Методическая разработка по пластилинографии
Тема: «Русская народная сказка - Колобок»

Введение

Пластилинография в наше время становится всё популярнее в детском саду. Это не только приятный досуг, но и целая область творчества, в которой есть свои виды и техники. Она завоёвывает всё большее внимание педагогов, поскольку позволяет решать множество развивающих и образовательных задач в процессе игры. Но особенно важно то, что ребёнок имеет возможность собственными руками изготовить прекрасное произведение искусства. Сегодня среди педагогов дошкольного образования популярны нетрадиционные техники: рисование кончиками пальцев, ладонями, отпечатками предметов, кляксография, пластилинография. Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев В. А. Сухомлинский.С одной стороны ребёнок включён в увлекательный процесс, но в то же время множество нервных окончаний на кончиках пальцев и поверхности ладоней передают сигналы в мозг, активизируя его деятельность. Когда маленькие ручки рвут бумажную салфетку, учатся скатывать шарик из теста, ощупывают материалы или показывают «сороку-ворону», информация поступает в головной мозг и распределяется по различным центрам (слуховому, зрительному, мыслительному, эмоциональному и речевому).

Глава 1

Актуальность

Пластилинография - нетрадиционный способ рисования с использованием пластилина. Деятельности с пластичным материалом детей учат в раннем возрасте. Лепка тренирует пальцы и активизирует расположенные на кисти сенсоры, связанные с работой мозга, помогает снять мышечное и эмоциональное напряжение. Занятия лепкой развивают не только ловкость и скоординированность рук, но и творческую фантазию. Создание картины в этой технике -это новый уровень работы с пластилином, который может стать искусством. В технике пластилинографии создаются истинные произведения искусства. Использование техник, методов и приёмов в работе с дошкольниками. Пластилинография в чистом виде доступна для детей средней и старшей групп детского сада. Дети младшего возраста овладевают элементарными умениями и навыками во время краткосрочных индивидуальных или подгрупповых занятий. Воспитателю важно помнить, что в группах младшего и среднего дошкольного возраста этот вид творчества нацелен не столько на результат, сколько на получение положительных эмоций, развития интереса у детей и желания совершенствовать навыки. Чтобы занятие проходило в удовольствие, материалы должны быть качественными, а инструменты - удобными. Для основы будущей картины из пластилина подойдёт бумага, но предпочтительнее плотный картон, пластик, оргстекло или обычное стекло. Пластилин должен быть нежирным, иначе на бумажной или картонной основе появятся пятна, и работа будет иметь неопрятный вид. Выбирайте яркий и податливый материал для лепки. Из инструментов понадобится доска для лепки (можно заменить на кусок пластика или клеёнки), пластмассовая скалочка для раскатывания пластилина, набор стеков, ножницы, различные приспособления для создания узоровпластилиновой поверхности (щёточки, кондитерский шприц, ситечко, пластиковая вилка).

Таким образом, актуальность данной работы заключается в том, что пластилинография способствует снятию мышечного напряжения и расслабления, развитие детского воображения, художественное и пространственное мышление, будит фантазию, побуждает дошкольников к самостоятельности.

Цель работы: развитие творческих способностей и мелкой моторики детей младшего дошкольного возраста средством пластилинографии.

Задачи работы:

• развивать художественное восприятие и эстетический вкус, знакомить с литературным произведением;

• развивать мелкую моторику, координацию движения рук, глазомер;

• учить детей приёму скатывания шариков из пластилина небольшого диаметра, расплющивать и прикладывать их к рисунку;

• воспитывать творческие способности;

• развивать интерес к коллективной работе;

• воспитывать навыки аккуратной работы с пластилином.

Ожидаемые результаты:

- Дети овладеют нетрадиционными способами создания композиций из пластилина, рисования пластилином.

- В работах детей будут преобладать новизна и оригинальность.

- У детей будут хорошо развиты сенсорные способности, композиционные навыки, координация рук, мелкая моторика.

- Дети смогут выполнять задания самостоятельно, без помощи педагога (самостоятельно выбирают тему, умеют планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца).

- Сформируются личностные компетентности соответственно возрасту детей: повышенный интерес, творческая активность, самостоятельность, инициатива, планировать свою работу, выбирают выразительные средства изображения, доводят начатое дело до конца.
Глава 2. Описание работы

2.1. Методы и приемы работы.

Методы обучения пластилинографии:

  • наглядные (показ образцов работ, иллюстраций по теме, наблюдение за действиями педагога);
  • словесные (беседа, объяснение, рассказ);
  • практические (упражнения с материалом, отработка приёмов, игровые действия, экспериментирование).

Приёмы, используемые в пластилинографии, уже частично знакомы детям по занятиям лепкой. Это скатывание и раскатывание, сплющивание и вытягивание, то есть обычные действия с кусочком пластилина для придания ему требуемой формы. Но есть здесь и свои приёмы: отщипывание, размазывание, вдавливание, приглаживание, смешивание цветов. Овладению ними педагог уделяет особое внимание. Рисование пластилином - увлекательное занятие для дошкольника. Задачи пластилинографии от ясельной и второй младшей до подготовительной групп- развивающие. Приёмы работы с пластилином развивают ловкость пальцев, подготавливают кисть к письму. Улучшаются способности к правильному восприятию композиции и масштаба. Воспитанники знакомятся с новым видом изобразительного искусства, постигают взаимодействие двух различных техник -аппликации и лепки, основами которых они уже овладели.У детей зарождается чувство цвета и формы. Осуществляются первые эксперименты с сочетанием оттенков и материалов.

Детей учат быть самостоятельными, усидчивыми, терпеливыми и аккуратными, приобретается опыт работы в коллективе.

В зависимости от темы, воспитываются любовь к родному краю, умение видеть и беречь красоту природы, доброжелательное, благодарное отношение к родным и близким, любовь к домашним питомцам. Умения и навыки детей усложняются год от года. Изменяются и основные направления работы с дошкольниками. В первой младшей группе ДОУ дети учатся делать элементы из пластилина, одно занятие- один элемент (шарик, цилиндр, колбаска); создавать образы простых предметов; овладевают приёмами отщипывания и размазывания, вырабатывают основы умения работать по заданному образцу. У детей второй младшей группы важно развивать умение рисовать пластилином, воспитывать самостоятельность (ребёнок не повторяет за педагогом, а учится строить композицию сам). Начинается обучение работе в подгруппе. В средней группе оттачиваются навыки работы с пластилином и создание более сложных образов; детей учат создавать работы с привлечением разнообразных материалов (крупа, бисер, пуговицы и др.); развивается интерес к коллективной работе. Для старших и подготовительных групп характерно усложнение и развитие сюжетно-игрового замысла занятия; развитие речевой деятельности воспитанников в процессе создания пластилиновых образов; обучение созданию коллективной работы, имеющей художественную ценность. Виды рисования пластилином в детском саду. Пластилинографию можно разделить на несколько видов, отталкиваясь от материала, который взят за основу картины. Работы выполняют на бумаге, картоне, пластике, на обычном или органическом стекле. Плотный картон часто деформируется, но с ним просто и легко работать.

Пластиковые и стеклянные основы удобны при нанесении материала (они не погнутся и не сморщатся), но чтобы избежать порезов, обязательно проведите инструктаж по технике безопасности и научите детей заклеивать края основы скотчем или же предварительно сделайте это сами. По способу создания изображения пластилинография бывает: прямая - выполняется пластилином разного цвета. В первой младшей группе это могут быть овощи, зимний снегопад, листочки.

Во второй младшей группе дети охотно выполнят яркие работы на тему:

«Посуда для кукол», «Рыбка», «Грибочек». В средней группе сюжет и контур гораздо сложнее: транспорт, деревья, дома. Витражная или обратная. Нанесённый маркером на стеклянную основу контур изображения заполняется пластилином. Мозаичная. На основу наносятся пластилиновые шарики разных цветов в соответствии с замыслом. Итак, обучение рисованию нетрадиционными способами дошкольников на занятиях в настоящее время имеет важное значение. Пластилинография позволяет раскрыть творческий потенциал ребёнка, постоянно повышать интерес к художественной деятельности, развивать психические процессы. Позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, развивает воображение, даёт полную свободу для самовыражения.

2.2. Содержание работы.

Перед созданием пластилинографии «Колобок» была, проведена предварительная работа:

  1. Чтение Русской народной сказки «Колобок».
  2. Просмотр иллюстраций с изображением «Колобка».

Материалы для создания пластилиновой картины.

  1. картон формата А3;
  2. пластилин разных цветов;
  3. набор для квилинга;
  4. гуашевые краски;
  5. кисть;
  6. салфетки.

Этапы работы.

1. Подготовка картона формата А3 и оформление его рамочкой в стиле квилинга. Ребята вместе со мной вспомнили сказку и сказочного героя, которого им предстояло раскрасить при помощи пластилина.

2. Затем на нарисованный заранее контур сказочного персонажа Колобка, приклеиваем маленькие шарики пластилина и расплющиваем их на картоне.

3. Затем делалаем по той же технологии пенёк и тавку.

4. Завершили работу облачками, их мы сделали при помощ жгутиков из пластилина, свёрнутые в спиральку.

Деткам было интересно «раскрашивать" пластилином, когда на их глазах картинка будто ожила. Во время работы мы закрепили названия цветов (жёлтый, красный, белый, зелёный, коричневый, синий). Я считаю, что результат превзошёл все ожидания. Детки- молодцы все старались.

Таким образом с поставленной целью мы справились. Действительно, при помощи пластилинографии развиваются творческие способности детей, мелкая моторика и поднимается настроение, а это самое главное!

Вывод

Пластилинография - это сравнительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая развивает творческие способности и мелкую моторику рук малышей. Работа с пластилином помогает ребёнку выразить свои эмоции, своё настроение, видение окружающего мира. Работа с пластилином ,сам процесс лепки помогает ребёнку выразить эмоции, своё видение окружающего мира и своё отношение к нему, сформировать эстетический вкус, развивать гибкость, координацию, мелкую моторику пальцев(что в свою очередь способствует речевому развитию).Малыш постепенно и незаметно для себя овладевает творческим искусством и учится доводить работу до конца.

 

Список литературы

1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. - М: АРКТИ, 2007.

2. Давыдова Г.Н. Пластилинография для малышей. М.: «Скрипторий 2003», 2008.

3. Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. М.: «Скрипторий 2003», 2008.

4. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. М.: «Карапуз - дидактика», 2007.

5. Милосердова Н.Е. Обучение дошкольников технике лепки. М.: ЦПО, 2008.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей…

Аппликация из комбинированного материала: креповой и цветной бумаги в старшей группе «Ёлочка нарядная в гости к нам пришла!» Цель: создание условий для...

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители…

Творческо-экологический проект в первой младшей группе «Насекомые – маленькие жители нашей планеты» Участники проекта: воспитатель группы, дети.Тип проекта: творческо-экологический, краткосрочный.Продолжительность проекта:...

Верба – символ весны

Верба – символ весны Верба символизирует весну и пробуждение природы. Это растение быстро реагирует на первые солнечные и теплые весенние деньки...

Читайте также

Досуг ко «Дню Матери» в младшей группе «Мамочка, милая моя!»

Досуг ко «Дню Матери» в младшей группе «Мамочка, милая моя!» Цель: формирование у детей уважительного отношения к маме, умения выразить ей свою любовь...

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль»

Эксперименты с дошкольниками «Хотим все знать про соль» 13 ноября в детском саду прошел «День опытов и открытий», цель которого: привлечь внимание детей к такому виду деятельности как экспериментирование, научить...

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с…

Конспект образовательной деятельности для детей группы старшего дошкольного возраста с 6 до 7 лет по художественно – эстетическому развитию на...