Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы «Народы Севера»

Цель: Формировать представление о своеобразии жизни коренных жителей народов Севера.

Задачи:

1. Формировать представление о культуре и быте народов Севера.

2. Развивать умение находить закономерности в климатических условиях и образе жизни людей.

3. Обогащать словарный запас детей национальными названиями предметов быта, одежды.

4. Воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов.

5. Развивать творческие способности, эстетический вкус.

6. Совершенствовать навыки работы с бумагой и ножницами.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Познавательное развитие».

Материалы и оборудование:

1) физическая карта мира, маленькие фигурки человечков, проектор, ноутбук;

2) цветной картон А4, цветная бархатная бумага, декоративные салфетки (диаметр 80-100 мм), цветная бумага с орнаментом, трафарет костюма, карандаш, клей, кисточки, салфетки, ножницы.

Предварительная работа: Просмотр мультфильма «В яранге горит огонь» (1956).

 

Ход занятия:

- Ребята, мы с вами устраивали мини - путешествия в разные уголки мира. И сейчас мы отправимся в очередную точку земного шара – на Север нашей страны. Но прежде мы найдем его на карте мира (путешествуем по карте, лежащей на столе. Добираясь по карте от нашего города до севера, мы называем океаны, реки и устанавливаем наших путешественников-человечков на севере страны).

-Вдоль берегов Северного Ледовитого океана на тысячи километров тянется безлесная полоса тундры. (Показ слайда 1.) Зима наступает в тундре уже в сентябре. Дуют сильные ветры. Солнце низко стоит на горизонте. Его лучи плохо согревают землю. К середине зимы солнце уже совсем не показывается на горизонте. Наступает длинная полярная ночь. В тундре очень короткое и холодное лето. Какие же народы живут в таких сложных условиях? (Ответы детей.)

- Якуты, чукчи, эвенки, нанайцы, ненцы и другие народы. (Слайд 2,3.)

Жители Севера занимаются оленеводством, т.е. разводят оленей. Олени помогают людям выжить на Севере. Питаются олени лишайниками. Поэтому в поисках корма для оленей северяне всё время переезжают с места на место, кочуют. Их называют кочевниками. (Повторяем слово «кочевники».) (Слайд 4.)

- Кочевникам нужны дома, которые можно было бы легко перевозить. Поэтому их жилища разбираются и собираются. Как называются дома народов Севера? (Ответы детей: чум, яранга.)

- Дома у жителей Севера сделаны из жердей (длинная палка) и меха оленей. (Слайд 5, 6.)

- А теперь я предлагаю вам, ребята, отдохнуть и поиграть. Для игры нам нужен бубен. А знаете ли вы, что бубен – это священный инструмент для северян. Древние северные народы верили, что в бубне заключена жизненная сила и с помощью бубна можно разговаривать с природой.

Ход игры.

Играющие ходят по кругу и выполняют разные движения. В центре круга – водящий. Он бьет в бубен, затем подходит к одному из играющих и отдает ему бубен. Получивший бубен должен повторить ритм, проигранный водящим.

Мы отдохнули, а теперь продолжим.

У северян есть Пословица: «Олень возит, олень кормит, олень одевает». Как вы, ребята, её понимаете? (Ответы детей.)

- Олень не только основной вид транспорта для северян, он кормит и одевает.

Чтобы не замерзнуть жители тундры шьют себе теплую одежду из оленей шкуры.

Верхняя мужская одежда называется "Малица"

Женская верхняя одежда называется "Ягушка". (Слайд 7.)

Посмотрите, какие они красивые, их делают вручную, украшая интересными орнаментами. Одежду северян украшают лапки и хвосты животных, яркие лоскуты, меховые помпоны, металлические подвески. Яркими узорами расшиты не только теплая одежда, но обувь, рукавицы. Национальная обувь – кисы или унты.

- Ребята, нравятся вам костюмы народов Севера? Предлагаю изготовить такой теплый и нарядный костюм. (Обратить внимание детей на структуру бархатной бумаги, её схожесть с оленьей шкурой: шершавая, ворсистая, «теплая» и т.д.) У детей трафарет основной детали костюма, декоративные салфетки, заготовки «лицо», «обувь», «варежки» и возможные орнаменты. Задача – подобрать по цвету орнамент. Дети отрезают нужную ширину полоски и методом наложения на основной трафарет отрезают необходимую длину.

1

Необходимые детали Возможные орнаменты

2

Посмотрите, как нарядны и красивы наши северяне! Давайте оформим выставку, чтобы все смогли полюбоваться нашими изделиями. (Оформление выставки детских работ.)

Рефлексия. Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чем занимаются люди на Севере? Как их называют? Как называются их дома, одежда? Понравилось ли вам мастерить костюмы?

Молодцы ребята!





Новые публикации

Сценарий организованной образовательной деятельности для детей в подготовительной группе «В…

Сценарий организованной образовательной деятельности для детей в подготовительной группе «В поисках Фунтика» по образовательной области «Познавательное развитие» элементами ТРИЗ Аннотация Сценарий организованной...

«Советы родителям детей с ОВЗ от учителя - дефектолога»

«Советы родителям детей с ОВЗ от учителя - дефектолога» Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче...

Конспект непосредственной образовательной деятельности «В лаборатории профессора Чудакова»

Конспект непосредственной образовательной деятельности «В лаборатории профессора Чудакова» (Экспериментирование) Цель: расширение представлений о воде и её свойствах. Задачи: образовательные: обогащать и расширять представления детей...

Читайте также

Технологическая карта образовательной деятельности для детей средней группы «Домик для…

Технологическая карта образовательной деятельности для детей средней группы «Домик для лисички» {pdf=download/files/presentation/file490.pdf|90%|700|native}

Родительская мастерская «Папа может...»

Родительская мастерская «Папа может...»   Участники: дети средней группы (4-5 лет), воспитатели, родители. Место проведения: торжественная, вводная части - музыкальный зал; основная, заключительная части...

Развитие артикуляционной моторики у старших дошкольников с ОНР III уровня

Развитие артикуляционной моторики у старших дошкольников с ОНР III уровня Одной из причин нарушения звукопроизношения у детей может быть недостаточная подвижность...


Комментарии

  • Татьяна
    Отличный материал. Есть подготовительна я группа? перспективный план на летний период физическая ...

    Подробнее...

     
  • Алена Луконина
    Большое спасибо за опыт

    Подробнее...

     
  • Наталия
    Какой звук ю? Уважаемый педагог, буква ю может обозначать звуки [йу] и [у], в зависимости от положения ...

    Подробнее...

     
  • Елена
    Замечательная тема по развитию речи детей дошкольного возраста. Я тоже стала использовать в работе ...

    Подробнее...

     
  • Марина Дмитриева
    Интересный материал, познавательный. Можно многое взять для своей работы по своему региональному ...

    Подробнее...





В блогах

Конспект к видео интегрированного занятия – развлечения в средней группе на тему: «Скоро лето»  

Конспект к видео интегрированного занятия – развлечения в средней группе на тему: «Скоро лето»   Задачи: Воспитывать умение слушать. Закреплять умение считать в пределах 5. Закреплять понятия цвет и форма. Актуализировать представления об овощах и фруктах, умение их классифицировать. Развивать...

Сценарий праздничного утренника к 8 марта в первой младшей группе

Сценарий праздничного утренника к 8 марта в первой младшей группе Цель: Привлекать родителей к мероприятию. Вызывать эмоциональное-положительное отношение к  празднику , воспитывать внимание и любовь к близким. Развивать музыкально творческие способности детей, способствовать раскрытию творческих способностей, развивать чувство коллективизма. Задачи:...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство