План-конспект НОД в старшей группе «Коляда, коляда»
Тип занятия: комплексный.
Технология: рассматривание иллюстраций, слушание народных колядок, песен, разучивание рождественских закличек, колядок.
Цель. Приобщение дошкольников к старорусским обычаям, играм, обрядам, русским народным праздникам.
Задачи:
Образовательные:
Познакомить детей с колядками. Обогащать духовный мир детей.
Способствовать формированию музыкальной культуры дошкольников через обогащение их музыкальных впечатлений и музыкального словаря (коляда, колядовщики).
Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей и хорошего настроения. Развивать фантазию, творческие способности.
Воспитательные:
Воспитывать уважение и интерес к русским народным праздникам
Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, социализация.
Предварительная работа: просмотр мультфильма «Рождество Христово», беседа с детьми на тему «Рождество», заучивание колядок.
Планируемые результаты: привить любовь и интерес к истории родной страны, к русским народным праздникам, обычаям, играм, обрядам.
Основные термины, понятия:
Закличка - это один из видов закликательных песен языческого происхождения.
Колядки – обрядовые песни, их издавна пели в святую Рождественскую ночь.
Колядование — приуроченный преимущественно к святкам славянский обряд посещения домов группой участников, которые исполняли «благопожелательные» приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получали ритуальное угощение.
Колядовщики - участники таких колядных групп, которые не включали в свой состав ряженых, ходили по домам в праздничной одежде, украшенной специальными букетиками, на шапки надевали венки, сделанные из вечнозелёных растений и бумажных цветов.
Оборудование: компьютер, плакаты, бубен, аудио-видео аппаратура.
Ход НОД
Дети заходят в зал, образуют круг.
Воспитатель: (в русском народном костюме)
Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!
Вот и матушка-зима пришла,
Отворяй-ка ворота!
Пришли святки!
Пришли колядки!
Хоровод «Вот настали холода». А Александрова.
|
|
Кленами, липками молодым, молодым, Мы замерзнуть не дадим, не дадим! |
Ведущая:
Вот и начался первый зимний месяц – январь. После встречи Нового года в России готовились к празднованию Святок. Рождество - светлый праздник. Неделя после Рождества называется святочная неделя. В это время люди радовались, веселились, пели песни, наряжались и ходили колядовать. А что вы знаете о колядках? Что это такое?
Просмотр презентации «Коляда, коляда»
Ведущая:
Люди издавна верили, что в эти морозные январские дни ходит по свету добрая богиня Коляда, несет в дом радость и здоровье. Люди наряжались в разные костюмы, гуляли, пели песни.
Песня «Метелица»
1. Вдоль по улице метелица метет, скоро все она дорожки заметет,
Ай, жги, жги, жги говори, скоро все она дорожки заметет.
2. Запряжем – ка мы в сани лошадей, в лес поедем за дровами поскорей.
Ай, жги, жги, жги говорит, в лес поедем за дровами поскорей.
3. Топорами мы ударим дружно в ряд, только щепочки по лесу полетят.
4. А с дровами мы тихонечко пойдем и ногами то притопывать начнем
Ай, жги, жги, жги говори, и ногами то притопывать начнем.
Ведущая:
А еще в святочные дни, колядовали, под окнами, распевали песенки-колядки. Дети колядовали обычно днём, а взрослые – вечером. Колядовщики ходили от дома к дому и желали хозяевам счастья, здоровья, благополучия. Хозяева угощали гостей пирогами, «козульками» - пряниками, сделанными в виде животных.
1 ребенок:
Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки!
По копеечке давайте Колядовщикам!
2 ребенок:
Как пошла Коляда
Вдоль по улице гулять,
Вдоль по улице гулять,
С Новым годом поздравлять!
3 ребенок:
Коляда, Коляда,
Где ты раньше была?
Я во поле ночевала,
Теперь к вам пришла.
4 ребенок:
Коляда, коляда
Ты подай пирога,
Дай блин,
Дай кашку
Всем понемножку.
Коляда, коляда,
На другой день Рождества!
Кто подаст пирога,
Тому двор живота.
5 ребенок:
Богатый мужичок
Открывай сундучок,
Доставай пятачок,
Если нету пятачка,
То давай пирога.
Не дашь пирога,
Мы корову за рога,
Поведём на Торжок,
Продадим за пирожок.
Воспитатель:
Спасибо, колядовщики, за пожелания.
Зима у нас холодная, длинная, да все же – веселая.
Отгадайте – ка, ребятки-загадки
Ушки на макушке.
Слушайте внимательно,
Я начну, а вам – закончить
В рифму обязательно!
Загадки:
- Долго над землёй летало белоснежно одеяло.
Солнце малость припекло – одеяло потекло,
И ушло в колодцы рек.
Одеяло это – …(снег).
- Холода, мороз, метели
Закружили, завертели.
В белых шапках все дома,
Это к нам пришла …(зима).
- Едва повеяло зимой,
Они всегда с тобой.
Согреют две сестрицы,
Зовут их …(рукавицы).
- На дворе снежок идет,
Скоро праздник …(Новый год).
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идет от …(ёлки).
- Все кружатся, веселятся,
Возле ёлочки резвятся.
Ведь сегодня торжество.
Что за праздник? (Рождество.)
Воспитатель:
Будем праздник продолжать, в игры будем мы играть. А какие вы знаете русские народные игры?
Ответы детей:
- «Ручеек», «Бубен», «Тетёра».
- Давайте поиграем в русскую народную игру «Тетёра».
Дети встают. Двое детей с воспитателем делают воротики, остальные дети взявшись за руки проходят через воротики, все вместе говорят:
Тетёра шла,
Моховая шла
По каменьям, по ровеньям
Сама прошла.
Детей провела,
Ну а самого хорошего оставила.
Воротики опускаются, кто попался – присоединяется к воротикам.
Игра закончилась.
Игра: «Бубен»
Дети стоят в кругу и под музыку передают бубен друг другу. Когда музыка останавливается, тот, у кого бубен, выходит в круг и танцует или читает новогоднее стихотворение, поет.
Игра «Ручеек»
Дети стоят парами друг с другом, подняв руки «домиком», каждая пара проходит под «мостиком», и становится впереди пары.
Игра «Чудеса в решете»
4 блюдца, 20 горошин,2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.
Воспитатель:
А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать?
Игра со взрослыми.
Выносят стол, на нем перевернутые горшочки, под ними разные предметы. Взрослые водят хоровод вокруг стола и поют.
Горшочек с вершочек
Скажи нам дружочек.
Что сбудется, что станется?
Плохое пусть останется.
Колядовщик:Хлеб - жить в достатке.
Колядовщик: колечко- замуж идти.
Колядовщик: Вата - мягкая жизнь достанется.
Колядовщик: Монетка - к достатку.
Колядовщик: спичка – к крепкому здоровью.
Колядовщик: ниточка - путешествие.
Колядовщик: зеркальце - собой любоваться, делом не заниматься.
Воспитатель:
Есть такая примета – если звёздочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится, берёт воздушный шар, внутри шарика лежат разноцветные звёздочки, шарик прокалывает, дети ловят звёздочки
Воспитатель:
Ребята, ловите! Загадали желание? Только берегите звёздочку и вспоминайте наш праздник.
Воспитатель:
Вот и настал момент прощанья,
Будет краткой наша речь,
Говорим всем: «До свиданья,
До счастливых новых встреч!»
Всех ребят, колядовщиков, ведущая угощает конфетами.
Используемые материалы:
- «Ладушки» - «Как у наших у ворот» Каплунова И., Новоскольцева И. - «Вот настали холода»
- «Ладушки» - «Зимние забавы» Каплунова И., Новоскольцева И.
- Песня «Метелица»
- «Коляда – коляда»
- Интернет ресурсы: Википедия.
Читайте также |
---|
Нет ничего краше Родины нашей!
Нет ничего краше Родины нашей! Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о России как о родной стране. Формировать уважительное отношение к государственному...
Конспект НОД по развитию речи «Сервировка стола. Столовый этикет»
Конспект НОД по развитию речи «Сервировка стола. Столовый этикет» Возраст: Дети старшего дошкольного возраста. Форма взаимодействия: групповая. Цель. Формирование знаний у детей о сервировке...
Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр
Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую...