Конспект НОД на тему: «Ознакомление со свойствами тканей с элементами экспериментирования в подготовительной группе»

Цель: развивать познавательную активность старших дошкольников в процессе знакомства со свойствами ткани.

Задачи:

Образовательные:

- познакомить детей с различными видами тканей;

- формировать представления о свойствах различных тканей;

- формировать умение сравнивать свойства тканей посредством проведения практических опытов;

- учить устанавливать причинно-следственные связи.

Развивающие:

- развивать умение грамотно строить высказывания;

- развивать умение делать выводы, обобщения;

- развитие зрительного, слухового, тактильного восприятия.

Воспитательные:

- воспитывать уважительное отношение друг к другу, умение согласованно работать в коллективе.

Материалы и оборудование:

сундучок, образцы тканей (ситец, драп, лён, атлас, бархат, органза, болонья), лупы, 2 пластиковые бутылки с тёплой водой, ножницы, ёмкость для воды, одноразовые стаканчики, ложки, фен, вата, клубок.

 

Ход НОД.

1. Организационный момент.

- Ребята, на предыдущих занятиях мы обсуждали, какие виды тканей бывают, откуда они берутся, как человек их изготавливает. А сейчас мы поговорим об особенностях, о свойствах, об отличиях тканей. Вы сегодня будете настоящими учёными - экспериментаторами и узнаете что-то новое и интересное о тканях.

Воспитатель садится вместе с детьми в круг на ковёр.

- Ребята, я принесла для вас сундучок. Как вы думаете, что в нём находится?

- Ткани.

- Верно. Давайте их рассмотрим.

Воспитатель достаёт первую ткань – хлопковую (сатиновую). Дети рассматривают, трогают лоскуток и называют признаки данной ткани (натуральная - синтетическая; тонкая - толстая, плотная, прочная; нежная, мягкая, приятная на ощупь - грубоватая; гладкая - шероховатая, шершавая, ворсистая; лёгкая - тяжёлая; прозрачная - непрозрачная; блестящая, красивая и т. д.).

2. Сравнение тканей по теплопроводности.

-Отгадайте мою загадку:

Кто, угадай-ка,

Седая хозяйка?

Тряхнет перинки-

Над миром пушинки.

-Зима.

-Правильно. Как вы думаете, какая ткань подошла бы для зимней одежды и почему? (предположения детей). Давайте рассмотрим ткань из драпа (дети называют признаки ткани и сравнивают её с ситцем).

Опыт 1:

Возьмём 2 пластиковые бутылки с теплой водой и завернем одну бутылку в ситец, а другую - в драп. Как вы думаете, где быстрее остынет вода? (ответы детей). О результатах опыта мы узнаем в конце занятия.

3. Определение причины прочности ткани.

Далее воспитатель достаёт из сундучка ещё несколько видов тканей (льняную, атласную, бархатную); дети называют их признаки.

Ребята, любая ткань достаточно прочная, крепкая (дети тянут, дёргают ткань). Почему же ткань не разваливается на части? (предположения детей). Давайте заглянем внутрь ткани с помощью лупы.

Опыт 2:

Каждому ребёнку выдаётся лоскуток ткани и лупа. Дети приходят к выводу, что ткань состоит из волокон, нитей, которые переплетаются между собой и крепко держат друг друга.

4. Определение водопроницаемости ткани.

- А сейчас я приглашаю вас занять свои места за экспериментальными столами, чтобы вы смогли почувствовать себя настоящими учёными.

- Отгадайте мою загадку:

Пришла волшебница прекрасная,

Листву без краски перекрасила.

- Конечно же, это осень. Как вы думаете, из какой ткани лучше шить осеннюю одежду? Почему? (Ответы детей.)

Опыт 3:

Сейчас мы проведём эксперимент и узнаем, какая же ткань не пропускает воду.

На столе у каждого ребёнка находятся два стаканчика, накрытые ситцем и болоньей, ёмкость с водой и чайная ложка. Дети набирают ложкой воду и выливают её сначала на ситцевую ткань, затем на болонью. Ситцевая ткань намокла, и вода стекла в стаканчик. Болонья не намокла и не пропустила воду. Дети приходят к выводу, что ситцевая ткань водопроницаемая, а болонья- водонепроницаемая. А значит, в дождливую осеннюю погоду лучше носить одежду из непромокаемой болоньевой ткани.

5. Определение воздухопроницаемости ткани.

- Отгадайте следующую загадку:

В чистом небе солнце светит ярко,

Можно искупаться, очень жарко.

Так люблю я время года это.

Угадали? Ну, конечно,… ( лето).

- Дети, как вы считаете, какие ткани подошли бы для летней одежды и почему? (Ответы детей.)

- Чтобы человеку летом не было жарко, и он не потел, ткань должна хорошо пропускать воздух. Давайте проверим, какая ткань пропускает воздух, а какая нет.

Опыт 4:

Для опыта нам потребуются 2 вида ткани (натуральная и синтетическая), фен и комочек ваты. С помощью фена продуваем по очереди оба вида ткани и наблюдаем за ватой. В случае с хлопковой тканью вата улетела, а в случае с синтетикой осталась на месте. Дети приходят к выводу, что через натуральные ткани воздух проходит легко, а через синтетические - плохо. Значит, натуральные ткани лучше подходят для пошива летней одежды, а в синтетической одежде нам будет жарко.

6. Динамическая пауза:

Физкультминутка «Одежда»

Ох, испачкалась одежда,

Мы ее не берегли:

Обращались с ней небрежно,

Мяли, пачкали в пыли.

Надо нам ее спасти,

И в порядок привести,

В тазик воду наливаем,

Порошок мы насыпаем,

Всю одежду замочили,

Пятна тщательно потрём,

Постираем, прополощем,

Отожмём её, встряхнём.

А потом легко и ловко

Всё развесим на верёвках.

Игра «Сядет тот, у кого…»:

Воспитатель предлагает сесть тому, у кого в одежде ткань в клеточку, в горошек, в полоску, у кого есть синий цвет, жёлтый цвет и т. д.

7. Сравнение тканей по способности мяться.

Опыт 5:

- Сейчас мы проверим, какой вид ткани, натуральный или синтетический, мнётся сильнее.

У каждого ребёнка два лоскутка ткани. Сначала мнём хлопковую ткань, а затем синтетическую. Дети убеждаются в том, что натуральная ткань сильно измялась, а синтетическая практически не изменила свою форму.

8. Сравнение тканей по плотности.

Опыт 6:

Дети берут лоскутки ситца, драпа, органзы и пытаются разрезать их ножницами. Дети приходят к выводу, что чем тоньше ткань, тем легче ее разрезать ножницами.

9. Оценка результатов первого опыта.

- А теперь пришло время проверить результаты нашего первого опыта. Давайте развернем ткани на бутылочках и потрогаем их. Какая теплее? Как вы думаете почему?

Дети делают вывод, что более толстая и плотная ткань лучше сохраняет тепло и защищает от холода.

10. Рефлексия и итог занятия.

- Ребята, сегодня, благодаря опытам, вы много узнали о свойствах тканей. Мне бы хотелось, чтобы вы поделились своими впечатлениями о той работе, которую мы с вами выполнили.

Дети садятся в круг, перекатывают друг другу клубочек и говорят о том, что им запомнилось и понравилось больше всего.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Консультация для воспитателей на тему «Формирование грамматически правильной речи у…

Консультация для воспитателей на тему «Формирование грамматически правильной речи у детей в разных возрастных группах» Процесс усвоения ребёнком грамматического строя речи...

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию в младшей группе «Домик для зайчика» Основная образовательная область: познавательная.Возрастная категория: дети 2-3 лет.Интеграция образовательных областей: познавательное развитие...

Проектная деятельность «Живу в Югре, люблю Югру»

Проектная деятельность «Живу в Югре, люблю Югру»

Читайте также

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...

Занятие по рисованию для 2й младшей группы «Морковь для Зайки»

Занятие по рисованию для 2-й младшей группы «Морковь для Зайки» Цели: - Закрепить знания об овощах с детками. - Обозначить внешние признаки по...

«Виммельбух» в работе учителя-логопеда

«Виммельбух» в работе учителя-логопеда Компьютеры, гаджеты окружают нас повсюду, они уже сейчас незаменимы, люди постоянно пользуются компьютерами и искусственным интеллектом, жизнь...