Конспект НООД по эколого-познавательному развитию детей «Земля — наш общий дом»

(Подготовительная группа)

Цель: расширить представление о том, что Земля – общий дом всех людей и всех живых существ.

Задачи:

1) Образовательные: расширять представления детей о планете Земля; обобщить представления детей об элементарных предметных понятиях: «природа», «живое», «неживое»; расширять представления детей об охране природы; продолжать учить детей пользоваться распространенной формой ответа, дополнять высказывания товарища.

2) Развивающие: активизировать словарь детей словами: глобус, планета Земля; развивать познавательный интерес к миру природы, элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле»; сформировать первоначальные умения и навыки экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения.

3) Воспитательные: воспитывать у детей чувство гордости за свою планету; она является общим «домом» для всех людей, животных, птиц и т. д.; воспитывать у детей стремление к бережному отношению к природе, желание сохранить и при необходимости оказывать ей помощь.

Предварительная работа:

1. Рассматривание глобуса, карты мира.

2. Беседы на темы: «Охрана природы»«Правила поведения в природе», «Что такое Земля».

3. Рассказ воспитателя: «Значение воздуха для природы и человека».

4. Разучивание загадок о Земле, лесе, море, глобусе. Разучивание пословиц и поговорок про Землю.

Оборудование и материалы: глобус, карточки с иллюстрациями – ягоды, орехи, грибы, деревья, животные, плакаты: «Охрана природы», «Береги природу», компьютер.

Методы обучения: рассказ, беседа, самонаблюдение, игра, логические рассуждения.

 

Ход занятия.

1. Вводная часть

Воспитатель: Ребята, сегодня мы отправимся в мир природы. А как вы думаете, что такое мир природы?

Дети: Это животные, рыбы, птицы, насекомые, люди, растения.

Воспитатель: Правильно. Этот мир очень разнообразный и интересный. Чтобы попасть в этот загадочный мир, мы с вами поиграем в такую игру: встаем в круг и передаем друг другу мяч, называя при этом предметы живой или неживой природы.

Воспитатель: У каждого человека, у каждого животного есть свой дом. И у насекомых, цветов и деревьев тоже есть дом. Ребята, а как можно назвать наш общий дом?

Дети: Земля.

Воспитатель: Наш общий дом – это планета Земля, которая вращается вокруг солнца.

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:

Ты держишь целый мир в руках

Моря и океаны.

Тайгу, вершины гор в снегах

Все города и страны.

Ты держишь мир в руках как мяч,

Но только он учебный.

А вот теперь скажи, трюкач,

Что за предмет волшебный?

Воспитатель: Ребята, что у меня в руках?

Дети: Глобус.

Воспитатель: А что такое глобус?

Дети: Глобус – это макет нашей планеты Земля.

Воспитатель: Глобус придумали и сделали люди. Глядя на него, мы можем много узнать о нашей планете, например, какой формы Земля?

Дети: Земля круглая, похожая на шар.

Воспитатель: Правильно. Глобус - это маленькая модель нашей большой Земли.

Наш дом родной, наш общий дом –

Земля, где мы с тобой живем!

Ты только посмотри вокруг:

Тут речка, там – зелёный луг,

А где-то снег лежит горой,

А где-то жарко и зимой…

Одно у них названье есть:

Леса, и горы, и моря –

Всё называется ЗЕМЛЯ!

2. Основная часть.

Воспитатель: Земля - это наш общий дом для всех людей, зверей и птиц. Послушайте, какие красивые стихи написал поэт Дайнеко (читаю):

«Есть на Земле огромный дом под крышей голубой,

Живут в нём солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нём птицы и цветы,

Весёлый звон ручья,

Живёшь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели

Всегда ты будешь в нём,

Природою родной земли

Зовётся этот дом».

Воспитатель:

Есть и другие планеты Солнечной системы. Все они движутся вокруг Солнца. Но чем же отличается Земля от других планет?

Дети: На Земле есть жизнь.

Воспитатель: Да, на Земле есть и воздух, и вода, и солнечный свет, без которых мы не можем жить.

Посмотрите на глобус, в какие цвета он раскрашен?

Дети: В голубой и белый, желтый и зеленый.

Воспитатель: Это сделано для того, чтобы глобус мог как можно больше и понятнее рассказать нам о Земле.

Воспитатель: Посмотрите, какого цвета больше всего на глобусе?

Дети: Голубого.

Воспитатель: Верно, голубого. Как вы думаете, что обозначено голубым цветом?

Дети: Реки, моря, океаны, озера.

Воспитатель: Правильно, моря и океаны, реки и озера. Кому в природе нужна вода?

Дети: Нам, людям, животным, птицам, травам, деревьям.

Воспитатель: Вода нужна всему живому на Земле. Как человек использует воду?

Дети: Пьет, стирает, моется.

Воспитатель: А какая нам нужна вода, для того чтобы мы были здоровыми, крепкими.

Дети: Чистая.

Воспитатель: А можем ли мы пить грязную воду?

Дети: Нет. В грязной воде много микробов, можно заболеть.

Воспитатель: А что может обозначать белый цвет на глобусе?

Дети: Это цвет снега.

Воспитатель: Верно. Есть на земле такие места, где круглый год всюду сплошные снега. Вечная мерзлота. Это Северный и Южный полюса. (Показываю на глобусе.)

Воспитатель: Желтый цвет – это пустыни. Там один песок, совсем нет растений и воды. Коричневым цветом обозначены горы.

Воспитатель: А кто скажет, что раскрашено зеленым цветом?

Дети: Лес.

Воспитатель: Правильно, зеленым цветом на глобусе обозначены леса. Вот посмотрите, их не так уж и много на нашей планете. Раньше лесов было намного больше, чем сейчас?

Воспитатель: А почему лесов с каждым годом становится все меньше и меньше? Давайте вместе подумаем, почему?

Дети: Люди небрежно, халатно относятся к лесу. Рубят деревья, из-за неаккуратного обращения людьми с огнем возникают пожары, которые уничтожают леса.

Воспитатель: Лес – это кладовая самых вкусных и полезных продуктов. Лес-это наше богатство, поэтому мы должны его беречь. Давайте вспомним, что растет в лесу?

Дети: Ягоды: малина, ежевика, клюква, брусника. Орехи, грибы.

(Дети называют и показывают картинки.)

Воспитатель: А какие деревья растут в наших лесах?

(Дети называют несколько видов деревьев.)

Воспитатель: А кто живет в лесу?

В лесу живут звери и птицы. (Называют лесных птиц и зверей.)

Воспитатель: Давайте вспомним пословицы о лесе:

Лес – богатство и краса. Береги свои леса.

Много леса – не губи!

Мало леса – береги!

Нету леса – посади!

Воспитатель: Чтобы наша Земля всегда была цветущей и зеленой, все люди должны бережно относиться к природе. Как вы думаете, что это значит, как мы должны вести себя?

Дети: Не ломать ветки деревьев.

Не топтать цветы.

Не разорять птичьи гнезда.

Не ловить насекомых.

Не разжигать костры.

Содержать реки, озера, пруды в чистоте и порядке, не засорять природные водоемы.

Воспитатель: Ребята, вы теперь знаете, что наша планета Земля самая прекрасная и что только здесь есть жизнь, живут люди, животные, растут деревья, цветы – всё это надо беречь и охранять.

Вот видите, как важно все, что есть в природе. И мы, люди, должны об этом помнить, любить и беречь нашу природу, нашу Землю.

Человек – это самое разумное существо, он умнее и сильнее всех. Если человек умнее и сильнее всех, он должен все свои знания и умения направлять на охрану и защиту природы на планете Земля.

Воспитатель: Ребята вот какими словами из стихотворения я хочу закончить наше путешествие:

Планета ЗЕМЛЯ

Моя Планета—дом родной,

Мой дом, что всех милей.

В нем я живу, моя семья

И тысячи людей!

И чтобы дом наш процветал,

Светило солнце в нем,

Давайте вместе мы о нем

Заботиться начнем:

Будем беречь луга, поля,

Животных защищать,

Деревья в городах своих

Начнем мы все сажать!

И никогда мы воздух наш

Не будем загрязнять!

Отходы в реки и моря

Не станем мы сливать!

И свалки мусора, друзья,

Давайте уберем!

И вот тогда все вместе мы

Отлично заживем!

И солнце будет ярко нам

С небес в окно светить!

Планета вечно будет жить

И нам добром платить!

Воспитатель: Ребята, закройте глазки, на счет «три» открываем глаза, и мы опять окажемся с вами в своей любимой группе.

Воспитатель: Давайте вежливо попрощаемся с нашим великим путеводителем-глобусом и прочитаем ему стихотворение.

1. Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»

2. В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза,
И тихо просят родники:
«Ты береги нас, береги!»

3. Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»

4. Остановил олень свой бег:
«Будь человеком, человек!
В тебя мы верим – не солги
«Ты береги нас, береги!»

5. Смотрю на глобус – шар земной,
Такой прекрасный и родной.
И шепчут губы: « Не солгу
Я сберегу вас, сберегу»

Воспитатель: Ребята, спасибо вам за занятие. Вы сегодня молодцы, были очень активными. Я надеюсь, что вы станете настоящими защитниками природы. И об этом вы расскажете в своих рисунках.

 

Список использованных источников:

1. Алёшина И.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром и социальной действительностью.

2. Алябьева, Е. А. Природа. Сказки и игры для детей / Е.А. Алябьева. - M.: Сфера, 2012. - 128 c.

3. БондаренкоТ. М. Комплексные занятия в старшей группе.

4. Волчкова, В. Н. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ / В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова. - М.: ТЦ "Учитель", 2006. - 132 c.

5. Волчкова В.Н. Конспекты занятий по познавательному развитию и экологии в старшей группе. Хрестоматия по природоведению.

6.Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты. Методическое пособие / О.А. Воронкевич. - М.: Детство-Пресс, 2014. - 176 c.

7. Зацепина, М.Б., Антонова, Т.В. Праздники и развлечения в детском саду. [Текст]

8. Молодова Л.П. Экологические праздники для детей: Учебно-методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2003. – 128с.

9. Рыжова Н.А.Экологическое образование в детском саду. – М.: «Карапуз», 2001. – 432с 

10. Урмина И.Т. Инновационная деятельность в ДОУ.

11. Энциклопедия «Что, зачем, почему?»;

Источник: https://sax-minus.ru/prazdnik-koncert-ekologii-v-detskom-sadu-scenarii-razvlecheniya.html

 

Приложение

1

2

3

4

5

6

7

8



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Опыт работы ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей

Опыт работы ДОО по сохранению и укреплению здоровья детей Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей. Все...

Сценарий мероприятия 9 мая в подготовительной группе «Вечер памяти»

Сценарий мероприятия 9 мая в подготовительной группе «Вечер памяти» Ведущий. Дорогие ребята, завтра наша страна будет отмечать знаменательный день в нашей жизни...

Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Солнышко»

Конспект занятия по лепке в группе раннего возраста «Солнышко» 1. Познакомить детей с потешкой «Солнышко», способствовать её запоминанию и проговариванию. 2. Закрепить...

Читайте также

Основывание нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников

Основывание нравственно-патриотического воспитания у старших дошкольников «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному городу, к родной речи – задача...

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием…

Конспект ООД по лепке во второй младшей группе с использованием нетрадиционных материалов «Машины» Программное содержание. Продолжать учить детей лепить предметы, состоящие из...

Спортивное развлечение «Зимние забавы»

Спортивное развлечение «Зимние забавы» Цель: Формировать у дошкольников стойкий интерес к занятиям физической культурой развивать и совершенствовать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость. Задачи: Прививать любовь...