Конспект занятия в подготовительной к школе группе: «Весенние заботы крестьян»

Программное содержание:

  • расширять знания детей об образе жизни, труде крестьян;
  • обогащать словарный запас архаизмами, знать их смысл;
  • развивать художественно – творческие способности;
  • формировать целенаправленное внимание;
  • воспитывать доброе отношение к природе.

Активация словаря: распутица, пашня, соха, борона.

Воспитатель: С наступлением весны деревня как бы просыпается ото сна. Всю зиму стояли в хлеву коровы и овцы, а теперь они греются на солнышке. Закопошились во дворе куры под надзором петуха. Закрякали утки. Все рады весне! Только сошел снег – закипела работа на огородах. Вот уже и пастух затрубил, собирая стадо. А по лужам бегают мальчишки, прикрепляют домики для скворцов. Ожила деревня!

Весной у крестьянина появляется много новых дел. В марте, пока не началась распутица, нужно навезти из лесу дров для будущей зимы. Мужики заготавливают и лес, из которого зимой будут делать сани. Но вот снег начинает таять так сильно, что в талом месиве можно завязнуть по пояс. Тогда приходится ездить в лес рано поутру, когда держится на снегу ледяная корка – наст.

Ребята, сейчас я познакомлю вас с новыми словами.

Пашня - это земля, на которой что – либо выращивают.

Соха – деревянный предмет, которым пахали землю.

Борона – большая рама с зубьями. Ею рыхлят и ровняют вспаханную землю.

Вот идет по поляне пахарь за лошадкой и налегает на соху. После сохи остается глубокая борозда. Лошадка тащит медленно соху, пройдет полоску и остановится – устала. Пахарь жалеет свою лошадку, не торопит ее, дает ей отдохнуть. Так и прокладывают одну борозду за другой, пока не пройдет всей пашни.

А потом выходит крестьянин сеять. Ходит он по полю босым, работает молча, серьезно. На груди у пахаря висит лукошко с зерном. Берет он оттуда горсть за горстью и бросает семена по бороздкам то одной, то двумя руками. Посеет семена, потом пройдет по полю бороною, покроет посев землей…

- Почему так говорили: «Весна красна, да голодна. Весной – то сиди, гляди, осенью – то – кисель да блины. Весна красна цветами, а осень пирогами»? А вот эту пословицу мы с вами разучим. Почему, если весной день упустишь – годом не вернешь? /помочь объяснить эту пословицу, если затрудняются./

Больше всего в России сеяли ржи. Она роднее для крестьянина изо всех хлебов. Он зовет ее матушкой – кормилицей, говорит: красно поле рожью. А пшеница – это ржи богатая сестрица. Она не кормит крестьянина, а прикармливает. «Одним пшеничным пирогом мужик сыт не будет, коли ржаного хлеба не добудет». /Показать детям колоски ржи и пшеницы, рассмотреть разницу./

Как вы думаете, почему больше сеяли ржи?

Весною начинались работы в огороде. Овощи сеяли и сажали весной. Я загадаю загадки, а вы нарисуйте отгадки.

Кругла, а не месяц,

Желта, а не масло,

С хвостом, а не мышь.

Сама клубочком,

А хвост под собой.

                                   /репа/

На одной ноге стоит.

Срежут, засолят - хрустит.

                              /капуста/

Красный нос в землю врос,

А зеленый хвост снаружи.

Нам зеленый хвост не нужен,

Нужен только красный нос.

                                        /морковь/

Прежде чем его мы съели,

Все наплакаться успели.

                                      /лук/

Неказиста, шишковата,

А придет на стол она,

Скажут весело ребята:

«Ну, рассыпчата, вкусна».

                                   /картошка/

Удивительное солнце,

В этом солнце сто оконцев.

Из оконцев тех глядят

Сотни маленьких галчат.

                                        /подсолнух/

Дом зеленый тесноват:

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребята.

                                     /горох/

Итак, давайте назовем, что сажали в огороде и что сеяли?

Давайте проверим себя.

1. Какие новые заботы появились у крестьянина весной?

2. Что делали весной на пашне?

3. Чем засевали пашню?

4. Какие пословицы и поговорки о весне вы запомнили?

Дома вместе с мамами и папами найдите и выучите одну пословицу или поговорку овесне.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Бегал…

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребенком старшего дошкольного возраста «Бегал ёжик по дорожке…» Цель: создание психологического благополучия детей с ОВЗ (ЗПР) средствами сенсорной интеграции. Задачи: Коррекционно-обучающие: -...

Проект по здоровому образу жизни «Challenge (челлендж) - будь здоров!»

Проект по здоровому образу жизни «Challenge (челлендж) - будь здоров!»

Сценарий праздника «День матери» с использованием сказки «Непослушные зайчата», для…

Сценарий праздника «День матери» с использованием сказки «Непослушные зайчата», для старшего дошкольного возраста Действующие лица: Ведущий, Зайчиха, Зайчата (девочка и мальчик), Сорока, Ворона, Белка, Лиса, Волк, Медведь. Ход праздника: Дети входят в зал под...

Читайте также

Конспект занятия по развитию речи «Мы любим сказки»

Конспект занятия по развитию речи «Мы любим сказки» Средняя группа Ход занятия. - Дети, вы любите сказки? (Да!) - А за что вы их...

Конспект по чтению произведения И. Рословой «Обувашка»

Конспект по чтению произведения И. Рословой «Обувашка» Конспект Месяц декабрь Возраст 6-7 лет Тема: И. Рослова «Обувашка» Культурная практика Чтение художественной литературы Источник/автор Завейборода Ж.М. Форма представления/ Тип исследования Тексты для непродолжительного чтения Культурно-смысловой...

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в…

Консультация для педагогов «Наставничество. Методическое сопровождение молодых специалистов в детском саду» В современных условиях сегодня система наставничества вновь заслуживает самого пристального...