Конспект занятия в подготовительной логопедической группе по ФЦКМ и развитию речи по теме «Осень»

Образовательная область: Познавательное развитие, Развитие речи, Художественно-эстетическое развитие.

Цель: Систематизировать и закрепить знания детей об осени, об осенних явлениях природы.

Задачи:

Образовательные:

  • Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзажной картине, композитором в музыкальном произведении и передавать его словом.
  • Активизировать словарь по теме (глаголы, прилагательные).
  • Упражнять в умении образовывать прилагательные от существительных.
  • Закреплять умение отвечать на вопросы развернутыми предложениями.

Развивающие:

  • Развивать монологическую речь, умение рассуждать, делиться впечатлениями, грамматически правильно выстраивая предложения.
  • Развивать мелкую и общую моторику, координацию движений.

Воспитательные:

  • Воспитывать умение видеть красоту осенней природы в произведениях и картинах.
  • Воспитывать у детей интерес к сезонным изменениям в природе.

Оборудование и материалы: магнитофон, аудиозапись мелодии П. И. Чайковского «Осень», картина И.И Левитана «Золотая осень», алгоритм составления рассказа по теме «Осень», осенние листья, контуры листьев на бархатной бумаге, цветные нитки.

Предварительная работа: Беседа о приметах осени, наблюдение сезонных изменений на прогулке, заучивание стихов об осени, рассматривание репродукций картин об осени, выкладывание ниткой по контуру.

 

Ход занятия:

Дети играют в группе.

Включить мелодию П. И. Чайковского «Осень» сначала тихо, затем сделать погромче, чтобы дети обратили на нее внимание.

Воспитатель: Дети, что за музыку мы слышим? Что она вам напоминает (подвести к ответам на тему «Осени».

- Правильно, эта мелодия так и называется «Осень», а написал ее великий русский композитор Петр Ильич Чайковский.

Воспитатель: Послушайте, какая красивая, спокойная музыка звучит. А вы бы хотели отправиться в гости к Осени? (Ответы детей.)

- А где мы ее можем найти? (Ответы детей.)

- Вы правы, Осень сейчас можно встретить везде: и в парке, и в сквере, и в лесу, около детского сада и даже во дворе каждого дома.

Пойдемте на экскурсию в парк и посмотрим с вами что же происходит осенью в природе.

Дети рассматривают картину с изображением осени

– Какое время года нарисовано на картине? – Осень.

– Какие осенние месяцы вы знаете? – Сентябрь, октябрь, ноябрь.

– Какие листья на деревьях? – Желтые.

– Как вы думаете , как называется эта картина? (Ответы детей.)

- Почему эту картину можно назвать «Золотая осень?»

Воспитатель: Правильно, а что происходит осенью?
Дети:
• Листья желтеют 
Воспитатель поочередно вывешивает на доске изображения осенних явлений
• Дождь идет 
• Солнце греет мало
• День становится короче
• Птицы улетают в теплые края
• Животные готовятся к зиме

• Люди одеваются теплее
• Люди собирают урожай
Воспитатель: Здорово! Вы знаете, а ведь осень – это очень красивое время года. Художники любят ее рисовать, а поэты любят описывать красоту осени. Давайте присядем на полянку и полюбуемся на красоту осени и послушаем рассказ, который написал Г. Скребицкий, он называется «Художник – Осень»
"Все деревья и даже кусты разукрасила Осень: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный... Одни только сосны да ели не знала она, как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а игры, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся. Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе".
Вопросы по прочитанному:
- Что осенью происходит с деревьями?
- Как Осень могла разукрасить?
- Какие деревья Осень разукрасить не смогла? Почему?
- Почему ели и сосны стали ярче в осеннем лесу?
- Можно ли Осень назвать художником? Почему?
- Какие краски использовала Осень.

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы были очень внимательны. Предлагаю вам поиграть.

Дидактическая игра «Дополни предложение»

Я называю начало предложения, а вы по смыслу его заканчиваете.

На смену лету пришла …(осень)

Осенью опадают…(листья)

Дует холодный…(ветер)

Стелиться…(туман)

В лесу растут…(грибы)

Моросит мелкий…(дождик)

Солнышко все реже и реже выглядывает из-за… (туч)

Птицы собираются в стаи и … (улетают в теплые края)

- Молодцы! Вы правильно закончили предложения!

Физкультминутка

- Смотрите на меня и повторяйте движения за мной

Ветер подул (губы в трубочку — дуем)

Листья зашуршали (трут ладошки)

Ежик уснул (складывают руки под голову)

Дождь заморосил (стучат пальчиками по столу)

Птицы полетели… (машут ладошками)

- Запомнили? А теперь я говорю а вы показываете…

Ветер подул, ежик уснул и т.д.

Дидактическая игра «Осенние слова» (Подбери признак).

Ребята, вы сказали, что осенью часто дует ветер. Вот и сегодня он дует с самого утра, встретила я его по дороге, и он мне подарил волшебный листик.

Лист осенний и волшебный,

Будет в руки к вам скакать

И вопросы задавать.

Я буду называть ключевое слово, а должны придумать слова прилагательные или существительные близкие по смыслу.

Ключевые слова: Осень, Настроение, Листья, Небо.

Дети: — Осень (золотая, унылая, проказница, волшебница, художница, дождливая, холодная); Настроение (веселое, грустное, радостное, печальное праздничное).

Листья (пестрые, золотые, осенние, багряные, пунцовые, резные, пурпурные, бардовые). Небо (серое, хмурое, дождливое, облачное, ясное, чистое, голубое, прозрачное).

Воспитатель: Предлагаю поиграть в игру «Подбери слова-действие».

(Учить подбирать слова-действия к названиям растений, птиц.)

Лист (Что делает?) - желтеет, вянет, опадает, сохнет, шуршит, шелестит.

Птицы (Что делают?) - улетают, перелетают, курлыкают, поют.

Дождь (Что делает?) – моросит, льет, идет, капает.

Ветер (Что делает?) – тучи разгоняет,


Пальчиковая игра «Осенний букет»:

Ребята, давайте соберем осенний букет.

Раз, два, три, четыре, пять -

Будем листья собирать (дети сжимают и разжимают кулачки).

Листья березы,

Листья рябины,

Листики тополя,

Листья осины,

Листики дуба (загибают поочередно пальцы)

Мы соберем.

Маме осенний

Букет отнесем (сжимают и разжимают кулачки).

- Ребята, а помочь нам собрать красивые листики в букет, могут вот эти ниточки.

Упражнение с элементами ниткографии «Выложи листик»

Воспитатель: Молодцы, ребята, так славно потрудились. Назовите, с какого древа листик у вас получился.

- У меня листик с березы- он березовый. И т.д

«Игра ДА или НЕТ»

 - Я буду читать вопросы, если ответ «да», надо хлопнуть в ладоши, а если ответ «нет», положить руки на пояс.

Осенью цветут цветы?
Осенью растут грибы?
Тучи солнце закрывают?
Колючий ветер прилетает?
Морозы осенью бывают?
Ну а птицы гнезда вьют?
А букашки прилетают?
Звери норки закрывают?
Урожай все собирают?
Птичьи стаи улетают?
Часто-часто льют дожди?
Солнце светит очень жарко?
Можно детям загорать?
Ну а что же надо делать - куртки, шапки надевать?

Воспитатель: Ребята, что нового вы сегодня узнали на занятии? Понравилось вам занятие? Поднимите веселое солнышко те, кому понравилось занятие, и грустное те кому занятие не понравилось.



Новые публикации

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Радужная лаборатория»

Методическая разработка образовательной деятельности по теме: «Радужная лаборатория»

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы…

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию с детьми старшей группы по теме «Натюрморт» Тема: «Оживление» натюрморта». Программное содержание: Закреплять представления детей о жанре изобразительного искусства...

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для…

Конспект занятия по конструированию из бумаги в технике «Оригами» для детей младшего дошкольного возраста на тему: «Повара пекут пирожки» Образовательные области: художественно-эстетическое развитие...

Читайте также

Конспект динамической прогулки lля детей второй младшей группы (3-4 года)…

Конспект динамической прогулки для детей второй младшей группы (3-4 года)Тема: «Шустрые ножки» {pdf=download/files/presentation/file576.pdf|90%|700|native}

План-конспект итогового занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением…

План-конспект итогового занятия по ознакомлению с предметным и социальным окружением в средней группе «Увлекательное путешествие» Цель: систематизировать знания детей; проверить уровень развития на...

Развлечение для детей и родителей старшей группы «Поиграем в театр»

Развлечение для детей и родителей старшей группы «Поиграем в театр» Танец - вход «Если друг не смеется». Здравствуйте, дорогие друзья. Мы очень рады, что...

Комментарии

  • Ирина
    Добрый вечер! Я бы хотела приобрести данный материал, как это сделать?

    Подробнее...

     
  • Наталья Александровн
    добрый день ,подскажите как скачать лепбук

    Подробнее...

     
  • Оксана Анатольевна Т
    Как скачать лэтбук Русский народный быт

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Не могу найти фонограмму

    Подробнее...

     
  • Юлия
    Добрый день! Как можно получить (возможно приобрести) наполнение лепбука Русский народный быт

    Подробнее...





В блогах

нод "Зимующие птицы"

Цель: учить детей составлять связные рассказы о птицах с помощью мнемосхемы. Задача: - Образовательная: Активизировать словарь по теме (зимующие птицы, снегирь, синица, кормушка, корм для птиц, заботится о птицах); Продолжить укрепление мышечных тканей аппарата артикуляции, развитие силы, а также гибкости...

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми…

  В последние годы в нашей стране отмечается тенденция на увеличение количества детей с отклонениями в развитии речи. Эти отклонения связаны, прежде всего, с неблагополучными экологическими условиями, различными инфекциями. Проблема исправления речи в наше время является актуальной. Учитывая, что речевые...

Индивидуальный план работы в межаттестационный период по повышению профессианального уровня 2017-2022 гг, Тема: «Внедрение здоровьесберегающих технологий в ДОУ»

Актуальность темы состоит в решение проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Одним из путей решения является комплексный подход к оздоровлению детей через использование здоровьесберегающих технологий, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада. Их внедрение строится на формирование осознанного отношения...

Интегрированное занятие в старшей группе "Морское путешествие в страну Знаний"

Шарчинский детский сад «Радуга» структурное подразделение  МБОУ Шарчинской СОШ Схема - конспекта  Интегрированной НОД  «Морское путешествие в страну Знаний»  в старшей группе   Автор Нечунаева Олеся Владимировна с.Шарчино   Образовательная область: «Познавательное развитие», « Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие»...