Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми старшей группы «Что мы родиной зовем?»

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие».

Цель: создание условий для систематизации представлений детей старшей группы о понятии «Родина (малая, большая).

Задачи:

  1. Обучающая: закрепить и расширить знания детей о символах России, родного города (Герб, Гимн, Флаг); учить ориентироваться на физической карте России.
  2. Развивающая: развитие познавательного интереса дошкольников к истории своей страны, родного города, символам государства.
  3. Воспитательная: воспитывать у дошкольников любовь к родине, городу Ростову-на-Дону, уважение к символам государства.

Методические приемы: чтение стихотворения, беседа, диалог, подвижная игра, словесная игра, слушание музыки, рассматривание видеоряда.

Материалы: проектор, презентация на тему «Что мы родиной зовем?», аудиозапись песни «Что зовем мы родиной?» (минус) в исполнении детского ансамбля, аудиозапись гимна Ростова-на-Дону (стихи Анатолия Софронова, музыка Матвея Блантера), мяч.

 

Ход проведения:

Под спокойную музыку (минус песни «Что зовем мы родиной?») дети проходят и садятся на стульчики.

- Ребята, у каждого человека есть самое важное место на земле, где он родился, где живут его близкие и друзья. Что же это?

- Послушайте стихотворение:

Что мы родиной зовем?

Дом, в котором мы живем

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

- О чем это стихотворение? (О Родине.)

- Что вы представляли (о чем вы думали), когда слушали стихотворение? (о своем доме, о маме, о березках, синем небе….)

- Как вы понимаете слово «Родина»? Что мы называем Родиной? (это страна, где мы родились, где живут наши мамы и папы, бабушки и дедушки, друзья и т.п.).

- Какими словами вы бы описали свою Родину? Какая наша Родина? (красивая, большая, любимая, огромная, сильная, богатая)

- Как называется наша Родина? (Россия.)

- Россия… Какое красивое слово!

- Когда мы произносим слово Россия, что нам слышится? (И роса, и сила, и синие реки…)

- Очень красива и богата наша страна.

Физминутка

В нашей стране горы-высокие (Встать на носочки, тянутся руками вверх.)

Реки глубокие (Наклониться вниз, руками достать пола.)

Степи широкие (Расставить широко руки.)

Леса большие, (Показать руками обхват.)

А мы - ребята вот такие (Большим пальцем знак хорошо.)

Воспитатель показывает карту России (на слайде).

- Посмотрите на карту. Видите, как много места занимает территория России. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. На одном конце нашей страны может идти снег, а на другом светить солнце.

- Мы с вами живем в огромной, прекрасной стране. Это наша большая Родина. (Обводит границы страны.)

- Мы живем в России. Значит мы… (россияне).

- В нашу страну любят приезжать иностранцы, жители других стран.

- А как называются жители других стран?

Игра «Назови жителей другой страны»

Воспитатель бросает ребенку мяч и спрашивает, как называются жители Англии (англичане), Японии(японцы), Армении(армяне) и т.д.

- На Земле много разных стран и у каждой страны есть свои символы.

Каждый иностранец знает символы своей страны.

- А какие символы нашей страны вы знаете? (Герб, флаг, гимн.)

- Зачем нужны символы? (Они объединяют всех жителей нашей страны.)

- Посмотрите – это герб России (показ изображения герба на слайде). Герб-это отличительный знак страны. Что изображено на нем? (Ответы детей.)

(Показ на слайде изображения герба России.)

Золотой двуглавый орел-символ России. 

У России величавой
На гербе орел двуглавый, 
Чтоб на запад и восток
Он смотреть бы сразу мог.
Сильный, мудрый он и гордый.
Он – России дух свободный. 

- Каждый элемент герба имеет свое значение

- На гербе России золотой двуглавый орел, над орлом 3 короны. В лапах орла золотой жезл и золотой шар.

- У орла две головы, потому что он должен смотреть во все стороны огромной страны и видеть всё, что происходит вокруг.
- У него три короны – символ единства России. В России живут люди разных национальностей.

- Золотой жезл как волшебная палочка и золотой шар означают сильную власть. Это значит, что Россия очень сильная и всегда готова себя защитить.
- Всадник на щите означает победу добра над злом.

- Ребята, скажите, а вы где-нибудь видели изображение герба? На зданиях, на каких-нибудь предметах? (Ответы детей.)

Изображение герба можно увидеть на флагах, печатях, монетах, на документах - паспорте гражданина России, на зданиях, где работает правительство .(Показ изображений на слайдах.)

- Второй символ России – это флаг. Назовите цифру, которая обозначает флаг России (На слайде изображения флагов разных стран с цифрами. Дети находят флаг России, называют цифру )

- Какие цвета на флаге?

- Давайте вспомним, что они означают? (Ответы детей.)

Белый цвет – березка, 
Синий – неба цвет, 

Красная полоска – 
Солнечный рассвет.

Белый цвет – это цвет мира. Он говорит о том, что наша страна миролюбивая
Синий цвет – это вера, верность. Народ любит свою страну, верен ей, защищает ее. 
Красный цвет – это цвет силы. Наша страна сильная.

- Для чего России и другим странам нужны флаги? (Чтобы люди могли отличить свою страну от другой.)

- Верно. Например, они помогают узнать, из какой страны прилетел самолет, или приплыл корабль, на которых изображается флаг страны.

- Во время спортивных соревнований по флагам мы можем определить, какие страны будут участвовать в них. Флаг страны изображен и на майках спортсменов. Во время награждения победителей над стадионом поднимается флаг и звучит гимн страны победившего спортсмена. В этот торжественный момент соотечественники победителя испытывают гордость за свою родину.

- Гимн – это третий символ нашей страны.

- Что такое гимн? (Ответы детей.)

- Гимн – это торжественная песня. Гимн исполняется во время праздника или другого торжественного события. Когда он звучит, всем присутствующим на празднике нужно встать, мужчинам к мальчикам снять головные уборы. Так мы показываем, что любим свою Родину-Россию.

- Ребята, давайте ещё раз посмотрим на карту нашей страны. Какая же большая и великая наша Россия, но есть на ней место, которое нам дороже и роднее всего. Что же это? (Ответы детей.)

- Посмотрите, что это за мерцающий кружочек? (На слайде мерцает кружочек в месте нахождения г.Ростова-на-Дону.)

- Кружочек показывает нам, где находится наш родной город.

- Ребята, Россия – это наша большая Родина, а большая Родина начинается с Малой Родины. У каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина.

- Это то место, где вы родились и растете, где ходите в детский садик и играете, это место называется Малая Родина.

- Для нас Малая Родина - это наш город.

- Какой город для вас является малой Родиной?

- Правильно, Ростов-на-Дону.

- Ребята, а почему наш город назвали – Ростов-на-Дону? (Наш город расположен на правом берегу реки – Дон.)

Физминутка

Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)

Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)

Речка лентой впереди. (Потягивания –руки вперёд.)

Сверху мостик – погляди. (Потягивания – руки вверх.)

Чтобы плыть еще скорей, Надо нам грести быстрей.

Мы работаем руками.

Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)

Мы из речки вылезаем. (Ходьба на месте.)

И на травке отдыхаем. (Дети приседают на корточки.)

На Дону великом есть город большой, к нему мы привязаны с детства душой.

Всё краше становится день он за днём, и Родиной малой его мы зовём.

- Ребята, а как называются жители Ростова-на-Дону? (Ростовчане.)

- У всех ростовчан есть Малая Родина –это город Ростов-на-Дону!

- А вы знаете, что у нашей малой Родины тоже есть свои символы?

- Посмотрите – это герб Ростова – главный символ города. Что на нем изображено? (Ответы детей.)

- На гербе нарисован щит. Он разделен на красный и синий цвета.

На синем цвете – башня крепости, Башня является символом готовности к отражению атак. Она символизирует защиту от врагов, а на красном цвете – доспехи, одежда воинов которых завоевали, трофеи - победу над ними.

Вокруг щита венок из дубовой веточки и корона.

- Герб отражает историю и традиции города.

- Посмотрите – это флаг города Ростова-на-Дону? На нем повторяются символы герба.

- Какие цвета вы видите на флаге? (Флаг разделен на синий и красный цвет.)

- Что же обозначают цвета на флаге нашего города? (Ответы детей.)

Синий цвет олицетворяет честь, красоту и славу.

Красный цвет символизирует храбрость, отвагу, мужество ростовчан

- В центре флага белым цветом изображен щит.

- Белый цвет на флаге означают свободу и доброту ростовчан, дружбу людей разных национальностей.

- У нашего города есть и свой гимн.

Это песня времен Великой Отечественной войны: "Мы жили в этом городе, любили в этом городе, ходили в этом городе гулять…" – объединяют всех ростовчан. Тех, кто восстанавливал город после войны, и тех, кто сегодня строит Новый Ростов».

Воспитатель предлагает детям послушать гимн стоя, как это принято.

- Послушайте его (звучит гимн Ростова-на-Дону).

- Что вы почувствовали, когда слушали гимн нашего города? (Ответы детей.)

- Какая по характеру музыка? (Серьезная, величавая, торжественная.)

- Какие слова вы услышали? (Ответы детей.)

- Слова отражают любовь к Родине, красоту её природы, гордость её историей, надежды на будущее.

- Вы слышали слова «Пришла война суровая»? -Что они означают, как вы думаете?

Когда была ВО война и фашисты напали на нашу страну, нашему городу - Ростову –на –Дону выпали тяжелые испытания. Дважды враг захватывал наш город.

- Враги разрушали и взрывали дома, убивали ростовчан.

- Но мужественные ростовчане освободили наш город от врагов и заново построили его. Он стал еще красивее!

- Посмотрите, какой красивый наш город! (видеоряд).

- Давайте поиграем в игру: «Букет красивых слов».

- Какой наш город? (Воспитатель бросает мяч детям и они называют прилагательные к слову - «город») - красивый, единственный, величественный, трудолюбивый, милый, родной…

- Дети, вы любите наш город? (Да.)

- А что надо делать, чтобы наш город был еще лучше и краше? (Не сорить, сажать цветы, деревья, соблюдать правила движения на улице…)

Воспитатель предлагает стать детям в круг

«Пожелания нашей малой Родине» - А сейчас, давайте возьмёмся все за руки и представим себе, какая сильная у нас Родина.

(Дети и воспитатель встают и берутся за руки, образовывая круг, символизирующий единство и необъятные просторы нашей родины.)

- Каждый человек желает своей Родине всего самого наилучшего. А что вы пожелаете нашей Малой Родине - городу Ростову-на-Дону, ростовчанам? (Пожелания детей.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сказкотерапия - волшебный мир детства

Сказкотерапия - волшебный мир детства Сказкотерапия - один из методов психологии, который помогает раскрыться каждому ребёнку как личности. Играя того или...

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному…

Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе «Путешествие по родному краю» Цель: Обобщить знания, полученные в течение года. Задачи: Обучающие задачи: Определить умение детей решать устные задачи. Продолжать...

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе…

Конспект организованной образовательной деятельности по аппликации в подготовительной к школе группе Цель: создать условия для расширения представление о зиме, новогоднем празднике...

Читайте также

Сценарий новогоднего утренника в младшей группе. Тема «Новогодний переполох!»

Сценарий новогоднего утренника в младшей группе. Тема «Новогодний переполох!» Цель: Создать новогоднее, радостное настроение для малышей, вызвать эмоциональный отклик, желание играть, петь...

Технологическая карта совместной деятельности детей и родителей по художественно-эстетическому воспитанию…

Технологическая карта совместной деятельности детей и родителей по художественно-эстетическому воспитанию «Мамин день» в средней группе НОД Художественно-эстетическое развитие Средний дошкольный возраст (средняя группа 4...

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ

Взаимоотношение детей, родителей и воспитателей в группе ДОУ