Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»
Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности.
Программные задачи:
Обучающие:
- Формировать у детей понимание образного содержания сказки.
- Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи.
- Закрепить знания детей о русской народной сказке «Гуси лебеди», используя иллюстрации к этой сказке.
- Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (румяные, да наливные яблоки - это красные, сочные, сладкие, спелые яблоки) и слова с противоположным значением (антонимы) (красивая - страшная, молодая старая, добрая злая).
- Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.
Развивающие:
- Развивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.
- Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных (яблочный, капустный, рыбный, грибной).
- Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька).
- Развивать коммуникативные навыки общения.
Воспитательные:
- Воспитывать у детей любовь к прекрасному, окружающему миру, природе. - Воспитывать умение слушать друг друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других.
Виды деятельности: образовательная, игровая, продуктивная.
Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Формы реализации детских видов деятельности: беседа, игра, конкурс, общение.
Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация сюжетных иллюстраций, запись голосов: гуси, рассказчица, песня Бабы-Яги, музыкальный переход; эмблемы, корзинки, разрезные картинки «пирогов», «грибочки», подносы.
Предварительная работа: чтение сказки «Гуси лебеди», беседа по сказке «Гуси - лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси лебеди» (яблонька, печка, речка, избушка на курьих ножках), драматизация сказки «Гуси лебеди», игры с загадками: «Узнай по описанию», «Сказочный сундучок», рассматривание подносов разных техник (палех, гжель, жостовские, хохлома).
Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река кисельные берега - это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя.
Ход НОД
1. Организационный момент.
Вход детей под музыку. Приветствие гостей.
В. - Добрый день, дети! Давайте поздороваемся с гостями!
Д: - Здравствуйте!
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы готовы поиграть,
Можно встречу начинать!
Повертелись, покружились и в сказке мы очутились.
В.: Давайте присядем и послушаем, в какой же сказке мы очутились?
2. Введение в тему.
Слайд №1.
Рассказчица: Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок
маленький. - Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.
Вернулась девочка, смотрит - а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда -нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.
Воспитатель: Ребята, вы знаете эту сказку, как она называется? (Дети: Да, знаем – это русская народная сказка «Гуси-лебеди».) Слышите, кто-то плачет? Посмотрите, а кто эта девочка? Почему она плачет?
Дети: Она потеряла своего братца, не знает, что делать, куда идти?
Воспитатель: Поможем Машеньке, ребята, братца вернуть обратно? Нам нужно Иванушку срочно найти, но ждут преграды на нашем пути. А как мы можем помочь Маше?
Дети: 1. Нужно идти в ту сторону, куда полетели гуси-лебеди.
2. Мы можем встретить на пути кого-нибудь, кто видел, куда они полетели.
3. Может, кто-нибудь знает, куда гуси-лебеди уносят детей.
Воспитатель: Давайте сначала посмотрим внимательно вокруг, что нас окружает?
3. Физкультминутка для глаз «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано -
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Слайд №2 «Три дороги»
Воспитатель: Догадайтесь, над какой дорогой пролетели гуси-лебеди? Куда идти Маше?
Дети: Гуси пролетели над дорогой, которая находится в центре.
Воспитатель: Почему вы так решили?
Дети: Потому, что, когда пролетали гуси-лебеди, они обронили несколько своих перьев на дорогу.
Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что нам встретится далее на пути?
Дети: Мы думаем, что нам встретится печка.
(Дети идут под музыку.)
Слайд №3 «Печка»
Мимо, путник, не пройди -
Пирожок мой прихвати!
Дети: - Здравствуй, печка! Печка-голубушка, скажи–ка нам, куда Гуси улетели? Куда Ваню унести посмели?
А печка в ответ:
- Я вам, дети, помогу и дорогу укажу. Сначала покажите, как пекут пирожки.
Пальчиковая гимнастика «Печём пирожки»
Тесто мнём, мнём, мнём! (Давят кулаками воображаемое тесто.)
Тесто жмём, жмём, жмём! (Резко сжимают-разжимают кулаки-сначала одновременно, потом поочерёдно.)
Пирожки мы испечём! (Лепят воображаемый пирог, перекладывая его из одной ладони в другую.)
Печка: Я вам помогу, но и вы мне помогите. Пироги мои волшебные развалились, нужно их оформить.
Воспитатель: Ребята, а чем отличаются пирожки от пирогов? (Пирожки по размеру маленькие, а пироги большие.) Если пирог с вишней, его как называют (если пирог с вишней, то его называют вишневым пирогом, со сливой - сливовым). А как будет называться пирог с яблоками (если пирог с яблоками, то его называют яблочным пирогом)?
Давайте пофантазируем, с чем еще могут быть пироги и пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, с рыбой.)
Воспитатель: Молодцы! Чтобы быстрее помочь печке пироги оформить, разделимся на 2 команды: «Вишенки» и «Чернички». Выберем капитанов! Итак, условия игры! Сначала добавим начинки - раскрасим детали пирога, а затем и соберем пирог - картинку. Присаживайтесь за столы, работаем!
Воспитатель: Молодцы! Отлично справились с заданием! Дети, а чего не хватает нашим пирогам для полного оформления? (Подносов!) Правильно! Давайте выберем подносы и подарим печке!
Слайд №4. Игра «Выбери лишний поднос» (3 - Жостовские, 1- гжель; 3 - Хохлома, 1- палехский).
Воспитатель: Вы ребята, молодцы! Отлично справились с заданием.
Ну что продолжим искать Иванушку? Печка подсказала, куда дальше идти. А вы помните, что дальше встретилось на Машином пути?
Дети: Яблонька!
Воспитатель: Давайте скажем печке: «До свидания!»
(Идут под музыку. Слайд №5. Яблоня.)
Дети: Здравствуй, Яблонька! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Яблоня: Здравствуйте, дети! Сосчитайте, пожалуйста, мои яблоки в корзинке! (Дети считают яблоки.)
Воспитатель: Как в сказке яблочки называют? (Румяные, наливные.) Как вы понимаете это выражение? (Красные, сочные, сладкие, спелые.)
Воспитатель: Яблонька благодарит нас за помощь и указывает, куда улетели гуси-лебеди.
Дети: Прощай, яблонька! Нам пора идти дальше.
Воспитатель: Ребята, а что дальше встретилось в сказке на Машином пути?
Дети: Молочная речка с кисельными берегами.
(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку.)
Воспитатель: А вот и речка!
Дети: Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?
Речка: Скажу, только ответьте, почему меня назвали молочной? (Потому что из молока). Что значит кисельные берега? (Берега из киселя.) Дети, а вы любите кисель? (Да!) Назовите, какой кисель вы у меня видите? (Слайд.) (Малиновый, клубничный, брусничный.)
(Слышится звук гусиной стаи.)
Воспитатель: Ребята, вы слышите какие-то звуки?
Дети: Слышим.
Воспитатель: А, откуда они доносятся?
Дети: Кажется, из-под облаков.
Воспитатель: Давайте посмотрим на небо. (На экране, слайд №6, размещены силуэты двух птичьих стай.) Высоко в небе показалось несколько стай птиц, летящих на ночлег. Куда же нам идти? За какой стаей? Вы, знаете, что это за птицы?
Дети: Знаем. Первая стая журавлиная, верху справа. Нам нужно идти за стаей гусей-лебедей – летящих внизу слева.
(Идут по кругу под музыку.)
Воспитатель: А, тем временем стая гусей-лебедей вывела нас на опушку леса, там стоит избушка на курьей ножке (слайд №7), об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба-Яга живет. Ну вот, наконец-то мы и добрались до Иванушки. (Слышат пение Бабы-Яги.)
Баба-Яга: А, Машенька, опять пожаловала, да еще и подмогу привела!
Дети: Здравствуйте, Баба-Яга!
Баба-Яга: Молодцы, воспитанные ребята! Я о вас, детишки, знаю много, а вы знаете что-нибудь обо мне?
Дети: Да, знаем.
Воспитатель: Давайте Бабе-Яге расскажем, что мы о ней знаем.
4. Физкультминутка
В темном лесу есть избушка (шагаем)
Стоит задом наперед (поворот)
В той избушке есть старушка (наклоны)
Бабушка-Яга живет (поворот обратно)
Нос крючком (показать нос)
Глаза большие (показать глаза)
Словно угольки горят
Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)
Дыбом волосы стоят.
Баба-Яга: Но я так просто не отдам Иванушку. Вы должны мне грибочков на супчик принести, да чтоб моих любимых! А каких, отгадайте! (Дети отгадывают загадки.)
Воспитатель: - Ребята, делимся на 3 команды: «Боровички», «Рыжики», «Шампиньоны», выбираем командиров… Команды подходят к столам, выбирают вид грибов, соответствующий названию своей команды и складывают в корзины. По команде: «Карусель!», команды переходят к соседнему столику и там выбирают такие же грибы, пока не придут на место. Затем командиры рассказывают какие грибы собрала команда. Посмотрим, кто не ошибется в выборе своих грибов и интереснее о них расскажет?
Индивидуальное задание: собрать мухоморы, составить описательный рассказ об этих грибах.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями Бабы-Яги и поэтому она, как и обещала, отпускает Иванушку домой.
Маша: Ребята, я благодарна вам за помощь.
Воспитатель: Машеньке пора домой к родителям, давайте скажем ей: «До свидания!» Вот и подошло к концу наше путешествие, пора отправляться в детский сад! (Идут по кругу под музыку, садятся на стульчики.)
5. Рефлексия:
- Как вы считаете, мы помогли Маше?
- Тяжело было Маше помогать?
- Ребята, что было самым интересным? Весёлым?
- А какое было самым лёгким?
- Какое задание вам показалось сложным?
- А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?
Дети: Потому что мы очень дружные, помогали друг другу выполнять задания, работали в команде.
Воспитатель:
Я вас всех благодарю за активное участие в нашем увлекательном путешествии и каждому из вас дарю раскраску по мотивам сказки «Гуси-лебеди»! (Вручает раскраски.)
Читайте также |
---|
Дидактическое пособие для театрализованной деятельности «Театр на лопатках»

Дидактическое пособие для театрализованной деятельности «Театр на лопатках» Актуальность Театр для детей – это игра, во время которой у детей активно развивается словарный запас...
Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму детей…
Нетрадиционные техники рисования как средство подготовки руки к письму детей с общим недоразвитием речи 5-7 лет Целью нашего исследования является изучение...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»