Конспект занятия в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР. Тема: «Зима»

Группа детей по структуре речевого нарушения: ОНР (III год обучения).

Возраст детей: 6 лет.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Используемые интерактивные технологии: «дерево решений», элементы проблемного обучения, ТРИЗ.

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности дошкольников:

- Методы словесной передачи информации: беседа, вопросы поискового характера.

- Методы наглядной передачи информации: наглядный материал.

- Методы стимулирования и мотивации: эмоциональные (поощрение, создание ситуации успеха); познавательные (создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений); социальные (создание ситуации взаимопомощи, заинтересованность в результатах своей работы).

- Методы контроля и самоконтроля: устные, самоконтроль и взаимоконтроль.

Цель: создание условий для развития речевой и познавательной активности

детей 6 лет.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- Систематизировать знания детей о зиме, зимних явлениях природы.

- Упражненять в согласовании прилагательных с существительными в роде (подбор предметов к признакам).

- Продолжать учить детей точно и четко отвечать на поставленные вопросы, выражать свою точку зрения, делать выводы.

- Закреплять умение детей сравнивать, обобщать, сопоставлять факты, проявлять любознательность.

Коррекционно-развивающие:

- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи, доказательную речь.

- Развивать умение формулировать выводы на основе умозаключений.

- Развивать память, внимание, воображение, умение снимать мышечное и зрительное напряжение во время продолжительной умственной работы.

Коррекционно-воспитательные:

- Воспитывать умение слушать, не перебивая друг друга, взаимодействовать в группе.

- Воспитывать заботливое отношение к природе и интерес к познанию.

- Приобщать к элементарным общепринятым нравственным и безопасным правилам и нормам поведения.

Предварительная работа: чтение стихов, рассказов о зиме; беседы о признаках зимы; о безопасном поведении в зимнее время года, закаливании, правильном питании; составление ствола и веток дерева на фланелеграфе.

Демонстрационный и раздаточный материал: наборный фланелеграф «дерево знаний», картинки с изображением предметов, явлений; картинки снежинки для зрительной гимнастики.

Ход занятия:

  1. Подведение к теме занятия. Побуждение детей к сравнению, обобщению, сопоставлению фактов. Чтение стихотворений.

Логопед: Ребята, послушайте внимательно стихотворение и подумайте, о чем оно?

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила

- О чем это стихотворение? (О зиме.)

- С каким настроением, интонацией я его прочитала? (Радость.)

- Послушайте еще одно стихотворение

Вот, север тучи нагоняя,

Дохнул, завыл – и вот сама

Идёт волшебница зима

- А это стихотворение как прочитано? (Настороженно, загадочно.)

  1. Уточнение словаря по теме. Упражнение в согласовании

прилагательных с существительными в роде (Подбор предметов к признакам.)

Ребята, какие природные явления бывают зимой? (Иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа.) 

— Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль.) 

— Что происходит зимой на водоёмах? (Вода становится льдом.)
— Какой бывает снег? (Лёгкий, белый, холодный, пушистый, колючий, грязный.) 

— Как называется маленькая частичка снега? (Снежинка.)

— Что можно сказать про снежинки? Они какие? (Легкие, красивые, хрупкие.)

Давайте вместе подумаем, а зима – это хорошо или плохо?

  1. Педагог объясняет условие игры. Дети делятся на две команды. Каждой команде (ребенку) выдаются карточки с изображением положительных и отрицательных сторон зимнего периода. Образуют два круга – внутренний и внешний (внутренний – плюс, внешний – минус). Движение начинает внутренний круг – переходя от одного участника к другому, ребята показывают картинку, называя её и спрашивая: «Хорошо или плохо?» (Зимой скользко, можно поскользнуться и упасть – это хорошо или плохо?) Если плохо, то карточку забирает участник из внешнего круга, если плюс – остается у участника внутреннего круга.

После того как все карточки закончились, педагог просит прикрепить карточки к таблицам «+» и «-»

- Молодцы, вы отлично справились с заданием.

  1. Проблемная ситуация «Где снежинки» по рассказу Н. Калининой

- Ребята, а как называется частичка снега (снежинка)

Проблемная ситуация «Где снежинки» по рассказу Н. Калининой

- Леночке очень нравились снежинки. Она принесла их в детский сад: «Смотрите какие красивые!» А на рукавицах блестят только капельки воды.

- Где же снежинки? (Ответы детей.)

- Что же делать? Как полюбоваться снежинками? (Ответы детей.)

- Очень хочется полюбоваться снежинками прямо сейчас! Но мы не можем сейчас выйти на улицу. У меня есть снежинки из бумаги, давайте с ними поиграем и полюбуемся ими. Надевайте варежки, внимательно слушайте задание и повторяйте за мной движения.

  1. Физпауза
Вот моя снежинка – на моей ладошке Показать ладошки.
Поднесу поближе, посмотрю немножко. Посмотреть на руку перед собой
Вот снежинка далеко  Максимально отвести от себя руку вперед
А теперь уж – близко Приблизить руку к лицу
Снежинка в небе высоко  Поднять руку и посмотреть вверх
И опустилась низко Опустить, посмотреть вниз
Вправо руку отвожу, и на снежинку я гляжу Отвести руку вправо, проследить взором
Влево руку отведу, снежинку взглядом провожу То же движение влево
Вправо – влево смотрят глазки, Снежинка прямо как из сказки На каждое слово переводить взгляд вправо – влево
Снежинке уже спать пора,
глазки закрываю 
Закрыть глаза без напряжения
Посчитаю: раз, два, три, быстро поморгаю  Моргать глазками
Раз, два, три, четыре, пять,
Снежинке нужно улетать!
Вытянуть руки вверх, потянуться, помахать
  1. «Дерево решений»

- Мы выяснили с вами, в каких случаях зима – это хорошо, а в каких плохо. Я предлагаю вам составить дерево решений, с помощью которого мы найдем решение – ответ еще на один вопрос: «Что нужно сделать, чтобы зима приносила нам радость». Посмотрите на наше дерево. Его ствол – это наш с вами вопрос – проблема. Его ветки – это пути решения проблемы – с помощью чего мы её решим. Мы найдем эти пути и подберём примеры – приклеим картинки-примеры. Вспомните ещё раз минусы и плюсы зимы. Найдите и прикрепите картинки с ответами к веткам. (в случае затруднения, педагог помогает детям наводящими вопросами найти пути решения, примеры дети выбирают и наклеивают сами). Молодцы, справились.

- Так что нужно сделать, чтобы зима приносила нам радость?

Обобщающие ответы детей:

- укреплять здоровье (занятие физкультурой и зимними забавами, прививки, витамины, одежда);

- правильно питаться (кушать больше овощей, фруктов, орехи, мед);

- соблюдать безопасность (не ходить близко под крышей – может упасть снег и сосульки, носить не скользкую обувь, не лазить по сугробам в незнакомых местах, не толкаться на горке и т.д.);

- оказывать помощь животным (изготавливать кормушки для птиц, подкармливать бездомных животных вместе со взрослыми).

7. Итог занятия.

Оценка и самооценка деятельности детей.

Молодцы, теперь каждый, кто посмотрит на наше дерево, поймет, что нужно делать, чтобы зима приносила нам радость.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ

Новогодний сценарий «Здравствуй Елочка»

Новогодний сценарий «Здравствуй Елочка» Действующие лица: Снежинка Снегурочка Зайчик Мишка Лисичка Дед Мороз Львенок. В зал под музыку входят дети Снежинка: Здравствуйте ребята! Здравствуйте зверята! Ёлка, елка, ёлочка. Мы к тебе пришли, Огоньки весёлые Ты скорей зажги! Хлопает...

Сценарий праздника «День матери» с использованием сказки «Непослушные зайчата», для…

Сценарий праздника «День матери» с использованием сказки «Непослушные зайчата», для старшего дошкольного возраста Действующие лица: Ведущий, Зайчиха, Зайчата (девочка и мальчик), Сорока, Ворона, Белка, Лиса, Волк, Медведь. Ход праздника: Дети входят в зал под...

Читайте также

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика»

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной группе «Занимательная математика» Виды деятельности: коммуникативная, познавательная, изобразительная. Образовательные области: познавательное развитие, социально - коммуникативное развитие. Цель: Закрепление математических знаний...

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Путешествие к…

Конспект НОД по ФЭМП в старшей группе. Тема: «Путешествие к пингвинам в Антарктиду» Цель: Закрепление элементарных математических представлений. Задачи: Образовательные: - закрепить умение сравнивать предметы; - способствовать...

Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему: «Зима, зимние забавы»

Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему: «Зима, зимние забавы» Коррекционно-образовательные цели: Уточнение и обобщение знаний детей о зиме и зимних забавах. Активизация и расширение...