Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по ФЦКМ и развитию речи по теме «Осень»

Образовательная область: Познавательное развитие, Развитие речи, Художественно-эстетическое развитие.

Цель: Систематизировать и закрепить знания детей об осени, об осенних явлениях природы.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзажной картине, композитором в музыкальном произведении и передавать его словом.
  • Активизировать словарь по теме (глаголы, прилагательные).
  • Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных.
  • Закреплять умение отвечать на вопросы развернутыми предложениями.

Развивающие:

  • Развивать монологическую речь, умение рассуждать, делиться впечатлениями, грамматически правильно выстраивая предложения.
  • Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение видеть красоту осенней природы в произведениях и картинах.
  • Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Оборудование и материалы: магнитофон, аудиозапись мелодии П. И. Чайковского «Осень», картина И.И Левитана «Золотая осень», алгоритм составления рассказа по теме «Осень», осенние листья, контуры листьев на бархатной бумаге, цветные нитки.

Предварительная работа: Беседа о приметах осени, наблюдение сезонных изменений на прогулке, заучивание стихов об осени, рассматривание репродукций картин об осени, выкладывание ниткой по контуру.

 

Ход занятия:

Дети играют в группе.

Включить мелодию П. И. Чайковского «Осень» сначала тихо, затем сделать погромче, чтобы дети обратили на нее внимание.

Воспитатель: Дети, что за музыку мы слышим? Что она вам напоминает (подвести к ответам на тему «Осени».

- Правильно, эта мелодия так и называется «Осень», а написал ее великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.

Воспитатель: Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. А вы бы хотели отправиться в гости к Осени? (Ответы детей.)

- А где мы ее можем найти? (Ответы детей.)

- Вы правы, Осень сейчас можно встретить везде: и в парке, и в сквере, и в лесу, около детского сада и даже во дворе каждого дома.

Пойдемте на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.

Дети рассматривают картину с изображением осени

– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.

– Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.

– Какие листья на деревьях? – Желтые.

– Как вы думаете , как называется эта картина? (Ответы детей.)

- Почему эту картину можно назвать «Золотая осень?»

Воспитатель: Правильно, а что происходит осенью?
Дети:
• Листья желтеют 
Воспитатель поочередно вывешивает на доске изображения осенних явлений
• Дождь идет 
• Солнце греет мало
• День становится короче
• Птицы улетают в теплые края
• Животные готовятся к зиме

• Люди одеваются теплее
• Люди собирают урожай
Воспитатель: Здорово! Вы знаете, а ведь осень – это очень красивое время года. Художники любят ее рисовать, а поэты любят описывать красоту осени. Давайте присядем на полянку и полюбуемся на красоту осени и послушаем рассказ, который написал Г. Скребицкий, он называется «Художник – Осень»
"Все деревья и даже кусты разукрасила Осень: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе".
Вопросы по прочитанному:
- Что осенью происходит с деревьями?
- Как Осень могла разукрасить?
- Какие деревья Осень разукрасить не смогла? Почему?
- Почему ели и сосны стали ярче в осеннем лесу?
- Можно ли Осень назвать художником? Почему?
- Какие краски использовала Осень.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны. Предлагаю вам поиграть.

Дидактическая игра «Дополни предложение»

Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете.

На смену лету пришла …(осень)

Осенью опадают…(листья)

Дует холодный…(ветер)

Стелиться…(туман)

В лесу растут…(грибы)

Моросит мелкий…(дождик)

Солнышко все реже и реже выглядывает из-за… (туч)

Птицы собираются в стаи и … (улетают в теплые края)

- Молодцы! Вы правильно закончили предложения!

Физкультминутка

- Смотрите на меня и повторяйте движения за мной

Ветер подул (губы в трубочку — дуем)

Листья зашуршали (трут ладошки)

Ежик уснул (складывают руки под голову)

Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)

Птицы полетели… (машут ладошками)

- Запомнили? А теперь я говорю а вы показываете…

Ветер подул, ежик уснул и т.д.

Дидактическая игра «Осенние слова» (Подбери признак).

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный листик.

Лист осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Я буду называть ключевое слово, а должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу.

Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.

Дети: — Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная); Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное).

Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые). Небо (серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное).

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие».

(Учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц.)

Лист (Что делает?) - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы (Что делают?) - улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.

Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет,


Пальчиковая игра «Осенний букет»:

Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять -

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы)

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

- Ребята, а помочь нам собрать красивые листики в букет, могут вот эти ниточки.

Упражнение с элементами ниткографии «Выложи листик»

Воспитатель: Молодцы, ребята, так славно потрудились. Назовите, с какого древа листик у вас получился.

- У меня листик с березы- он березовый. И т.д

«Игра ДА или НЕТ»

 - Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии? Понравилось вам занятие? Поднимите веселое солнышко те, кому понравилось занятие, и грустное те кому занятие не понравилось.



Новые публикации

Исследовательская проект «Лук от семи недуг»

Исследовательская проект «Лук от семи недуг» Введение Актуальность. Носит он по сто одёжек,Правда, нет на них застёжек.Если будешь их снимать,Слёзы станешь проливать.Лечит от...

Консультация для родителей от учителя-логопеда. Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться…

Консультация для родителей от учителя-логопеда Тема консультации: «Как ребенку адаптироваться в детском саду» Те родители, которые отдавали своих детей в детский...

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников

Важность раннего выявления предрасположенности дислексии у дошкольников Дислексия, по Р.И.Лалаевой, это языковое расстройство, связанное с недоразвитием языковых обобщений (на уровне фонематики...

Читайте также

Увлекательное виртуальное путешествие по интересным местам коми-пермяцкого округа

Увлекательное виртуальное путешествие по интересным местам коми-пермяцкого округа Возрастная группа - дети 6 -7 лет. Время проведения - 30 минут. Цель: систематизация и закрепление знаний детей...

Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации личности ребенка-дошкольника

Взаимодействие семьи и ДОУ как основа успешной социализации личности ребенка-дошкольника Социализация – это развитие человека на протяжении всей его жизни во...

Досуг для детей подготовительной группы «Музыка Весны»

Досуг для детей подготовительной группы «Музыка Весны» Задачи: С помощью музыкального, поэтического, театрального и изобразительного искусства воспитывать у детей бережное отношение к природе...

Комментарии

  • Павлова Марина Ивано
    Очень понравилось !!! Доступно, образцы детских сочинений по лексическим темам замечательные.

    Подробнее...

     
  • Елена
    Сценарий хороший. Поправка: Вы пишете "чьё день рождение", но это неправильно. Чей день рождения (день ...

    Подробнее...

     
  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...





В блогах

План работы по самообразованию воспитателя по теме: « Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через…

План работы по самообразованию воспитателя Нургалиевой Лианы Николаевны на 2022-2023 учебный год по теме: « Развитие мелкой моторики рук у дошкольников через нетрадиционную технику рисования» Введение Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Используя различные техники рисования...

Консультация для родителей

Консультация для родителей   «Развитие графомоторных навыков у детей» К важному параметру школьной зрелости относится уровень развития моторики кисти ведущей руки, определяющий скорость и лёгкость формирования навыка письма. Способность к рисованию и копированию даст ребёнку возможность быстрее справиться с письмом...

Совместная деятельность с детьми, ОО «Художественно - эстетическое развитие» (лепка). Средняя группа. Тема: «Витамины в…

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе продуктивной деятельности. Задачи: - развивать фантазию и творческие способности детей; - способствовать развитию диалогической речи; - совершенствовать умение лепить фрукты и овощи по представлению, используя знакомые техники лепки. Ход - Дорогие ребята! Я очень...

Совместная деятельность с детьми, ОО «Познание» (познавательное развитие). Тема: «Витамины для здоровья». Средняя группа.

Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Задачи: - формировать у детей представление о том, как витамины влияют на организм человека, о их пользе и значении для здоровья человека; рассказать о полезных продуктах, в которых содержаться витамины; -...