Конспект занятия в подготовительной к школе группе: «Труд детей в старину»

Программное содержание:

  • познакомить детей с трудом крестьянских детей в доступной форме;
  • учить устанавливать причинно – следственные связи между объектами;
  • развивать коммуникативные способности, память, воображение.

Активация словаря: крестьянские дети, сенокос, калачи, пойло.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Дети простых людей начинали работать с самых малых лет. Когда же они становились взрослыми, то умели делать все. Трудясь с детства, человек становился сильным, крепким, выносливым.

Из этих рисунков, что у вас на столе, вы узнаете, как работали крестьянские дети. Нужно дать имена детям и описать, что они делают. Но прежде чем вы сделаете это, послушайте эту песенку:

Скрип, скрип, скрипачок,

Купи новый башмачок:

Кошке Машке,

Коту Николашке,

Кобылке Нениле,

Мерину Гавриле,

Утке Анютке,

Селезню Васютке,

Кочету Никите,

Курице Улите.

Это - правда имена куриные, утиные, кошачьи?

Чьи же это имена? Давайте вместе со мной повторим их – Маша, Николаша, Ненила, Гаврила, Анюта, Васюта, Никита, Улита.

Это так в старину звали людей. Запомните их, они нам понадобятся, когда вы будете составлять рассказ о труде детей и давать им имена.

Послушайте, какой рассказ составила я по этой картинке:

Всего три года Пете, а он уже работает – ухаживаиет за овечками. Как доверчиво тянется барашек к нему – бе – бе – бе. Знает, что мальчик и напоит, и накормит его.

А теперь составьте и вы, каждый по своей картинке. Не забудьте, надо дать имена детям и описать, чем они заняты, как трудятся. / Составление описательных рассказов/.

А по этой песенке вы догадаетесь, чем занята Варя:

Васенька – дружочек,

Не ходи ты на лужочек,

Потеряешь сапожок,

Тебя мышка съест.

 

Ай – ай – ай – ай!

Приходи к нам, зай,

Василечка забирай

Непослушненького, балавушненького.

 

Баю – бай, баю – бай,

Поскорее засыпай,

Придет серенький волчок,

Схватит Васю за бочок!

                                                          

Схватит Васю за бочок

И утащит за лесок.

Так чем же занята Варя?

Дети помогали не только своей семье, но и чужим людям. Они ухаживали за больными, старыми соседями, топили им печи, убирали в избе, приносили еду и просто развлекали их, чтобы им не было скучно одним целый день. Было обычаем помогать всем больным и немощным. Так поступали взрослые и дети.

Теперь вы можете проверить себя:

  • Как дети ухаживали за домашними животными?
  • Какую работу делали дети в доме?
  • Что делали дети в поле?
  • Какую еще работу выполняли дети?
  • Как дети помогали чужим людям?

А сейчас давайте поиграем. Эту песенку вы можете разыграть: показать, как я крапивушку нажну, пойла налью, люблю Буренушку.

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Уж как я ль – то ей крапивушки нажну!

Кушай вволюшку, коровушка моя,

Ешь досыта, Буренушка моя!

                                                      

Уж как я ль мою коровушку люблю,

Сыта пойла я коровушке налью,

Чтоб сыта была коровушка моя!

Чтобы сливок Буренушка дала.

 

А что вы скажите об этих детях и подростках?

- Глянь – ка, вон идет Федька – безлапотник.

Шестнадцать годков ему, а лапти – то плести все не умеет!

- А- а – а, вот он и Данила! У него нынче гуляшки, завтра гуляшки, вот и ходит без рубашки!

- Ох – хо – хо, спишь, спишь, а отдохнуть все некогда!

- У Малашки руки – что крюки, ничего делать не умеют: не прясти, не ткать.

- Акуля, Акуля, ты шьешь не оттуля!

- Ничего, мамаша, я еще пороть буду. Шить не сошью, а распороть сумею.

/Ответы детей/

Какие пословицы подходят к этим шуткам?

Летний день год кормит.

Ленивому и лениться лень.

Яйцо курицу не учит.

Ленивый спит сидя, а лежа работает.

За все берется, да не все удается.

Ребята, а какую бы вы работу выполняли, если бы жили в старину? /Ответы детей/.

Хочешь есть калачи, не сиди на печи.

Без труда хлеб не родится никогда.

Труд кормит, а лень портит.

Без труда не выловить рыбку из пруда.

Терпенье и труд все перетрут.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Послушайте стихотворение Н. А. Некрасова и скажите, какое чувство вызвало у вас это стихотворение?

/Уважение к мальчику, любовь, жалость, грусть и т. д./

Отрывок из стихотворения Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»

Вот мы и познакомились с трудом крестьянских детей. А сейчас расскажите, как вы помогаете дома и в детском саду? /Ответы детей/.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект подгруппового логопедического занятия по постановке звука [Р] «День рожденья…

Конспект подгруппового логопедического занятия по постановке звука [Р] «День рожденья Р» для обучающихся 5-6 лет (К дню открытых дверей в ДОО)

Проект по художественно-эстетическому воспитанию с использованием нетрадиционных техник рисования с…

Проект по художественно-эстетическому воспитанию с использованием нетрадиционных техник рисования с детьми старшего дошкольного возраста «Волшебный мир красок» Паспорт проектаСроки проведения: сентябрь 2022...

Сценарий досуга: «День матери в подготовительной группе»

Сценарий досуга: «День матери в подготовительной группе» Цель: Прививать любовь и уважение к маме, как к самому близкому и родному человеку. Задачи: Создание...

Читайте также

Лэпбук по развитию речи «Интерактивные пособия для дошкольников»

Лэпбук по развитию речи «Интерактивные пособия для дошкольников»

Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду

Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду Огромное влияние на самочувствие ребенка в новой для него обстановке, играет распорядок...

Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку»

Проект в группе раннего возраста «Играем в сказку» Сроки выполнения проекта: краткосрочный с 14 марта – 26 марта. Тип – социальный, игровой. Участники проекта:...