Обучение грамоте. «Звук. Не речевые звуки»

Формировать понятия «звук», «неречевой звук», «звукоподражания», учить детей вслушиваться в окружающие звуки и различать их; упражнять дошкольников в расширении объема предложения.

Давайте сначала поздороваемся и скажем:

Доброе утро лесам и полям!

Доброе утро скажу всем друзьям.

Доброе утро родной детский сад.

Видеть друзей своих очень я рад.

В нашей группе все дети живут очень дружно. Так и слава в предложениях должны дружить.

1. Расширение объема предложения. Дидактическая игра «Добавь словечко»

Я предлагаю из короткого предложения сделать длинное, добавив слова в это предложение, так чтобы они в нем дружили. Я начну и скажу МАМА ПРИШЛА.

Кто хочет добавить слово чтобы предложение стало длинное?

Дети стоят по кругу. Каждый ребенок говорит по одному слову, добавляя его в предложение и делает шаг в центр круга и берется за обруч.

МАМА – МАМА ПРИШЛА – МАМА ПРИШЛА ДОМОЙ – МАМА ВЕЧЕРОМ ПРИШЛА ДОМОЙ – МАМА СЕГОДНЯ ВЕЧЕРОМ ПРИШЛА ДОМОЙ – МАМА СЕГОДНЯ ВЕЧЕРОМ ПРИШЛА   ДОМОЙ ПОСЛЕ РАБОТЫ.

Теперь представит себе это предложение, как мама приходит домой. Какие вы услышали звуки? Ответы детей.

Вокруг нас много разных звуков, попробуем их услышать и назвать.

Дети проходят к своим местам и встают около стульчиков. По очереди называют то что услышали и тихо садятся по очереди.

2. Развитие слухового восприятия. Дидактическая игра «Молчанка»

Через 15 секунд:

- Какие звуки вы успели услышать? (Звук мотора, звук гудка, звуки музыки, голоса детей в коридоре и т.д.)

- Оказывается, тишину тоже можно слушать.

3. Формирование понятия «звук». Дидактическая игра «Угадай звук»

- Давайте проведем небольшой опыт. Вы сейчас закроете глаза и будете внимательно слушать. Интересно, сможете ли вы догадаться, что происходит вокруг.

а) стучит карандаш по столу,

б) стучат деревянные ложки,

в) гремит погремушка,

г) журчит вода при переливании из одного стакана в другой,

д) хлопки в ладоши,

е) звенит колокольчик и т.д.

- Ребята, у вас были закрыты глаза, вы ничего не видели, но точно определили, что происходит. Почему? (Слышали звуки.)

Мы живем в мире звуков. И эти звуки интересно слушать и различать.

4. Формирование представления о звукоподражаниях.

- Люди, когда говорят, тоже произносят звуки.

Эти звуки называются речевыми.  Какие звуки произносят люди, когда говорят? (Речевые.)

А еще люди могут с помощью своего голоса подражать окружающим неречевым звукам.  

Произнесите звук моих действий, произнесите то что вы услышали: шаги – топ-топ, хлопки – хлоп-хлоп, стук-стук.

- Ребята, давайте подумаем, какие звуки мы могли бы слышать, глядя на эту картинку? Картинка «Птичий двор»

КО-КО-КО – кричат куры во дворе.

ГА-ГА- гагочет гусь.

КРЯ-КРЯ- крякает утка.

5. Составление предложений по сюжетной картинке.

Детям предлагается сюжетная картинка «Птичий двор».

- Ребята, рассмотрите картинку и составьте предложения.

Сколько слов в предложении. Назовите первое, второе, третье слово.

Нарисуем схему первого предложения. Сначала дети смотрят на доску, воспитатель рисует схему предложения с объяснением. Предложение начинается с заглавной буквы и заканчивается точкой. Прочитаем предложение.

Схему предложения дети записывают в тетради.

ФИЗ - минутка

Вышла курочка гулять (дети шагают)

Свежей травки пощипать (наклоны)

А за ней ребятки -Желтые цыплятки (трясут хвостиками)

Ко-ко-ко, ко-ко-ко (хлопают в ладоши),

Не ходите далеко (грозят пальцем ведущей руки),

Лапками гребите. Зернышки ищите»

6. Интонационное упражнение.

Предложения можно произносить по- разному, можно спрашивать, можно сообщить что-либо, можно приказывать, можно удивляться. Послушайте с какой интонацией я скажу предложение.

Курица снесла много яиц.

Курица снесла много яиц?

Курица снесла много яиц!

Одно и то же предложение прозвучало по- разному. Повторите мое предложение. Курочка снесла много яиц, добавим ей еще и нарисуем овальные яички в тетради.

7. Подготовка руки к письму, гимнастика для пальцев.  

Пальчиковая гимнастика «Цыплята»

Раз, два, три, четыре пять Соединяют пальцы обеих рук, образуя шар.
Будем мы цыплят считать Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
Раз – цыпленок на крыльце,

Загибают по одному пальчику на обеих руках,

начиная с больших, на каждый счет.

Два – еще сидит в яйце,  
Три – цыпленок самый смелый,  
А четыре – самый белый,  
Пятый - маленький цыпленок, загнув мизинец, прижимают кулачки друг к другу
Кушать захотел спросонок стучат указательным пальцем правой руки по левой ладони

8. Развитие графических навыков. Прописывание предметов овальной формы на лини.

Дети с новой строки рисуют овалы. Начинают из середины широкой строки и заканчивают на нижней узкой линии тетради.

Вывод.

Какие звуки произносят люди, когда говорят? (Речевые.)

С какими еще звуками мы сегодня познакомились? (Не речевыми.)



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект СОД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей старшего возраста…

Конспект СОД по формированию фонетико-фонематических представлений у детей старшего возраста. Звук «Ж» и буква Ж Цель: Коррекция фонематических нарушений. Знакомство со...

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до…

Конспект ООД по ПДД «Мой безопасный маршрут от дома до детского сада» (Для детей старшего дошкольного возраста) Цель: Формировать у детей представление...

НОД в младшей группе «Зима в лесу»

НОД в младшей группе «Зима в лесу» Цель: расширение знаний детей об обитателях леса, особенностях их жизни зимой (заяц, лиса, волк...

Читайте также

Конструирование в подготовительной группе

Конструирование в подготовительной группе Кружок технической направленности «ЛЕГО-ГО» в подготовительной к школе начал свою работу с сентября 2021 года. Кружок посещало 15...

Инновационная деятельность в ДОО. Проект «Тропа здоровья»

Инновационная деятельность в ДОО. Проект «Тропа здоровья»

Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста

Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста Введение «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений...