Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Пасха»

Цель: рассказать детям о православном празднике «Пасха. Светлое Христово Воскресенье», познакомить с традициями русского народа.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с обычаями Православной церкви, народными играми и забавами.

Развивающие:

- развитие внимания и наблюдательности, концентрации движения.

Воспитательные:

- воспитывать приобщить к истокам культурных традиций русского народа.

Материал к занятию: презентация, готовые изделия пасхальных яиц, силуэты яиц разного тона для детей, краски, кисти, салфетки, вода в баночках.

Предварительная работа: вырезанные из белого листа по трафарету яйца, затонированные гуашью разного цвета (цвет выбирают сами дети).

 

Ход занятия:

Организационный момент

Воспитатель читает стихотворение «Ожидание праздника» Л. Громова

Не дают лежать в кроватке солнца теплые лучи

И чудесный запах сладкий, – пахнут медом куличи.

И, еще не сняв пижамы, побежал на кухню я.

Там яички красит мама, смотрит нежно на меня:

– Утро доброе, сыночек, долго ты сегодня спал!

Хочешь кулича кусочек? Тебе можно, ты же мал.

Я ответил: – Интересно, а мой возраст тут причем?

Я хочу со всеми вместе разговеться куличом!

Обняла меня мамуля: – Ты уже совсем большой!

Так что мы тебя, сынуля, ночью в храм возьмем с собой.

Улыбаясь милой маме, я сиял от счастья весь,

Крикну я сегодня в храме громче всех: ХРИСТОС ВОСКРЕС!

Воспитатель: Ребята, о каком празднике говорится в этом стихотворение? (Ответы детей.)

Ребята, скажите мне, какой праздник мы праздновали в выходные? (Ответы детей.)

Праздник Пасхи это самый главный, самый значимый праздник. Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному - пасхальной, светлой, святой.

Сегодня мы поговорим об этом празднике.

Воспитатель. А что делают на Пасху?

(Ответы детей.)

Воспитатель. Да, ребята, действительно на Пасху принято красить яйца, печь куличи и обмениваться ими. На Пасху готовят блюда, которые в течение года больше не попробуешь. Ели их один раз в году

Самым главным атрибутом этого праздника были яйца. Их раскрашивали в разные цвета.

Воспитатель: А кто знает, что это за праздник?

(Ответы детей.)

Воспитатель: Празднуется Воскресение Иисуса Христа.

Воспитатель: Молодцы. Правильно, когда он наступает, то все приветствуют друг друга словами «Христос –Воскресе», и все отвечают «Воистину-Воскресе».

Люди долго его ждут, готовятся. Как приветствуют люди друг друга?
Дети: Христос – воскресе.

Воспитатель: А как отвечают на эти слова?

Дети: Воистину - Воскресе.

Воспитатель: Это называется «христосоваться».

- Когда наступал праздничный день, люди, т. е. все прихожане (так церковь называет приходящих в нее людей) в пасхальную ночь спешили в церковь. Они держали зажженные свечи в руках и ждали, когда выйдут из церкви священники и начнут крестный ход - обход церкви с иконами и крестом. Люди молились и просили Бога простить совершенные ими глупости, грубые слова, нанесенные обиды. - Ребята, как вы считаете, зачем люди идут в церковь с едой? (Ответы детей.) Еще ребята в этот день слышен колокольный звон.

Ребята, посмотрите все на экран.

Воспитатель: Правильно люди освещали яйца и куличи.

После того как люди осветят куличи и яйца в церкви, они всю неделю принимали гостей или сами шли в гости и обменивались окрашенными яйцами. А если человек пробует кулич, то он становится добрым и сильным. На Руси верили, что освященное яичко наделяет человека силой: «съешь его и болеть не будешь, добрым станешь». Символ Пасхи - красное яйцо

(Затем воспитателем демонстрируются слайды.)

Воспитатель: - Кто знает, почему яйца на Пасху красят чаще всего в красный цвет?

Это маленькое чудо, это символ жизни. Раньше считалось красное яйцо - символ солнца, нового дела, новой жизни. Это обычай «крашение яиц» уходит корнями в древность.

- Красный цвет – цвет крови, пролитой Иисусом Христом, но и одновременно цвет радости, и выбран он не случайно.

Воспитатель: Иисус Христос был послан Богом на землю для нашего спасения от грехов (плохих поступков).
Он был добрым, справедливым, никогда и никого не осуждал и боролся со злом.

- Яиц заготовить надо было много: для подарков родным и друзьям, для веселых игр.

Послушайте правила одной игры в которую играли наши предки, и продолжают играть люди, когда ходят в пасхальную неделю в гости, друг к другу.

Кто-то держит яйцо носиком вверх, а «соперник» бьёт его носиком другого яйца. У кого скорлупа не треснула, тот и победил и продолжает «чокаться» с другим человеком. Эта игра простая и забавная.

Воспитатель: Сейчас я хочу предложить вам разрисовать бумажные силуэты яиц и подарить своим родным и любимым людям, друзьям, как оберег.

Но сначала, давайте, ребята немного разомнем пальчики

Стол пасхальный накрываем, (разводим руками в стороны)

Веткой вербы украшаем. (пальцы «веером»)

Из печи несём куличики, (показ ладошками)

А от курочки — яички. (соединяем большой палец с остальными по очереди)

Дай нам, курочка, яичко простое,

Мы его распишем — будет золотое (раскрашиваем в воздухе).

Проходим за столы.

Продуктивная деятельность

Выбор детьми силуэта яйца и самостоятельная творческая деятельность, индивидуальная помощь в ходе работы. 

Воспитатель: Предлагаю вам проявить свою фантазию и расписать силуэты яиц к Празднику Пасхи интересным узором. 

(Дети разрисовывают бумажные силуэты яиц.)

Итог – анализ

Воспитатель: Вот и мы постарались подготовиться к празднованию праздника - Светлая Пасха.

На ваших пасхальных яйцах получился яркий, красочный узор, ваши друзья будут рады такому подарку, потому что он сделан от души.

- Ребята, что вы узнали о праздновании Пасхи.

- О чем узнали на занятии?

- Что было нового для вас?

- Вам понравилось занятие?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Проект «Золушка» по театрализованной деятельности в подготовительной группе комбинированной…

Проект «Золушка» по театрализованной деятельности в подготовительной группе комбинированной направленности

Интегрированное занятие с детьми старшей группы. Тема «Волшебные самоцветы»

Интегрированное занятие с детьми старшей группы Тема «Волшебные самоцветы» Цель: создание социальной ситуации развития детей в процессе познавательно-исследовательской и художественно-творческой деятельности. Задачи: -...

Знакомство дошкольников с русским национальным костюмом

Знакомство дошкольников с русским национальным костюмом Освоение дошкольниками знаний о культурном наследии своего народа занимает важное место в воспитательно-образовательном процессе. В...

Читайте также

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования

Адаптация детей младшего дошкольного возраста с помощью нетрадиционных методов рисования Адаптация - процесс вхождения ребёнка в новую среду и привыкание к...

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе ДОУ. Тема…

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе ДОУ Тема «Дикие животные» Возрастная группа 4-5 лет. Ведущая образовательная область: речевое развитие. Цель: расширение...

Квест-игра «Мы патриоты России»

Квест-игра «Мы патриоты России» Цель: создать условия для патриотического воспитания дошкольников. Задачи: – формировать знания о символах России, о военных, защитниках Родины. – развивать силу, ловкость, быстроту...