Конспект совместной деятельности (экскурсия) для детей подготовительной к школе группы «Подвигом славны твои земляки...»

Приспустите знамёна в час святой тишины.
Назовём поимённо всех героев войны.
Пусть и в песне, и в гимне их дела не умрут,
Смертью храбрых не гибнут, смертью храбрых живут.

А. Павлов.

Цель

  • Знакомство детей с новой достопримечательностью города Златоуста – Аллеей героев, которая является частью комплекса Мемориал Славы.

Задачи

  • Уточнять, обобщать и расширять знания детей о Великой Отечественной войне, знакомить с историческим прошлым России.
  • Познакомить с именами героев Златоуста, их подвигами во время Великой Отечественной войны, воспитывать уважение и гордость за земляков, благодарность советскому народу.
  • Закреплять знания детей о памятных местах Златоуста, показать, как народ помнит и чтит память героев Великой Отечественной войны.
  • Знакомить детей с памятниками как скульптурными сооружениями, возведёнными в честь какого-либо героя войны или события ВОВ.
  • Формировать чувство безграничного долга перед ветеранами Великой Отечественной войны, желание радовать и заботиться о них.
  • Способствовать пониманию понятия «чтить память погибших», торжественности и значения «минуты молчания».
  • Развивать зрительное и слуховое восприятие, мышление, память детей
  • Закреплять правила поведения в городском транспорте и общественных местах.

Предварительная работа

  • Чтение рассказа А. Митяева «Дедушкин орден».
  • Выставка детских рисунков на тему «Спасибо за мир!»
  • Рассматривание иллюстраций, фотографий и репродукций картин о Великой Отечественной войне.
  • Рассматривание альбома «Именем твоим, герой … (улицы Златоуста)».
  • Прослушивание песен военных лет, о войне и Победе.
  • Просмотр презентации и беседа о Златоустовском трамвае.
  • Просмотр презентации «Достопримечательности Златоуста».
  • Беседа о правилах поведения в общественном транспорте.
  • Изготовление фигурок голубей из бумаги.

Оборудование и материалы: красные флажки; иллюстрации: «Флаг СССР», «Советский флаг над Рейхстагом», «Звезда Героя» (СССР и России); колонка; аудиозапись звука метронома; воздушные шары белого, синего и красного цвета, наполненные гелием; бумажные фигурки голубей; живые и (или) искусственные цветы.

Словарная работа: «бюст», «гражданский долг», «гранитный», «доблесть», «земляки», «метроном», «пилон», «подвиг», «посмертно», «постамент», «скульптурное сооружение», «тыл», «фронт».

Методы и приёмы, используемые в работе

Наглядные методы – наблюдение (распознающего характера), демонстрация наглядных пособий. Приём – показ способа действия.

Словесные методы – рассказ педагога, рассказ детей (из личного опыта), беседа, чтение художественной литературы. Приёмы – вопросы (требующие констатации и побуждающие к мыслительной деятельности), педагогическая оценка, пояснение, объяснение, беседа по итогу.

Практический метод – моделирование.

Приём – изготовление и использование графических моделей.

Содержание экскурсии

Дети становятся друг за другом парами.

Воспитатель раздаёт красные флажки ребятам в начале, в середине и в конце колонны и интересуется, для чего это необходимо. (Ответы детей.)

Если есть возможность, желательно отправиться к Мемориалу Славы на экскурсионном трамвае. При посадке в трамвай следует уточнить у детей, помнят ли они правила поведения в общественном транспорте. Если есть необходимость – актуализировать знания.

Путешествуя трамваем, дети будут иметь прекрасную возможность наблюдать из окна. Можно поставить перед детьми задачу:

- Ребята, во время поездки постарайтесь увидеть как можно больше достопримечательностей Златоуста, с которыми мы знакомились ранее.

Если воспитанники затрудняются назвать то или иное место, педагог сам обращает их внимание на достопримечательность.

Дети подходят к памятнику, некоторое время рассматривают его.

- Куда мы пришли? Знакомое место? (Ответы детей.)

- Действительно, в прошлом году мы уже были здесь. Многие из вас посещали это место с родителями, бабушками и дедушками. Как вы думаете, для чего в нашем городе был сооружён этот памятник? (Ответы и размышления детей.)

- Слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски, монументы. Возводят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили о страшном военном времени.

Наш Мемориал Славы – это скульптурное сооружение, центральной частью которого являются три высоких пилона, их высота 13 метров. В нижней части этих пилонов размещены три фигуры: пехотинец, лётчик, танкист (они из меди, высота каждого 5 метров). На площадке между пилонами расположен лавровый венок, внутри которого горит Вечный огонь.

- Сегодня мы познакомимся с новой достопримечательностью нашего города – Аллеей Героев. (Подойти к Аллее Героев.) Её торжественное открытие состоялось 2 ноября 2017 года. Почему Аллея Героев имеет такое название? Какого человека называют героем? (Ответы и рассуждения детей.)

- Герой – человек исключительной смелости и доблести, способный совершить подвиг, даже ценой собственной жизни. Двадцать бюстов доблестных солдат на красивых гранитных постаментах заняли почётное место у Мемориала Славы и у Вечного огня. Все эти люди имеют непосредственное отношение к нашему городу: родились, жили, работали здесь, ушли на фронт из Златоуста... Это наши земляки. Каждый из них имеет множество наград (медалей, орденов), среди которых самая высшая степень отличия в период войны – это Золотая звезда Героя Советского Союза. Как вы думаете, почему Советского Союза, а не России? (Предположения детей.)

- Как вы знаете, Россия – самая большая страна в мире. Однако во время войны она была ещё больше. Наша родина и некоторые страны-соседи (Белоруссия, Украина, Казахстан, Армения, Грузия, Таджикистан, Туркмения и др.) были единым государством, которое называлось Советский Союз. У Советского Союза был флаг – большое красное полотнище с изображением серпа, молота и звезды в левом верхнем углу. (Показать изображение флага СССР.) Именно под этим знаменем советские солдаты шли в бой, его защищали своей кровью. Именно советский флаг водрузили наши солдаты в Берлине, одержав полную и такую долгожданную победу над фашизмом. (Показать изображение советского флага над Рейхстагом.) Поэтому, ребята, правильно говорить, что победу в войне одержал советский народ. Не только русские, белорусы, грузины, армяне, таджики по отдельности… Нет. Все вместе, как одно целое – представители разных национальностей огромной страны сражались с врагом во имя одной на всех Победы. Вот строки из песни, которую мы слушали:

Горит и кружится планета, над нашей Родиною дым,

И значит, нам нужна одна победа, одна на всех - мы за ценой не постоим.

- Поэтому и награда в то время называлась «Золотая звезда Героя Советского Союза». (Показать изображение награды.) Сейчас Советского Союза уже нет – все республики стали самостоятельными странами, но по-прежнему очень дружны и поддерживают хорошие отношения. В настоящее время воины, совершившие подвиг, получают «Золотую звезду Героя Российской Федерации». (Показать изображение награды.) Скажите, чем отличаются эти медали? (Ответы детей.)

- Награды изменили только внешний вид. Суть осталась прежней – медали достойны люди исключительной смелости, способные пожертвовать жизнью ради Родины и народа. Многие получали эти медали посмертно…

- Среди уральских героев, бюсты которых представлены здесь, есть два солдата, чьими именами названы улицы Златоуста. Это Иван Михайлович Мельнов и Илья Фёдорович Лапшин. (Подвести детей к их бюстам.)

Иван Мельнов погиб в бою в 1944 году, ему было всего 20 лет. Через год за образцовое выполнение боевых заданий на фронте и проявленные при этом отвагу и геройство лейтенанту Мельнову Ивану Михайловичу было присвоено звание Героя Советского Союза посмертно.

В 1943 году Илья Фёдорович Лапшин принял активное участие в боях на территории Белоруссии, лично уничтожил несколько бронетранспортёров врага и ряд их боевых точек. Это способствовало успешному наступлению советской пехоты. В этом же году старший сержант Илья Лапшин был удостоен высокого звания Героя Советского Союза. После окончания войны Лапшин в звании старшины был демобилизован. Первоначально жил и работал в Златоусте, позже переехал в Ялту. Умер в 1962 году в возрасте 44 лет.

- Вот такое славное памятное место появилось в нашем городе. Сейчас я предлагаю вам, ребята, подойти к вечному огню.

- Война коснулась каждого гражданина нашей страны. У одних родные, близкие и знакомые воевали на полях сражений, у других – трудились в тылу, всеми силами помогая фронту. Поэтому в каждом городе нашей страны есть памятные места, посвящённые войне 1941-1945 гг., где горит Вечный огонь, куда люди приходят поклониться павшим воинам и приносят цветы. Как вы думаете, почему этот священный огонь называется вечным? (Ответы детей.) Действительно, вечный он потому, что никогда не погаснет; это символ вечной памяти о страшных годах войны, о подвиге советского народа. Предлагаю вам возложить цветы к Вечному огню. (Дети возлагают цветы.)

Над могилой, в тихом парке расцвели тюльпаны ярко.
Вечно тут огонь горит, тут солдат советский спит.

Мы склонились низко-низко у подножья обелиска,
Наш венок расцвёл на нём жарким, пламенным огнём.

Мир солдаты защищали, жизнь за нас они отдали.
Сохраним в сердцах своих память светлую о них!

- Погибших во время войны людей вспоминают минутой молчания. Как вы понимаете выражение «минута молчания»? Как нужно себя вести в это время? (Ответы детей.)

- Минута молчания – символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Обычно минута молчания сопровождается звуками ленинградского метронома, который отсчитывает секунды. (Минута молчания, включить звук метронома.)

- Мы живём в мирное время. А этот мир отстояли для нас с вами простые солдаты. Мы сегодня выполнили свой гражданский долг – пришли к памятнику, возложили цветы и почтили память воинов минутой молчания. Наша святая обязанность – беречь мир и никогда не забывать, какой ценой он был завоёван. У некоторых из вас прабабушки и прадедушки тоже воевали, кто – то из них ещё жив. Не забудьте поздравить их с праздником. Как можно поздравить ветеранов войны? (Ответы детей.)

- Если вы 9 мая увидите человека с орденами, подойдите и поздравьте его с праздником, скажите ему «спасибо» за то, что он защищал нашу Родину от врагов. Ветеранам будет приятно, что мы помним о той трудной победе.

Мы в этот день молчим и вспоминаем, о том, что не увидим никогда! 
Что знаем лишь по дедовским медалям и письмам не пришедшего отца. 
А Вас приходит с каждым годом меньше... И волосы – белы от седины.... 
Вас, что мальцами дрались под Смоленском и тех, кто штурмовал Берлин! 
Вы приходите к нам, напоминайте, чтоб больше не стонали города.... 
О тех, кто не вернулся в сорок пятом и кто из Вас уже ушёл туда... 
Мы, молодые, взрывов бомб не знаем, вы сохранили нам

такой цветущий мир
И в этот день весной, в начале мая мы за великий подвиг вас благодарим! 
Вы верьте нам, мы славы не забудем, и честь страны мы свято сохраним.... 
Пока мы живы, День Победы будет! И память эту детям отдадим!

- В заключение нашей экскурсии предлагаю вам, ребята, запустить в небо воздушные шары с символом мира – белоснежными голубями. (Дети запускают шары в небо.)

- Возвращаемся в детский сад.

По возвращении в детский сад спросить детей, с какой достопримечательностью они сегодня познакомились; что расскажут об экскурсии вечером родителям; что понравилось или не понравилось; что затронуло сердце.

Информационное обеспечение

Список литературы

1. Алёшина Н. В. Патриотическое воспитание дошкольников. Конспекты занятий. Изд. 4-е доп. – М.: УЦ «Перспектива», 2008. – 248 с.

2. Глушкова Г., Коваль Л., Сафонова Т. Дню Победы посвящается. Праздник для старших дошкольников // Журнал «Дошкольное воспитание» №1/2015

3. Глушкова Г. Памятники детям войны. Информация для педагогов и родителей // Журнал «Дошкольное воспитание» №3/2015

4. Зеленова, Н. Г. Мы живём в России: гражданско-патриотическое воспитание дошкольников: подготовительная группа / Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. – М.: Издательство Скрипторий 2010. – 109с.

5. Казаков Л. П., Шорыгина Т. А. Детям о Великой Победе. Беседы о второй мировой войне. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. – 48 с.
6. Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста: планирование работы и конспекты занятий / [авт.: А. Я. Ветохина и др.]. - СПб: «Детство-Пресс», 2010. – 190 с.

7. Привидинюк О. М., Максак О. В., Шолухо Н. А., Янковецкая О. Л. Проект «Детям о Великой Отечественной войне» // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – №2.

8. Решетова Е. Праздник Победы // Журнал «Ребёнок в детском саду» №2/2012

Электронные ресурсы

1. https://proshkolu.ru/user/volchenkova57/blog/104078

2. http://papinsait.ru/vechnyj-ogon-stih-na-9-maya/

3. https://ru.wikipedia.org/wiki/Медаль_«Золотая_Звезда»_(СССР)

4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Медаль_«Золотая_Звезда»_(Россия)

5. https://ru.wikipedia.org/wiki/Метроном

6. http://www.zlatoust.ru/a/ze/ze.html?1713

7. https://www.stihi.ru/avtor/oduvanchik5

8. Интернет-сервис «Яндекс. Картинки»



Новые публикации

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Проект «Быть здоровыми хотим» Первая младшая группа

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе

Развитие эмоционально-волевой сферы личности дошкольников на этапе подготовки к школе Актуальность: В настоящее время психологи все чаще обращают внимание педагогов дошкольных...

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников)

Посиделочки (музыкально-игровая программа для дошкольников) Раз на посиделочки Собралися девочки. Стали шить и вышивать, Да и песни напевать. «ЛЕТЕЛИ ДВЕ ПТИЧКИ» - Осенью короче дни, И дождливые...

Читайте также

Использование сказки как средства развития связной речи детей с общим…

Использование сказки как средства развития связной речи детей с общим недоразвитием речи Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение...

Познавательно-творческий игровой проект «Наш друг – Снеговик!»

Познавательно-творческий игровой проект «Наш друг – Снеговик!»

Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему: «Зима, зимние забавы»

Логопедическое занятие в подготовительной группе на тему: «Зима, зимние забавы» Коррекционно-образовательные цели: Уточнение и обобщение знаний детей о зиме и зимних забавах. Активизация и расширение...

Комментарии

  • Ирина
    Здравствуйте, замечательная игра, подскажите пожалуйста,вы ее где-то покупали или сами делали из

    Подробнее...

     
  • Наталья
    Спасибо большое за ценную информацию!

    Подробнее...

     
  • Света
    занятие замечательное,н о есть вопрос после рисования дети руки моют?

    Подробнее...

     
  • Юлия
    здравствуйте.а где можно скачать презентацию к прокту?

    Подробнее...

     
  • Анастасия
    Второй дежурной была девочка Галя, а не Наташа

    Подробнее...





В блогах

ООД Художественно – эстетическое развитие (рисование) Тема: «Пернатые, мохнатые, колючие»

  Цель : создание социальной ситуации развития в процессе художественно – эстетического развития Задачи : создать условия для: - обучения детей отражать в рисунке разнообразие животного мира; - закрепления приемов работы кистью и красками; - развития активности, творчества. Ход занятия...

ООД Художественно – эстетическое развитие (рисование) Тема: «Пернатые, мохнатые, колючие»

  Цель: создание социальной ситуации развития в процессе художественно – эстетического развития Задачи: создать условия для: - обучения детей отражать в рисунке разнообразие животного мира; - закрепления приемов работы кистью и красками; - развития активности, творчества. Ход занятия Воспитатель -...

ООД Познавательное развитие (ФЭМП)Тема: «Необычное животное»

    Цель: создание социальной ситуации развития в процессе познавательного развития Задачи: создать условия для:  - развития умения у детей отвечать полными ответами; - развития у детей внимания, памяти, воображения, мелкой моторики рук; - воспитания отзывчивости, желания помогать другим. Ход занятия...