НОД в старшей группе «Золотое кольцо России»

Цель. Формировать чувство причастности к истории Родины, родному народу.

Задачи: 

  1. развивать творческое отношение к музыке через передачу образов в музыкальной игре – хороводе
  2. обобщить у детей знания о народных промыслах;
  3. закрепить представления о видах устного народного творчества;
  4. воспитывать уважение к труду умельцев;
  5. обобщить у детей представление о старинных городах России, являющиеся гордостью Родины;
  6. воспитывать уважение к труду умельцев.

Демонстрационный материал.

Ход занятия.

Воспитатель. Здравствуйте гости дорогие.

Ребята, посмотрите сколько гостей у нас сегодня. Мы всегда рады гостям. Поздоровайтесь с ними.

Воспитатель: Ребята, ребята, есть красивое слово- Родина. Давайте сегодня поговорим о нашей Родине. Как она называется?

Дети: Россия.

Воспитатель: Что для вас слово Родина?

Воспитатель: Что вы представляете, вспоминаете когда говорят слово Родина?

В такие минуты так хочется говорить ласково, нежно. Потому что Родина у каждого из нас своя. А как ласково мы можем назвать нашу родину? (Россия- матушка, Россия- любавушка, Россия- росиночка, Россия- кормилица.)

Воспитатель: И поговорим о тех знаменитых древних городах, которые прославили ее на весь мир.

Ребята, давайте расскажем стихотворение о Родине?
Ребенок

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздника и песни,

Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

Великую землю,
Любимую землю,
Где мы родились и живем,
Мы Родиной светлой,
Мы Родиной милой,
Мы Родиной нашей зовем.

(Ребята, давайте пройдём на стульчики.)

Воспитатель: Посмотрите, на экране расположены города Золотого кольца России.

Как эти города называются?

Дети. Сергиев-Посад, Переяславль-Залесский, Ростов, Ярославль, Муром, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир.

Воспитатель. Ребята, как вы думаете, такое расположение городов, какую форму вам напоминает?

Дети. Круг, кольцо.

Воспитатель. Верно, это кольцо городов еще называют Золотым кольцом, так как в нем находятся необычные города, а старинные – древнерусские. В них сохранились исторические памятники культуры, которые рассказывают всему миру, как зарождалась Россия, как жили в старину наши предки.

Города старинные, звон колоколов,

Словно птицы-лебеди Суздаль и Ростов!

На широкой Волге Тверь и Кострома,

Башенки резные, чудо-терема!!!

Воспитатель: Как вы думаете, что прославило древние русские города на весь мир?

Дети. Народные промыслы, народные мастера, народные умельцы.

Воспитатель. Как вы думаете, где можно встретить работы этих мастеров?

Дети. В музее, на выставках, на ярмарках…

Воспитатель. Ребята, я предлагаю вам совершить путешествие по этим городам. И Вас дорогие гости мы тоже приглашаем отправится с нами. И поближе познакомиться с работами этих мастеров.

В музеях городов Золотого кольца представлены такие промыслы: как резьба по дереву и кости, изделия искусных кружевниц и ювелиров, представлены все этапы развития древнерусского зодчества.

Ну что вы готовы к путешествию? А помогать нам будет перемещаться волшебное кольцо, подходите поближе. Нам надо будет взяться за него, закрыть глаза и произнести:

Ты катись, катись кольцо

На волшебное крыльцо

Каруселью закружи

Славный город покажи.

(Звучит колокольный звон.)

Воспитатель: Что вы сейчас слышите?

Дети: Колокольный звон.

Воспитатель: Где его можно услышать?

Дети: В церкви, в храме, в монастыре, в лавре.

Воспитатель: Верно. В городе Сергиев Посад много храмов, колоколен и прекрасная Троице Сергиева лавра где можно услышать колокольный звон. Но так было не всегда. В древние времена, давным-давно, на месте города стоял большой дремучий лес. И пришёл в этот лес человек по имени Сергий, и построил здесь первый дом и первый храм. Он был хорошим и добрым человеком, и поэтому, к нему стали приходить другие люди. Они тоже стали строить дома и много-много работать. Так началось строительство города.

В город Сергиев Посад 
Приезжайте стар и млад
Колокольный сладкий звон
Слышен здесь со всех сторон
А у лаврских у ворот
Сказка древняя живёт
Здесь история сама
Вхожа в старые дома.

Ребята, есть такое царство – кукольное. Столица его – подмосковный Сергиев Посад: именно здесь начиналась история создания российской куклы и других игрушек. Игрушки изготавливают в Сергиевом Посаде почти 300 лет. Делают их там и сегодня. А начиналось изготовление игрушек так.

Сергий Радонежский жил в лесу, в монашеском уединении и любил вырезать из дерева игрушки. Этими игрушками преподобный Сергий одарял детишек, которых с собой приводили родители. Со временем на месте маленькой, затерянной в лесах обители, основанной Сергием Радонежским, вырос большой монастырь – Троице-Сергиева Лавра. И повелась у монахов традиция изготовления поделок и игрушек для детей. Ни один ребёнок не возвращался из этих святых мест без игрушки. Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные «Троицкими». И сегодня сергиевские мастера делают игрушки из самых разных материалов для ребятишек, приезжающих из разных городов. 

А нам пора отправляться дальше в путешествие. Давайте возьмёмся за кольцо и произнесём:

- Ты катись, катись кольцо

На волшебное крыльцо

Каруселью закружи

Славный город покажи.

Воспитатель. Интересно, что за дивный город нас встречает. Вот его герб красуется. Этот город находится на берегу реки Волги. Это город называется Кострома. Символом этого города является «Пожарная каланча». Давайте рассмотрим герб. На гербе можно увидеть корабль, плывущий по волнам, Волнами показана великая и могучая река Волга, которая играет для жителей большую роль. По Волге ходят корабли, люди ловят рыбу, используют воду в своих нуждах.

Воспитатель. Какими промыслами прославилась Кострома?

Дети. Изделиями из кожи, одеждой из льна, бересты, ювелирными изделиями.

Воспитатель. Чтобы создать такую красоту, приходилось мастерам немало трудиться. О труде в народе сложено множество пословиц. Предлагаю вспомнить некоторые из них.

Дети. (Дети рассказывают пословицы.)

Закончил дело — гуляй смело.

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

Мала пчелка, да и та работает.

Любишь кататься — люби и саночки возить.

Семь раз отмерь, один — отрежь.

Землю красит солнце, а человека — труд.

Дерево ценят по плодам, а человека — по делам.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Больше дела, меньше слов.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Хочешь есть калачи — не сиди на печи

Воспитатель. Ну, что ж, как на Руси говорится: «Делу время, а потехе час». Поиграем в игру.

Проводится русская народная хороводная игра «Кострома»
Выбирается вода – «Кострома». Он стоит в центре хоровода. Остальные дети берутся за руки и двигаясь по кругу разговаривают с «Костромой»:

Дети: «Кострома, Кострома, государыня моя!
У Костромушки кисель с пирогом,
У Костромушки пирог с творогом!»
Ты ль здорова Кострома?»
Кострома: «Здоровенька!»
Дети: «Где была, Косторома?»
Кострома: «На реченьке!»
Дети: «Что видала, Кострома?»
Кострома: «Серу уточку!»
Дети: «А что делаешь сейчас?»
Кострома: «Сейчас вас ловлю!»

После этого хоровод рассыпается. «Кострома» старается осалить кого-нибудь из детей. Если ей это удается, то пойманный ребенок становится новой «Костромой».

Воспитатель. Спасибо этому городу за гостеприимство, а нам пора дальше отправляться в путь.

Взялись за кольцо…

Ты катись, катись кольцо

На волшебное крыльцо

Каруселью закружи

Славный город покажи.

Воспитатель:

Торопились мы, спешили, В город дивный мы прибыли… Что за город угадайте? - Суздаль

(Дети рассматривают герб Суздаля. На нём изображён сокол с расправленными назад крыльями.)

Давайте присядем на стульчики и посмотрим, кто же к нам встретится в Суздале.

Воспитатель. Суздаль — это душа и сердце Золотого кольца России. В этом городе каждый камень был свидетелем многовековой истории — истории славных побед русского народа.

В давние времена по реке Каменка проходил торговый путь и в городе часто проводились ярмарки. Какая же ярмарка могут быть без скомороха.

Музыка (входит скоморох).

Здравствуйте почтенные господа!

Вот я и примчался к вам на ярмарку сюда!

Я развесёлый потешник

Известный скоморох и насмешник

Довольны будите здорово,

Удовольствия в три короба.

(Достаёт петрушку.)

Здравствуйте, я Петрушка, я Петрушка!

Развесёлый мальчуган.

Всегда весел и пою. К вам на встречу я спешу.

Воспитатель:

Ребята, посмотрите какие задорные гости к нам пожаловали. И как заливисто и весело звучит голос Петрушки на ярмарке. Кто хочет попробовать сказать звонким голосом Петрушки?

(Дети имитируют голос, Скоморох хвалит детей.)

Скоморох:

Ну что ж, ярмарке пора закрываться,

А вам дальше отправляться. (Музыка. Скоморох уходит.)

Воспитатель. Ребята предлагаю отправиться в следующий город.

- Ты катись, катись кольцо

На волшебное крыльцо

Каруселью закружи

Славный город покажи.

Воспитатель. Что за город перед нами? Муром.

Заповедный уголок, древнерусский городок.

Мельницы кругом, часовни, городок из колоколен.

Здесь плывет со всех сторон их хрустальный нежный звон.

Дети. Дети рассматривают герб Мурома.

Воспитатель. Чем знаменит этот город?

Воспитатель. Муром славится тем, что в этом городе жили святые Пётр и Феврония.

А вы знаете кто это?

Дети. Это святые которые жили и умерли в один день. В России праздник в их честь назвали. Я сейчас вам расскажу о жизни Петра и Февронии.

Воспитатель: Издавна они считаются на Руси покровителями семьи. Им молятся чтоб семья была крепкой. Еще какой бывает семья? (Любящей, доброй, сильной, дружной, надёжной.)

Чтобы муж и жена жили друг с другом в согласии и любили детей

Об их жизни народ сложил сказание и называется оно «Сказ о Петре и Февронии».

А кто ни будь, знает, что такое сказание? (Это история о чем либо.)

В этом сказании рассказывается о смелом князе, который победил страшного змея, разорявшего русскую землю. Но когда князь, ударив мечом разрубил змея, ядовитая кровь брызнула во все стороны и попала на его кожу. Князь заболел и никто не мог его вылечить. Только простая девушка – Феврония, имеющая чистое сердце смогла Петру помочь. Что значит чистое сердце? (Неё доброе сердце, она любит людей, всем помогает.) Она дала целебную мазь, которую сама сделала на травах, этой мазью князь смазал раны и исцелился. (Вылечился.)

Поехал Петр к ней, да так и остался с Февронией на всю жизнь. Стала Феврония его женой.

Воспитатель: Любовь – это сила которая соединяет близких людей, двух половинок. А чьими половинками являетесь вы?

Ответы детей: мама, папа.

Воспитатель: да, вот и Феврония с Петром любили и уважали друг друга, и родились у них много детей. А Феврония, хотя и стала княгиней, так и осталась скромной и благочестивой, желела бедных и помогала им. Не понравилось это боярам (богатым людям) и начали они клеветать на нее. Что значит клеветать? (Обманывать, говорить что она делает плохие поступки.)

 Воспитатель: Хотели бояре поссорить их, но Феврония молилась за свою семью – и нечего у клеветников не вышло. Прожили князь с княгиней в согласии много много лет.

 Вам понравилось это сказание? Хотели бы вы быть похожи на Петра и Февронию?

Ответы детей.

Воспитатель: Каким был Петр? (Добрым, внимательным, любящим детей и жену, мужественным.)

Воспитатель: Какой была Феврония? (Женой преданной, скромной, умной, верной, мудрой, заботливой.)

Вот такие славные события происходили в городе Муроме.

А нам пора отправляться дальше в путешествие.

- Ты катись, катись кольцо

На волшебное крыльцо

Каруселью закружи

Славный город покажи.

Следующий город это Ярославль. Это один из красивейших городов Золотого кольца.

В Ярославле много церквей, колоколен и разных красивых мест. Этот город известен и тем, что в нем находится самый старый театр. Это был первый театр построенный в России и поэтому этот город называют родиной русского театра.

Представим и мы на минуту себя актерами и поиграем в театрализованную игру «Вдоль по бережку»

Театрализованная игра «Вдоль по бережку»

Вдоль по бережку лебедушка плывет,

Выше бережка головушку несет,

Белым крылышком помахивает,

Со крыла водичку стряхивает.

Вдоль по бережку молодчик идет,

Выше по бережку молодчик идет,

Выше бережка головушку несет,

Сапожком своим пристукивает

Да по пяточкам постукивает.

Воспитатель. Вот и подошло к концу наше путешествие по городам Золотого кольца.

А нам пора возвращаться в детский сад.

Давайте возьмёмся за кольцо

- Ты катись, катись кольцо

На волшебное крыльцо

Каруселью закружи

Детский сад наш покажи.

Понравилось вам путешествие?

Ребята, вы сегодня были молодцы. Давайте вспомним. По каким древним городам мы сегодня совершили путешествие? (Сергиев- Посад, Переяславль- Залесский, Ростов, Ярославль, Муром, Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир).

Что вам в путешествии наиболее запомнилось? (Ответы детей.)

И в наших сердцах и в сердцах наших гостей навсегда останется звон колоколов, красота Русских церквей, звонкий голос Петрушки, трогательные минуты в гостях у Петра и Февронии. И всё это наша любимая Родина Россия.

Скажем спасибо нашим гостям и до новых встреч. До свидания.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Сравнение предметов по…

Конспект НОД по ФЭМП в средней группе «Сравнение предметов по высоте в пределах трех» Цель: Формирование представлений о понятиях высокий, низкий.Тема:...

Спортивное развлечение «Зимние забавы»

Спортивное развлечение «Зимние забавы» Цель: Формировать у дошкольников стойкий интерес к занятиям физической культурой развивать и совершенствовать физические качества: ловкость, быстроту, выносливость. Задачи: Прививать любовь...

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках»

Проект «Мудрость народа, сохраненная в веках» 1. Актуальность проекта Проблема воспитания духовно-нравственных качеств в подрастающем поколении, ее острота не ослабевали никогда. Вопросы духовно-нравственного...

Читайте также

План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе

План мероприятий по «Неделе здоровья» в средней группе Цель: Дать детям представление о здоровом образе жизни, его значении, способах сохранения и...

Ребенок и природа

Ребенок и природа «Книга природы есть неисчерпаемый источник познаний для человека» Вольтер/ Франсуа-Мари Аруэ Природа - это единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания. Актуальность...

Лексическая тема недели «Фермерское хозяйство», подготовительная группа

Лексическая тема недели «Фермерское хозяйство», подготовительная группа НОД СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ В РЕЖИМЕ ДНЯ Индивидуальная д-ть РППС 22.11.21.понедельник. 9.00.-9.25. Развитие речи 12.00.-12.25. Физкультура по...