Конспект занятия «Русская изба в гости приглашает»

Конспект непрерывной образовательной деятельности по образовательным областям: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» с детьми старшей группы.

Цель: приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Образовательные:

- познакомить детей с укладом русского быта, старинной кухонной утварью;

- рассказать детям о назначении русской печи, приспособлениях для нее: ухват, лопатка для хлеба, кочерга.

Развивающие:

- развивать любознательность, умение рассуждать, умение находить ассоциативное сходство объектов, внимание;

- развивать координацию речи с движением, работать над темпом и ритмом речи;

- развивать мелкую моторику рук.

Воспитательные:

- формировать коммуникативные навыки при взаимодействии друг с другом;

- формировать любовь к своей Родине.

Индивидуальная работа: в ходе занятия активизировать деятельность малоактивных детей.

Словарная работа: ухват, лопатка для хлеба, кочерга.

 

Ход занятия:

Воспитатель встречает детей в «русской избе».

- Здравствуйте, меня зовут Наталья Владимировна, а как зовут вас я попробую угадать (угадывает по бейджикам).

Воспитатель:

- Как вы думаете, а как я догадалась? (Ответы детей.)

- Сегодня я хочу пригласить вас к себе в гости, в русскую избу.

- Ну что ж, проходите ладком да садитесь рядком, да в линеечку, на скамеечку.

Здесь я и живу. Посмотрите, как красиво в русской избе.

- Что вы здесь видите? (Ответы детей.)

Рассказ о предметах, находящихся в избе.

Воспитатель:

- Это все старинные предметы русского быта, а вы заметили, что у меня в избе нет ничего современного: ни батареи, ни кровати, ни плиты, ни микроволновки, ни пароварки, а еще и зима холодная на пороге, как вы думаете, что же меня спасает и выручает в русской избе? (Ответы детей.)

Воспитатель:

- Да, печь греет и варит, печет и жарит. Печь – накормит, обсушит и порадует душу – так говорит русская пословица.

Воспитатель:

- Много новых вещей вы увидели у меня в избе, поэтому я хочу поиграть с вами в игру: «Что было – что стало».

Например: был чугунок, а стала – кастрюля.

Был самовар, а стал… (Ответы детей.)

Воспитатель:

- А теперь возьмите по карточке и найдите «свою пару» (дети ищут свою пару по карточкам и объясняют почему).

Воспитатель:

- Да, раньше вся жизнь крутилась вокруг печи, особенно долгими зимними вечерами устраивали посиделки у печи, пели, пряли шерсть, плели, вязали да сказки рассказывали. Про печь народом придумано много разных народных сказок, да вот беда, содержание сказок помню, а название забыла, вы готовы мне помочь вспомнить название сказок? (Ответы детей.)

Воспитатель:

- Тогда слушайте.

1. Девочка с братцем бежит, а гуси увидали……. да за ними полетели, налетают на них, крыльями бьют, вот-вот братца из рук вырвут, видят стоит печка… (Ответы детей «Гуси Лебеди».)

2. Подошли заяц да медведь к избе «Пойди лиса вон – кричит медведь. А лиса им с печи как…». (Ответы детей «Заюшкина избушка».)

3. По щучьему веленью, по- моему хотенью, ступай печь сама к царю батюшке. (Ответы детей «По щучьему веленью».)

Воспитатель:

- Вот и помогли вы мне вспомнить названия сказок. Но что-то совсем прохладно становится в моей избе, что-же делать, как-же быть, как-же холод победить? (Ответы детей.)

Воспитатель:

- Давайте вспомним, для чего нужна печь в русской избе? (Ответы детей.)

- Когда топят печь? (Ответы детей.)

- А чем топят печь? (Ответы детей.)

- А дров, то у меня нет. Что делать как быть, чем мы будем печь топить? (Ответы детей.)

- За дровами в лес сходить предлагаю вам друзья.

Воспитатель проводит логоритмику.

- Повторяйте за мной движения и слова:

За дровами в лес идем (ходьба)

И пилу с собой несем.

Вместе пилим мы бревно, (пилят)

Очень толстое оно.

Чтобы печку протопить (пружинка с разведением рук)

Много надо напилить.

А теперь их соберем, (наклоны)

Да и в печку унесем,

После тяжкого труда (выставляют ногу на пятку, чередуя с полуприседом)

Надо посидеть всегда (садятся).

- Ну вот дрова мы принесли, печь затопили, в избе стало тепло и уютно.

Теперь можно и обед приготовить, а какой – же обед без хлеба душистого, румяного да золотистого.

- А где – же нам взять хлеб? (Ответы детей.)

Воспитатель:

- А, что нужно чтобы испечь хлеб? (Ответы детей.)

- Интересно, а какой хлеб из пшеничной муки получится (ответы детей -пшеничный, белый), а из ржаной (ответы - детей ржаной, черный), а из овсяной (ответы детей - овсяный, овсяное печенье), из гречневой (ответы детей гречишный). Все -то вы знаете, все – то умеете.

- А вы знаете, что русский народ славится своим гостеприимством. Что же такое гостеприимство? (Ответы детей.)

Воспитатель:

- Да гостей встречали, угощали всем, что было у хозяев. Есть такая русская пословица: «Все, что есть в печи, на стол мечи», а у меня в печи пока одни дрова. Что же делать? (Ответы детей.)

- А я предлагаю настряпать кренделей, да посадить их в печь (Дети из соленого теста стряпают крендельки и «сажают» их в печь.)

- Пока кренделя пекутся, я научу вас играть в русскую народную игру «Бирюльки» (Играют в игру.)

Во время проведения игры воспитатель меняет кренделя, приготовленные детьми на хлебобулочные изделия, купленные в магазине.

Воспитатель:

- Эй, кренделя да калачи, полезайте из печи! Вот кренделёк душистый, ароматный, золотистый. Но пришла пора прощаться и вам в группу возвращаться, кренделями угощаю, в группе вы попьете чаю. Постарались мы не зря – угощайся детвора.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Эффективные практик ориентированные форматы в ранней профориентации

Эффективные практик ориентированные форматы в ранней профориентации Одним из ведущих направлений работы в системе дошкольного и школьного образования России является знакомство...

Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивный калейдоскоп» (Фитнес) (стартовый уровень)

Дополнительная общеразвивающая программа «Спортивный калейдоскоп» (Фитнес) (стартовый уровень)

Дидактическая игра «Цветные ежики»

Дидактическая игра «Цветные ежики» Аннотация: Дидактическая игра «Цветные ежики» предназначена для детей 1,5-3 лет. Игра направлена на развитие восприятия и сенсорных способностей детей...

Читайте также

Предметно-развивающая среда в ДО для детей раннего возраста. Пособие для…

Предметно-развивающая среда в ДО для детей раннего возрастаПособие для детей младшего возраста «Тактильные дощечки» Задачи: Обогащать тактильный опыт ребенка, через узнавание на...

Дидактическая игра для детей 6-7 лет по обучению чтению

Дидактическая игра для детей 6-7 лет по обучению чтению Процесс обучения чтению детей дошкольного возраста, является достаточно монотонным и однообразным занятием. Используя...

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на…

Конспект занятия с детьми старшей группы на тему: «Посиделки на день святого Николая» Цель: Знакомить детей с духовно-нравственными традициями русского народа...