Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Народы Севера»

Цель: Формировать представление о своеобразии жизни коренных жителей народов Севера.

Задачи:

1. Формировать представление о культуре и быте народов Севера.

2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей.

3. Обогащать словарный запас детей национальными названиями предметов быта, одежды.

4. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

5. Развивать творческие способности, эстетический вкус.

6. Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Материалы и оборудование:

1) физическая карта мира, маленькие фигурки человечков, проектор, ноутбук;

2) цветной картон А4, цветная бархатная бумага, декоративные салфетки (диаметр 80-100 мм), цветная бумага с орнаментом, трафарет костюма, карандаш, клей, кисточки, салфетки, ножницы.

Предварительная работа: Просмотр мультфильма «В яранге горит огонь» (1956).

 

Ход занятия:

- Ребята, мы с вами устраивали мини - путешествия в разные уголки мира. И сейчас мы отправимся в очередную точку земного шара – на Север нашей страны. Но прежде мы найдем его на карте мира (путешествуем по карте, лежащей на столе. Добираясь по карте от нашего города до севера, мы называем океаны, реки и устанавливаем наших путешественников-человечков на севере страны).

-Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров тянется безлесная полоса тундры. (Показ слайда 1.) Зима наступает в тундре уже в сентябре. Дуют сильные ветры. Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю. К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная полярная ночь. В тундре очень короткое и холодное лето. Какие же народы живут в таких сложных условиях? (Ответы детей.)

- Якуты, чукчи, эвенки, нанайцы, ненцы и другие народы. (Слайд 2,3.)

Жители Севера занимаются оленеводством, т.е. разводят оленей. Олени помогают людям выжить на Севере. Питаются олени лишайниками. Поэтому в поисках корма для оленей северяне всё время переезжают с места на место, кочуют. Их называют кочевниками. (Повторяем слово «кочевники».) (Слайд 4.)

- Кочевникам нужны дома, которые можно было бы легко перевозить. Поэтому их жилища разбираются и собираются. Как называются дома народов Севера? (Ответы детей: чум, яранга.)

- Дома у жителей Севера сделаны из жердей (длинная палка) и меха оленей. (Слайд 5, 6.)

- А теперь я предлагаю вам, ребята, отдохнуть и поиграть. Для игры нам нужен бубен. А знаете ли вы, что бубен – это священный инструмент для северян. Древние северные народы верили, что в бубне заключена жизненная сила и с помощью бубна можно разговаривать с природой.

Ход игры.

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Он бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить ритм, проигранный водящим.

Мы отдохнули, а теперь продолжим.

У северян есть Пословица: «Олень возит, олень кормит, олень одевает». Как вы, ребята, её понимаете? (Ответы детей.)

- Олень не только основной вид транспорта для северян, он кормит и одевает.

Чтобы не замерзнуть жители тундры шьют себе теплую одежду из оленей шкуры.

Верхняя мужская одежда называется "Малица"

Женская верхняя одежда называется "Ягушка". (Слайд 7.)

Посмотрите, какие они красивые, их делают вручную, украшая интересными орнаментами. Одежду северян украшают лапки и хвосты животных, яркие лоскуты, меховые помпоны, металлические подвески. Яркими узорами расшиты не только теплая одежда, но обувь, рукавицы. Национальная обувь – кисы или унты.

- Ребята, нравятся вам костюмы народов Севера? Предлагаю изготовить такой теплый и нарядный костюм. (Обратить внимание детей на структуру бархатной бумаги, её схожесть с оленьей шкурой: шершавая, ворсистая, «теплая» и т.д.) У детей трафарет основной детали костюма, декоративные салфетки, заготовки «лицо», «обувь», «варежки» и возможные орнаменты. Задача – подобрать по цвету орнамент. Дети отрезают нужную ширину полоски и методом наложения на основной трафарет отрезают необходимую длину.

1

Необходимые детали Возможные орнаменты

2

Посмотрите, как нарядны и красивы наши северяне! Давайте оформим выставку, чтобы все смогли полюбоваться нашими изделиями. (Оформление выставки детских работ.)

Рефлексия. Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чем занимаются люди на Севере? Как их называют? Как называются их дома, одежда? Понравилось ли вам мастерить костюмы?

Молодцы ребята!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища»

НОД по финансовой грамотности «Разбойник «Монеточка» и его сокровища» Цель: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации...

Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай

Коп технологической направленности «Путешествие в страну GiGO» Разноцветный попугай (6 лет) Аннотация для родителей GiGO это объёмный конструктор из серии « В мире...

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную…

Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность Метод проектов как педагогическая технология — это совокупность исследовательских, поисковых...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию. Тема: «Путешествие в…

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию Тема: «Путешествие в Волшебный лес» (Возраст детей 4-5 лет.) Цель: способствовать обобщению знаний и...

Применение здороьесберегающих технологий в детском саду

Применение здороьесберегающих технологий в детском саду Проведение пальчиковых игр Известно, что между речевой функцией и двигательной системой человека существует тесная связь. Чем...

Сценарий театрализованного развлечения «Как Петя и Оля снеговика оживляли»

Сценарий театрализованного развлечения «Как Петя и Оля снеговика оживляли»  Вторая младшая группа воспитанников Цель: формирование у детей представления о необходимости бережного и...