Конспект образовательной деятельности с дошкольниками в подготовительной группе
Тема: «Русская изба»

Цель: познакомить детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, приобщать к народным традициям и обычаям.

Задачи:

  • познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи, с предметами русского быта (печь, прялка, люлька и т.д.);
  • познакомить с «бабьим» кутом и кухонными принадлежностями, которые там находились: кочерга, ухват, чугунок, горшок, крынка, самовар;
  • развивать умение рассматривать предметы домашнего обихода, отмечать их пользу и красоту;
  • обогатить словарь детей народными поговорками, загадками, новыми словами;
  • воспитывать любознательность, интерес к истории и традициям своего народа, расширять кругозор детей.

Предварительная работа: чтение сказок «Колобок», «Маша и медведь», «Спящая красавица» рисование сказочных героев, рассматривание иллюстраций о деревенской жизни, знакомство с русскими народными музыкальными инструментами. Предварительная словарная работа: домашний уют, прялка, пряла, шила. Оборудование и материалы: магнитофон, записи русской народной музыки песни, атрибуты для оформления экспозиции – русская изба: печь, ухват, чугунок, сито, мука, каравай, самовар, деревянная посуда, таз, стиральная доска, прялка, шерсть, нитки, вязанная шерстяная одежда, салфетки для рук, фартуки.

 

Воспитатель: «Русь деревянная – края дорогие.

Здесь издавна русские люди живут.

Они прославляют жилища родные,

Раздольные песни поют...»

Воспитатель: - Ребята, вспомните, почему наших предков на Великой матушке Руси называли славянами?

Ответы детей: - Славяне – род славный.

Воспитатель: - Какие родственные слова вы подобрать к слову – РОД?

Ответы детей: - Родители, родственники, родные, Родина и т.д.

Воспитатель:- Сегодня мы совершим удивительное путешествие в необычный музей – дом наших далеких предков-славян. Даже в старину люди делали себе жилище, и называлось оно – изба. Они приходили домой отдохнуть и набраться сил, погреться у огня.

Воспитатель: - А из чего люди раньше могли построить себе дом?

Дети: из дерева.

Воспитатель: - Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать:

– С елью стройной мы родня

– Обе зелены и колки,

Но длиннее у меня

И названье, и иголки.

Дети: отвечают сосна. (Сосна – показ картинки.)

Воспитатель: - Строили избу и из сосен, бревна у них длинные, ровные, а воздух в таком доме всегда пахнет смолой. Особенно в ней хорошо тепло зимой, когда за окном мороз да вьюга.

- Входя в избу, гости должны были поклониться хозяевам, так раньше здоровались. Гости кланялись, входя в избу еще не только потому, что они были вежливыми, но и потому, что двери в избах были низкими, а порог высокий, чтобы не дуло.

Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, что в избе было самым главным?

Дети: (ответы детей).

Воспитатель: - Посмотрите ребята, вот мы с вами оказались в светлице! Как здесь хорошо и уютно

- Ребята, как вы думаете, какие полы были в избе?

Дети: (деревянные).

Воспитатель: - Конечно деревянные, на них стелили самотканые дорожки, чтобы в избе было теплее.

- Посмотрите сколько много здесь незнакомых нам вещей.

- Как вы думаете, что в избе было самым главным? Что бросилось нам в глаза? (обратить внимание детей на печку).

Воспитатель: - Стоит девица в избе,

Коса на дворе – это ….

Дети: - Печь

Воспитатель: - Да, дети, печь в стародавние времена занимала больше всего места, а как вы думаете, почему?

Дети: ответы.

Воспитатель: - Правильно ребята, в ней готовили еду, пекли хлеб, она и дом обогревала, на печи сушили одежду, обувь, ягоды, грибы, мелкую рыбу. Раньше люди даже спали на печке. В народе про печь говорили "Печь греет и варит, печет и жарит. Она накормит, обсушит и порадует душу".

Воспитатель: - Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Человек который умел класть печь – печник - пользовался почетом и уважением.

- Слава о хорошем печнике шла по всей округе. Важно было не просто сложить печь: она должна была как можно дольше держать тепло, а дров требовать как можно меньше.

- Печка — деревенская кормилица. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!»

«Печь нам мать родная»

Воспитатель: - Как вы думаете чем топили печь?

Дети: (дровами).

Воспитатель: - Правильно ребята. А кто же занимался заготовкой дров?

- Конечно же мужчины, потому что это очень тяжелый труд, нужно быть сильным и крепким человеком.

Воспитатель: - Чем же могла печь накормить своих хозяев?

Дети: ответы детей что готовили на Русси.

В русской печи готовили щи, кашу, пекли хлеб, пироги.

Воспитатель: - Я буду загадывать загадки, а вы постарайтесь найти отгадки в нашей избе.

Он как круглая кастрюля,

Он чумазый, не чистюля.

Где там, в печке уголёк,

Кашу сварит…

(Чугунок.)

Дети: Это чугунок.

Воспитатель: - Правильно. Он незаменим был в хозяйстве. По весу он тяжёлый, так как сделан из чугуна, особого вида металла, который мог выдержать любой огонь и никогда не бился.

В чугунке варили супы, каши, тушили мясо. (Показ чугунка – дети поднимают чугунок, определяют, что он тяжелый.)

Воспитатель: - Как же можно было достать из печи горячий горшок? Здесь был нужен другой помощник. Слушайте про него загадку.

«Не бык, а бодает,

Не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт,

А сам в угол идёт (ухват).

- Возле русской печи всегда стоял ухват, которым хозяйка доставала горячие горшки со щами и вкусной кашей. (Показ: воспитатель показывает как ставили чугунок в печь, потом – как доставали из печи.)

Воспитатель:- Наварила хозяйка щей – надо теперь и хлеба напечь. В этом случае поможет хозяйке сито. (Показ.)

- Вот оно у нас лежит возле печи. Ситом сеяли муку, и тогда тесто для хлеба, на пироги получилось очень пышным и мягким. Посмотрите как это делается. (Показ.)

- Давайте и мы с вами попробуем просеять муку через сито. Дети пробуют просеять муку через сито.

Воспитатель: - Следующая загадка: «Всех кормлю с охотою,

А сама безротая».

Дети: ложка.

Воспитатель: - В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». Ложкой не только ели, на ложках можно было играть. (Послушать игру на ложках.)

Воспитатель: - Следующая загадка.

«Что за барыня такая?

В гребень шерсть она берет,

Тонкой ниточкой пушистой

Деткам пряжу отдает?»

Дети: прялка.

Воспитатель: -Вечерами хозяйка на ней пряла нитки.

- А из ниток затем вязали носки, свитера и другую одежду – хозяйки сами рукодельничали – потому что в магазинах ее нельзя было купить. (Показ пряжа, вязанных вещей.)

- А когда одежда пачкалась – ее приходилось стирать.

- Раньше женщины белье стирали руками. В домах не было не только стиральных машин и, но и не было воды, её приносили в вёдрах, грели на печке, выливали в большие тазы и замачивали бельё.

- На Руси прачки использовали для стирки валек. Это деревянная пластина с короткой ручкой. Интересно, что форму валек сохранил на протяжении девяти веков. Изготавливали его из березы, липы, осины. Пользовались им так: белье, пропитанное мыльным раствором, укладывали на доски, а потом били вальком по белью. И так несколько раз. (Показ валька.)

Воспитатель: -А сейчас мы поиграем, с вами вместе постираем.

- Мы стирали, мы стирали, (Движения руками вверх, вниз.)

- Воду в тазик наливали. (Имитация наливания воды.)

- Мылом мылили белье, (Трем ладошку об ладошку.)

- Отстиралось, чтоб оно. (Смотрим на раскрытые ладошки.)

- Терли, терли, оттирали, (Трем кулачок об кулачок.)

- Все белье мы отстирали. (Хлопаем в ладошки.)

- Полоскали все в водичке (Имитация полоскания.)

- Стали чистыми вещички. (Хлопаем в ладошки.)

- А теперь сушить повесим, (Поднимаем руки вверх.)

- Нам сушить поможет ветер. (Машем поднятыми вверх руками.)

Воспитатель:- Белье после стирки нужно погладить. Сейчас ваши мамы берут утюг, включают его в розетку, утюг нагревается и мамы гладят. А раньше не было не только электричества, но и утюгов. И гладили женщины при помощи скалки и рубеля.

- Я вам сейчас покажу, как это делали. Белье наматывали на скалку, получался тугой сверток. Брали рубель — доску с ручкой, на обратной стороне которой были вырезаны зарубки, как «ступеньки». Рубелем прокатывали белье, намотанное на скалку, таким образом, жесткую, домотканую ткань разглаживали и размягчали. (Показ как раньше гладили.)
Воспитатель:- Позже появились утюги, но не такие как сейчас. (Показ утюга.)

- Посмотрите внимательно на утюг, как вы думаете, для чего он открывается? А что могли сюда засыпать?

Дети: (угли).

Воспитатель: - Верхняя крышка у них откидывалась, внутрь засыпались горячие угли, которые и нагревали утюг. Позднее появились чугунные утюги, которые нагревали на печке или на плите.
Воспитатель: - Теперь давайте, немного поиграем.

 Игра «Пирог»: По считалке выбирают водящего, дети становятся в 2 шеренги, друг против друга. Водящий приседает в центре – он «пирог». Все поют и двигаются:

Экий он высоконький, (руки поднимают вверх)

Экий он широконький, (руки разводят в стороны)

Экий он мягонький (руками гладят живот).

Первый из каждой шеренги бежит и дотрагивается до «пирога». Кто первый задел – уводит «пирог» к себе в шеренгу. Кто опоздал – становится «пирогом».

Воспитатель: - Мы немного поиграли, а теперь продолжим. -Ребята, вы знаете, что один угол печи назывался «бабий кут»?

Воспитатель: - Его так назвали потому, что здесь было все приспособлено для того, чтобы хозяйка могла готовить пищу, а также стояла прялка, с помощью которой пряли овечью, козью, собачью шерсть.

- По диагонали от печи угол назывался «красный» - это значит красивый, здесь встречали гостей, угощали их, потчевали и все самые важные семейные вопросы решали.

- Красный угол был самым главным и почетным местом в доме. В нем находилась икона. Считалось важным, что при входе в избу, человек в первую очередь должен обратить внимание на икону. В связи с этим сложилась даже поговорка «Без Бога — не до порога». Красный угол всегда держали в чистоте, а иногда и украшали вышитыми полотенцами.

- Еще стоят в горнице сундуки. Они служили хозяевам вместо шкафов, тумбочек. В них хранили одежду, ткани, украшения. Чем больше сундуков было в доме, тем богаче считалась семья.

Воспитатель: - В горнице стояли стол и скамейки. В красный угол сажали гостей, устраивали чаепитие.

Воспитатель: - Посмотрите ребята, из чего в старину пили чай. Это самовар, чай из него получался очень вкусный и полезный.

- Ребята, я сейчас вам прочитаю пословицы и поговорки о самоваре.

За чаем не скучаешь – по три чашки выпиваешь.

Чай пить – приятно жить.

Выпей чайку – позабудешь тоску.

Если чай не пьешь – где силы берешь.

Для ложек и чашек - такой великан!

Он чаем отменным наполнит стакан.

Рад время от времени выпустить пар.

Любимец избушки резной самовар.

Воспитатель: - За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя

Воспитатель: - Много у хозяйки в избе было работы, трудно ей приходилось. А после работы – можно и отдохнуть. Раньше после тяжелого трудового дня – любили люди устроить какую-нибудь веселую забаву, да под музыку.

- Хотите и мы с вами теперь передохнем, да в игру поиграем. Знаете игру «Ручеек» - это тоже старая русская-народная игра. Дети под народную музыку играют в ручеек.

Воспитатель: - Вот и подошла к концу наша встреча со стариной.

- Вам понравилась экскурсия в дом наших далеких предков - славян?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: - Что нового вы узнали?

- С какими новыми словами и вещами познакомились?

Дети: ответы детей.

Воспитатель: - Ребята, а теперь пришла пора нам прощаться.

- До свидания.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Мастер-класс для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях»

Мастер-класс для родителей «Опытно-экспериментальная деятельность в домашних условиях» Актуальность: В образовательном процессе дошкольного учреждения экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку...

Викторина для детей 6-7 лет по теме: «Государственные символы России»

Викторина для детей 6-7 лет по теме: «Государственные символы России» Интеграция образовательных областей: «Познание, «Коммуникация», «Социализация», «Речевое развитие». Цель: Формирование патриотических чувств. Программные задачи: Обобщить и систематизировать...

Паспорт проекта «Веселый шумовой оркестр своими руками»

Паспорт проекта «Веселый шумовой оркестр своими руками» «Шумовой оркестр – это игра, где есть место фантазии, возможны различные варианты оркестровки, замены...

Читайте также

Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста

Роль сказки в жизни ребенка раннего возраста Сказка – это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека...

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру с рисованием в средней…

Конспект интегрированного занятия по окружающему миру с рисованием в средней группе Тема «С чьей ветки детки» Цель: познакомить и закрепить название...

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску»

Конспект квест-игры на тему «Прогулка по городу Ижевску» Для детей старшего дошкольного возраста Цель: продолжать закреплять у детей знания, полученные в течении...