Конспект занятия для детей старшей группы
Тема занятия: «Земля – наш общий дом»

Цель: Закрепить и уточнить знания детей о движении Земли, сутках, временах года, впервые дать понятие о сторонах света: (на юге тепло, на севере холодно). Впервые рассказать о полюсах нашей планеты, океанах, материках, морях, озёрах и реках. Дать представление о жарких и холодных странах, о том, что расположение стран на разных участках планеты влияет на климат, о животных и людях, населяющих разные участки планеты. Продолжать формировать знания детей об России, её столице, расположении на земном шаре, климате, о Крыме как уникальном уголке нашей страны, омываемом двумя морями. Продолжать формировать систему знаний о природоохранной деятельности людей, о необходимости бережного и ответственного поведения человечества по отношению к природе родной планеты. Обогащать словарь дошкольников: полюс, юг, север, материк, океан, Чёрное и Азовское моря, страна, столица, климат, пресная и солёная вода, суша, полуостров. Закрепить счёт, сравнение по величине.

Оборудование: Картинка с изображением летающей тарелки и инопланетян, телеграмма в виде звезды ; глобус, вырезанные символы времён года: снежинка, солнце, жёлтый лист, капелька; картинки пейзажей в разные времена года ( по 5-6 к каждому); картинки с разных времён суток, свеча или фонарик, картинки с изображением животного и растительного мира Африки, Арктики, Антарктики, океана, карта Крыма, картины с изображением моря, реки, озера; картина с изображением людей разных рас, отдельные картинки с изображением животных разных континентов.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня к нам на занятие из космоса прибыли гости. Это инопланетян, а это их космический корабль – летающая тарелка. Будем знакомиться? Сколько прилетело гостей? Какой из них самый высокий? На звёздной телеграмме наши гости написали свою просьбу: «Дорогие ребята, расскажите нам о вашей чудесной планете, мы хотим знать о ней всё! Спасибо». Поможем новым друзьям познакомиться с нашей планетой? Начнём рассказ с того, что она называется.... Правильно, ЗЕМЛЯ. Какого цвета наша планета? А почему она кажется голубой? ( показывает глобус). Совершенно верно, Земля окутана голубым небом и большая часть планеты покрыта водой. Как движется Земля в космосе? Правильно, наша планета вращается вокруг СОЛНЦА и вокруг себя. Когда Земля проходит полный круг вокруг Солнца, происходит смена ВРЕМЁН ГОДА. Как они называются? Правильно, ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО и ОСЕНЬ. Ребята, наши гости фотографировали Землю в разные времена года и совсем запутались в фотографиях. Давайте поможем им разложить фотоснимки по четырём временам года.

Д/И «Рассортируй картины по временам года»

Времена года представлены в виде символов: ЗИМА – снежинка, ВЕСНА – капля, ЛЕТО – солнце, ОСЕНЬ – жёлтый лист. Дети берут в руки по одной картинке, и каждый по очереди выходит в круг, называет время года, объясняя свой выбор, затем размещает свою картинку в соответствующий ей сектор.

Например: «У меня на картине ЗИМА, потому что здесь снег».

Если кто – то затрудняется с выбором, ему помогает вся группа.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У инопланетян к нам ещё один вопрос. А это что за время года? (показывает картину с луной и звёздами). Правильно, это не время года, а ВРЕМЯ СУТОК. Как оно называется? Конечно же, НОЧЬ! А куда исчезает солнце ночью, может оно, как и мы, ложится спать? (зажигает фонарик и подносит к ней глобус). Представьте, что фонарик - это солнце, а глобус – наша ЗЕМЛЯ, которая кружит вокруг себя, словно танцует, вот так. Та сторона планеты, которая освещена Солнцем, это часть Земли, где сейчас… ДЕНЬ. Где же сейчас НОЧЬ? А здесь, где солнечный свет лишь слегка касается планеты, УТРО или ВЕЧЕР. Так что Солнце никуда не пропадает. Это наша планета поворачивается к свету звезды то одним, то другим боком. У наших гостей уже готовы фотографии разных ЧАСТЕЙ СУТОК. Осталось лишь разместить их по порядку. Поможем?

Д\И «Размести по порядку части суток»

Картины «утро», «день», «вечер», «ночь» данные в неправильном порядке, дети размещают последовательно.

Физминутка: подвижная игра «Сутки»

Воспитатель стоит в центре круга, он – Солнце. Дети находятся вокруг воспитателя, не держась за руки, они – планеты. Дети ходят вокруг Солнца, кружась. Когда воспитатель хлопает и говорит «стоп», дети замирают в том положении, в каком находились на момент команды, и отвечают, какое на их планете время суток: если ребёнок оказался лицом к воспитателю – ДЕНЬ, если спиной – НОЧЬ, боком – УТРО или ВЕЧЕР.

Игра повторяется 3 -4 раза, после команды «стоп» воспитатель спрашивает 4 – 5 ребят.

(Игру можно разучить с детьми заранее, на прогулках, это сэкономит время на занятии.)

Воспитатель: молодцы, дети, наши инопланетяне радостно улыбаются, они многое сегодня узнали о планете Земля и предлагают вам прокатиться на летающей тарелке вокруг Света. Полетим? Тогда займите свои места (дети садятся на свои места за столами), пристегните ремни безопасности (делают хлопки впереди и за спиной), крепко держитесь за поручни (сжимают кулаки), 5,4,3,2,1 пуск! Взревел мотор! (топают ногами). Тарелка поплыла вверх. Закрыли глаза. Теперь откройте глаза, и посмотрите какой маленькой кажется из космоса наша Земля! (показывает глобус). Наша планета, как шарик, солнечные лучи неодинаково освещают и нагревают его. У Земли есть две точки, которым достаётся совсем мало света и тепла потому, что лучи солнца лишь скользят и едва касаются этих мест. Эти точки называются полюсами. Сверху земного шара Северный полюс, а снизу – Южный. И на Северном, и на Южном полюсах всегда холодно, оба полюса покрыты льдом, но и там есть жизнь. Посмотрите, обитатели Северного полюса нам хорошо знакомы (картина животного мира Арктики): белый медведь, морж, тюлень. А это обитатели Южного полюса – пингвины. Что-то холодно гостить на полюсах Земли, полетели дальше!

Смотрите, сколько воды на нашей планете (глобус)! Эта вода называется океан. В солёной воде океана своя жизнь (картина подводного мира). Здесь водятся рыбы, животные, растения. А вот и самые крупные обитатели океана: кит, акула, дельфин, осминог.

Не вся наша планета покрыта водой, вот эти буро – зелёные пятна на земном шаре – суша, где живут люди. Большие куски суши называются материками. Но и на материках тоже есть вода: моря, озёра, реки (картины). Вот море, вода в нём солёная, а это озеро и река, там вода пресная, то есть такая, как течёт у нас дома из крана. Пресная вода особенно ценное богатство нашей планеты, потому что она нужна для питья. Солёной воды на Земле много, а пресной – мало, поэтому нужно её беречь и закрывать кран, чтобы водичка не текла напрасно.

Посмотрите на материки, они на глобусе кажутся маленькими, но на самом деле они огромны! На каждом материке находится много разных стран, в этих странах живут люди и говорят на разных языках. Есть на Земле тёплые и холодные страны, есть жаркие, где всегда лето и нет зимы. Давайте полетим на жаркий материк, в Африку. Кто из знакомых нам сказочных героев летал в Африку лечить зверей? А вот и те животные, которых лечил Доктор Айболит (картинка): обезьяна, крокодил, слон, жираф, бегемот. А это африканские люди (картинка), они совсем не похожи на нас потому, что у них тёмная кожа. Темнокожие люди сегодня уже не только в Африке, они расселились по всей планете и живут во многих странах. Есть на Земле люди с жёлтой кожей и узкими глазами, их очень много (картинка). Мы с вами живём там, где кожа у людей светлая, в стране, где тёплые и холодные времена года сменяют друг – друга. Полетим поближе к дому.

А вот и наша страна, она называется…Россия, а люди, которые здесь живут, то есть мы – россияне. В России множество городов и сёл. Самый главный город страны – это её столица. Столица России называется Москва. Но мы живём далеко от Москвы. Есть в России чудесное место, небольшой кусочек суши, который омывают два моря (карта Крыма). Этот кусочек суши называется полуостров Крым, здесь живём мы, крымчане. А моря, к которым мы ездим отдыхать каждое лето, называются Чёрное и Азовское. Найдём на карте Крыма наш посёлок Красногвардейск и посалим летающую тарелку на землю, то есть приземлимся.

Ой, наши инопланетяне качают головами, мы так много всего им рассказали, что гости совсем запутались! А поможет им во всём услышанном и увиденном разобраться игра – лото.

Д/И «Географическое лото»

Большие три таблички обозначают страны с определённым климатом СТРАНЫ, ГДЕ ВСЕГДА ХОЛОДНО, – СНЕЖИНКА; СТРАНЫ, ГДЕ ТО ЖАРКО, ТО ХОЛОДНО, - СОЛНЦЕ И СНЕЖИНКА; СТРАНЫ ЖАРКИЕ – СОЛНЦЕ. Задача детей распределить картинки с животными и людьми с разным цветом кожи к подходящему им сектору. Это задание они выполняют вместе с воспитателем последовательно. Сначала выбирают обитателей Севера, затем жителей жарких стран, остальные картинки подойдут к сектору, где то, жарко, то холодно.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое разное население Земли и как прекрасна наша планета! Для того, чтобы сохранить её природу, люди разных стран должны жить дружно, беречь животный и растительный мир своей родины, ответственно и бережно относиться к лесам, морям, рекам, озёрам Земли. А что можем сделать мы, дети, для того, чтобы сберечь богатства нашей планеты? Оказывается, немало полезного!

  1. Мы можем украшать растениями нашу группу, сажать цветы и деревья на участке и ухаживать за ними;
  2. Всегда закрывать кран с водой в садике и дома, чтобы водичка не расходовалась напрасно;
  3. Наводить чистоту и порядок во дворе своего дома и на площадке в детском саду;
  4. Не сорить вокруг себя, уважать чужой труд и требовать такой же аккуратности от своих друзей, родителей и знакомых.

А теперь пора прощаться с нашими гостями. До свидания. Прилетайте к нам ещё. Счастливого пути!



Новые публикации

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Бумага своими руками» (Подготовительная группа)

Конспект непосредственно-образовательной деятельности по теме: «Бумага своими руками» (Подготовительная группа) Цель: создание условий для изготовления бумаги из макулатуры своими руками. Задачи: Образовательные: формировать представления о...

Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в деревню»

Конструкт непосредственно образовательной деятельности «Путешествие в деревню»

Использование ИКТ в Музыкальной деятельности

Использование ИКТ в Музыкальной деятельности Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями...

Читайте также

Конспект интегрированного НОД в первой младшей группе на тему: «Песенка…

Конспект интегрированного НОД в первой младшей группе на тему: «Песенка жука»   Программное содержание. Познакомить детей с игрушкой, изображающей насекомого-жука. Способствовать накоплению зрительного и...

Музыкальное занятие во 2-й младшей группе: «Путешествие в осенний лес»

Музыкальное занятие во 2-й младшей группе:«Путешествие в осенний лес»   Цель: Привить детям интерес к музыкальным занятиям. Задачи: Вовлечь их в игровую среду. Через игру развить...

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для детей 5-6 лет…

Конспект открытого занятия по познавательному развитию для детей 5-6 лет «Как кашу сделать вкусной» Задачи: Сформировать у детей представление о каше, как обязательном компоненте меню...


Комментарии

  • аня  
  • Татьяна
    Очень понравился сценарий! Необычно и увлекательно, просто и доступно! Спасибо, Яна Михайловна! повезло ...

    Подробнее...

     
  • Татьяна Михайловна
    Благодарю за эту публикацию! Очень понравилось!!

    Подробнее...

     
  • Татьяна Бойко
    очень интересно. Пришлите пожалуйста приложения к этому пед совету.

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, где можно найти ноты музыкальных пьес Г.Ллевкодимова, которые вы ...

    Подробнее...





В блогах

Дидактическое пособие "Атрибуты для дыхательной гимнастики"

АННОТАЦИЯ Дидактическое пособие: «Атрибуты для дыхательной гимнастики» предназначено для детей дошкольного возраста. Занятия и упражнения по дыхательной гимнастике с использованием атрибутов из данного пособия способствуют укреплению дыхательной системы организма ребенка. При занятиях развивается дыхательная мускулатура, у ребенка вырабатывается привычка делать...

Конспект НОД "Дикие Животные" для среднего дошкольного возраста

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по познавательному развитию (ознакомление с миром природы) для детей среднего дошкольного возраста Тема: «Дикие животные» B­иды дe­тc­кo­й дe­ятe­льнo­c­ти: игрo­вa­я, кo­ммуникa­тивнa­я, пo­знa­вa­тe­льнo­- иc­c­лe­дo­вa­тe­льc­кa­я. Цели: Учить выделять отличительные признаки диких животных, составлять описательные рассказы про животных, правильно...

Лэпбук "Математика с Малышариками"

Sample Image

Уже с раннего возраста детей можно обучать математике. И такие известные и любимые герои для детей, как Малышарики, сделают занятия интересными и увлекательными. С помощью лэпбука можно не только познать что-то новое, но и возможность поиграть, а задание "собери...

Лэпбук "Перелетные птицы"

Sample Image

Уже с раннего возраста дети интересуются живой и не живой природой. Лэпбук «Перелетные птицы» помогает детям наглядно, с помощью картинок и игр, познакомить с живой природой. Лэпбук особенно актуален для детей младшего возраст. Не всех перелетных птиц дети могут...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство