Непосредственно образовательная деятельность с детьми.

Тема: «Путешествие вокруг света»

(старшая группа)

Характеристика НОД: комплексная, сюжетно-игровая, исследовательская

Сферы базового компонента: «Познание» (развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе), «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы».

Линии развития по базовой программе: «Познавательно-речевая», «Художественно-эстетическая».

Цель:  продолжать развивать географическое мышление.

Задачи:

Образовательные:

- закреплять знания детей о глобусе, как модели Земли;

- продолжать формирование умения находить на глобусе и карте    необходимые географические объекты (океаны и материки);

- учить детей составлять рассказы по схеме о материках, развивать навыки общения;

- обогатить знания детей об обитателях океана;

- закрепить представления   о месте жительства ребенка, как гражданина страны.

Развивающие:

- способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях;

- развивать монологическую речь с опорой на предметно-схематичные модели (коллаж);

- расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.

Воспитательные:

- воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир, уважение и интерес к другим народам мира;

- формировать коммуникативные отношения между детьми;

- формировать патриотические чувства.

Методы и приемы: обследования, наглядности (рассматривание схем коллажей), словесный (беседа, указания, пояснения, художественное слово), практический (самостоятельное выполнение детьми экспериментальной деятельности), эвристический (развитие находчивости и активности), мотивационный (стимуляция активности детей за счет включения проблемной ситуации); исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.

Развивающая среда: рюкзак, глобус, карта, яблоко, схемы-модели для составления рассказа о материках, ноутбук, слайды обитателей океана: морская звезда, медуза; мнемотаблица стихотворения о маме;

на каждого ребенка: контурная карта, фломастеры, метки-символы, маленький глобус, цифра восемь (свечка), дидактическая игра «Географическая матрешка», открытка со схемой стихотворения о маме, подушки;

для опыта: пластиковые стаканы по 2 шт., ложки пластиковые, подставки, перепелиные яйца, вода пресная и соленая, салфетки, карточка схема для фиксации опыта.

Предварительная работа:

Цикл познавательных занятий по ознакомлению с материками и океанами, животными и растениями; составление описательных рассказов по схемам-моделям, чтение художественной и научно-популярной детской литературы, наблюдение за природными явлениями.

Ход:

- Ребята, посмотрите, что у меня в руках?

- Хотите посмотреть, что в нем? (там маленький глобус…) Что это?

- Ребята, а что же такое глобус? (Глобус – это модель нашей земли)

- А что такое карта? (Это тот же глобус, только в развернутом виде)

- Что изображено на глобусе и карте?

- Сколько материков на планете земля? А сколько океанов?

- Какие океаны вы знаете?

- Посмотрите на ваш маленький глобус и подумайте, почему Землю называют «голубой планетой»?

- У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета (разрезать яблоко на четыре части) Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода.

- Так много или мало воды на Земле? (много)

Совместно с детьми делаем вывод: «Большая часть планеты занята океанами и морями.

- Ребята, а хотите отправиться в кругосветное путешествие?

- Давайте пройдем к столам. Глобусы поставим на стол. Перед вами лежат карты. Давайте составим маршрут нашего путешествия.

- Вот маршрут наш готов и можно отправляться в кругосветное путешествие по морям и океанам.

- Ребята, какая вода в море? (Холодная, прозрачная, солёная)

- Как же определить, где морская вода, а где простая из крана? (Попробовать!)

- А если не пробовать? Решить эту проблему нам поможет опыт.

Вот две ёмкости: в одной обыкновенная вода, а в другой – морская, солёная. Но где, какая я не знаю. Мне известно то, что в солёной воде яйцо будет плавать, а в пресной опустится на дно. Давайте проверим.

Ложкой опустите яйцо в ёмкость, только аккуратно, скорлупа у сырого яйца очень хрупкая.

Что случилось с яйцом? (Оно опустилось на дно. Значит вода пресная.)

- Теперь опустим другое яйцо в другую ёмкость. Что случилось с яйцом? (Оно плавает. Значит вода солёная.)

- Теперь вы можете сказать, где вода солёная, а где пресная. Давайте занесем результаты нашего опыта в таблицу.

Релаксация «Шум моря»

Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие слухового и чувственного восприятия, релаксация дыхания.

- Сядем в круг, закроем глаза и представим удивительный образ моря.

Волна нахлынули на берег, и с тихим шелестом медленно ушла обратно сегодня она нам расскажет много интересного. Сделаем глубокий вдох и выдох.

- Откроем глаза и посмотрите, что за материк перед нами?

Рассказ детей о материке Африка. (Африка, самый жаркий материк. Там много пустынь. Самая большая пустыня Сахара. Ее называют «королевой пустынь». А верблюды – это «корабли пустыни». Еще в пустыни бывают Оазисы. На материке Африка есть джунгли. Там живут обезьяны. Еще на материке Африка живут бегемоты, носороги, крокодилы, слоны и самое высокое животное жираф.)

- А теперь мы видим перед собой еще один материк.

Рассказ детей о материке Северная Америка. (Северная Америка, самый контрастный материк. На материке Северная Америка очень много небоскребов. Еще там бываю торнадо, ураганы и тайфуны. Там есть каньоны. В Северной Америке живут броненосцы, паук тарантул и ядовитые лягушки. Еще там есть водопад, который меняет свое направление. Еще там живут медведь гризли, ленивцы и дикобраз.)

- Вот еще один материк.

Рассказ детей о материке южная Америка. (Южная Америка – самый дождливый материк. Там живут веселые люди, которые проводят много карнавалов. Носят шляпы сомбреро, играют на маракасах. В Южной Америке есть самая маленькая птичка колибри, которая умеет летать хвостом вперед. В реках водится рыба пиранья, зубастая и опасная. Южная Америка подарила миру шоколад, кукурузу и горький перец.)

- Давайте заглянем в морские глубины и вместе понаблюдаем за морскими жителями. Ой, кто это? (Показ слайдов)

Рассказ воспитателя:

Одним из красивых животных, которых не встретить на суше, являются морские звезды. А как вы думаете, почему ее называют звездой? А чем отличается она от звезды на небе?

Морские звезды могут быть различных цветов и разных размеров.

Морские звезды - исключительно морские животные, в пресных водоемах не встречаются.

Все морские звезды живут только на дне, ползая по поверхности дна или зарываясь в грунт.

Морская звезда – это животное без головы. Она передвигается на своих лучах присосках. У обычных звезд - 5 лучей, а у некоторых редких - 40!

Рот у морской звезды расположен в центре тела с нижней стороны. Многие из морских звезд - активные хищники, поедающие различных моллюсков, ракообразных.

Глаза находятся на кончиках лучей и защищены кольцом из иголок.

Морская звезда — одно из самых любопытных морских существ.

Она способна также восстанавливать оторванные лучи.

Самое интересное, что морские звезды совсем не умеют плавать, они бегают на своих ножках-лучиках по дну.

По волнам гуляет зонтик. Если встретите – не троньте!

Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжётся, как крапива.

Они кажутся фантастическими! Будто из иного мира. Их плавное и размеренное движение завораживает. Многим их хочется потрогать, прикоснуться.

Но медузы вооружены. Под зонтиком у них есть стрекательные клетки. Взгляните на фото. Вот они, похожие на щупальца. Если приблизится враг к медузе, своими стрекательными клетками она может его обжечь.

Так что при встрече с крупной медузой рассмотрите ее, полюбуйтесь, но не приближайтесь и не трогайте ее.

Окрас медуз бывает белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным.

Медуза дышит всем телом.

В студенистом теле медузы имеется целых 24 глаза на щупальцах.

Физминутка.

Дело было в марте, плыли мы на корабле,

В океане плыли, много нового открыли,

В океане – ветер, не боялись, за мизинчики держались!

В океане – волны, не боялись, мы за плечики держались!

В океане – буря, не боялись, мы за спинки все держались!

В океане – шторм, не боялись, за коленочки держались!

В океане – дружба, не боялись, мы за руки все держались, ни когда не расставались!

- Что-то холодом повеяло? Мы с вами оказались еще на одном материке.

Рассказ детей о материке Антарктида. (Антарктида, самый холодный материк. В Антарктиде нет коренных жителей. Там живут ученые, которые проводят опыты. В Антарктиде живут пингвины. Есть императорские пингвины, которые много времени проводят в воде. Они даже птенцов высиживают на льдине. Крылья пингвинов покрыты чешуей.)

- А это что за материк?

Рассказ детей о материке Австралия (Австралия, самый маленький материк. В Австралии растут эвкалипты. Там живут сумчатые животные такие как, коала, кенгуру, сумчатый волк, сумчатый муравьед. В Австралии очень много кроликов, живет утконос и собака Динго.)

- И еще один материк у нас на горизонте.

Рассказ детей о материке Евразия. (Материк Евразия, самый большой материк. Он омывается четырьмя океанами. На материке Евразия есть четыре цветных моря – черное, белое, желтое, красное. Много лесов. Есть лиственный лес, смешанный лес. Хвойный лес. На материке Евразия находится самое глубокое, самое чистое озеро Байкал. Живут белый медведь, бурый медведь и гималайский медведь, и еще птица глухарь. На материке Евразия находится наша страна Россия. Символом России является – березка.)

- Ребята, загляните под подушку, что там?

- Давайте сложим географическую матрешку. (Дидактическая игра «Географическая матрешка»)

- Молодцы! А нас ждет еще сюрприз. Давайте подойдем к столам, возьмем глобусы и посмотрим что там лежит внутри.

- Что там? (Цифра восемь)

- Как вы думаете, почему вдруг она здесь оказалась? (Потому что скоро праздник мам).

- Давайте мы с вами для своих мам выучим вот это стихотворение.

- Хотите? (заучивание стихотворения по схеме)

Сорвала я в поле цветик голубой,

Подарю его я маме дорогой.

Я его на платье маме приколю,

Очень сильно маму я свою люблю.

- Такую же схему я приклеила в ваши открытки, что бы вам легче было его рассказать маме. (Детям раздаются открытки)

- Ребята, вам понравилось наше кругосветное путешествие?

- А что понравилось больше всего?

- А в какое еще путешествие вы бы хотели отправиться?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе…

Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит спешит на помощь» Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей...

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку»

Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку» Цель: Закрепление детьми элементарных математических представлений при помощи заданий по ФЭМП...

Конспект занятия по коллективной аппликации в средней группе «Цветочная клумба»

Конспект занятия по коллективной аппликации в средней группе «Цветочная клумба» Цель: развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей. Задачи: • учить детей создавать цветок...

Читайте также

Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого…

Мастер - класс по художественно-эстетическому развитию «Весенняя картина из соленого теста» Цель: создать условия для развития сенсомоторной функции детей дошкольного возраста через использование технологии...

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом

Сценарий встречи детей старшего дошкольного возраста с олимпийским чемпионом Цель: Формирование у детей ценностей здорового образа жизни, развитие социальных, нравственных, физических качеств...

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные»

Конспект открытого занятия во второй младшей группе «Домашние животные» Цель: формировать у детей знания о домашних животных. Задачи: 1. Закрепить знания о домашних животных...