Конспект НОД в старшей группе по ознакомление с окружающим миром
Маня" мя " ма" (Чум-это наш дом)

Цель: Продолжать знакомить детей с жилищем ненцев – чум, с этапами постройки и состава чума.

Оборудование: Макет чума и его различные изображения.

 

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель. Ань торова, ӈацеки. Хотите узнать, о чем сегодня пойдет речь. Сейчас, загадаю вам загадку.

Ӈопой вэсаком ' терсавэй ембпидо". (Мя")

Одного старика с криком одевают (чум).

- Правильно, сегодня мы познакомимся с чумом.

Беседа.

Показ иллюстраций чума.

У чума шея, как у гуся

Верхушка чума торчит как ель,

Дымок из печки как песцовый хвостик.

Такими словами восхваляет чум наш поэт Л.В.Лапцуй.

Чум имеет форму конуса. Он устойчив при сильных ветрах, метелях; с крутой поверхности легко скатываются снег, вода. Чум состоит из шестов и покрытий. Шесты округлые, заостренны к низу и к верху. Готовят их из ошкуренных стволов елей (хады), сушат на солнце несколько месяцев, чтобы из них вышел весь сок.

- Давайте, с вами построим чум.

Сейчас расскажу и покажу вам о том, как нужно ставить чум. Сначала определим центр чума. Здесь будет стоять печка.

По обе стороны от печки укладываем доски пола (четыре) и плетенные циновки из прутьев (ху" нер"). Теперь переходим к установке шестов чума. Устанавливаем на ровном расстоянии от очага два основных шеста - макода. Это шесты толще остальных. На верхнем конце имеют отверстие, сквозь которое продевается веревка (макода ' иня) и завязывается, образуя кольцо, соединяющее оба шеста вместе. Затем ставим оставшиеся шесты. Чем больше их, тем прочнее чум.

Укрепляем ти- две горизонтальные жерди, которые крепятся к входным шестам и к симзы '. на них сушат одежду. Теперь нам осталось натянуть покрытие – ея. У нас есть только брезентовое покрытие для летнего чума. Готовое покрытие поднимают специальными шестами- есенабць'. А затем веревками, которые привязаны к халаку, стягивают покрытие вкруговую. Вот и готов наш летний чум.

Еще бывают зимние чумы. У зимнего чума двухслойное покрытие. Зимой в чуме тепло. На один зимний чум нужно 55-60 шкур оленя. Поэтому оленевод бережно относиться к покрытию чума.

- Чум – это самое удобное жилище в тундре.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять

Будем ноги разминать.

Мы шагаем по дороге,

Поднимаем выше ноги (ходьба на месте)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Присядем, отдохнем (приседание).

И назад пешком пойдем (ходьба на месте).

- Давайте заглянем внутрь чума. Чум очень дорог для нашего народа. В каждом чуме живет одна семья, члены которой делают все, чтобы в нем было приятно и удобно работать и жить. Папы подбирают место, где затем устанавливают чум. Мама располагает вещи внутри чума, делают его уютным, а дети помогают им.

- Посмотрите внимательно, какие необходимые вещи есть в чуме?

- Тундровики сложили много загадок о чуме и чумных вещах. Отгадайте их.

- Пин ' тарповӈа, мят ' ни тюӈг" (Не' си)

На улицу выходит, а в чум не войдет (двери чума)

Еще слушайте: Тэваси, ӈэваси. (Толь.) Без хвоста и без головы (Стол.)

Ӈамдё ' мяда париде (Ед). Место, на котором сидит, черное. (Котел.)

- Молодцы.

- Кто знает загадки про чум и о вещах, которые есть в чуме?

- Как вы заметили, много вещей, которые есть в чуме, имеются и в наших домах.

Рисование чума.

- А сейчас нарисуйте, пожалуйста, чум. Жилище ненцев.

Итог.

- Ребята, сегодня все хорошо работали. Вы все нарисовали разные чумы.

- Где живут ненцы?

- как устанавливают чум?

- Вам понравилось занятие?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект беседы ко дню эколят в младшей группе «Берегите природу»

Конспект беседы ко дню эколят в младшей группе «Берегите природу» Цель: Научить детей любить и охранять природу. Задачи: - воспитывать бережное отношение к растениям...

Педагогический проект «Волшебный магнит»

Педагогический проект «Волшебный магнит» Актуальность. «Вот перед Вами обычный магнит, Много секретов в себе он хранит». Что это за чудо камень - магнит и...

Сказка о величине «Маленькая луковка»

Сказка о величине «Маленькая луковка»

Читайте также

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Будущие защитники Отечества»

Конспект интегрированного занятия для средней группы «Будущие защитники Отечества» Выход с флажками под музыку чтение стихов песня «Бравые солдаты». (Дети сели.) Вед: Сегодня мы собрались, чтобы...

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшей группы с элементами квеста…

Непосредственно образовательная деятельность с детьми младшей группы с элементами квеста «Знакомство с творчеством А. Барто. Заучивание стихотворения «Зайка» Цель: Познакомить ребят...

Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет

Воспитание экологической грамотности у детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет В ряду самых насущных проблем современности экология занимает существенное место. Каждый...