Конспект непосредственно образовательной деятельности по духовно-нравственному воспитанию для детей старшего дошкольного возраста

«Образ Пресвятой Богородицы – прообраз женщины-матери»

Программное содержание:

Обучающие задачи: Знакомить детей с основными событиями жизни Богородицы. Ввести детей в круг основных православных праздников и духовно-нравственного уклада жизни своего народа. Учить детей понимать смысл послушания, смирения, любви.

Воспитательные задачи: Содействовать улучшению поведения ребенка, смягчению характера; способствовать позитивным изменениям во внутрисемейных отношениях.

Развивающие задачи: Способствовать оптимистическому восприятию мира и жизни ребенком, через знакомство с миром иконографии. Развивать словарный запас и умение строить более сложные фразы.

Ход занятия:

1 часть занятия.

Воспитатель: Дети, какие осенние праздники вы знаете?

(ответы детей)

Воспитатель: Кроме того, в последнее воскресенье октября отмечается новый праздник «День Матери», воздавая должное материнскому труду и ее бескорыстной жертве ради блага своих детей.

В этот день хочется сказать слова благодарности всем Матерям, которые дарят детям любовь, добро, нежность, заботу и ласку.

- Ребята, может, кто-нибудь хочет рассказать стихотворение о маме?

(Дети читают стихотворения по желанию)

Педагог обращает внимание на иллюстрацию иконы с изображением Пресвятой Богородицы с младенцем на руках и интересуется: знают ли, дети, чей Образ на иконе?

- Дети, я сегодня покажу вам иконы (название образа) Божьей Матери. Божия матерь на руках держит младенца. Это маленький Иисус Христос. Посмотрите, как бережно Она Его держит, ласково наклонила к нему свою голову. Сразу видно, что Она Его очень любит, заботится о Нем. Рассматривание икон Пресвятой Богородицы (слайд-шоу) и рассказ о Ее значение - Матери Бога и покровительнице людей:

Она была Девою не телом только, но и душою, смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, трудолюбива, целомудренна в речи. Правилом её было – никогда никого не оскорблять, всем желать добра, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомысленной, любить добродетель. У неё не было ничего сурового в очах, ничего неосмотрительного в словах, ничего неприличного в действиях: телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так что телесный вид её был выражением души, олицетворением чистоты.

Все дни свои Богородица обратила в пост: сну предавалась только по требованию нужды. Из дома выходила только в церковь, и то в сопутствии родных. Роста она была среднего, волосы златовидные, глаза быстрые, брови дугообразные, уста цветущие, кисти рук и пальцы длинные. В беседе с другими Она сохраняла благоприличие, не смеялась, не возмущалась. Она нимало о себе не думала. Относительно одежд, которые носила, довольствовалась их естественным цветом, что и теперь доказывает Её священный головной покров.

Прочитать стихотворение «В бурю»:

Комнату лампада кротко озаряла

Мать, над колыбелью наклонясь, стояла.

А в саду сердито выла буря злая,

Над окном деревья темные качая.

Дождь шумел, раскаты слышалися грома;

И гремел, казалось, он над крышей дома.

На малютку-сына нежно мать глядела;

Колыбель качая, тихо песню пела:

«Да, уймись ты, буря! Не шумите, ели!

Мой малютка дремлет тихо в колыбели!

Ты, гроза Господня, не буди ребенка!

Пронеситесь, тучи черные, сторонкой».

Бурь еще немало впереди, быть может,

И не раз забота сон его встревожит.

Спи, дитя, спокойно! вот гроза стихает,

Матери молитва сон твой охраняет.

Завтра, как проснешься и откроешь глазки,

Снова встретишь солнце, и любовь, и ласки.

Воспитатель: У каждого из вас тоже есть мамочка. Ваши мамы любят вас так же, как Божия Матерь своего младенца. Любовь матери к своему ребенку – особая, жертвенная. Это такая любовь, когда человек может отдать для другого что-то для него дорогое, с чем трудно расстаться, а иногда и свою жизнь. Так любят вас ваши мамы и папы.

- А вы любите своих родителей?

- Расскажите, пожалуйста, что каждому из нас нужно делать, чтобы мама, папа почувствовали нашу любовь и заботу о них?

Словесная игра: «Как я помогаю маме, папе, бабушке, дедушке»

Дети по желанию рассказывают, какими делами можно выразить свою любовь к родным.

2 часть занятия, Беседа об отношении к маме. Прочитать или рассказать рассказ «Садик»:

Мама смотрела в окно. Игнат играл в саду. Он наломал прутиков и стал сажать их рядами. Мама спросила: « Что это ты делаешь, сынок?» Мальчик отвечал: «Я сажаю садик. У меня скоро вырастут яблоки. Я буду кормить тебя и папу». Мама позвала к себе Игната и поцеловала его беленькую головку.

3 часть занятия: Игра-перечисление «А поблагодарил ли ты маму (папу, бабушку, дедушку и т. д.) за ...» (Перечень трудов, полагаемых на ребенка в семье, чтобы он их заметил и оценил).

Результат занятия: усвоение ребенком вечных человеческих ценностей: послушания, милосердия, сострадания, стремление его к добру и неприятие зла.


Материал к занятию:

1. «Библия предсказанная детям» сост. София Дестунис, Санкт – Петербург, 1991г.

2. «Святая Русь». История России в рассказах для детей; изд-во «Современник». Москва, 1994.

3. Репродукции с Богородичных икон Рождество Пресвятой Богородицы, Введение во храм, Покров (слайд-шоу).

4. «Лесенка-чудесенка» литературно-художественный православный календарь для детей и родителей, сост. Вера Каткова, Анна Савельева.




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Театрализованная игра «Собака»

Театрализованная игра «Собака» Аннотация: Театрализованная игра «Собака» помогает развивать у детей связную речь, координацию движений, обогащает словарный запас. Данная игра предназначена для...

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной…

Конспект образовательной деятельности по развитию связной речи для детей подготовительной группы, по теме «Ягоды» Цель: учить составлять рассказ по предметным картинкам...

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа»

Конспект занятия по правовому воспитанию детей старшего возраста «Правовая школа» Цель: Формировать основы правового сознания. Познакомить с Конвенцией о правах ребенка. Задачи: Уточнить и обобщить представления...

Читайте также

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми…

Конспект организованной образовательной деятельности по познавательному развитию с детьми раннего возраста «Прогулка в лес» Образовательные задачи: Продолжать формировать понятия «один», «много». Учить детей...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей…

Конспект интегрированного занятия по развитию речи и познанию в старшей группе на тему: «Путешествие в город профессий» Задачи: Образовательные: Расширять представление о профессиях...

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы «Спортик в гостях у…

Непосредственно-образовательная деятельность для детей старшей группы «Спортик в гостях у ребят» Направление «Физическое развитие». Основная область «Здоровье». Цель: Формирования основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста...