Конспект тематического музыкального занятия «Согреем памятью сердца» …

Цель: Расширение знаний детей о героическом подвиге ленинградцев в годы ВОВ.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Закреплять умение детей различать и называть разные музыкальные жанры.
  • Познакомить детей с творчеством Д.Д. Шостаковича «Седьмая симфония» (тема нашествия); «Песня о Ладоге» сл. П. Богданов, муз П. Краубнер и Л. Шенберг; песней «Ленинградские мальчишки» муз. И. Шварц, сл. В. Коростылев.
  • Расширить представления детей о значении музыки, как искусства, в период блокадного Ленинграда в годы ВОВ.
  1. Развивающие:
  • Развивать слушательскую активность детей, способность воспринимать характер музыки, понимать ее содержание, представлять музыкальный образ.
  • Развивать танцевальную двигательную активность, ритмический слух и память.
  • Развивать звуковысотное восприятие, тембровый и динамический слух детей, музыкальную память.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость импровизацию, творческое воображение детей.
  • Развивать у детей интерес к музыкальным произведениям военных лет.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать у детей интерес и любовь к классической музыке, к песням военных лет.
  • Воспитывать ценностное отношение к музыке, как к виду искусства.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  • Воспитывать чувство собственного достоинства за счет осознания себя частью великого героического народа.

Методы:

Словесный.

Наглядный (слуховой: аудиозаписи; фотоматериал).

Практический (песни, танцевальные движения).

Интеграция образовательных областей:

  • Художественно – эстетическое развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Физическое развитие.

Материалы:

  • Компьютер, проектор, колонки, CD записи; компьютерная презентация.

 

Ход занятия

Дети под марш входят в зал.

М. рук.: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас! Меня зовут Мария Николаевна. А можно мне узнать, как вас зовут?

Дети: Да!
М. рук.: Предлагаю поприветствовать друг друга через музыкальную распевку, вы согласны?

«Барашеньки крутороженьки

По горам ходят, по лесам бродят

В скрипочку играют, (имя ребенка) потешают».

Музыкальный руководитель предлагает детям присесть на стульчики.

М. рук: Ребята, а вы знаете, что за ленточка у меня в руках? (Ответы детей.)

М. рук: Это «Ленточка Ленинградской Победы». Оливковый – цвет Победы; зеленый – цвет жизни. Сегодня жители Санкт – Петербурга надевают эту ленточку в память о героическом подвиге нашего города в годы ВОВ.

Муз. Рук.: Вы хотите отправиться со мной в путешествие во времени? Познакомиться с жизнью нашего города и его жителями в годы ВОВ. Для этого нам всем надо надеть пилотки и «Ленточки Ленинградской Победы».

А самое главное найти ключ, который открывает дверь в прошлое.

Для этого надо вспомнить, как раньше назывался наш город? (Ленинград.)

Значит жителей Ленинграда называли – ленинградцы. (Совершенно верно.)

М. рук.: Много лет назад фашистская армия напала на нашу страну. Началась долгая беспощадная война. Враг был безжалостен – рушил города и села, детские сады и школы. Вся страна встала на защиту своей Родины. 9 сентября 1941г наш город, и все его жители были окружены врагом, ни войти, ни выйти из него было уже нельзя. Такое вражеское окружение называли – блокада Ленинграда.

«Концертный зал»

М. Рук: Первым местом, куда мы отправимся в нашем путешествии во времени, будет большой Концертный зал филармонии.

Как вы думаете, для чего в городе нужны концертные залы? Как вы думаете, а были ли концерты во время войны? Какое значение имели концерты для людей?

В блокадном Ленинграде находился композитор, Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Вы знакомы с его творчеством?

Хотите узнать, как он помогал нашему городу во время блокады Ленинграда?

Дмитрий Шостакович в то военное время был уже очень известным композитором.

Вы знаете кто такой композитор?

Так же он работал учителем музыки, а после занятий он становился настоящим солдатом. Вместе с военными, он копал окопы, тушил зажигательные бомбы. А в перерывах между обстрелами создавал «Седьмую Симфонию» в поддержку боевого духа ленинградцев. «Седьмая симфония» стала великим произведением, которое вдохновляло людей, поднимало у них боевой дух, веру в Победу.

М. рук: Давайте прослушаем фрагмент из первой части симфонии «тема нашествия».

Слушание: Симфония №7 тема «нашествия».

М. рук: ребята, какие чувства вызвала у вас при прослушивании эта музыка? Какие картины представились вам? Страшная, нагнетающая, грозная. Сам Д. Д. Шостакович говорил: “Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная, страшная – война”.

«Ленинградская квартира»

Несмотря на тяжелейшие условия, город продолжал жить:

В каждом доме день и ночь, радио звучало,

Оно для ленинградцев связью с миром стало.

по радио передавали известия с фронта.

Фонограмма «Прорыв блокады Ленинграда 1943г!»

Но чаще всего по радио звучал звук метронома.

Звук метронома для Ленинграда был словно биение сердца. Пока бьется сердце, город живет и значит, есть еще силы бороться.

Когда ленинградское сердце билось спокойно, это означало, что тревога с воздуха жителям не угрожает. Если пульс метронома становился очень частым, (вот таким 150) это означало, что для всех горожан, находящихся в домах и на улицах, что грядет опасность с воздуха. Надо было спускаться в бомбоубежище, чтобы спастись от авианалетов.

Радио фонограмма об авианалетах

М. рук.: 9 декабря в городе отключили свет, отопление и воду, перестало поступать продовольствие. Вот такой кусочек хлеба – 125 грамм – получали жители блокадного Ленинграда на весь день (показ), и больше ничего.

«Ленинградские дети приближали Победу»

М рук.: Как вы думаете, дети принимали участие в освобождении своего города?

Чем помогали они взрослым?

М. рук: Совершенно верно. Сотни тысяч юных ленинградцев были награждены медалями «За оборону Ленинграда». Дети работали наравне с взрослыми. Они рыли окопы, тушили зажигательные бомбы, помогали в госпиталях ухаживать за ранеными, носили воду. Дети, работали на заводах, вытачивая оружие на станках, выращивали летом овощи.

Муз. рук: Именно о таких юных героях написана песня «Ленинградские мальчишки» муз. Иссак Шварц, слова Вадима Коростылева

М рук: Вы слышали эту песню?

Давайте вместе в память о юных героях Ленинграда вспомним и споем эту песню.

В исполнении детей звучит песня «Мальчишки у стен Ленинграда».

Дидактическая игра

«Определи на слух, песня, танец или марш».

М. Рук: Предлагаю Вам немного поиграть. Сейчас будет звучать музыка разных жанров. Если это будет марш, то какие движения мы можем под него выполнять?

Дети: Правильно, мы будем шагать, как солдаты.

М. Рук: если музыкальная композиция будет танцевального характера, например вальс, какие движения можно придумать под вальс?

Дети: кружиться.

М. рук: Согласна и еще можно покачивать плавно руками.

М. рук: А если будет звучать песня, как мы узнаем что, звучит именно песня?

Дети: правильно, вместе с музыкой будут звучать слова.

М. рук: Совершенно верно, у песни есть слова. Тогда давайте с вами договоримся, если зазвучит песня, то мы тихонечко сядем на свои места и внимательно послушаем, о чем же эта песня.

Звучит вальс, все кружатся и качают руками; (открывают правильный ответ)

Звучит марш, все дети маршируют; (открывают правильный ответ)

Звучит песня о Ладоге; (открывают правильный ответ)

Все садятся на стульчики.

М. рук: Скажите, вам знакома эта песня? О чем она?

А вы слышали о «Дороге жизни»? Почему эту дорогу так назвали? Где она проходила?

М. рук: «Дорога жизни», которая проходила по Ладожскому озеру была единственной дорогой, связывающей Ленинград со страной. Машины, идущие в Ленинград, везли хлеб, а из Ленинграда эти же машины вывозили стариков, женщин и детей.

М. Рук: А вы знаете, кто написал песню о Ладоге?

Портрет Богданова, Шенберга и Краубнера и фото «Дороги жизни».

М. рук: Слова к песне написал не писатель, и ни поэт. Ее написал обычный советский солдат, капитан роты Петр Богданов. Песня о Ладоге быстро разлетелась по всей линии фронта и вскоре стала гимном блокадного Ленинграда.

М. рук: Давайте вместе, исполним отрывок из песни о Ладоге.

В исполнении детей звучит фрагмент песни о Ладоге.

М. рук.: Молодцы ребята, теперь мы с вами знаем, какое большое значение имела музыка для попавших в беду Ленинградцев.

И вот, наконец, долгожданная Победа Ленинграда! 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от фашистских захватчиков.

Запись с радио: Победа Ленинграда! Победа всей нашей страны!

М. рук: Как вы думаете, было ли место танцу на войне?

Дети:

М. рук.: Сегодня сложно представить, что такое жить в постоянной опасности. Ветераны ВОВ рассказывали, что даже в самое суровое время, забывая об усталости, бойцы красной армии устраивали концерты с песнями и танцами.

«Ни дня без танца» было лозунгом артистов блокадного Ленинграда.

Предлагаю вам оказаться сейчас роли испо.

Разучивание фрагмента танца: «Ах, эти тучи, в голубом»

М. рук: Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие во времени по блокадному Ленинграду?

Что интересного было сегодня?

О чем вы сегодня услышали в первый раз?

Какие вопросы оказались трудными для вас?

О чем бы вы хотели подробнее узнать?

М. рук.: Мне бы очень хотелось, чтобы героический подвиг ленинградцев навсегда остался в вашей памяти. В завершении нашего занятия я бы хотела подарить вам маленький подарок на память.

Это «Голубь мира» - символ мира, свободы, любви и добра.





Новые публикации

Физкультурный досуг в подготовительной группе с использованием ИКТ «Школа юных…

Физкультурный досуг в подготовительной группе с использованием ИКТ «Школа юных спасателей» Ход: Под музыку дети в колонне по одному входят в зал, проходят один...

Развитие познавательного интереса и познавательной самостоятельности у старших дошкольников с…

Развитие познавательного интереса и познавательной самостоятельности у старших дошкольников с помощью проектной деятельности

Конспект дидактической игры по трудовому воспитанию «Для человека какой профессии…

Конспект дидактической игры по трудовому воспитанию «Для человека какой профессии это нужно?»

Читайте также

Развлечение «Конкурс красоты»

Развлечение «Конкурс красоты» Программное содержание: ОО «Здоровье»: Воспитывать желание детей быть всегда опрятными и аккуратными. Приучать следить за своим внешним видом, замечать непорядок в...

Конспект занятия по теме коллективный труд «Мастерская добрых дел»

Конспект занятия по теме: коллективный труд «Мастерская добрых дел» Цель: продолжать учить детей трудиться в коллективе. Упражнять их в умении предлагать свою помощь...

Комплексы игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего…

Комплексы игровой оздоровительной гимнастики после дневного сна для детей старшего дошкольного возраста Старший дошкольный возраст, 5-6 лет Комплекс №1 1. Гимнастика...


Комментарии

  • Куприна
    Здравствуйте! У вас прекрасные игры! Очень заинтересовал лэпбук "«Русский народный быт». Не могли бы ...

    Подробнее...

     
  • Гульбахит Жумабаевна
    Спасибо за отличную информацию

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Мария
    Спасибо

    Подробнее...

     
  • Ирина Николаевна
    Замечательный материал. Долго искала для рекомендаций родителям что то подобное. Спасибо.

    Подробнее...





В блогах

Чтение художественной литературы С.Алексеев "Брестская Крепость"

С. Алексеев «Брестская Крепость» Цель: Познакомить детей с произведением Сергея Алексеева «Брестская крепость» Ход занятия: Ребята, посмотрите у меня на доске висят картины. Как вы думаете что это такое? Это крепость. Как вы понимаете это слово?Крепость - это сооружение, укрепленный...

Интегрированное занятие по ПДД "На помощь машинке Би-Би"

Цель:Закрепить знания детей о правилах дорожного движения, уточнить названия некоторых знаков,воспитать уважительное отношение к ПДД и соблюдать их.     Ход занятия: Ребята, к нам в гости сегодня пришла вот такая машинка. Зовут его Би-Би. Он живет в стране под...

ПРОДОЛЖАЕТСЯ АКЦИЯ ДЕТИ НЕ УМЕЮТ ЛЕТАТЬ

В регионе продолжается акция «Дети летать не умеют», ее проводит уполномоченная по правам ребенка в Саратовской области Татьяна Загородняя. Задача акции - повысить сознательность родителей и предотвратить случаи выпадения детей из окон. Чтобы принять в ней участие, нужно сфотографироваться с плакатом...

Осторожно на воде!!!!!!!!!!!!!

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ! Безопасность жизни детей на водоемах во многих случаях зависит ТОЛЬКО ОТ ВАС! В целях недопущения гибели детей на водоемах в летний период обращаемся к Вам с убедительной просьбой: провести разъяснительную работу о правилах поведения на природных и искусственных...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство