Конспект занятия по познавательно-речевому развитию с элементами ТРИЗ в средней группе «Айболит в гостях у ребят»

(Изучаем органы чувств)

Программное содержание

  1. Образовательные задачи:
  • Уточнять и обогащать знания детей о частях тела человека, основных органах чувств (зрения, слуха, вкуса) и исследовать их назначение.
  • Сформировать и закрепить навыки здоровьесберегающего поведения.
  • Совершенствовать диалогическую речь: умение участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.
  • Обогащение словарного запаса.
  1. Развивающие задачи:
  • Формировать основы системного мышления и логического анализа.
  • Совершенствовать слуховое внимание и память.
  1. Воспитательные задачи:
  • Воспитывать уважение друг к другу.
  • Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя; соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы; слушать другого ребёнка, не перебивая.
  • Содействовать стремлению оказать помощь тому, кто нуждается в ней.

 

Ход занятия:

Дети заходят в группу. Встают на коврик.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какие вы все сегодня красивые. Давайте улыбнемся друг другу, чтоб поднять друг другу настроение. Ой, ребята, посмотрите, к нам сегодня пришли гости. Только я не вижу еще одного гостя. Я так ждала, что к нам придет особенный гость. А вы хотели бы узнать, кого я пригласила? Тогда я вам прочитаю загадку. А вы постарайтесь дослушать ее до конца и дать ответ.

Лечит маленьких детей,

Лечит птичек и зверей

Сквозь очки свои глядит

Добрый доктор …..

Дети: Айболит.

На экране появляется картинка с изображением Айболита.

- Правильно ребята. К нам сегодня в гости пришел доктор Айболит.

В презентации анимация Айболит с озвучкой.

Доктор: Здравствуйте, дети! Меня зовут доктор Айболит. Вы все здоровы? У вас ничего не болит? Скажите а-а-а… Температуры нет? Сейчас я вас осмотрю. Ой, а чемоданчик – то мой пуст? Опять я растерял свои инструменты (в презентации картинка с пустым чемоданом). Вот беда, беда! Как же я теперь буду лечить?

Воспитатель: Ребята, очень жалко Айболита. Как же ему быть? Чем мы сможем ему помочь?

Дети: Найти чемоданчик.

Воспитатель: Конечно, ребята. Отличная идея. Тогда мы отправляемся на поиски.

В разных зонах группы разложены медицинские инструменты.

Воспитатель: Ребята, будьте внимательны. Смотрите по сторонам. (Дети находят первый предмет.)

Дети садятся на коврик

Воспитатель: Молодцы, ребята. А может, Арина (другой ребенок) знает, как называется это инструмент?

Я немного подскажу. Этот инструмент называется ушная воронка. Ребята, давайте вместе повторим: ушная воронка. Паша (другой ребенок), как ты думаешь для чего врачу этот инструмент (ушная воронка)?

Ребенок: Проверять уши.

Воспитатель: Конечно, с помощью ушной воронки врач пытается заглянуть внутрь уха и узнать, что там болит.

Ребята, я вам предлагаю попробовать исследовать мир только ушами. Я буду издавать разные звуки на музыкальных инструментах. А вы слушайте и отгадывайте… (ответы детей: бубен, деревянные ложки, колокольчик). Молодцы.

Воспитатель: Ребята, а теперь закройте уши. Что-нибудь слышите! (Дети: не слышно, плохо слышно.) А если я буду говорить шепотом? (Дети: плохо слышно, совсем не слышно.) А если я буду громко говорить? (Дети: хорошо слышно.)

Варвара (другой ребенок), так для чего же нужны уши?

Ребенок: Слушать.

Воспитатель: Правильно, умница.

Ребята, когда вы спите – ваши глазки закрыты, а уши не спят, они все слышат и берегут вас от опасности. Значит, уши нам нужны для того, чтобы все – все слышать и слушать

Воспитатель: А вы знаете, какие правила надо выполнять, чтобы уши не болели, а слух был хорошим?

В презентации схемы правил (ответы детей)

• не ковырять в ушах и не засовывать мелкие предметы;

• защищать от холода и ветра;

• не слушать громкую музыку;

• когда купаешься, не допускай попадания воды.

Воспитатель: Ребята, ну а мы продолжаем поиски. Вы видите еще инструмент? Молодцы, как быстро нашли. Этот инструмент называется офтальмоскоп. Ребята, слово сложное. Даже я не сразу запомнила. Давайте все вместе повторим «офтальмоскоп». Настя (другой ребенок), как ты думаешь, для чего он врачу?

Ребенок: Проверять глаза.

Воспитатель: Да, ребята, офтальмоскоп врачу нужен для того, чтобы он мог заглянуть в глаз и узнать, все ли там в порядке.

Воспитатель: А теперь повернитесь и посмотрите друг другу в глаза. Чем же они могут отличаться?

Дети: Цветом.

Воспитатель: Какие они у вас? (Можно спросить несколько детей.)

Дети: Серые, голубые, зеленые, коричневые

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в природе встречаются люди и животные с разным цветом глаз. Посмотрите на картинки (в презентации).

Юра (другой ребенок), как ты думаешь, для чего нам нужны глаза?

Ответ: чтобы смотреть, видеть.

Воспитатель: Правильно, молодец. Ребята, неважно какого цвета глаза. Хоть серые, хоть зеленые, хоть карие. Главное, что всем людям глаза нужны для того, чтобы видеть.

Воспитатель: А вы знаете, как надо беречь глаза?

В презентации схемы правил

• оберегать глаза от ударов;

• не смотреть долго на яркий свет;

• не смотреть близко и длительно телевизор, компьютер;

• нельзя читать лежа;

• не тереть глаза грязными руками.

Воспитатель: Ребята, что надо сделать, чтоб наши глазки отдохнули?

Дети: Гимнастику для глаз.

Воспитатель: Да, гимнастика для глаз нам не помешает. Но сначала сели ровно, ножки вместе, ручки на коленки. Ой, какие молодцы. Как дружно все выполняете, значит также дружно сделаем гимнастику для глаз.

Гимнастика для глаз

Любопытная Варвара

Смотрит влево (Движение глаз влево и т. д.)

Смотрит вправо

Смотрит вверх

Смотрит вниз

Чуть присела на карниз (Посмотреть на кончик носа.)

А с него свалилась вниз (Посмотреть на пол.)

Воспитатель: Ну, размялись, а теперь можно продолжать наши поиски.

Дети приносят следующий инструмент.

Дети садятся на коврик.

Воспитатель: А вот и еще один инструмент. Ребята, он называется носовое зеркало. Вы наверно сейчас подумали, какое же это зеркало? А вот скажите, для чего нам зеркало?

Дети: Чтоб смотреть в него.

Воспитатель: Правильно, молодец. А у нас зеркало носовое. Значит оно для чего?

Дети: Для носа.

Воспитатель: ну, конечно. Вот мы с вами и выяснили, что носовое зеркало нужно врачу, чтоб он мог получше заглянуть в нос.

А сейчас все закройте глаза (поднести детям разрезанный лимон). Вы что-нибудь чувствуете? Открывайте глаза.

Дети: Пахнет лимоном.

Воспитатель: Правильно, это запах лимона. А какой орган вам помог в этом? Дети: Нос.

Воспитатель: Так зачем нам нужен нос?

Дети: Дышать, нюхать.

Воспитатель: Все верно, ребята. Нос нам нужен для того, чтобы дышать, нюхать и различать разные запахи.

Чтобы ваши носики не болели – запомните несколько правил:

(в презентации схемы)

• беречь нос от ударов;

• не ковырять в носу;

• не засовывать в нос мелкие предметы;

• если мучает насморк, обязательно надо лечить нос (промывать и капать капли).

Воспитатель: Ну, что ребята, я больше не вижу инструментов.

Раздается звоночек. На слайде появляется улыбающийся Айболит с чемоданчиком.

Воспитатель: Ой, ребята, посмотрите это же наш…….

Дети: Айболит.

Воспитатель: Да, Айболит. Только он теперь улыбается. Значит, мы смогли ему помочь. Какие же вы молодцы.

Воспитатель: Давайте вспомним все органы, которые нам помогают чувствовать: уши, глаза, нос. Паша, как ты считаешь, какие органы для нас нужнее? (ответы детей). Как можно их назвать одним словом? (наши помощники).

Следующая игра в зависимости от времени

А давайте попробуем их ласково назвать

Игра «Назови ласково»:

Глаза – глазки, рот – ротик, нос – носик, уши – ушки.

Заключение

Все эти органы нужно любить и заботиться о них. А в этом нам помогут правила, которые мы сегодня узнали. Мы их с вами наклеим на один большой плакат и повесим в группе на видное место. И будем всегда выполнять!

А сейчас попрощаемся с гостями.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в…

Конспект открытого занятия по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе «Веселые приключения» Задачи: Развить связную речь дошкольников с использованием мнемотехники. Учить...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста в ДОУ…

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников старшего возраста в ДОУ средствами физической культуры» В последние годы проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного...

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги»

Комплексно-тематическое планирование «В мире волшебной бумаги» Для воспитанников пятого года жизни Направление моей педагогической деятельности – художественно-эстетическое развитие. Тема самообразования: «Развитие творческого потенциала...

Читайте также

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с…

Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами...

Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру»

Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру» Для детей 3-4 лет Аннотация: Дидактическая игра «Найди лишнюю фигуру» предназначена для детей 3-4 лет и направлена на...

«Яркая осень»

«Яркая осень» Очень продуктивно, познавательно и весело прошел октябрь месяц в нашем саду. Дети всех групп проводили нашу красавицу осень. Малыши...