Методическая разработка занятия по программе изучения окружающего мира «Вода – источник жизни»

Аннотация к занятию.

Данное занятие может проводиться с группой детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) по теме «Вода – источник жизни» в рамках программы по изучению окружающего мира. Данный материал рассчитан на различный уровень подготовки учащихся и позволяет активизировать их познавательную деятельность, повышает интерес к предмету. Систематизируются знания учащихся в области охраны природы. Расширяются природоведческие понятия, обогащаются эмоционально – чувственные сферы ребёнка. Формируются гуманные черты личности ребёнка в процессе практической деятельности. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала.

Пояснительная записка.

Одно из приоритетных направлений в современном стандарте дошкольного образования получило экологическое воспитание. Ребёнок начинает познавать мир с самого рождения, а вместе с изучением окружающей среды он должен получать представление о её хрупкости, учиться любить, беречь и защищать природу, узнавать, какие действия человека наносят ей непоправимый вред. Занятия по экологическому воспитанию в студии «Чебурашка» как раз и призваны решать эти задачи. Дошкольники в силу особенностей своего возраста очень органично воспринимают все знания, которые связаны с природой. Ведь маленькие дети ощущают себя частью природы, у них ещё не развилось потребительское отношение к ней. Поэтому главная задача — сделать так, чтобы ощущение неразрывной связи с окружающим миром, возникшее в раннем детстве, осталось на всю жизнь.

Цель занятия: совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека, воспитывать бережное отношение к воде.

Задачи занятия:

  • дать знания детям о воде, как об источнике жизни человека;
  • совершенствовать знания детей о разных состояниях воды;
  • вызвать радость у детей от открытий, полученных из опытов;
  • воспитывать бережное отношение к воде, как к источнику жизни человека;
  • воспитывать социальные навыки.

Материалы и оборудование: глобус, картинки с изображением планеты Земля из космоса, картинки с изображением реки, моря, океана, схема круговорота воды в природе, предметные картинки с сюжетами использования воды, термос с горячей водой, зеркало или стекло.

 

Содержание занятия.

1. Организационный момент.

Вода в морях и океанах,
В озерах, реках и прудах.
Она в посёлках и деревнях,
В больших и малых городах.
Вода — бесценный дар природы
Все наслаждаются тобой.
Цените воду, это важно,
С водой мы связаны судьбой.

- Сегодня мы с вами поговорим о воде и её значении в жизни человека. Для чего нужна вода человеку? (пить, умываться, купаться, мыть посуду, готовить еду, стирать белье и поливать растения).

2. Беседа о воде.

- А сейчас представьте себе, что на планете вдруг не осталось ни капли воды. Что тогда произойдёт? Почему? Все живое на Земле погибнет, планета останется без живых существ. Учёные установили: человек без еды может прожить 3-4 недели, а без воды 3-4 дня, затем он погибнет. Человек на 70% состоит из воды. На земле вода везде. Посмотрите на модель нашей Земли и вы увидите много голубых пятен (рассматривается глобус). А вот такой видят космонавты нашу Землю из космоса (рассматриваются картинки с изображением планеты из космоса).

Моря и океаны окрашивают нашу планету в голубой цвет. Поэтому нашу планету называют «голубой планетой». Все моря и океаны имеют своё название (рассматриваются картинки с изображением реки, моря, океана).

3. Дидактическая игра «Подскажи словечко».

- Я прочту стихотворение- загадку, а вы добавьте соответствующее слово:

Тихо, тихо, как во сне

Падает на землю…(снег).

Вот веселье для ребят-

Все сильнее…(снегопад).

С неба все скользят пушинки

Серебристые…(снежинки).

Все бегут вперегонки.

Все хотят играть в…(снежки).

Словно в белый пуховик

Нарядился…(снеговик).

- Какие слова вы отгадали в этих загадках? Повторите. Чем похожи эти слова?

- Действительно, все слова похожи на одно слово – снег.

- Что можно сказать о снеге? Какой он?

4. Проведение опытов.

- А сейчас мы с вами пройдем в нашу лабораторию и продолжим разговор о воде. Скажите, что обозначает слово «лаборатория»?

- Сейчас мы превратимся в лаборантов и поэкспериментируем со снегом.

Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит.

Теперь возьмите р руки льдинки. Обратите внимание, как постепенно уменьшаются льдинки и во что они превращаются. Обратите внимание на время, за которое тают снег и лёд (снег быстрее, лёд медленнее).

- Что легче - лёд или вода?

Дети проводят опыты – опускают в воду лёд и снег.

- Пар – это тоже вода. Откроем термос с кипятком. Поместим над паром зеркальце. На нём образуются капельки воды.

- Снег, лёд и пар это всё вода.

Физкультминутка «Сугроб».

Посмотрите сколько снега лежит на улице. А как образовались сугробы, вы знаете?

- Представьте, что вы снежинки. На улице снегопад. Снежинки парят в воздухе, танцуют и, кружась, медленно опускаются на землю. Вот они опустились всё ниже-ниже и тихо ложатся на землю рядом друг с другом, друг на друга. Выпало так много снежинок, что образовался сугроб.

Дети танцуют и кружатся под спокойную классическую музыку. Собираются вместе и образуют «сугроб».

5. Чтение сказки Н.А. Рыжова «Жила была река»

Жила-была река. Сначала она была маленьким веселым ручейком, который прятался среди высоких стройных елей и белоствольных берез. И все говорили: какая вкусная, какая чистая вода в этом ручье! Затем ручей превратился в настоящую речку. Вода в ней текла уже не так быстро, но все еще была прозрачной и чистой.

Река очень любила путешествовать. Однажды она очутилась в городе. Здесь не росли ели и березы, зато стояли огромные дома, в которых жили люди. Много людей. Они обрадовались реке и попросили ее остаться в городе. Река согласилась, и ее заковали в каменные берега. По ней стали ходить пароходы и лодки, на берегах загорали люди. Река поила весь город.

Шли годы. Люди привыкли к Реке и уже ни о чем ее не просили, а делали все, что им вздумается. Однажды на ее берегах построили огромный завод, из труб которого потекли грязные потоки. Потемнела Река от печали, стала грязной и мутной. Никто уже не говорил: «Какая чистая, красивая речка!» Никто не гулял на ее берегах. В ней мыли машины, стирали белье. И никто из горожан не подумал, что Речка тоже живая. А она очень переживала. «Почему люди плохо ко мне относятся? Ведь я их поила, крутила турбины - электростанций, давала свет, защищала в жаркие дни от зноя?» - думала она.

Шло время. Люди все больше загрязняли Реку, и она все терпела, ждала, когда они, наконец, опомнятся. Однажды по реке проплыл большой танкер, из которого в воду вылилось много нефти. Покрылась Река черной пленкой, стали ее жители - растения и животные - задыхаться без воздуха. Совсем заболела Река. «Нет, - думает, - Не могу больше оставаться с людьми. Надо уходить от них, иначе я стану мертвой рекой». А жители города на следующий день обнаружили, что остались одни, без Реки. Не стало в домах света, остановились заводы, исчезла вода из кранов ... Нечем умыться, нечем напиться, не из чего суп сварить. Остановилась жизнь в городе. Стали ее жители настолько грязными, что перестали друг друга узнавать. Впрочем, это было не важно, все равно по вечерам не было света.

И вот однажды наступил день, когда самый старый и мудрый Горожанин сказал: «Дорогие сограждане! Я знаю, почему от нас ушла Речка. Она всегда была нам другом и помощником, а мы не ценили этого и относились к ней плохо. Мы несправедливо обидели Речку и должны попросить у нее прощения. Я предлагаю отправиться в дальние страны на поклон к нашей кормилице. Вы должны извиниться перед ней и пообещать свою дружбу. Может, тогда она вернется».

Отправились самые сильные и выносливые горожане искать Речку. Долго искали и нашли, но не сразу узнали, ведь она стала чистой и прозрачной. Попросили люди Реку поскорее вернуться в город, рассказали, как им плохо без нее, пообещали свою заботу. Река была доброй и не помнила зла. К тому же она стала скучать без людей, к которым за долгие годы привыкла в городе.

Вернулась Река в город помогать его жителям. А люди убрали весь мусор, очистили стоки завода, и даже выделили специальных ученых следить за здоровьем и самочувствием Реки. С тех пор в этом городе люди и Река живут дружно.

Обсуждение сказки.

- Как речка помогала людям?

- Как люди относились к реке? Как вы считаете, правильно ли она вела себя, или нет? Почему?

- Что случилось с горожанами, когда река ушла?

- Представьте, что все реки обиделись бы на людей и ушли. Что случилось бы с ними? Смогли бы мы жить без них?

- Сравните речку, какой она была до того, как встретилась с людьми, и какой стала после. Какие изменения с ней произошли?

- Правильно ли поступили люди в конце сказки?

Вывод: Не надо загрязнять водоемы. От загрязнения воды страдает все живое.

6. Рефлексия. Игра «Какая бывает вода».

Педагог бросает детям мячик, и они говорят о свойствах воды, об использовании её в жизни человека, о том зачем её нужно беречь.

 

Список использованной литературы.

1. Бендер Л. Н. и Гамлин Л. Ф. Мир живой природы. М.: «Махаон», 1999.

2. Виноградова Н. Ф. Окружающий мир. М.: «Вентана - Граф», 2005.

3.Растительный мир планеты. «Дрофа», 2013.

4. Веркасы Н.Е. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Волгоград: Учитель, 2013.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Опыт работы «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В…

Опыт работы «Использование игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В. Воскобовича в группе раннего возраста (2-3 года)» В настоящее время вопросы развития...

Исследовательский проект «Овощная, волшебная акварель»

Исследовательский проект «Овощная, волшебная акварель»

Игра – занятие «Удивительный мир эмоций и чувств» Из цикла…

Игра – занятие «Удивительный мир эмоций и чувств»Из цикла программы «Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста» Цель: развитие умения правильно выражать...

Читайте также

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе…

Конспект НОД по художественно - эстетическому развитию в средней группе Тема: «Угощенье для куклы Кати» Возраст детей: 4-5 лет (средняя группа). Вид...

Проект: «Ключ к здоровью»

Проект: «Ключ к здоровью» Паспорт проекта Руководители проекта Никифорова Н.В., Жукова Л.Г. Воспитатели высшей категории,  Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного...

Дидактическая игра «Развиваем творческое мышление с кругами Луллия» (Технология ТРИЗ)

Дидактическая игра «Развиваем творческое мышление с кругами Луллия» (Технология ТРИЗ) Задачи: - развивать умение составлять фантастические истории или сказки; - формировать понятие о...