Конспект НОД по развитию речи «Повторение русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Задачи:
- Закрепить знание детей о русско-народной сказке.
- Продолжить развивать умение следить за развитием действия, повторять наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.
- Совершенствовать умение детей анализировать содержание и находить взаимосвязь между содержанием и названием сказки.
- Воспитывать интерес к русскому народному творчеству.
Материалы: Сундучок, лягушка, мешочек и волшебный клубочек, иллюстрации сказки.
Ход занятия:
Раз-два-три-четыре-пять! Начинаем мы играть!
Становитесь дружно в круг!
Я — твой друг, и ты — мой друг,
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Посмотрю на ваши лица,
С кем бы мне здесь подружиться?
Воспитатель: Доброе утро, ребята! Посмотрите, сколько гостей пришло к нам сегодня! Давайте всем пожелаем доброго утра!
Ребята, а вы любите сказки? (дети отвечают). У нас сегодня необычное занятие! Я приглашаю вас в сказку. («Царевна-лягушка».)
Воспитатель: В этом сундучке у меня для вас новая подружка, а зовут ее лягушка. (открываю, выясняется, что лягушки нет). Ребята, как вы думаете, куда исчезла лягушка? (Дети рассуждают, высказывают свои предположения). Смотрите, вместо лягушки — письмо. От кого оно может быть? Давайте, прочтем. «Здравствуйте, детишки! Не можете найти свою подружку- лягушку? Это я, Баба Яга, спрятала Вашу книгу в Стране сказок! Ищите, может, найдете! Но помощи от меня не ждите!». (Звучит смех Бабы Яги.)
Воспитатель: Не может Баба Яга прожить, чтобы никому не навредить. У нас с вами сложное задание: нам необходимо найти подружку - лягушку, чтобы она нам подарила подарки. Где находится эта Страна Сказок – мы не знаем. А как туда попасть? Кто нам укажет путь? (Высказывания детей.)
Воспитатель: Во многих русских народных сказках есть один волшебный предмет, который указывает путь героям. Вспомните, что это за предмет? Это – волшебный клубок. У меня есть такой клубок, мне его подарила одна знакомая волшебница. Хранится он в этом чудесном мешочке. (Открываю мешочек, нахожу там размотанный клубок.) Ой, ребята, Баба Яга и здесь успела навредить нам, размотала весь клубок. Что же делать, как вернуть волшебную силу клубка? Я знаю один способ – заново намотать клубок, при этом называя русские народные сказки. Чем больше назовем, тем больше волшебных сил будет у клубочка.
Игра «Назови сказки»
(Дети передают клубочек друг другу, наматывая нить и называя сказку.)
Воспитатель: Посмотрите, какой получился клубок! А почему он такой большой? (Ответы детей.) Верно, потому, что вы знаете много сказок! Этот клубок укажет нам путь в страну сказок. (произносим волшебные слова: «Нам клубочек, помоги, в Страну сказок приведи!»
Звучит музыка «В гостях у сказки».
Воспитатель: Вот мы и попали в Страну сказок.
Физкультминутка
Итак, повторяем за мной:
Ты катись, катись, клубок, (вертим руками, согнутыми в локтях, на уровне груди)
Приведи ты нас в лесок, (машем вытянутыми руками над головой)
Там высокий дуб стоит, (тянем руки вверх, стоя на носочках)
А на нем сундук висит, (наклоны влево-вправо)
Зайчик там сидел, дрожал, (приседания)
Нас увидел- убежал, (прыжки)
В зайце уточка была (машем руками вверх-вниз)
И яичко стерегла. (соединяем пальцы рук в щар)
Мы яичко разобьем, (стучим кулачками)
Смерть Кощееву найдем! (хлопаем в ладоши над головой)
Ребята, а что же это? Это растения кувшинки и мы с вами должны их собрать, и осмотреть может на них есть подсказки…. О Баба-Яга нам подготовила загадки, если мы сможем их отгадать, то узнаем какой же сюрприз для нас приготовила лягушка.
Сколько лет мне, я не знаю.
В ступе я с метлой летаю.
Теремок мой так хорош,
На меня во всём похож,
В этом тереме моём
Ярко печь горит огнём.
Теремок на курьих ножках!
Ждёт гостей в нем ...
(Бабка Ёжка.)
Стрелу в болото он послал,
Её он еле отыскал.
А жаба, что стрелу нашла,
Женой затем ему была.
(Иван Царевич.)
Очень страшный и опасный,
Любит золото он страстно
. Смерть его в иголке – в утке,
Любит он лишь злые шутки!
Он – противный, он – злодей. А зовут его…(…..)
Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей?
Кто дорогу нам укажет
и к Кащею приведёт?
Через чащу путь проложит
заблудиться не даёт?
Круглый, маленький, пушистый
бесконечный шарик быстрый.
(Волшебный клубок.)
Правильно ребята.
В русских сказках сказочным героям даются разные прозвища с прибаутками, приговорками:
Баба Яга., (костяная нога), Василиса (Премудрая), Кощей. (Бессмертный.)
- Почему Василиса — Премудрая, а Кощей — Бессмертный (Дети отвечают.)
А еще в русских сказках есть особенные, «сказочные» слова. Какие?
Есть такие слова — «грустить», «загрустил». В сказке говорится не просто загрустил, а как?
Ответы детей:
- Закручинился, голову повесил, загоревал, затужил.
- Не просто догадалась Василиса? - Смекнула.
- Не удивились гости, а. - Диву дались.
Если дети затрудняются воспроизвести слова и выражения из текста, называть их.
- Да, в русских сказках много интересных слов и выражений. Помните, лягушка говорила Ивану-царевичу: «Не тужи, ложись спать, утро вечера мудренее». Что означают эти слова? Как вы их понимаете?
Почему так говорят, подумайте.
Дети отвечают.
К вечеру человек устает и ему бывает трудно принять какое-то решение, а за ночь он отдохнет и утром на свежую голову сразу что-то придумает.
- «Пошел Иван-царевич куда глаза глядят». Как вы понимаете это выражение?
Дети: Сам не знает куда, куда ноги ведут.
- Из сундука выскочил заяц — и наутек, во всю прыть.
Что означает выражение «пустился удирать»?
Как сказать по-другому? Дети отвечают.
Вот какую интересную сказку мы вспомнили. Как она называется?
Дети: «Царевна-лягушка».
Молодцы ребята все выполнили задания!
А теперь для вас сюрприз!
Воспитатель показывает лягушку детям. Лягушка принесла новую книгу детям для чтения.
Мы глазами повращаем.
И немножко поморгаем,
Посмотрели вверх и вниз,
И на носик покосись,
Глазки широко раскроем,
И все дружно их закроем
Закрываем мы глаза,
Представляем чудеса.
- Кто царевну,
- Кто лягушку,
- Кто дворец, а кто избушку,
А сейчас откроем глазки
Вот и вышли мы из сказки. (Звучит мелодия волшебства.)
Рефлексия:
- Ребята, в какую сказку мы путешествовали?
- Кто автор этой сказки?
- Кто главные герои этой сказки?
Читайте также |
---|
Детско-родительская гостиная «За все на свете мы в ответе»
Детско-родительская гостиная «За все на свете мы в ответе» Цель: расширять сотрудничество с родителями в результате формы взаимодействия –родительской гостиной. Задачи: - развивать...
Дидактическая игра «Кто чем питается?»
Дидактическая игра «Кто чем питается?» Для детей 4 -5 лет Аннотация: Дидактическая игра «Кто чем питается?» предназначена для детей 4-5 лет. Игра направлена...
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья
Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ограниченными возможностями здоровья В настоящее время в Российской Федерации активно развивается практика инклюзивного образования, которая включает в...