Конспект НОД с использованием слайдовой презентации и мультипликации для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Загадки прошлого земли родной»

Цель: Познакомить детей со способами получения информации об историческом прошлом человечества с учетом регионального компонента.

Задачи:

Образовательные:

  1. Формировать представление детей о способах получения информации учеными об историческом прошлом человечества.
  2. Повышать эффективность усвоения материала за счет одновременного изложения необходимых сведений воспитателем и показа демонстрационных слайдовых фрагментов.
  3. Углублять поисково-познавательную деятельность детей.
  4. Познакомить детей с профессией археолога.
  5. Дать первоначальные представления о петроглифах.
  6. Формировать наглядно-образное мышление.

Развивающие:

  1. Обогащать словарный запас детей новыми словами.
  2. Развитие мелкой моторики рук, посредством штриховки.
  3. Развивать способность детей самостоятельно анализировать и делать вывод.
  4. Развивать интерес к истории родного края.

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к духовным ценностям родного края.

Материалы и оборудование: Презентация «Загадки прошлого земли родной», мультфильм «Лунтик» 421 серия «Археологи», компьютер, экран, палатка, рюкзак, спальный мешок, муляж раскопа, антибактериальные салфетки, мастерок, кисточки, карта, линейка, осколки керамических сосудов, иллюстрационный материал, подставки, лупа, фотоаппарат.

Раздаточный материал: простые карандаши, карточки-петроглифы, скрепки, листы бумаги на каждого ребенка.

 

Ход НОД:

В группу входит археолог (воспитатель). Ищет карту местности. В палатке, за палаткой – нигде нет. Дети сидят на стульчиках полукругом, в центре «разбит» лагерь археологов. Археолог замечает детей, обращается к ним.

- Да, у меня гости. Здравствуйте, ребята!

Дети здороваются.

- Вы не видели, я тут где-то карту потеряла.

Дети замечают карту. Археолог благодарит детей за помощь.

- А вы знаете кто я?

Ответы детей.

- Я – археолог. Знаете ли вы кто такие археологи? (Предположительные ответы детей.)

Археологи – это люди, чья профессия называется «Археологи». Это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам и предметам.

Слайд 1 Название презентации.

Слайд 2 «Археологи».

- Давайте, рассмотрим, какими вещами и инструментами пользуются археологи. (Палатка, спальный мешок, рюкзак, котелок, кружка, лопата, маленькие лопатки, кисточки, линейка, метр, фотоаппарат, карта местности.)

Рассматриваем предметы, обсуждаем их предназначение. Диалог с детьми.

Слайд 3 «Основные инструменты археолога».

- Многие тайны и загадки хранит наша земля! Вы теперь знаете, есть такие люди, чья профессия связана с разгадыванием загадок истории.

- Знаете ли вы, как проводятся раскопки? (Ответы детей.)

Прежде чем приступить к раскопкам, археологи изучают местность. Опытный археолог может без специальных приборов найти место древнего поселения или могильника. Обходя исследуемую территорию, он отметит впадины, холмы на месте разрушенных жилищ, обратит внимание на черепки старинной посуды и другие предметы. Труд археолога очень труден и кропотлив. Место, где работают археологи, называется – раскоп. Для ориентира местность на раскопе делится на квадраты, чтобы точно отметить место находки. С помощью лопатки археологи снимают слои земли, а потом кисточкой обметают найденные предметы. Им приходится работать очень осторожно.

- Как вы думаете, почему очень осторожно? (Ответы детей.)

- Так, как предметы старинные, хрупкие и любое неосторожное движение может им навредить.

Слайд 4, 5 «Раскопки».

- Закончив раскопки, археологи продолжают исследования в музее или в лаборатории. Они изучают форму каждой найденной вещи, устанавливают ее назначение, определяют материал, из которого сделана находка, а иногда предметы приходится собирать по частицам.

Слайд 6, 7 «Находки».

- Археологические раскопки проводятся во всех частях мира. Благодаря археологам мы знаем, какие орудия труда были у древних людей, украшения у женщин и даже какие древние города были стерты с лица земли по разным причинам. Археологи постоянно рассказывают нам о новых открытиях, иногда эти открытия очень удивляют и восхищают. Мы же с вами можем все эти найденные предметы увидеть в музеях.

«Археолог» предлагает детям отправиться на раскопки.

Физкульминутка.

  • Мы идём во лесок, будь внимателен, дружок. (Ходьба.)
  • Впереди ручек, перейти – вот мосток. (На носочках.)
  • Пробирайся осторожно – замочить здесь ноги можно. (Высоко поднимают ноги.)
  • Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки.)
  • Как услышим в небе гром, спрячемся мы под кустом. (Приседают.)
  • Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)
  • Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба.)

- Ребята, предлагаю вам побыть в роли современных археологов. Вам нужно взять лопатки, кисточки и подойти к месту, где будут проводиться раскопки. Главное, помнить! Нужно правильно работать.

- Ребята, как вы думаете, какие нужно соблюдать правила при раскопках? (Ответы детей.)

- Работать нужно очень осторожно, поскольку наши находки могут быть хрупкими, и любое неловкое движение может их повредить.

(Приглашаю поочередно детей для проведения раскопок.)

Обсуждаем находки (осколки от керамических горшков, монеты и др.).

Слайд 8 «Керамический сосуд».

- Не только с помощью древних предметов, обнаруженных при раскопках, мы можем узнать о жизни древнего человека…

- Вопрос детям: Ребята, вы любите рисовать?

- Да, любим.

- Во все времена люди любили рисовать. Чем вы любите рисовать?

- В те далекие времена еще не было бумаги, красок, карандашей. Люди научились рисовать на скалах: при помощи острого каменного ножа они выбивали рисунки, которые называются петроглифы (от греч. «петро» - камень, «глиф» - вырезать).

- Давайте вместе повторим это слово – ПЕТРОГЛИФЫ (дети повторяют).

Слайд 9 – 13 «Наскальные рисунки – петроглифы. Музей – заповедник Томская Писаница».

- Для того чтобы изучить петроглифы ученые переносили наскальные изображения на огромные листы при помощи графита (ведь кусок скалы с собой не увезешь).

- Ребята, хотите еще раз перевоплотиться в ученых?

- Да!

Приглашаю детей пройти за рабочие места (столики).

- Перед вами лежат карточки с необычными картинками, в них зашифрованы послания от наших древних предков. Давайте попробуем расшифровать (разгадать) их.

Дети садятся за рабочие места. У каждого ребенка карточка с перфорацией в виде петроглифа, простой карандаш, белый лист бумаги.

Задача детей: перевести рисунок путем наложения листа бумаги на карточку с перфорацией и штриховкой листа простым карандашом. Результат – проявляется рисунок.

- Теперь попробуем расшифровать получившийся рисунок. Что зашифровано на карточках-петроглифах? О чем хотели рассказать наши древние предки? Дети анализируют выполненную работу, рассказывают, о том, что видят на получившемся рисунке.

Рефлексия. «Археолог» задает вопросы:

- Понравилось ли детям на занятии?

- Что запомнилось? И т.п.

«Археолог» хвалит детей.

В поощрение предлагает просмотр мультфильма «Лунтик».



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «В гостях у…

Конспект НОД в подготовительной группе на тему: «В гостях у сказки» Образовательные области: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, физическое. Задачи: Обучающие: выявить знания детей о...

Сценарий развлечения в детском саду «Пасхальный перезвон»

Сценарий развлечения в детском саду «Пасхальный перезвон» Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры Задачи: 1. Воспитывать любовь и уважение к своему русскому...

Паспорт театрального уголка в группе младшего дошкольного возраста в практике…

Паспорт театрального уголка в группе младшего дошкольного возраста в практике работы воспитателя ДОУ  Театр — это волшебный мир. Он даёт уроки...

Читайте также

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми 3-4…

Конспект непосредственной образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми 3-4 лет «Русский народный костюм» Программное содержание: Познакомить детей с национальной русской одеждой...

Конспект занятия по ПДД «Приключения Маши в городе»

Конспект занятия по ПДД «Приключения Маши в городе» Цель: Создание условий для формирования основ безопасного поведения на улицах города у детей дошкольного...

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Наша Родина»

ООД по нравственно-патриотическому воспитанию в средней группе «Наша Родина» Цель: Создание условий для формирования нравственно-патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста. Задачи: Познакомить...