Конспект тематического музыкального занятия «Согреем памятью сердца» …
Цель: Расширение знаний детей о героическом подвиге ленинградцев в годы ВОВ.
Задачи:
- Образовательные:
- Закреплять умение детей различать и называть разные музыкальные жанры.
- Познакомить детей с творчеством Д.Д. Шостаковича «Седьмая симфония» (тема нашествия); «Песня о Ладоге» сл. П. Богданов, муз П. Краубнер и Л. Шенберг; песней «Ленинградские мальчишки» муз. И. Шварц, сл. В. Коростылев.
- Расширить представления детей о значении музыки, как искусства, в период блокадного Ленинграда в годы ВОВ.
- Развивающие:
- Развивать слушательскую активность детей, способность воспринимать характер музыки, понимать ее содержание, представлять музыкальный образ.
- Развивать танцевальную двигательную активность, ритмический слух и память.
- Развивать звуковысотное восприятие, тембровый и динамический слух детей, музыкальную память.
- Развивать эмоциональную отзывчивость импровизацию, творческое воображение детей.
- Развивать у детей интерес к музыкальным произведениям военных лет.
- Воспитательные:
- Воспитывать у детей интерес и любовь к классической музыке, к песням военных лет.
- Воспитывать ценностное отношение к музыке, как к виду искусства.
- Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
- Воспитывать чувство собственного достоинства за счет осознания себя частью великого героического народа.
Методы:
Словесный.
Наглядный (слуховой: аудиозаписи; фотоматериал).
Практический (песни, танцевальные движения).
Интеграция образовательных областей:
- Художественно – эстетическое развитие.
- Познавательное развитие.
- Речевое развитие.
- Физическое развитие.
Материалы:
- Компьютер, проектор, колонки, CD записи; компьютерная презентация.
Ход занятия
Дети под марш входят в зал.
М. рук.: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас! Меня зовут Мария Николаевна. А можно мне узнать, как вас зовут?
Дети: Да!
М. рук.: Предлагаю поприветствовать друг друга через музыкальную распевку, вы согласны?
«Барашеньки крутороженьки
По горам ходят, по лесам бродят
В скрипочку играют, (имя ребенка) потешают».
Музыкальный руководитель предлагает детям присесть на стульчики.
М. рук: Ребята, а вы знаете, что за ленточка у меня в руках? (Ответы детей.)
М. рук: Это «Ленточка Ленинградской Победы». Оливковый – цвет Победы; зеленый – цвет жизни. Сегодня жители Санкт – Петербурга надевают эту ленточку в память о героическом подвиге нашего города в годы ВОВ.
Муз. Рук.: Вы хотите отправиться со мной в путешествие во времени? Познакомиться с жизнью нашего города и его жителями в годы ВОВ. Для этого нам всем надо надеть пилотки и «Ленточки Ленинградской Победы».
А самое главное найти ключ, который открывает дверь в прошлое.
Для этого надо вспомнить, как раньше назывался наш город? (Ленинград.)
Значит жителей Ленинграда называли – ленинградцы. (Совершенно верно.)
М. рук.: Много лет назад фашистская армия напала на нашу страну. Началась долгая беспощадная война. Враг был безжалостен – рушил города и села, детские сады и школы. Вся страна встала на защиту своей Родины. 9 сентября 1941г наш город, и все его жители были окружены врагом, ни войти, ни выйти из него было уже нельзя. Такое вражеское окружение называли – блокада Ленинграда.
«Концертный зал»
М. Рук: Первым местом, куда мы отправимся в нашем путешествии во времени, будет большой Концертный зал филармонии.
Как вы думаете, для чего в городе нужны концертные залы? Как вы думаете, а были ли концерты во время войны? Какое значение имели концерты для людей?
В блокадном Ленинграде находился композитор, Дмитрий Дмитриевич Шостакович.
Вы знакомы с его творчеством?
Хотите узнать, как он помогал нашему городу во время блокады Ленинграда?
Дмитрий Шостакович в то военное время был уже очень известным композитором.
Вы знаете кто такой композитор?
Так же он работал учителем музыки, а после занятий он становился настоящим солдатом. Вместе с военными, он копал окопы, тушил зажигательные бомбы. А в перерывах между обстрелами создавал «Седьмую Симфонию» в поддержку боевого духа ленинградцев. «Седьмая симфония» стала великим произведением, которое вдохновляло людей, поднимало у них боевой дух, веру в Победу.
М. рук: Давайте прослушаем фрагмент из первой части симфонии «тема нашествия».
Слушание: Симфония №7 тема «нашествия».
М. рук: ребята, какие чувства вызвала у вас при прослушивании эта музыка? Какие картины представились вам? Страшная, нагнетающая, грозная. Сам Д. Д. Шостакович говорил: “Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная, страшная – война”.
«Ленинградская квартира»
Несмотря на тяжелейшие условия, город продолжал жить:
В каждом доме день и ночь, радио звучало,
Оно для ленинградцев связью с миром стало.
по радио передавали известия с фронта.
Фонограмма «Прорыв блокады Ленинграда 1943г!»
Но чаще всего по радио звучал звук метронома.
Звук метронома для Ленинграда был словно биение сердца. Пока бьется сердце, город живет и значит, есть еще силы бороться.
Когда ленинградское сердце билось спокойно, это означало, что тревога с воздуха жителям не угрожает. Если пульс метронома становился очень частым, (вот таким 150) это означало, что для всех горожан, находящихся в домах и на улицах, что грядет опасность с воздуха. Надо было спускаться в бомбоубежище, чтобы спастись от авианалетов.
Радио фонограмма об авианалетах
М. рук.: 9 декабря в городе отключили свет, отопление и воду, перестало поступать продовольствие. Вот такой кусочек хлеба – 125 грамм – получали жители блокадного Ленинграда на весь день (показ), и больше ничего.
«Ленинградские дети приближали Победу»
М рук.: Как вы думаете, дети принимали участие в освобождении своего города?
Чем помогали они взрослым?
М. рук: Совершенно верно. Сотни тысяч юных ленинградцев были награждены медалями «За оборону Ленинграда». Дети работали наравне с взрослыми. Они рыли окопы, тушили зажигательные бомбы, помогали в госпиталях ухаживать за ранеными, носили воду. Дети, работали на заводах, вытачивая оружие на станках, выращивали летом овощи.
Муз. рук: Именно о таких юных героях написана песня «Ленинградские мальчишки» муз. Иссак Шварц, слова Вадима Коростылева
М рук: Вы слышали эту песню?
Давайте вместе в память о юных героях Ленинграда вспомним и споем эту песню.
В исполнении детей звучит песня «Мальчишки у стен Ленинграда».
Дидактическая игра
«Определи на слух, песня, танец или марш».
М. Рук: Предлагаю Вам немного поиграть. Сейчас будет звучать музыка разных жанров. Если это будет марш, то какие движения мы можем под него выполнять?
Дети: Правильно, мы будем шагать, как солдаты.
М. Рук: если музыкальная композиция будет танцевального характера, например вальс, какие движения можно придумать под вальс?
Дети: кружиться.
М. рук: Согласна и еще можно покачивать плавно руками.
М. рук: А если будет звучать песня, как мы узнаем что, звучит именно песня?
Дети: правильно, вместе с музыкой будут звучать слова.
М. рук: Совершенно верно, у песни есть слова. Тогда давайте с вами договоримся, если зазвучит песня, то мы тихонечко сядем на свои места и внимательно послушаем, о чем же эта песня.
Звучит вальс, все кружатся и качают руками; (открывают правильный ответ)
Звучит марш, все дети маршируют; (открывают правильный ответ)
Звучит песня о Ладоге; (открывают правильный ответ)
Все садятся на стульчики.
М. рук: Скажите, вам знакома эта песня? О чем она?
А вы слышали о «Дороге жизни»? Почему эту дорогу так назвали? Где она проходила?
М. рук: «Дорога жизни», которая проходила по Ладожскому озеру была единственной дорогой, связывающей Ленинград со страной. Машины, идущие в Ленинград, везли хлеб, а из Ленинграда эти же машины вывозили стариков, женщин и детей.
М. Рук: А вы знаете, кто написал песню о Ладоге?
Портрет Богданова, Шенберга и Краубнера и фото «Дороги жизни».
М. рук: Слова к песне написал не писатель, и ни поэт. Ее написал обычный советский солдат, капитан роты Петр Богданов. Песня о Ладоге быстро разлетелась по всей линии фронта и вскоре стала гимном блокадного Ленинграда.
М. рук: Давайте вместе, исполним отрывок из песни о Ладоге.
В исполнении детей звучит фрагмент песни о Ладоге.
М. рук.: Молодцы ребята, теперь мы с вами знаем, какое большое значение имела музыка для попавших в беду Ленинградцев.
И вот, наконец, долгожданная Победа Ленинграда! 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от фашистских захватчиков.
Запись с радио: Победа Ленинграда! Победа всей нашей страны!
М. рук: Как вы думаете, было ли место танцу на войне?
Дети:
М. рук.: Сегодня сложно представить, что такое жить в постоянной опасности. Ветераны ВОВ рассказывали, что даже в самое суровое время, забывая об усталости, бойцы красной армии устраивали концерты с песнями и танцами.
«Ни дня без танца» было лозунгом артистов блокадного Ленинграда.
Предлагаю вам оказаться сейчас роли испо.
Разучивание фрагмента танца: «Ах, эти тучи, в голубом»
М. рук: Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие во времени по блокадному Ленинграду?
Что интересного было сегодня?
О чем вы сегодня услышали в первый раз?
Какие вопросы оказались трудными для вас?
О чем бы вы хотели подробнее узнать?
М. рук.: Мне бы очень хотелось, чтобы героический подвиг ленинградцев навсегда остался в вашей памяти. В завершении нашего занятия я бы хотела подарить вам маленький подарок на память.
Это «Голубь мира» - символ мира, свободы, любви и добра.
Читайте также |
---|
Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в…
Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте Исследования психологов и данные педагогической науки дают основания утверждать...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим «Какая бывает…
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим «Какая бывает посуда» с использованием МЭО Цель: систематизирование знаний по ознакомлению с окружающим...
Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений…
Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста из цикла занятий с использованием технологии...