Конспект НОД в старшей группе по ознакомление с окружающим миром
Маня" мя " ма" (Чум-это наш дом)

Цель: Продолжать знакомить детей с жилищем ненцев – чум, с этапами постройки и состава чума.

Оборудование: Макет чума и его различные изображения.

 

Ход образовательной деятельности.

Воспитатель. Ань торова, ӈацеки. Хотите узнать, о чем сегодня пойдет речь. Сейчас, загадаю вам загадку.

Ӈопой вэсаком ' терсавэй ембпидо". (Мя")

Одного старика с криком одевают (чум).

- Правильно, сегодня мы познакомимся с чумом.

Беседа.

Показ иллюстраций чума.

У чума шея, как у гуся

Верхушка чума торчит как ель,

Дымок из печки как песцовый хвостик.

Такими словами восхваляет чум наш поэт Л.В.Лапцуй.

Чум имеет форму конуса. Он устойчив при сильных ветрах, метелях; с крутой поверхности легко скатываются снег, вода. Чум состоит из шестов и покрытий. Шесты округлые, заостренны к низу и к верху. Готовят их из ошкуренных стволов елей (хады), сушат на солнце несколько месяцев, чтобы из них вышел весь сок.

- Давайте, с вами построим чум.

Сейчас расскажу и покажу вам о том, как нужно ставить чум. Сначала определим центр чума. Здесь будет стоять печка.

По обе стороны от печки укладываем доски пола (четыре) и плетенные циновки из прутьев (ху" нер"). Теперь переходим к установке шестов чума. Устанавливаем на ровном расстоянии от очага два основных шеста - макода. Это шесты толще остальных. На верхнем конце имеют отверстие, сквозь которое продевается веревка (макода ' иня) и завязывается, образуя кольцо, соединяющее оба шеста вместе. Затем ставим оставшиеся шесты. Чем больше их, тем прочнее чум.

Укрепляем ти- две горизонтальные жерди, которые крепятся к входным шестам и к симзы '. на них сушат одежду. Теперь нам осталось натянуть покрытие – ея. У нас есть только брезентовое покрытие для летнего чума. Готовое покрытие поднимают специальными шестами- есенабць'. А затем веревками, которые привязаны к халаку, стягивают покрытие вкруговую. Вот и готов наш летний чум.

Еще бывают зимние чумы. У зимнего чума двухслойное покрытие. Зимой в чуме тепло. На один зимний чум нужно 55-60 шкур оленя. Поэтому оленевод бережно относиться к покрытию чума.

- Чум – это самое удобное жилище в тундре.

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять

Будем ноги разминать.

Мы шагаем по дороге,

Поднимаем выше ноги (ходьба на месте)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим. (Бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки. (прыжки на месте на обеих ногах)

Стоп. Присядем, отдохнем (приседание).

И назад пешком пойдем (ходьба на месте).

- Давайте заглянем внутрь чума. Чум очень дорог для нашего народа. В каждом чуме живет одна семья, члены которой делают все, чтобы в нем было приятно и удобно работать и жить. Папы подбирают место, где затем устанавливают чум. Мама располагает вещи внутри чума, делают его уютным, а дети помогают им.

- Посмотрите внимательно, какие необходимые вещи есть в чуме?

- Тундровики сложили много загадок о чуме и чумных вещах. Отгадайте их.

- Пин ' тарповӈа, мят ' ни тюӈг" (Не' си)

На улицу выходит, а в чум не войдет (двери чума)

Еще слушайте: Тэваси, ӈэваси. (Толь.) Без хвоста и без головы (Стол.)

Ӈамдё ' мяда париде (Ед). Место, на котором сидит, черное. (Котел.)

- Молодцы.

- Кто знает загадки про чум и о вещах, которые есть в чуме?

- Как вы заметили, много вещей, которые есть в чуме, имеются и в наших домах.

Рисование чума.

- А сейчас нарисуйте, пожалуйста, чум. Жилище ненцев.

Итог.

- Ребята, сегодня все хорошо работали. Вы все нарисовали разные чумы.

- Где живут ненцы?

- как устанавливают чум?

- Вам понравилось занятие?



Новые публикации

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД»…

Конспект занятия по развитию лексико-грамматического стоя речи «Предлог НА, ПОД» на лексическую тему «Лес, грибы, ягоды». (Подготовительная группа 05)

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием…

Конспект организованной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Овощи и фрукты – нужные продукты»

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы. Тема: «Большое космическое…

Конспект открытого интегрированного занятия для подготовительной группы Тема: «Большое космическое путешествие» Цель: - доставить детям радость и удовольствие от игр и...

Читайте также

Квест-игра «Азбука прав дошкольника»

Квест-игра «Азбука прав дошкольника» Возраст детей: 6-7 лет (подготовительная группа). Цель: Формирование элементарных представлений о Конституции России у дошкольников посредством ознакомления с...

Консультация для родителей на тему: «Развитие творческих способностей ребёнка»

Консультация для родителей на тему: «Развитие творческих способностей ребёнка» «Творческие способности», или «креативность», американским психологом Фроммом трактуется так: «Это способность удивляться...

Технологическая карта ООД по виртуальной экскурсии в старшей группе

Технологическая карта ООД по виртуальной экскурсии в старшей группе 

Комментарии

  • Лера
    Добрый день! Я бы тоже хотела конспект занятий, как это можно сделать? Буду очень благодарна

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Марина Юрьевна Горшк
    gorshkovamarina.ru/ (http://gorshkovamarina.ru/)

    Подробнее...

     
  • Светлана
    Здравствуйте! В статье вы не указали список источников, меня интересуют [49] и [50]. Подскажите, что ...

    Подробнее...

     
  • Кристина
    Здравствуйте! А где можно ознакомится с полным проектом ?

    Подробнее...





В блогах

Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение - детский сад№55 «Радуга» Конспект итоговой НОД с использованием интерактивных технологий в средней группе детского сада «Занимательная викторина»           Разработала воспитатель первой категории Стрельникова Е В     2022 год Цель :...

Мастер – класс для родителей «Как играть в «ЛЕГО» вместе с детьми»

Цель:  повышение компетентности родителей по вопросам воспитания и обучения детей, развития интеллектуального и творческого потенциала детей посредством ЛЕГО-конструирования и степени их вовлечённости в образовательный процесс. Задачи:  ознакомить родителей с инновационной деятельностью в группе;  расширить и уточнить представления...

Lego-конструирование и робототехника - инновационные технологии в детском саду.

Инновационные процессы в системе образования требуют новой организации системы в целом, особое значение предается дошкольному воспитанию и образованию, ведь именно, в этот период закладываются все фундаментальные компоненты становления личности ребенка. Формирование мотивации развития обучения дошкольников, а также творческой, познавательной деятельности...

Консультация для родителей

Консультация для родителей «Адаптация детей в детском саду» Если родителям удалось сформировать у ребёнка навыки самообслуживания, научить играть, общаться со сверстниками, если домашний режим дня малыша совпадает с детсадовским и наметился эмоциональный контакт ребёнка с воспитателем, то адаптационный период будет...