно-транспортного травматизма" "Страна светофория" Участники   проекта : дети старшего возраста, воспитатели. Актуальность темы : Проект  посвящен актуальной проблеме – воспитанию у детей среднего возраста навыков...

«Состав числа»

Воспитатель МБДОУ «Детский сад №311» г. о. Самара: Янцен Нина Валерьевна «Состав числа» После 5 лет можно знакомить дошкольников с составом чисел. Это нужно для заблаговременной подготовки к будущим урокам математики. Малыш уже способен понять, что каждое число, кроме единицы...

Технологии проблемного обучения в ДОУ

Проблемное обучение в детском саду - это такая организация взаимодействия с воспитанниками, которая предполагает создание под руководством педагога проблемных вопросов, задач, ситуаций и активную самостоятельную деятельность детей по их разрешению. При проблемном обучении деятельность педагога изменяется коренным образом: он не...