Конспект тематического музыкального занятия «Согреем памятью сердца» …

Цель: Расширение знаний детей о героическом подвиге ленинградцев в годы ВОВ.

Задачи:

  1. Образовательные:
  • Закреплять умение детей различать и называть разные музыкальные жанры.
  • Познакомить детей с творчеством Д.Д. Шостаковича «Седьмая симфония» (тема нашествия); «Песня о Ладоге» сл. П. Богданов, муз П. Краубнер и Л. Шенберг; песней «Ленинградские мальчишки» муз. И. Шварц, сл. В. Коростылев.
  • Расширить представления детей о значении музыки, как искусства, в период блокадного Ленинграда в годы ВОВ.
  1. Развивающие:
  • Развивать слушательскую активность детей, способность воспринимать характер музыки, понимать ее содержание, представлять музыкальный образ.
  • Развивать танцевальную двигательную активность, ритмический слух и память.
  • Развивать звуковысотное восприятие, тембровый и динамический слух детей, музыкальную память.
  • Развивать эмоциональную отзывчивость импровизацию, творческое воображение детей.
  • Развивать у детей интерес к музыкальным произведениям военных лет.
  1. Воспитательные:
  • Воспитывать у детей интерес и любовь к классической музыке, к песням военных лет.
  • Воспитывать ценностное отношение к музыке, как к виду искусства.
  • Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.
  • Воспитывать чувство собственного достоинства за счет осознания себя частью великого героического народа.

Методы:

Словесный.

Наглядный (слуховой: аудиозаписи; фотоматериал).

Практический (песни, танцевальные движения).

Интеграция образовательных областей:

  • Художественно – эстетическое развитие.
  • Познавательное развитие.
  • Речевое развитие.
  • Физическое развитие.

Материалы:

  • Компьютер, проектор, колонки, CD записи; компьютерная презентация.

 

Ход занятия

Дети под марш входят в зал.

М. рук.: Здравствуйте ребята! Я очень рада видеть вас! Меня зовут Мария Николаевна. А можно мне узнать, как вас зовут?

Дети: Да!
М. рук.: Предлагаю поприветствовать друг друга через музыкальную распевку, вы согласны?

«Барашеньки крутороженьки

По горам ходят, по лесам бродят

В скрипочку играют, (имя ребенка) потешают».

Музыкальный руководитель предлагает детям присесть на стульчики.

М. рук: Ребята, а вы знаете, что за ленточка у меня в руках? (Ответы детей.)

М. рук: Это «Ленточка Ленинградской Победы». Оливковый – цвет Победы; зеленый – цвет жизни. Сегодня жители Санкт – Петербурга надевают эту ленточку в память о героическом подвиге нашего города в годы ВОВ.

Муз. Рук.: Вы хотите отправиться со мной в путешествие во времени? Познакомиться с жизнью нашего города и его жителями в годы ВОВ. Для этого нам всем надо надеть пилотки и «Ленточки Ленинградской Победы».

А самое главное найти ключ, который открывает дверь в прошлое.

Для этого надо вспомнить, как раньше назывался наш город? (Ленинград.)

Значит жителей Ленинграда называли – ленинградцы. (Совершенно верно.)

М. рук.: Много лет назад фашистская армия напала на нашу страну. Началась долгая беспощадная война. Враг был безжалостен – рушил города и села, детские сады и школы. Вся страна встала на защиту своей Родины. 9 сентября 1941г наш город, и все его жители были окружены врагом, ни войти, ни выйти из него было уже нельзя. Такое вражеское окружение называли – блокада Ленинграда.

«Концертный зал»

М. Рук: Первым местом, куда мы отправимся в нашем путешествии во времени, будет большой Концертный зал филармонии.

Как вы думаете, для чего в городе нужны концертные залы? Как вы думаете, а были ли концерты во время войны? Какое значение имели концерты для людей?

В блокадном Ленинграде находился композитор, Дмитрий Дмитриевич Шостакович.

Вы знакомы с его творчеством?

Хотите узнать, как он помогал нашему городу во время блокады Ленинграда?

Дмитрий Шостакович в то военное время был уже очень известным композитором.

Вы знаете кто такой композитор?

Так же он работал учителем музыки, а после занятий он становился настоящим солдатом. Вместе с военными, он копал окопы, тушил зажигательные бомбы. А в перерывах между обстрелами создавал «Седьмую Симфонию» в поддержку боевого духа ленинградцев. «Седьмая симфония» стала великим произведением, которое вдохновляло людей, поднимало у них боевой дух, веру в Победу.

М. рук: Давайте прослушаем фрагмент из первой части симфонии «тема нашествия».

Слушание: Симфония №7 тема «нашествия».

М. рук: ребята, какие чувства вызвала у вас при прослушивании эта музыка? Какие картины представились вам? Страшная, нагнетающая, грозная. Сам Д. Д. Шостакович говорил: “Первая часть рассказывает о том, как в нашу прекрасную мирную жизнь ворвалась грозная, страшная – война”.

«Ленинградская квартира»

Несмотря на тяжелейшие условия, город продолжал жить:

В каждом доме день и ночь, радио звучало,

Оно для ленинградцев связью с миром стало.

по радио передавали известия с фронта.

Фонограмма «Прорыв блокады Ленинграда 1943г!»

Но чаще всего по радио звучал звук метронома.

Звук метронома для Ленинграда был словно биение сердца. Пока бьется сердце, город живет и значит, есть еще силы бороться.

Когда ленинградское сердце билось спокойно, это означало, что тревога с воздуха жителям не угрожает. Если пульс метронома становился очень частым, (вот таким 150) это означало, что для всех горожан, находящихся в домах и на улицах, что грядет опасность с воздуха. Надо было спускаться в бомбоубежище, чтобы спастись от авианалетов.

Радио фонограмма об авианалетах

М. рук.: 9 декабря в городе отключили свет, отопление и воду, перестало поступать продовольствие. Вот такой кусочек хлеба – 125 грамм – получали жители блокадного Ленинграда на весь день (показ), и больше ничего.

«Ленинградские дети приближали Победу»

М рук.: Как вы думаете, дети принимали участие в освобождении своего города?

Чем помогали они взрослым?

М. рук: Совершенно верно. Сотни тысяч юных ленинградцев были награждены медалями «За оборону Ленинграда». Дети работали наравне с взрослыми. Они рыли окопы, тушили зажигательные бомбы, помогали в госпиталях ухаживать за ранеными, носили воду. Дети, работали на заводах, вытачивая оружие на станках, выращивали летом овощи.

Муз. рук: Именно о таких юных героях написана песня «Ленинградские мальчишки» муз. Иссак Шварц, слова Вадима Коростылева

М рук: Вы слышали эту песню?

Давайте вместе в память о юных героях Ленинграда вспомним и споем эту песню.

В исполнении детей звучит песня «Мальчишки у стен Ленинграда».

Дидактическая игра

«Определи на слух, песня, танец или марш».

М. Рук: Предлагаю Вам немного поиграть. Сейчас будет звучать музыка разных жанров. Если это будет марш, то какие движения мы можем под него выполнять?

Дети: Правильно, мы будем шагать, как солдаты.

М. Рук: если музыкальная композиция будет танцевального характера, например вальс, какие движения можно придумать под вальс?

Дети: кружиться.

М. рук: Согласна и еще можно покачивать плавно руками.

М. рук: А если будет звучать песня, как мы узнаем что, звучит именно песня?

Дети: правильно, вместе с музыкой будут звучать слова.

М. рук: Совершенно верно, у песни есть слова. Тогда давайте с вами договоримся, если зазвучит песня, то мы тихонечко сядем на свои места и внимательно послушаем, о чем же эта песня.

Звучит вальс, все кружатся и качают руками; (открывают правильный ответ)

Звучит марш, все дети маршируют; (открывают правильный ответ)

Звучит песня о Ладоге; (открывают правильный ответ)

Все садятся на стульчики.

М. рук: Скажите, вам знакома эта песня? О чем она?

А вы слышали о «Дороге жизни»? Почему эту дорогу так назвали? Где она проходила?

М. рук: «Дорога жизни», которая проходила по Ладожскому озеру была единственной дорогой, связывающей Ленинград со страной. Машины, идущие в Ленинград, везли хлеб, а из Ленинграда эти же машины вывозили стариков, женщин и детей.

М. Рук: А вы знаете, кто написал песню о Ладоге?

Портрет Богданова, Шенберга и Краубнера и фото «Дороги жизни».

М. рук: Слова к песне написал не писатель, и ни поэт. Ее написал обычный советский солдат, капитан роты Петр Богданов. Песня о Ладоге быстро разлетелась по всей линии фронта и вскоре стала гимном блокадного Ленинграда.

М. рук: Давайте вместе, исполним отрывок из песни о Ладоге.

В исполнении детей звучит фрагмент песни о Ладоге.

М. рук.: Молодцы ребята, теперь мы с вами знаем, какое большое значение имела музыка для попавших в беду Ленинградцев.

И вот, наконец, долгожданная Победа Ленинграда! 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобожден от фашистских захватчиков.

Запись с радио: Победа Ленинграда! Победа всей нашей страны!

М. рук: Как вы думаете, было ли место танцу на войне?

Дети:

М. рук.: Сегодня сложно представить, что такое жить в постоянной опасности. Ветераны ВОВ рассказывали, что даже в самое суровое время, забывая об усталости, бойцы красной армии устраивали концерты с песнями и танцами.

«Ни дня без танца» было лозунгом артистов блокадного Ленинграда.

Предлагаю вам оказаться сейчас роли испо.

Разучивание фрагмента танца: «Ах, эти тучи, в голубом»

М. рук: Вам понравилось наше сегодняшнее путешествие во времени по блокадному Ленинграду?

Что интересного было сегодня?

О чем вы сегодня услышали в первый раз?

Какие вопросы оказались трудными для вас?

О чем бы вы хотели подробнее узнать?

М. рук.: Мне бы очень хотелось, чтобы героический подвиг ленинградцев навсегда остался в вашей памяти. В завершении нашего занятия я бы хотела подарить вам маленький подарок на память.

Это «Голубь мира» - символ мира, свободы, любви и добра.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в…

Сотрудничество воспитателя и ребенка как условие развития детского творчества в дошкольном возрасте Исследования психологов и данные педагогической науки дают основания утверждать...

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим «Какая бывает…

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим «Какая бывает посуда» с использованием МЭО Цель: систематизирование знаний по ознакомлению с окружающим...

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений…

Методическая разработка. Сценарий совместной деятельности по формированию элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста из цикла занятий с использованием технологии...

Читайте также

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе. Тема недели «Здоровейка»

Календарно-тематическое планирование в подготовительной к школе группе Тема недели «Здоровейка»

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет…

Конспект занятия по ознакомлению с природой для детей 2-3 лет«Кто спрятался под елочкой» Цель: совершенствовать знания детей о лесных животных Задачи: Образовательные: побуждать...

Сценарий к 8 марта «Маму поздравляем»

Сценарий к 8 марта «Маму поздравляем» Ведущая: Весна стучится в детский сад, Собою радует ребят, А с ней приходит праздник мам, Поздравить хочется их...