Конспект НОД для детей старшей группы «Лес - природа Тамбовского края»

Цель: воспитывать любовь к природе родного края.

Задачи:

  • Уточнить и расширить представления детей о лесе.
  • Развивать познавательный интерес к лесу и его обитателям.
  • Учить логически мыслить при отгадывании загадок.
  • Учить проявлять интерес к художественному слову.
  • Обогащать словарь детей.

Предварительная работа: чтение стихов о природе, наблюдение на участке за природой, рассматривание иллюстраций о живой и не живой природе, а также о лесе и его обитателях, чтение рассказа М. Пришвина «Разговор деревьев».

Материал: д/и «Назови к какому виду относится дерево», слайды лекарственных и ядовитых растений, д/и «Съедобные и несъедобные грибы», запись голосов птиц, слайды птиц, лесных ягод, зверей, насекомых. Для рисования: листы белой бумаги, краски, кисти.

 

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, я сегодня вам предлагаю поговорить о природе. Мир природы – это растения, животные, птицы, насекомые, рыбы.

Мир природы очень разнообразен и неповторим. Природа бывает живая: животные, растения, птицы, грибы, насекомые и не живая: воздух, вода, солнце, камень, песок.

Ребята, для того чтобы лучше усвоить мир природы давайте поиграем в д/и.

Д/и: «Живая и неживая природа».

(На большом столе лежат картинки с изображением живой и неживой природы, дети раскладывают картинки по разным столам. На одном столе лежат картинки только с изображением живой природы, а на другом столе лежат картинки с изображением неживой природы. В конце игры дети проверяют правильно ли разложены картинки.)

Природа разных стран разнообразна. Это леса, степи, лесостепи, горы, моря, озёра, реки, пустыни (показ слайдов воспитателем).

Но богатство нашего Тамбовского края – это лес.

Послушайте про лес стихотворение С. Никулиной «Русский лес»

Нет ничего милее

Бродить и думать здесь

Излечит, обогреет, накормит

Русский лес.

В нашем лесу можно встретить разные деревья: лиственные и хвойные. Назовите какие деревья знаете вы. (Ответы детей) Леса бывают лиственные, где произрастают только лиственные растения: берёза, ольха, осина. Хвойные леса-это где произрастают только хвойные деревья: сосна, ель. И бывают леса смешанные, где растут и хвойные и лиственные деревья.

Д/и: «Назови к какому виду относится дерево»

(Выходят два ребёнка один выбирает только лиственные деревья, а другой хвойные. Затем дети показывают картинки другим детям и называют дерево, а они говорят правильно или нет.)

Лес богат разными растениями. Можно увидеть на полянке леса и лекарственные растения. Ребята, назовите какие лекарственные растения вы знаете? (Подорожник, зверобой, мать-и-мачеха.) (Воспитатель показывает слайды лекарственных растений.)

Хотелось бы мне обратить ваше внимание на одну траву. Есть такая трава мать-и-мачеха, но мало кто знает, почему она так называется. Видимо, дело в том, что если рассмотреть лист этого растения с «лица» и с «изнанки», то видно, что одна сторона листочка на ощупь тёплая, ласковая, пушистая, как мать. А другая, нижняя сторона, если прикоснуться к ней - холодная, жёсткая и скользкая. Это-мачеха.

Но в лесу есть и другие растения: вороний глаз, волчья ягода, чёрная белена, ландыш майский, болиголов – это ядовитые растения, которые рвать нельзя. Мне хотелось бы рассказать вам про растение вороний глаз. Это растение имеет в народе разные названия: воронья трава, вороньи ягоды, медвежьи ягоды, воронец, ранник. Оно привлекает внимание своими блестящими чёрными ягодами, которые могут вызвать у человека сильнейшее отравление и в тоже время обладают и целебными свойствами.

Наш лес богат также и разнообразием грибов. Какие грибы вы знаете? (Ответы детей.) А вы любите собирать грибы? А знаете какие грибы можно рвать? Назовите их. (Ответы детей.)

Д/и: «Съедобные и несъедобные грибы»

(Из предложенных воспитателем картинок дети выбирают только съедобные грибы и называют их, а несъедобные грибы оставляют на столе у воспитателя.)

Ребята, а можно ли уничтожать несъедобные грибы? (Нет.) Правильно, нельзя. Эти грибы могут быть пищей животных. Например, мухоморы любят есть лоси. Я хотела вам рассказать о том, почему гриб мухомор так называется. Этот гриб в былые времена использовался как средство для истребления мух и других насекомых. Его собирали, мелко нарезали, заливали молоком и ставили в комнате, и где стоял этот гриб мухи погибали. Отсюда и получил он своё название.

Ребята, когда бываешь в лесу летом, то очень красиво, в лесу поют птицы. Можно услышать кукушку, стук дятла, трещяние сороки и другие голоса птиц. Давайте и мы с вами на минуточку закроем глаза и послушаем разговор птиц в лесу.

(Слушание записи голосов птиц.) А теперь давайте ещё раз рассмотрим лесных птиц. (Показ слайдов птиц воспитателем.)

Рассмотрев птиц мне бы хотелось уделить ваше внимание дятлу. Эту птицу в лесу называют «санитаром» леса. С рассвета и почти дотемна дятел в работе: то он сбивает кору с мёртвых деревьев, то расковыривает большие стволы, доставая личинок короедов и других жуков, то рубит еловые и сосновые шишки. Каждый дятел ночует только в собственном дупле, там и прячется в непогоду.

Лес щедр не только грибами, но и ягодами. Сколько можно здесь нарвать малины, земляники, черники. И все ягоды вкусные, полезные и богатые витаминами. (Показ слайдов лесных ягод.)

Ребята, много в лесу и насекомых. Это жуки, пауки, муравьи, стрекозы, кузнечики. (Показ слайдов насекомых воспитателем.)

А знаете, чем полезны муравьи? (Ответ.) Правильно, муравьи уничтожают множество вредных насекомых и поэтому их также как и дятла называют «санитарами леса». Ребята, а можно ли разрушать муравейники? (Нет.) Правильно. Муравейник – это большой и уютный дом для муравьёв, где они живут дружной семьёй. Вот послушайте стихотворение про муравейник.

Сладко пахнут сосновой смолою

Разогретые тёмные пни.

Из иголочек высохшей хвои

Строят терем лесной муравьи.

Расторопно, с рабочей сноровкой

Ставят балки и брёвна кладут.

Дело спорится бойко и ловко,

Будут в доме тепло и уют!

Будут в тереме малые дети

Мирно спать под напевы дождей.

Для того и встаёт на рассвете

Работящий лесной муравей.

А какое интересное насекомое-божьи коровки. Их ещё называют семиточечной, потому что на каждом надкрылье у неё по три чёрных точки, итого-шесть, а на шее между надкрыльями ещё одна, седьмая. Своей яркой окраской они как бы предупреждают врагов: «Не прикасайтесь! Мы несъедобные!» И при опасности жуки выделяют на сгибах ножек капли едкой, неприятно пахнущей крови. Её часто называют «молочком», а самих жучков за такую особенность с давних пор именуют «коровками». В конце лета и осенью коровки летят на зимовку, а весной и в начале лета возвращаются с зимовки обратно.

Физкультминутка.

Дети по лесу гуляли (ходьба на месте)

За природой наблюдали. (повороты головой)

Вверх на солнце посмотрели (встать на носочки)

И их лучики согрели! (поднять руки вверх)

Чудеса у нас на свете: стали карликами дети (присесть, руки на поясе)

А потом все дружно встали (встать, руки на поясе)

Великанами мы стали1 (встать на носочки)

Бабочки летали, крыльями махали (бег на месте)

Дружно хлопаем (хлопки)

Ногами топаем (притопы)

Хорошо мы погуляли. Но немножечко устали (дети присаживаются на свои места).

Ребята, а кто знает, как надо правильно вести себя в лесу? (Не шуметь, не кричать.) Правильно. В лесу ходить нужно тихо, чтобы не испугать лесных жителей, потому что звери постоянно трудятся: выводят потомство, добывают пищу, учат своих детей выживать в природных условиях.

В наших лесах тоже можно встретить разных животных. Отгадайте про животных загадки: (дети отгадывают загадки, если угадали правильно воспитатель показывает слайд с животным)

  • На овчарку он похож.

Что ни зуб – то острый нож!

Он бежит, оскалив пасть,

На овцу готов напасть. (Волк.)

  • Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка.)

  • Вперевалку зверь идёт

По малину и по мёд.

Любит сладкое он очень.

А когда приходит осень,

Лезет в яму до весны,

Где он спит и видит сны. (Медведь.)

  • Хвост пушистый,

Мех золотистый,

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса.)

  • Трав копытами касаясь,

Ходит по лесу красавец,

Ходит смело и легко,

Рога раскинув широко. (Лось.)

  • Сердитый недотрога

Живёт в глуши лесной.

Иголок очень много,

А нитки ни одной. (Ёж.)

А об этом интересном животном мне бы хотелось рассказать вам по подробнее. Зимой ежи впадают в спячку. И после прекращения заморозков они просыпаются и отправляются на поиски добычи (личинок, гусениц, куколок бабочек, жуков улиток, а также жаб, лягушек). Ежиха устраивает гнездо в виде шалаша из сухих листьев, хвороста, мха. В апреле она рождает 5-7 слепых ежат с мягкими белесыми иголками, которые позже становятся твёрдыми. В течение 1,5-2 месяцев мать кормит ежат молоком.

Лес – это лучшее место отдыха для взрослых и детей, потому что в лесу красиво, поют птицы, чистый воздух, много грибов и ягод. И вести себя в лесу надо правильно. Давайте ещё раз с вами напомним всем как надо вести себя в лесу:

  • Не шуметь, не кричать, не бегать.
  • Не ломать деревья и кустарники.
  • Не рвать растения и цветы.
  • Не разорять гнёзда птиц и муравейники.
  • Не мусорить.
  • Не разводить в лесу костров.

Я надеюсь, что вы запомнили эти правила поведения в лесу.

Лес – это наше самое большое богатство. И мы должны помнить об этом. Вот послушайте какие существуют пословицы о лесе:

  • Лес – богатство и красота, береги свои леса.
  • По лесу ходи – под ноги гляди.
  • Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади.

Я теперь бы я хотела, чтобы всё что вы узнали о лесе вы сейчас нарисовали в своих рисунках.

Дети рисуют лес.

Ребята, подошло к концу наше занятие и я бы хотела, чтобы вы научились любить природу своего края, потому что природа нашего края очень красива и она не требует от нас ничего лишь одного - чтобы мы берегли и любили её. А теперь давайте вместе с вами рассмотрим ваши работы.



Новые публикации

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности

Патриотическое воспитание дошкольников средствами дополнительного образования технической направленности Проблема патриотического воспитания становится одной из главных и основополагающих проблем современности. Прививать чувство...

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности

Сказка как средство обучения в дополнительном образовании технической направленности Популярность сказок в настоящее время заметно снижена на фоне появления различных мультфильмов...

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан»

Многофункциональное интерактивное пособие «Чемодан» Цель: Создание условий для организации разнообразных видов деятельности детей старшего дошкольного возраста с помощью трансформируемого, полифункционального, содержательно-насыщенного...

Читайте также

Конспект НОД во второй младшей группе «Пересказ сказки «Теремок» с…

Конспект НОД во второй младшей группе «Пересказ сказки «Теремок» с помощью моделей» Программные задачи: - Продолжать учить эмоционально воспринимать содержание сказки, запоминать...

Сценарий выпускного праздника «Уплывает наш кораблик»

Сценарий выпускного праздника «Уплывает наш кораблик» Ведущая 1: Сегодня праздник удивительный,Он не простой, а заключительный.Для всех, кто в школу собирается,Весёлый праздник начинается! Выход детей...

Формирование социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в процессе…

Формирование социального опыта у детей старшего дошкольного возраста в процессе игр с народной игрушкой Аннотация В статье дается анализ опыта работы воспитателя...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

Сюжетно-образовательная ситуация с детьми 1 младшей группы …

« Игрушечная история». Программное содержание: 1. Учить различать предметы по величине, отражать в речи результаты сравнения, согласовывая прилагательные большой, маленький с существительным в роде, числе и падеже. 2. Формировать грамматический строй речи, учить образовывать уменшительно- ласкательную форму имен существительных. 3...

Весенняя прогулка.

Весенняя прогулка В штанишки ножки: раз и два, Да обе ручки – в рукава! А напоследок – в капюшончик голова! Но кто ответит на вопрос: куда от ветра прятать - нос? Наблюдение за оттепелью и капелью цель прогулки: расширять представление...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  01.06.2022 Тема дня: «Лето – разноцветное!» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Беседа «Вот, оно какое наше лето» - способствовать формированию умения...

Ежедневное планирование образовательной деятельности в летний оздоровительный период средняя группа

  14.06.2022 Тема дня: «Когда солнце хорошо, а когда плохо?» 1 половина дня Утро (на улице) (зарядка, индивидуальная работа, чтение художественной литературы, самостоятельная и игровая деятельность)   Зарядка – комплекс № 1 «Воробышки» Рассматривание иллюстраций в книгах «Найди солнышко» Чтение...