Конспект занятия в подготовительной к школе группе: «Весенние заботы крестьян»
Программное содержание:
- расширять знания детей об образе жизни, труде крестьян;
- обогащать словарный запас архаизмами, знать их смысл;
- развивать художественно – творческие способности;
- формировать целенаправленное внимание;
- воспитывать доброе отношение к природе.
Активация словаря: распутица, пашня, соха, борона.
Воспитатель: С наступлением весны деревня как бы просыпается ото сна. Всю зиму стояли в хлеву коровы и овцы, а теперь они греются на солнышке. Закопошились во дворе куры под надзором петуха. Закрякали утки. Все рады весне! Только сошел снег – закипела работа на огородах. Вот уже и пастух затрубил, собирая стадо. А по лужам бегают мальчишки, прикрепляют домики для скворцов. Ожила деревня!
Весной у крестьянина появляется много новых дел. В марте, пока не началась распутица, нужно навезти из лесу дров для будущей зимы. Мужики заготавливают и лес, из которого зимой будут делать сани. Но вот снег начинает таять так сильно, что в талом месиве можно завязнуть по пояс. Тогда приходится ездить в лес рано поутру, когда держится на снегу ледяная корка – наст.
Ребята, сейчас я познакомлю вас с новыми словами.
Пашня - это земля, на которой что – либо выращивают.
Соха – деревянный предмет, которым пахали землю.
Борона – большая рама с зубьями. Ею рыхлят и ровняют вспаханную землю.
Вот идет по поляне пахарь за лошадкой и налегает на соху. После сохи остается глубокая борозда. Лошадка тащит медленно соху, пройдет полоску и остановится – устала. Пахарь жалеет свою лошадку, не торопит ее, дает ей отдохнуть. Так и прокладывают одну борозду за другой, пока не пройдет всей пашни.
А потом выходит крестьянин сеять. Ходит он по полю босым, работает молча, серьезно. На груди у пахаря висит лукошко с зерном. Берет он оттуда горсть за горстью и бросает семена по бороздкам то одной, то двумя руками. Посеет семена, потом пройдет по полю бороною, покроет посев землей…
- Почему так говорили: «Весна красна, да голодна. Весной – то сиди, гляди, осенью – то – кисель да блины. Весна красна цветами, а осень пирогами»? А вот эту пословицу мы с вами разучим. Почему, если весной день упустишь – годом не вернешь? /помочь объяснить эту пословицу, если затрудняются./
Больше всего в России сеяли ржи. Она роднее для крестьянина изо всех хлебов. Он зовет ее матушкой – кормилицей, говорит: красно поле рожью. А пшеница – это ржи богатая сестрица. Она не кормит крестьянина, а прикармливает. «Одним пшеничным пирогом мужик сыт не будет, коли ржаного хлеба не добудет». /Показать детям колоски ржи и пшеницы, рассмотреть разницу./
Как вы думаете, почему больше сеяли ржи?
Весною начинались работы в огороде. Овощи сеяли и сажали весной. Я загадаю загадки, а вы нарисуйте отгадки.
Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостом, а не мышь.
Сама клубочком,
А хвост под собой.
/репа/
На одной ноге стоит.
Срежут, засолят - хрустит.
/капуста/
Красный нос в землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос.
/морковь/
Прежде чем его мы съели,
Все наплакаться успели.
/лук/
Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна».
/картошка/
Удивительное солнце,
В этом солнце сто оконцев.
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат.
/подсолнух/
Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребята.
/горох/
Итак, давайте назовем, что сажали в огороде и что сеяли?
Давайте проверим себя.
1. Какие новые заботы появились у крестьянина весной?
2. Что делали весной на пашне?
3. Чем засевали пашню?
4. Какие пословицы и поговорки о весне вы запомнили?
Дома вместе с мамами и папами найдите и выучите одну пословицу или поговорку овесне.
Читайте также |
---|
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Бегал…
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Бегал ёжик по дорожке…» Цель: создание психологического благополучия детей с ОВЗ (ЗПР) средствами сенсорной интеграции. Задачи: Коррекционно-обучающие: -...
Проект по здоровому образу жизни «Challenge (челлендж) - будь здоров!»
Проект по здоровому образу жизни «Challenge (челлендж) - будь здоров!»
Сценарий праздника «День матери» с использованием сказки «Непослушные зайчата», для…
Сценарий праздника «День матери» с использованием сказки «Непослушные зайчата», для старшего дошкольного возраста Действующие лица: Ведущий, Зайчиха, Зайчата (девочка и мальчик), Сорока, Ворона, Белка, Лиса, Волк, Медведь. Ход праздника: Дети входят в зал под...