Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Путешествие в сказку «Гуси-лебеди»

Цель: комплексное развитие познавательно-речевой деятельности.

Программные задачи:

Обучающие:

- Формировать у детей понимание образного содержания сказки.

- Совершенствовать умения отвечать на вопросы, используя навыки объяснительной речи.

- Закрепить знания детей о русской народной сказке «Гуси лебеди», используя иллюстрации к этой сказке.

- Формировать умение правильно употреблять в речи слова, близкие по значению (румяные, да наливные яблоки - это красные, сочные, сладкие, спелые яблоки) и слова с противоположным значением (антонимы) (красивая - страшная, молодая старая, добрая злая).

- Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности.

Развивающие:

- Развивать связанную речь, наблюдательность, мыслительную активность, умение высказывать и обосновывать свои суждения.

- Активизировать употребление в речи прилагательных, образованных от существительных (яблочный, капустный, рыбный, грибной).

- Упражнять в употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами (печенька, яблонька, реченька).

- Развивать коммуникативные навыки общения.

Воспитательные:

- Воспитывать у детей любовь к прекрасному, окружающему миру, природе. - Воспитывать умение слушать друг друга, помогать оказывать помощь сказочным персонажам, быть терпимым, уважать мнение товарища, чувствовать ответственность за знания других.

Виды деятельности: образовательная, игровая, продуктивная.

Формы организации: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Формы реализации детских видов деятельности: беседа, игра, конкурс, общение.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка, презентация сюжетных иллюстраций, запись голосов: гуси, рассказчица, песня Бабы-Яги, музыкальный переход; эмблемы, корзинки, разрезные картинки «пирогов», «грибочки», подносы.

Предварительная работа: чтение сказки «Гуси лебеди», беседа по сказке «Гуси - лебеди», рассматривание иллюстраций к сказке «Гуси лебеди» (яблонька, печка, речка, избушка на курьих ножках), драматизация сказки «Гуси лебеди», игры с загадками: «Узнай по описанию», «Сказочный сундучок», рассматривание подносов разных техник (палех, гжель, жостовские, хохлома).

Активизация словаря: печенька, яблонька, реченька; румяные, да наливные яблоки; молочная река кисельные берега - это в реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя.

Ход НОД

1. Организационный момент.

Вход детей под музыку. Приветствие гостей.

В. - Добрый день, дети! Давайте поздороваемся с гостями!

Д: - Здравствуйте!

Для начала встанем в круг,

Сколько радости вокруг!

Мы все за руки возьмемся,

И друг другу улыбнемся.

Мы готовы поиграть,

Можно встречу начинать!

Повертелись, покружились и в сказке мы очутились.

В.: Давайте присядем и послушаем, в какой же сказке мы очутились?

2. Введение в тему.

Слайд №1.

Рассказчица: Жили мужик да баба. У них была дочка да сынок

маленький. - Доченька, - говорила мать, - мы пойдем на работу, береги братца. Не ходи со двора, будь умницей - мы купим тебе платочек. Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травке под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Вернулась девочка, смотрит - а братца нету! Ахнула, кинулась его искать, туда-сюда -нет нигде! Она его кликала, слезами заливалась, причитывала, что худо будет от отца с матерью, - братец не откликнулся. Выбежала она в чистое поле и только видела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

Воспитатель: Ребята, вы знаете эту сказку, как она называется? (Дети: Да, знаем – это русская народная сказка «Гуси-лебеди».) Слышите, кто-то плачет? Посмотрите, а кто эта девочка? Почему она плачет?

Дети: Она потеряла своего братца, не знает, что делать, куда идти?

Воспитатель: Поможем Машеньке, ребята, братца вернуть обратно? Нам нужно Иванушку срочно найти, но ждут преграды на нашем пути. А как мы можем помочь Маше?

Дети: 1. Нужно идти в ту сторону, куда полетели гуси-лебеди.

2. Мы можем встретить на пути кого-нибудь, кто видел, куда они полетели.

3. Может, кто-нибудь знает, куда гуси-лебеди уносят детей.

Воспитатель: Давайте сначала посмотрим внимательно вокруг, что нас окружает?

3. Физкультминутка для глаз «Видят глазки всё вокруг»

Глазки видят всё вокруг,

Обведу я ими круг.

Глазком видеть всё дано -

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг,

Погляжу на мир вокруг.

Слайд №2 «Три дороги»

Воспитатель: Догадайтесь, над какой дорогой пролетели гуси-лебеди? Куда идти Маше?

Дети: Гуси пролетели над дорогой, которая находится в центре.

Воспитатель: Почему вы так решили?

Дети: Потому, что, когда пролетали гуси-лебеди, они обронили несколько своих перьев на дорогу.

Воспитатель: - Ребята, а вы знаете, что нам встретится далее на пути?

Дети: Мы думаем, что нам встретится печка.

(Дети идут под музыку.)

Слайд №3 «Печка»

Мимо, путник, не пройди -

Пирожок мой прихвати!

Дети: - Здравствуй, печка! Печка-голубушка, скажи–ка нам, куда Гуси улетели? Куда Ваню унести посмели?

А печка в ответ:

- Я вам, дети, помогу и дорогу укажу. Сначала покажите, как пекут пирожки.

Пальчиковая гимнастика «Печём пирожки»

Тесто мнём, мнём, мнём! (Давят кулаками воображаемое тесто.)

Тесто жмём, жмём, жмём! (Резко сжимают-разжимают кулаки-сначала одновременно, потом поочерёдно.)

Пирожки мы испечём! (Лепят воображаемый пирог, перекладывая его из одной ладони в другую.)

Печка: Я вам помогу, но и вы мне помогите. Пироги мои волшебные развалились, нужно их оформить.

Воспитатель: Ребята, а чем отличаются пирожки от пирогов? (Пирожки по размеру маленькие, а пироги большие.) Если пирог с вишней, его как называют (если пирог с вишней, то его называют вишневым пирогом, со сливой - сливовым). А как будет называться пирог с яблоками (если пирог с яблоками, то его называют яблочным пирогом)?

Давайте пофантазируем, с чем еще могут быть пироги и пирожки? (Пирожки могут быть с капустой, с грибами, с рыбой.)

Воспитатель: Молодцы! Чтобы быстрее помочь печке пироги оформить, разделимся на 2 команды: «Вишенки» и «Чернички». Выберем капитанов! Итак, условия игры! Сначала добавим начинки - раскрасим детали пирога, а затем и соберем пирог - картинку. Присаживайтесь за столы, работаем!

Воспитатель: Молодцы! Отлично справились с заданием! Дети, а чего не хватает нашим пирогам для полного оформления? (Подносов!) Правильно! Давайте выберем подносы и подарим печке!

Слайд №4. Игра «Выбери лишний поднос» (3 - Жостовские, 1- гжель; 3 - Хохлома, 1- палехский).

Воспитатель: Вы ребята, молодцы! Отлично справились с заданием.

Ну что продолжим искать Иванушку? Печка подсказала, куда дальше идти. А вы помните, что дальше встретилось на Машином пути?

Дети: Яблонька!

Воспитатель: Давайте скажем печке: «До свидания!»

(Идут под музыку. Слайд №5. Яблоня.)

Дети: Здравствуй, Яблонька! Скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Яблоня: Здравствуйте, дети! Сосчитайте, пожалуйста, мои яблоки в корзинке! (Дети считают яблоки.)

Воспитатель: Как в сказке яблочки называют? (Румяные, наливные.) Как вы понимаете это выражение? (Красные, сочные, сладкие, спелые.)

Воспитатель: Яблонька благодарит нас за помощь и указывает, куда улетели гуси-лебеди.

Дети: Прощай, яблонька! Нам пора идти дальше.

Воспитатель: Ребята, а что дальше встретилось в сказке на Машином пути?

Дети: Молочная речка с кисельными берегами.

(Дети идут по кругу вместе с воспитателем под музыку.)

Воспитатель: А вот и речка!

Дети: Речка, речка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Речка: Скажу, только ответьте, почему меня назвали молочной? (Потому что из молока). Что значит кисельные берега? (Берега из киселя.) Дети, а вы любите кисель? (Да!) Назовите, какой кисель вы у меня видите? (Слайд.) (Малиновый, клубничный, брусничный.)

(Слышится звук гусиной стаи.)

Воспитатель: Ребята, вы слышите какие-то звуки?

Дети: Слышим.

Воспитатель: А, откуда они доносятся?

Дети: Кажется, из-под облаков.

Воспитатель: Давайте посмотрим на небо. (На экране, слайд №6, размещены силуэты двух птичьих стай.) Высоко в небе показалось несколько стай птиц, летящих на ночлег. Куда же нам идти? За какой стаей? Вы, знаете, что это за птицы?

Дети: Знаем. Первая стая журавлиная, верху справа. Нам нужно идти за стаей гусей-лебедей – летящих внизу слева.

(Идут по кругу под музыку.)

Воспитатель: А, тем временем стая гусей-лебедей вывела нас на опушку леса, там стоит избушка на курьей ножке (слайд №7), об одном окошке, кругом себя поворачивается. В избушке старая Баба-Яга живет. Ну вот, наконец-то мы и добрались до Иванушки. (Слышат пение Бабы-Яги.)

Баба-Яга: А, Машенька, опять пожаловала, да еще и подмогу привела!

Дети: Здравствуйте, Баба-Яга!

Баба-Яга: Молодцы, воспитанные ребята! Я о вас, детишки, знаю много, а вы знаете что-нибудь обо мне?

Дети: Да, знаем.

Воспитатель: Давайте Бабе-Яге расскажем, что мы о ней знаем.

4. Физкультминутка

В темном лесу есть избушка (шагаем)

Стоит задом наперед (поворот)

В той избушке есть старушка (наклоны)

Бабушка-Яга живет (поворот обратно)

Нос крючком (показать нос)

Глаза большие (показать глаза)

Словно угольки горят

Ух, сердитая какая! (грозим пальцем)

Дыбом волосы стоят.

Баба-Яга: Но я так просто не отдам Иванушку. Вы должны мне грибочков на супчик принести, да чтоб моих любимых! А каких, отгадайте! (Дети отгадывают загадки.)

Воспитатель: - Ребята, делимся на 3 команды: «Боровички», «Рыжики», «Шампиньоны», выбираем командиров… Команды подходят к столам, выбирают вид грибов, соответствующий названию своей команды и складывают в корзины. По команде: «Карусель!», команды переходят к соседнему столику и там выбирают такие же грибы, пока не придут на место. Затем командиры рассказывают какие грибы собрала команда. Посмотрим, кто не ошибется в выборе своих грибов и интереснее о них расскажет?

Индивидуальное задание: собрать мухоморы, составить описательный рассказ об этих грибах.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданиями Бабы-Яги и поэтому она, как и обещала, отпускает Иванушку домой.

Маша: Ребята, я благодарна вам за помощь.

Воспитатель: Машеньке пора домой к родителям, давайте скажем ей: «До свидания!» Вот и подошло к концу наше путешествие, пора отправляться в детский сад! (Идут по кругу под музыку, садятся на стульчики.)

5. Рефлексия:

- Как вы считаете, мы помогли Маше?

- Тяжело было Маше помогать?

- Ребята, что было самым интересным? Весёлым?

- А какое было самым лёгким?

- Какое задание вам показалось сложным?

- А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями?

Дети: Потому что мы очень дружные, помогали друг другу выполнять задания, работали в команде.

Воспитатель:

Я вас всех благодарю за активное участие в нашем увлекательном путешествии и каждому из вас дарю раскраску по мотивам сказки «Гуси-лебеди»! (Вручает раскраски.)





Новые публикации

Лэпбук «Зимние сказки»

Лэпбук «Зимние сказки» Сказки — это один из компонентов, используемый во взаимодействии с детьми, они играют особую роль в воспитании детей...

«Мастер – класс педагога ДОО». Тема: Подарок для мамы в…

«Мастер – класс педагога ДОО» Тема: Подарок для мамы в технике аппликация «Я твоё солнышко» Назначение мастер-класса: подарок для мамы к празднику. Цель:...

Конспект беседы в средней группе на тему «Деревья нашего края»

Конспект беседы в средней группе на тему «Деревья нашего края» Цель: ознакомление с названиями некоторых деревьев, растущих во дворе и на территории...

Читайте также

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для…

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей второй младшей группы (Со сказочной проблемной ситуацией экологической направленности)   Программные задачи: 1...

Мониторинг образовательных достижений детей в условиях освоения образовательной программы дошкольного…

Мониторинг образовательных достижений детей в условиях освоения образовательной программы дошкольного образования   Авторский коллектив: Оводова О.А., заведующий ДОУ; Сорока Н.А., методист; Котова А.А., педагог-психолог; Иванова С.В...

«Реализация принципов полиязычия в системе дошкольного образования»

«Реализация принципов полиязычия в системе дошкольного образования»   Аннотация: Бұл мақалада мектепке дейінгі білім беру жүйесіндегі көптілділік принциптерін жүзеге асыру бойынша міндеттер қарастырылған...


Комментарии

  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна
    Благодарю за хороший материал

    Подробнее...

     
  • Лилия
    Очень хорошая подборка игр. Богатый и разнообразный материал. С вашего позволения возьму в копилку.

    Подробнее...

     
  • галина Ерёмина
    Спасибо огромное!Вам успехов!Это неоценимая помощь,особенно для начинающих!Благ одарю!

    Подробнее...

     
  • Елена
    Почему не назвали в источниках В.В. Степанову . Тематизм взят из технологии РОСТОК

    Подробнее...





В блогах

«Использования развивающей предметно пространственной среды и развития элементарных математических представлений у старших дошкольников».

Детский сад выполняет важную функцию подготовки детей к школе. От того, насколько качественно и своевременно будет подготовлен ребёнок, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта играет математика. Математика встречается и используется...

Сценарий новогоднего утренника во второй младшей группе …

Сценарий новогоднего утренника во второй младшей группе «Проказница лиса и огоньки» Под музыку дети цепочкой заходят в зал. Выстраиваются вокруг елки. Ведущая: Как мы рады, ребята, что снова наступил веселый, сказочный новый год и в гости к нам пришла наша...

Сценарий новогоднего утренника в старшей группе "Сказочное королевство"

Сценарий новогоднего утренника для старшей группы «Сказочное королевство» Под музыку дети входят в зал 1ребенок Под музыку веселую мы вбежали в зал, И лесную гостью каждый увидал. Зелена, красива, высока, стройна, Игрушками нарядными светится она! 2ребенок Собрались мы здесь сегодня...

ООД Познавательное развитие. Тема: «Чистые ладошки»

Цель:  Воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки; расширять представления детей о том, насколько важно следить за чистотой своего тела, рук, лица и т. д. ; продолжать приучать детей внимательно слушать рассказ воспитателя, вовлекать детей в разговор во время рассматривания иллюстраций; обучать...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство