Конспект занятия для детей старшей группы
Тема занятия: «Земля – наш общий дом»

Цель: Закрепить и уточнить знания детей о движении Земли, сутках, временах года, впервые дать понятие о сторонах света: (на юге тепло, на севере холодно). Впервые рассказать о полюсах нашей планеты, океанах, материках, морях, озёрах и реках. Дать представление о жарких и холодных странах, о том, что расположение стран на разных участках планеты влияет на климат, о животных и людях, населяющих разные участки планеты. Продолжать формировать знания детей об России, её столице, расположении на земном шаре, климате, о Крыме как уникальном уголке нашей страны, омываемом двумя морями. Продолжать формировать систему знаний о природоохранной деятельности людей, о необходимости бережного и ответственного поведения человечества по отношению к природе родной планеты. Обогащать словарь дошкольников: полюс, юг, север, материк, океан, Чёрное и Азовское моря, страна, столица, климат, пресная и солёная вода, суша, полуостров. Закрепить счёт, сравнение по величине.

Оборудование: Картинка с изображением летающей тарелки и инопланетян, телеграмма в виде звезды ; глобус, вырезанные символы времён года: снежинка, солнце, жёлтый лист, капелька; картинки пейзажей в разные времена года ( по 5-6 к каждому); картинки с разных времён суток, свеча или фонарик, картинки с изображением животного и растительного мира Африки, Арктики, Антарктики, океана, карта Крыма, картины с изображением моря, реки, озера; картина с изображением людей разных рас, отдельные картинки с изображением животных разных континентов.

 

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, сегодня к нам на занятие из космоса прибыли гости. Это инопланетян, а это их космический корабль – летающая тарелка. Будем знакомиться? Сколько прилетело гостей? Какой из них самый высокий? На звёздной телеграмме наши гости написали свою просьбу: «Дорогие ребята, расскажите нам о вашей чудесной планете, мы хотим знать о ней всё! Спасибо». Поможем новым друзьям познакомиться с нашей планетой? Начнём рассказ с того, что она называется.... Правильно, ЗЕМЛЯ. Какого цвета наша планета? А почему она кажется голубой? ( показывает глобус). Совершенно верно, Земля окутана голубым небом и большая часть планеты покрыта водой. Как движется Земля в космосе? Правильно, наша планета вращается вокруг СОЛНЦА и вокруг себя. Когда Земля проходит полный круг вокруг Солнца, происходит смена ВРЕМЁН ГОДА. Как они называются? Правильно, ЗИМА, ВЕСНА, ЛЕТО и ОСЕНЬ. Ребята, наши гости фотографировали Землю в разные времена года и совсем запутались в фотографиях. Давайте поможем им разложить фотоснимки по четырём временам года.

Д/И «Рассортируй картины по временам года»

Времена года представлены в виде символов: ЗИМА – снежинка, ВЕСНА – капля, ЛЕТО – солнце, ОСЕНЬ – жёлтый лист. Дети берут в руки по одной картинке, и каждый по очереди выходит в круг, называет время года, объясняя свой выбор, затем размещает свою картинку в соответствующий ей сектор.

Например: «У меня на картине ЗИМА, потому что здесь снег».

Если кто – то затрудняется с выбором, ему помогает вся группа.

Воспитатель: Молодцы, ребята. У инопланетян к нам ещё один вопрос. А это что за время года? (показывает картину с луной и звёздами). Правильно, это не время года, а ВРЕМЯ СУТОК. Как оно называется? Конечно же, НОЧЬ! А куда исчезает солнце ночью, может оно, как и мы, ложится спать? (зажигает фонарик и подносит к ней глобус). Представьте, что фонарик - это солнце, а глобус – наша ЗЕМЛЯ, которая кружит вокруг себя, словно танцует, вот так. Та сторона планеты, которая освещена Солнцем, это часть Земли, где сейчас… ДЕНЬ. Где же сейчас НОЧЬ? А здесь, где солнечный свет лишь слегка касается планеты, УТРО или ВЕЧЕР. Так что Солнце никуда не пропадает. Это наша планета поворачивается к свету звезды то одним, то другим боком. У наших гостей уже готовы фотографии разных ЧАСТЕЙ СУТОК. Осталось лишь разместить их по порядку. Поможем?

Д\И «Размести по порядку части суток»

Картины «утро», «день», «вечер», «ночь» данные в неправильном порядке, дети размещают последовательно.

Физминутка: подвижная игра «Сутки»

Воспитатель стоит в центре круга, он – Солнце. Дети находятся вокруг воспитателя, не держась за руки, они – планеты. Дети ходят вокруг Солнца, кружась. Когда воспитатель хлопает и говорит «стоп», дети замирают в том положении, в каком находились на момент команды, и отвечают, какое на их планете время суток: если ребёнок оказался лицом к воспитателю – ДЕНЬ, если спиной – НОЧЬ, боком – УТРО или ВЕЧЕР.

Игра повторяется 3 -4 раза, после команды «стоп» воспитатель спрашивает 4 – 5 ребят.

(Игру можно разучить с детьми заранее, на прогулках, это сэкономит время на занятии.)

Воспитатель: молодцы, дети, наши инопланетяне радостно улыбаются, они многое сегодня узнали о планете Земля и предлагают вам прокатиться на летающей тарелке вокруг Света. Полетим? Тогда займите свои места (дети садятся на свои места за столами), пристегните ремни безопасности (делают хлопки впереди и за спиной), крепко держитесь за поручни (сжимают кулаки), 5,4,3,2,1 пуск! Взревел мотор! (топают ногами). Тарелка поплыла вверх. Закрыли глаза. Теперь откройте глаза, и посмотрите какой маленькой кажется из космоса наша Земля! (показывает глобус). Наша планета, как шарик, солнечные лучи неодинаково освещают и нагревают его. У Земли есть две точки, которым достаётся совсем мало света и тепла потому, что лучи солнца лишь скользят и едва касаются этих мест. Эти точки называются полюсами. Сверху земного шара Северный полюс, а снизу – Южный. И на Северном, и на Южном полюсах всегда холодно, оба полюса покрыты льдом, но и там есть жизнь. Посмотрите, обитатели Северного полюса нам хорошо знакомы (картина животного мира Арктики): белый медведь, морж, тюлень. А это обитатели Южного полюса – пингвины. Что-то холодно гостить на полюсах Земли, полетели дальше!

Смотрите, сколько воды на нашей планете (глобус)! Эта вода называется океан. В солёной воде океана своя жизнь (картина подводного мира). Здесь водятся рыбы, животные, растения. А вот и самые крупные обитатели океана: кит, акула, дельфин, осминог.

Не вся наша планета покрыта водой, вот эти буро – зелёные пятна на земном шаре – суша, где живут люди. Большие куски суши называются материками. Но и на материках тоже есть вода: моря, озёра, реки (картины). Вот море, вода в нём солёная, а это озеро и река, там вода пресная, то есть такая, как течёт у нас дома из крана. Пресная вода особенно ценное богатство нашей планеты, потому что она нужна для питья. Солёной воды на Земле много, а пресной – мало, поэтому нужно её беречь и закрывать кран, чтобы водичка не текла напрасно.

Посмотрите на материки, они на глобусе кажутся маленькими, но на самом деле они огромны! На каждом материке находится много разных стран, в этих странах живут люди и говорят на разных языках. Есть на Земле тёплые и холодные страны, есть жаркие, где всегда лето и нет зимы. Давайте полетим на жаркий материк, в Африку. Кто из знакомых нам сказочных героев летал в Африку лечить зверей? А вот и те животные, которых лечил Доктор Айболит (картинка): обезьяна, крокодил, слон, жираф, бегемот. А это африканские люди (картинка), они совсем не похожи на нас потому, что у них тёмная кожа. Темнокожие люди сегодня уже не только в Африке, они расселились по всей планете и живут во многих странах. Есть на Земле люди с жёлтой кожей и узкими глазами, их очень много (картинка). Мы с вами живём там, где кожа у людей светлая, в стране, где тёплые и холодные времена года сменяют друг – друга. Полетим поближе к дому.

А вот и наша страна, она называется…Россия, а люди, которые здесь живут, то есть мы – россияне. В России множество городов и сёл. Самый главный город страны – это её столица. Столица России называется Москва. Но мы живём далеко от Москвы. Есть в России чудесное место, небольшой кусочек суши, который омывают два моря (карта Крыма). Этот кусочек суши называется полуостров Крым, здесь живём мы, крымчане. А моря, к которым мы ездим отдыхать каждое лето, называются Чёрное и Азовское. Найдём на карте Крыма наш посёлок Красногвардейск и посалим летающую тарелку на землю, то есть приземлимся.

Ой, наши инопланетяне качают головами, мы так много всего им рассказали, что гости совсем запутались! А поможет им во всём услышанном и увиденном разобраться игра – лото.

Д/И «Географическое лото»

Большие три таблички обозначают страны с определённым климатом СТРАНЫ, ГДЕ ВСЕГДА ХОЛОДНО, – СНЕЖИНКА; СТРАНЫ, ГДЕ ТО ЖАРКО, ТО ХОЛОДНО, - СОЛНЦЕ И СНЕЖИНКА; СТРАНЫ ЖАРКИЕ – СОЛНЦЕ. Задача детей распределить картинки с животными и людьми с разным цветом кожи к подходящему им сектору. Это задание они выполняют вместе с воспитателем последовательно. Сначала выбирают обитателей Севера, затем жителей жарких стран, остальные картинки подойдут к сектору, где то, жарко, то холодно.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, какое разное население Земли и как прекрасна наша планета! Для того, чтобы сохранить её природу, люди разных стран должны жить дружно, беречь животный и растительный мир своей родины, ответственно и бережно относиться к лесам, морям, рекам, озёрам Земли. А что можем сделать мы, дети, для того, чтобы сберечь богатства нашей планеты? Оказывается, немало полезного!

  1. Мы можем украшать растениями нашу группу, сажать цветы и деревья на участке и ухаживать за ними;
  2. Всегда закрывать кран с водой в садике и дома, чтобы водичка не расходовалась напрасно;
  3. Наводить чистоту и порядок во дворе своего дома и на площадке в детском саду;
  4. Не сорить вокруг себя, уважать чужой труд и требовать такой же аккуратности от своих друзей, родителей и знакомых.

А теперь пора прощаться с нашими гостями. До свидания. Прилетайте к нам ещё. Счастливого пути!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду

Влияние режима дня на адаптацию ребенка к детскому саду Огромное влияние на самочувствие ребенка в новой для него обстановке, играет распорядок...

Стеклодувная фабрика

Стеклодувная фабрика Стекло по праву считается одним из наиболее интересных и эффектных материалов. Из стекла можно изготавливать изделия самых различных форм...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Весенние…

Конспект непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию на тему «Весенние домики для птиц» Первая младшая группа Программное содержание: Закреплять умения детей делать простые постройки (домики)...

Читайте также

Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой»

Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой» (Для детей младшей группы) Действующие лица: ведущий, Гном – взрослые. Реквизит: ведро со снежками, корзинка, шапка и...

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами…

Программа мероприятия в подготовительной группе с участием родителей (с элементами театрализации) «Семья – мой мир» Включается тихая спокойная музыка, на экран...

Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии

Дидактическая игра «Деревья» с использованием ОТСМ-РТВ-ТРИЗ-технологии Цель: освоение детьми базовой модели ТРИЗ «Объект – Имя признака – Значение имени признака». Задачи: - учить...