План-конспект НОД в старшей группе «Коляда, коляда»

Тип занятия: комплексный.

Технология: рассматривание иллюстраций, слушание народных колядок, песен, разучивание рождественских закличек, колядок.

Цель. Приобщение дошкольников к старорусским обычаям, играм, обрядам, русским народным праздникам.

Задачи:

Образовательные:

Познакомить детей с колядками. Обогащать духовный мир детей.

Способствовать формированию музыкальной культуры дошкольников через обогащение их музыкальных впечатлений и музыкального словаря (коляда, колядовщики).

Создать условия для возникновения положительных эмоций у детей и хорошего настроения. Развивать фантазию, творческие способности.

Воспитательные:

Воспитывать уважение и интерес к русским народным праздникам

Интеграция образовательных областей: познание, музыка, коммуникация, социализация.

Предварительная работа: просмотр мультфильма «Рождество Христово», беседа с детьми на тему «Рождество», заучивание колядок.

Планируемые результаты: привить любовь и интерес к истории родной страны, к русским народным праздникам, обычаям, играм, обрядам.

Основные термины, понятия:

Закличка - это один из видов закликательных песен языческого происхождения.

Колядки – обрядовые песни, их издавна пели в святую Рождественскую ночь.

Колядование — приуроченный преимущественно к святкам славянский обряд посещения домов группой участников, которые исполняли «благопожелательные» приговоры и песни в адрес хозяев дома, за что получали ритуальное угощение.

Колядовщики - участники таких колядных групп, которые не включали в свой состав ряженых, ходили по домам в праздничной одежде, украшенной специальными букетиками, на шапки надевали венки, сделанные из вечнозелёных растений и бумажных цветов.

Оборудование: компьютер, плакаты, бубен, аудио-видео аппаратура.

Ход НОД

Дети заходят в зал, образуют круг.

Воспитатель: (в русском народном костюме)

Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!

Вот и матушка-зима пришла,

Отворяй-ка ворота!

Пришли святки!

Пришли колядки!

Хоровод «Вот настали холода». А Александрова.

  1. Вот настали холода, холода, Ну и что же, не беда, не беда!
Мы оденемся теплей, да, теплей, На морозе веселей, веселей! 2 раза.
  1. В теплой шубе пес Барбос, наш Барбос, На морозе только нос, черный нос!
И у нашего кота, у кота, Шерстка Зимняя густа, ох, густа! 2 раза.
  1. Только зябнут у крыльца, у крыльца Молодые деревца, деревца.
Вы не бойтесь, мы придем, мы придем, Вас укутаем снежком, да, снежком.
Кленами, липками молодым, молодым, Мы замерзнуть не дадим, не дадим!

Ведущая:

Вот и начался первый зимний месяц – январь. После встречи Нового года в России готовились к празднованию Святок. Рождество - светлый праздник. Неделя после Рождества называется святочная неделя. В это время люди радовались, веселились, пели песни, наряжались и ходили колядовать. А что вы знаете о колядках? Что это такое?

Просмотр презентации «Коляда, коляда»

Ведущая:

Люди издавна верили, что в эти морозные январские дни ходит по свету добрая богиня Коляда, несет в дом радость и здоровье. Люди наряжались в разные костюмы, гуляли, пели песни.

Песня «Метелица»

1. Вдоль по улице метелица метет, скоро все она дорожки заметет,

Ай, жги, жги, жги говори, скоро все она дорожки заметет.

2. Запряжем – ка мы в сани лошадей, в лес поедем за дровами поскорей.

Ай, жги, жги, жги говорит, в лес поедем за дровами поскорей.

3. Топорами мы ударим дружно в ряд, только щепочки по лесу полетят.

4. А с дровами мы тихонечко пойдем и ногами то притопывать начнем

Ай, жги, жги, жги говори, и ногами то притопывать начнем.

Ведущая:

А еще в святочные дни, колядовали, под окнами, распевали песенки-колядки. Дети колядовали обычно днём, а взрослые – вечером. Колядовщики ходили от дома к дому и желали хозяевам счастья, здоровья, благополучия. Хозяева угощали гостей пирогами, «козульками» - пряниками, сделанными в виде животных.

1 ребенок:

Коляда, коляда,
Ты подай пирога,
Или хлеба ломтину,
Или денег полтину,
Или курочку с хохлом,
Петушка с гребешком!
Отворяйте, хозяева, сундучки,
Вынимайте пятачки!
По копеечке давайте Колядовщикам!

2 ребенок:

Как пошла Коляда
Вдоль по улице гулять,
Вдоль по улице гулять,
С Новым годом поздравлять!

3 ребенок:

Коляда, Коляда,
Где ты раньше была?

Я во поле ночевала,
Теперь к вам пришла.

4 ребенок:

Коляда, коляда

Ты подай пирога,

Дай блин,

Дай кашку

Всем понемножку.

Коляда, коляда,

На другой день Рождества!
Кто подаст пирога,
Тому двор живота.

5 ребенок:

Богатый мужичок

Открывай сундучок,

Доставай пятачок,

Если нету пятачка,

То давай пирога.

Не дашь пирога,

Мы корову за рога,

Поведём на Торжок,

Продадим за пирожок.

Воспитатель:

Спасибо, колядовщики, за пожелания.

Зима у нас холодная, длинная, да все же – веселая.

Отгадайте – ка, ребятки-загадки

Ушки на макушке.

Слушайте внимательно,

Я начну, а вам – закончить

В рифму обязательно!

Загадки:

  1. Долго над землёй летало белоснежно одеяло.

Солнце малость припекло – одеяло потекло,

И ушло в колодцы рек.

Одеяло это – …(снег).

  1. Холода, мороз, метели

Закружили, завертели.

В белых шапках все дома,

Это к нам пришла …(зима).

  1. Едва повеяло зимой,

Они всегда с тобой.

Согреют две сестрицы,

Зовут их …(рукавицы).

  1. На дворе снежок идет,

Скоро праздник …(Новый год).

Мягко светятся иголки,

Хвойный дух идет от …(ёлки).

  1. Все кружатся, веселятся,

Возле ёлочки резвятся.

Ведь сегодня торжество.

Что за праздник? (Рождество.)

Воспитатель:

Будем праздник продолжать, в игры будем мы играть. А какие вы знаете русские народные игры?

Ответы детей:

- «Ручеек», «Бубен», «Тетёра».

- Давайте поиграем в русскую народную игру «Тетёра».

Дети встают. Двое детей с воспитателем делают воротики, остальные дети взявшись за руки проходят через воротики, все вместе говорят:

Тетёра шла,

Моховая шла

По каменьям, по ровеньям

Сама прошла.

 Детей провела,

Ну а самого хорошего оставила.

Воротики опускаются, кто попался – присоединяется к воротикам.

Игра закончилась.

Игра: «Бубен»

Дети стоят в кругу и под музыку передают бубен друг другу. Когда музыка останавливается, тот, у кого бубен, выходит в круг и танцует или читает новогоднее стихотворение, поет.

Игра «Ручеек»

Дети стоят парами друг с другом, подняв руки «домиком», каждая пара проходит под «мостиком», и становится впереди пары.

Игра «Чудеса в решете»

4 блюдца, 20 горошин,2 ложки. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца в другое.

Воспитатель:

А кто хочет погадать, да судьбу свою узнать?

Игра со взрослыми.

Выносят стол, на нем перевернутые горшочки, под ними разные предметы. Взрослые водят хоровод вокруг стола и поют.

 Горшочек с вершочек

Скажи нам дружочек.

Что сбудется, что станется?

Плохое пусть останется.

Колядовщик:Хлеб - жить в достатке.

Колядовщик: колечко- замуж идти.

Колядовщик: Вата - мягкая жизнь достанется.

Колядовщик: Монетка - к достатку.

Колядовщик: спичка – к крепкому здоровью.

Колядовщик: ниточка - путешествие.

Колядовщик: зеркальце - собой любоваться, делом не заниматься.

Воспитатель:

Есть такая примета – если звёздочку с неба поймаешь и желание загадаешь, то оно непременно исполнится, берёт воздушный шар, внутри шарика лежат разноцветные звёздочки, шарик прокалывает, дети ловят звёздочки

Воспитатель:

Ребята, ловите! Загадали желание? Только берегите звёздочку и вспоминайте наш праздник.

Воспитатель:

Вот и настал момент прощанья,

Будет краткой наша речь,

Говорим всем: «До свиданья,

До счастливых новых встреч!»

Всех ребят, колядовщиков, ведущая угощает конфетами.

 

Используемые материалы:

  1. «Ладушки» - «Как у наших у ворот» Каплунова И., Новоскольцева И. - «Вот настали холода»
  1. «Ладушки» - «Зимние забавы» Каплунова И., Новоскольцева И.

- Песня «Метелица»

- «Коляда – коляда»

  1. Интернет ресурсы: Википедия.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Нет ничего краше Родины нашей!

Нет ничего краше Родины нашей! Программное содержание: Обобщить и систематизировать знания детей о России как о родной стране. Формировать уважительное отношение к государственному...

Конспект НОД по развитию речи «Сервировка стола. Столовый этикет»

Конспект НОД по развитию речи «Сервировка стола. Столовый этикет» Возраст: Дети старшего дошкольного возраста. Форма взаимодействия: групповая. Цель. Формирование знаний у детей о сервировке...

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр

Развитие детей младшего дошкольного возраста с помощью нейроигр Межполушарное взаимодействие – это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую...

Читайте также

«Снеговичок-толстячок» НОД с детьми четвертого года жизни (в рамках тематической…

«Снеговичок-толстячок» НОД с детьми четвертого года жизни (в рамках тематической недели «Зимние игры и забавы») Цель: Формирование у дошкольников 4-го года...

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему…

Конспект открытого занятия по ФЭМП в старшей группе на тему «Волшебная страна - Математика» Задачи: Образовательные: Закрепить навыки порядкового счета в пределах 10...

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где?…

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где? Когда?» Цель: способствовать развитию интереса к получению экономических знаний. Задачи: 1. Учить использовать...