Непрерывная образовательная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста с ТНР
Лексическая тема: «Весна. Первоцветы»

Цель. Формирование навыков использования прилагательных в речи.

Коррекционно-образовательные задачи.

- расширение и уточнение словаря по теме «Первые весенние цветы» (весна, проталинка, подснежник, тюльпан, цветок, подснежник, мимоза; ясное, круглое, веселое, золотое, первый, нежный, белый, желтый, теплый, холодный);

- обогащение словаря прилагательных;

- совершенствование грамматического строя речи, согласование существительного с прилагательным;

- закрепление представлений о приметах весны.

Коррекционно-развивающие задачи.

- развитие связной речи;

- развитие тонкой и общей моторики, развитие артикуляционной моторики

(укрепление мышц языка);

- формирование диафрагмального дыхания;

- развитие творческого воображения.

Коррекционно-воспитательные задачи.

- формирование навыков сотрудничества, взаимодействия, доброжелательности, самостоятельности;

- воспитание умения видеть прекрасное в природе.

Оборудование.

 Презентация, поделка «Солнышко», фонарик, веер, бубен, пророщенный овес.

Ход занятия.

I. Организационный момент: (2 мин.)

 (На столе лежит игрушка «Солнце».)

Логопед: Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости?

Дети: Солнышко.

Логопед: давайте поприветствуем солнышко и друг друга.

Здравствуй солнце золотое, (Дети раскрывают ладони в сторону солнца.) 

Здравствуй небо голубое, (Поднимают руки вверх.)

Здравствуй матушка земля, (Наклон руки вниз.)

Здравствуй все мои друзья. (Руки вниз, в стороны, касаясь друг друга ладонями.)

II. Основная часть. (15 мин.)

Дид. упражнение «Подбери признак»

Солнце весной какое? (Яркое, желтое, горячее, ясное, круглое, веселое, золотое.)

Логопед: А сейчас послушайте загадку.

Загадка

Рыхлый снег

На солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса

Значит, к нам пришла...

(Дети договаривают хором: весна.)

Догадались, о каком времени года мы будем говорить? Дети: о весне

Логопед: Все рады весне, ждут её с нетерпением. В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну зазывали в гости и говорили такие слова... Весна красна! В гости просим! Приди скорей! Принеси с собой... Давайте каждый из вас попросит что-нибудь у весны.

Логопед передаёт картинку- солнышко, определяя очерёдность ответов. Дети просят весну принести: хорошую погоду, тёплое солнышко, зелёную травку, тёплый ветерок, поющих птиц, подснежники и т.д.

(Садятся на стульчики).

Д/игра «Признаки весны». 

(Дети закрывают глаза, логопед брызгает водой на руки.)

Логопед: — Ребята, что вы почувствовали? Откуда весной вода? (Лужи, сосульки, ручейки — тает снег, тает лед.)

Дети снова закрывают глаза, логопед веером «дует» на детей.

Логопед: — Что вы теперь почувствовали? Какой весной бывает ветер? (Весенний, теплый, холодный, слабый, сильный.)

Логопед включает фонарик.

Логопед: — Что вы видите? Что делает фонарик? А что ярко светит на улице весной? Какое весеннее солнце? (Теплое, яркое, желтое.)

Логопед предлагает потрогать весеннюю травку. (Пророщенный овес.)

Логопед: —Потрогайте пальчиками травку. Какая она? (Нежная, зеленая, красивая.)

Дыхательное упражнение «Весна».

Логопед: Порадуемся приходу весны, сделайте глубокий вдох носом, а на выдохе скажите: «Вот и пришла весна!». (Хоровое и индивидуальные повторения.)

Логопед: — Как здорово вы рассказали о весенних признаках.

Логопед: Весна подарила нам первоцветы. Это первые весенние цветы. Соберём лепестки в бутоны (дети соединяют пальцы, имитируя бутон), понюхаем их. Сделайте глубокий вдох носом, на выдохе произнесите «Ах!!!» с восклицательной интонацией, и раскройте бутон. (Дети размыкают пальцы. Упражнение повторяется 3-4 раза, логопед следит за правильностью вдоха и выдоха.)

Артикуляционная гимнастика «История веселого язычка»

Наступила весна, и в небе ярко засветило солнышко (открыть рот, облизать губы 3 раза в одну сторону, 3 в другую). От его лучиков звонко закапала капель (цокать языком). Язычок оделся и отправился в лес. Он шел не спеша по тропинке и слышал, как весело пели птицы: «Ку-ку-ку»,- куковала кукушка высоко на ели (звукоподражание). Всё пело и оживало в весеннем лесу. Долго ли коротко ли, но вскоре привела тропинка язычка на чудесную полянку (лопатка). Огляделся Язычок (часики). На поляне расцвело много подснежников. Язычок долго любовался ими. Скоро тучи закрыли солнышко (Рот открыть, медленно закрыть 5 раз). Язычок поспешил домой к маме.

Упражнение «На лужайке»

   
На лужайке поутру мы затеяли игру Встают в круг, берутся за руки

Я - подснежник, ты -вьюнок.

Становитесь в наш венок.

 
Раз, два, три, четыре, раздвигайте круг пошире. Делают 4 шага назад, расширяя круг.
А теперь мы ручейки, побежим вперегонки. Бегут по кругу, взявшись за руки.
Прямо к озеру спешим, станет озеро большим.  
Становитесь в круг опять. Смыкают круг.
Будем в солнышко играть. Бегут по кругу.
Мы- веселые лучи, Останавливаются, тянутся на носочках.
Мы резвы и горячи. Прыгают на носочках, руки на поясе.

Логопед: Молодцы!

Логопед: На землю вернулась красавица весна. Давайте ощутим её прикосновение. Садитесь на коврик.

Массаж лица.

Светит яркое весеннее солнышко - поглаживание и ласкает нам лицо.

 Дождик ещё холодный. - постукивание подушечками пальцев

 По утрам ещё иногда пощипывает морозец. - пощипывание

А всё-таки солнышко светит сильнее. - снова поглаживание

 Логопед: Давайте ненадолго отправимся в путешествие на весеннюю полянку.

(Логопед приглашает детей пройти на ковер, просит лечь на спину, руки вдоль туловища и закрыть глаза.)

Глазки закрывайте,

Немного помечтайте.

С ветерком я подружусь,

На полянке окажусь.

(Пока у детей закрыты глаза, логопед вывешивает картину, на ней изображена весенняя поляна.)

 Логопед: Посмотрите, какая замечательная весенняя полянка нам открылась. А что на ней растет? Правильно, цветы. А вы помните, как называются первые весенние цветы? Первоцветы. Мы уже с ними познакомились. Сейчас я загадаю вам загадки о первоцветах, а вы попробуйте их отгадать.

Загадки.

Белые горошки на зеленой ножке. (Ландыш.)

Желтые, пушистые шарики душистые

Их укроет от мороза в своих веточках… (Мимоза.)

Первым вылез из земли на проталинке.

Он мороза не боится хоть и маленький. (Подснежник.)

Логопед: А помните, ребята, мы все учили стихи про первоцветы? Давайте расскажем их.

Стихи.

Как цыпленок - желтый, нежный

И немного озорной

Первым встретит вас подснежник

На полянке под сосной.

Родился ландыш в майский день.

И лес его хранит.

Мне кажется, его задень-

Он тихо зазвенит!

Словно огненный фонтан, раскрывается тюльпан.

Лишь пройдут морозы, зацветут мимозы.

Логопед: А теперь, мы с вами возвращаемся из нашего путешествия в группу. Я вам предлагаю доделать наш весенний букет.

Какой цветок ты приклеиваешь? Правильно, мимозу. А какая она? Желтая, пушистая, весенняя, красивая, нарядная.

III. Заключительная часть. (3 мин.)

Ребята, вам понравилось наше занятие? А что больше всего вам понравилось, запомнилось?

(Ответы детей.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Реферат. «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями»

Реферат. «Современные формы взаимодействия ДОУ с семьями» Введение. В основе взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи лежит сотрудничество, то есть совместное определение...

Методическая разработка конкурса чтецов к юбилею А. С. Пушкина «Там…

Методическая разработка конкурса чтецов к юбилею А. С. Пушкина«Там на неведомых дорожках» Положение о конкурсе чтецов к юбилею А. С. Пушкина...

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего…

Перспективный план работы по формированию здорового образа жизни детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста осознанного...

Читайте также

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий…

Конспект итогового занятия в средней группе с использованием современных технологий. «Скрайбинг» - рисованный. ИКТТема «Дорога в старшую группу» Интеграция образовательных областей: «Познание»...

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего…

Использование мнемотехники в работе с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста Проблема формирования речи у детей дошкольного возраста актуальна на сегодняшний день...

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально – коммуникативное…

Технологическая карта интегрированной НОД по образовательной области «Социально–коммуникативное развитие» для воспитанников средней группы общеобразовательной направленности. Тема: «Путешествие к Царице –...