Конспект интегрированного занятия в старшей логопедической группе «Путешествие к подножию вулкана»

Пояснительная записка.

Занятие ознакамливает дошкольников с природным окружением, формирует интерес к явлениям природы, расширяет представления о естественно научных связях между природными явлениями.

Занятие предполагает использование самых разных методов и приёмов. На нём широко применяется наглядность: натуральные объекты – минералы и оборудование для их обследования (лупа, пинцет, пипетка, деревянная палочка); фотографии; физическая карта мира; схемы – алгоритмы; предметные картинки; модель вулкана; просмотр DVD фильма.

В работу включаются все анализаторы детей: зрительный, слуховой, тактильный, обонятельный. Дети получают возможность занять активную позицию, принять участие в проведении экспериментов и опытов, под моим руководством сделать выводы и произвести самостоятельные обобщения.

Я считаю, что, овладевая таким способом познания, как экспериментирования, дети развиваются активными, самостоятельными и творческими личностями, что доказывает моё занятие. При этом выполняется важнейшее условие современных образовательных стандартов – полноценное, всестороннее развитие ребёнка с учётом индивидуально – личностного подхода. 

Программные задачи:

1. Продолжать расширять и уточнять представление детей о предметном мире.

2. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности.

3. Формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира.

Цели:

1. Познакомить детей с природным явлением – вулканом.

2. Закрепить умение выявлять свойства материалов по схеме.

3. Развивать мыслительную активность, коммуникативные навыки, эмоциональную отзывчивость, толерантность в ходе исследовательской деятельности.

4. Активизировать словарь детей: минерал, твёрдый, плотный, не впитывает, вулкан, наковальня, лава, кратер, жерло.

Предварительная работа:

- Проведение серии занятий о воздухе, почве, воде, живых объектах, элементарных опытов с целью знакомства с их свойствами; прогулок, исследований, наблюдений, экскурсий.

- Знакомство с физической картой мира.

- Рассматривание альбомов: «Минералы - сокровища Земли» (см.приложение №1), «Опыты для детей».

- Чтение книг о природе, беседы о прочитанном.

- Изготовление макета вулкана.

- Изготовление схем – алгоритмов (см. приложение №2).

- Тонирование листа бумаги.

Индивидуальная работа:

- Активизировать фразовую речь у Надежды А., Дмитрия П.

- Совершенствовать звукопроизношение у Романа И., Анастасии К.

Материал и оборудование:

Объект исследования: минералы вулканического происхождения; картинки с изображением вулкана и бога огня Вулкана; физическая карта мира; макет вулкана; лупа; чашка Петри; стаканы с водой; поддоны; пипетки; салфетки; пинцеты; схемы (по количеству детей); конверт с письмом; посылка; ватман; краски; подставки для кистей; кисти (по количеству детей).

Ход занятия.

- К нам в детский сад пришло письмо и посылка для нашей группы (читает взрослый)

«Помогите мне, ребята,

Срочно разобраться надо:

Что за камни я собрал,

Что такое минерал?

Как узнаете - пишите,

Жду от вас я новостей,

Получать люблю я письма

От талантливых детей.

Дедушка Знай».

Дети открывают посылку.

- Да это же целая посылка камней?! Откуда они?

Дети: «Давайте их исследуем, а помогут нам схемы». (дети садятся за столы).

- Что определяем в начале? (ответы детей).

- Да, живое или не живое? (работа детей).

- Что хотите сказать? (неживое) Почему?

- Не двигается, потому что нет ног. Не дышит, потому что нет носа. Не питается, потому что нет рта. (см. приложение№3)

- Исследуем дальше (деятельность детей, см. приложение №4)

- Что вы хотите сказать об этом объекте (он твёрдый). Молодцы?

- А что сейчас определяем? (есть ли внутри воздух?)

- Давайте проверим (деятельность детей, см. приложение №5).

- Что вы хотите сказать?

Дети: «Когда камень опустили в воду, пузырьков не было. Значит, внутри камня воздуха нет».

- А что же дальше (воспитатель обращает внимание детей на схему)?

- Верно, впитывает ли камень воду. Проверяйте. (деятельность детей, см. приложение №6).

- Что вы хотите сказать?

Дети: «Салфетка мокрая, потому что вода скатывается вниз, значит, камень воду не впитывает».

- Какой можно сделать вывод?

Ответы детей – это не живое, твёрдое, не пропускает воздух и не впитывает воду – это минерал вулканического происхождения.

- А что такое вулкан? (ответы – предположения детей)

- Пойдёмте к нему в гости и точно узнаем (воспитатель подводит детей к демонстрационной доске).

Физминутка:

По дорожке мы шагали

И ворон мы не считали,

Смело мы идём вперёд,

Где вулкан уже нас ждёт.

Когда в гости мы пришли,

Можно крикнуть «1, 2, 3». (см. приложение №7)

- Я расскажу вам легенду. Жил на свете бог огня по имени Вулкан (показ иллюстраций, см. приложение№8). Ему нравилось кузнечное дело. Построил он себе кузницу внутри высоченной горы. А гора стояла прямо посреди моря. Когда Вулкан работал молотом, гора дрожала от верхушки до основания, а грохот и гул разносился далеко вокруг. Из отверстия на вершине с оглушительным рёвом летели камни, огонь и пепел (см. приложение №9). «Вулкан работает»,- со страхом говорили люди и уходили жить подальше от этого места. С тех пор люди все огнедышащие горы стали называть вулканами.

Воспитатель показывает иллюстрации вулкана и организует обсуждение (см. приложение №10).

- Какой формы вулкан?

- На что похожа верхняя часть вулкана? (На кратер)

- Какие цвета присутствуют на изображении вулкана?

- Кратер вулкана – это огромная чаша с крутыми склонами, а на дне – красновато – оранжевая пасть – это жерло, дыра, уходящая глубоко в землю. Огненная жидкость, выходящая из вулкана, называется лавой. ( см. приложение №11). Хотите увидеть извержение вулкана? Попробуем это сделать. (Воспитатель подводит детей к столу, на котором находится макет вулкана. В заранее приготовленную смесь из соды и красной сухой краски воспитатель добавляет немного уксуса. В результате дети наблюдают «извержение». См.приложение №12).

- Вулканы извергаются по – разному. Иногда они просто взрываются, выбрасывая магму вверх и в стороны. Огромная гора сотрясается от страшного грохота, огромная туча дыма и пепла поднимается над ней, каменный дождь осыпает склоны. А бывает, она вытекает «спокойно». У нас в стране есть вулканы на Дальнем Востоке, Камчатке, Курильских островах (Воспитатель подводит детей к демонстрационной доске для рассматривания физической карты. См. приложение №13).

- Хотите на них посмотреть? ( да). (Просмотр DVD фильма «Вулканы Земли» 3 – 5 минут. См. приложение №14)

- Ребята, на вопрос Дедушки Зная мы ответили, но как узнает он наш ответ?

(дети предлагают нарисовать)

- Но сначала разомнём свои пальчики. (См. приложение №15)

Пальчиковая гимнастика:

Посчитаем мы сейчас,

Где вулканы есть у нас?

Через Запад на Восток

Через Север, через Юг

Возвращайся, сделав круг.

Минералы здесь нашли

Все собрали и пошли.

- Нам предстоит интересная и очень ответственная работа. Прежде чем приступить, давайте вспомним, как можно нарисовать вулкан?

- Какой вулкан у подножия? (широкий)

- Какие цвета больше всего подойдут для бурлящей клокочущей лавы? (яркие, сочные, насыщенные – все оттенки красного)

Воспитатель обращает внимание на композиционное решение, напоминает, что умение работать сообща приводит к хорошим результатам.

(дети выполняют коллективную работу. См. приложение №16)

- Вы мастерски ответили на вопрос Дедушки Зная, с заданием отлично справились, спасибо за сотрудничество.


Перечень литературы:

1. Закон «Об образовании» Российской Федерации.

2. Конвенция ООН о правах ребёнка 1989 год.

3. Программа воспитания и обучения в детском саду/ Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 5 – е изд. – М.: Мозаика – Синтез, 2010.

4. Воспитание и обучение детей в подготовительной к школе группе детского сада/ Под ред. В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. – М.: Мозаика – Синтез, 2006.

5. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность среднего и старшего дошкольного возраста. – С – П.: Детство – Пресс, 2009.

6. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М.: Мозаика – Синтез, 2005.

7. Дыбина О.Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

8. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 5- 7 лет/ Сост. В.В. Гербова, Н.П. Ильчук и др. – М.: Оникс, 2010.

 



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий развлечения для детей первой младшей группы «Мы шли, шли…

Сценарий развлечения для детей первой младшей группы «Мы шли, шли на полянку игр пришли» Цель: • Доставить радость детям. • Развивать двигательно-активные виды...

Интегрированное занятие «Осень в гости к нам пришла»

Интегрированное занятие «Осень в гости к нам пришла» (Cредняя группа) Ход занятия: - Ребята, послушайте и отгадайте загадку. Листья шуршат, Падают, летят Когда это бывает? Ответы детей. -...

Нормативный проект «Откажи вежливо»

Нормативный проект «Откажи вежливо»

Читайте также

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по ознакомлению…

Конспект образовательной деятельности детей подготовительной к школе группы по ознакомлению с окружающим миром. Тема: «Удивительный мир насекомых» Цель: обобщить представления детей...

Совместная деятельность с родителями для детей старшего дошкольного возраста…

Совместная деятельность с родителями для детей старшего дошкольного возраста Квест «Вместе с мамой» Цель: совершенствование эмоционально-доверительных взаимоотношений между воспитанниками и родителями посредством...

Открытое занятие во второй младшей группе «В гости к лесным…

Открытое занятие во второй младшей группе «В гости к лесным животным» Интеграция: речевое, художественно – эстетическое, познавательное, физическое развитие. Цель: формировать представления...