Непосредственно образовательная деятельность с детьми.
Тема: «Путешествие вокруг света»
(старшая группа)
Характеристика НОД: комплексная, сюжетно-игровая, исследовательская
Сферы базового компонента: «Познание» (развитие кругозора и познавательно-исследовательской деятельности в природе), «Коммуникация», «Социализация», «Здоровье», «Чтение художественной литературы».
Линии развития по базовой программе: «Познавательно-речевая», «Художественно-эстетическая».
Цель: продолжать развивать географическое мышление.
Задачи:
Образовательные:
- закреплять знания детей о глобусе, как модели Земли;
- продолжать формирование умения находить на глобусе и карте необходимые географические объекты (океаны и материки);
- учить детей составлять рассказы по схеме о материках, развивать навыки общения;
- обогатить знания детей об обитателях океана;
- закрепить представления о месте жительства ребенка, как гражданина страны.
Развивающие:
- способствовать формированию у детей уверенности в своих мыслительных и интеллектуальных способностях и возможностях;
- развивать монологическую речь с опорой на предметно-схематичные модели (коллаж);
- расширять кругозор посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания мира.
Воспитательные:
- воспитывать любознательность, желание познавать окружающий мир, уважение и интерес к другим народам мира;
- формировать коммуникативные отношения между детьми;
- формировать патриотические чувства.
Методы и приемы: обследования, наглядности (рассматривание схем коллажей), словесный (беседа, указания, пояснения, художественное слово), практический (самостоятельное выполнение детьми экспериментальной деятельности), эвристический (развитие находчивости и активности), мотивационный (стимуляция активности детей за счет включения проблемной ситуации); исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения.
Развивающая среда: рюкзак, глобус, карта, яблоко, схемы-модели для составления рассказа о материках, ноутбук, слайды обитателей океана: морская звезда, медуза; мнемотаблица стихотворения о маме;
на каждого ребенка: контурная карта, фломастеры, метки-символы, маленький глобус, цифра восемь (свечка), дидактическая игра «Географическая матрешка», открытка со схемой стихотворения о маме, подушки;
для опыта: пластиковые стаканы по 2 шт., ложки пластиковые, подставки, перепелиные яйца, вода пресная и соленая, салфетки, карточка схема для фиксации опыта.
Предварительная работа:
Цикл познавательных занятий по ознакомлению с материками и океанами, животными и растениями; составление описательных рассказов по схемам-моделям, чтение художественной и научно-популярной детской литературы, наблюдение за природными явлениями.
Ход:
- Ребята, посмотрите, что у меня в руках?
- Хотите посмотреть, что в нем? (там маленький глобус…) Что это?
- Ребята, а что же такое глобус? (Глобус – это модель нашей земли)
- А что такое карта? (Это тот же глобус, только в развернутом виде)
- Что изображено на глобусе и карте?
- Сколько материков на планете земля? А сколько океанов?
- Какие океаны вы знаете?
- Посмотрите на ваш маленький глобус и подумайте, почему Землю называют «голубой планетой»?
- У меня в руках яблоко. Представим, что это наша планета (разрезать яблоко на четыре части) Четвертая ее часть – суша, а вот это большая часть вода.
- Так много или мало воды на Земле? (много)
Совместно с детьми делаем вывод: «Большая часть планеты занята океанами и морями.
- Ребята, а хотите отправиться в кругосветное путешествие?
- Давайте пройдем к столам. Глобусы поставим на стол. Перед вами лежат карты. Давайте составим маршрут нашего путешествия.
- Вот маршрут наш готов и можно отправляться в кругосветное путешествие по морям и океанам.
- Ребята, какая вода в море? (Холодная, прозрачная, солёная)
- Как же определить, где морская вода, а где простая из крана? (Попробовать!)
- А если не пробовать? Решить эту проблему нам поможет опыт.
Вот две ёмкости: в одной обыкновенная вода, а в другой – морская, солёная. Но где, какая я не знаю. Мне известно то, что в солёной воде яйцо будет плавать, а в пресной опустится на дно. Давайте проверим.
Ложкой опустите яйцо в ёмкость, только аккуратно, скорлупа у сырого яйца очень хрупкая.
Что случилось с яйцом? (Оно опустилось на дно. Значит вода пресная.)
- Теперь опустим другое яйцо в другую ёмкость. Что случилось с яйцом? (Оно плавает. Значит вода солёная.)
- Теперь вы можете сказать, где вода солёная, а где пресная. Давайте занесем результаты нашего опыта в таблицу.
Релаксация «Шум моря»
Цель: снятие эмоционального напряжения, развитие слухового и чувственного восприятия, релаксация дыхания.
- Сядем в круг, закроем глаза и представим удивительный образ моря.
Волна нахлынули на берег, и с тихим шелестом медленно ушла обратно сегодня она нам расскажет много интересного. Сделаем глубокий вдох и выдох.
- Откроем глаза и посмотрите, что за материк перед нами?
Рассказ детей о материке Африка. (Африка, самый жаркий материк. Там много пустынь. Самая большая пустыня Сахара. Ее называют «королевой пустынь». А верблюды – это «корабли пустыни». Еще в пустыни бывают Оазисы. На материке Африка есть джунгли. Там живут обезьяны. Еще на материке Африка живут бегемоты, носороги, крокодилы, слоны и самое высокое животное жираф.)
- А теперь мы видим перед собой еще один материк.
Рассказ детей о материке Северная Америка. (Северная Америка, самый контрастный материк. На материке Северная Америка очень много небоскребов. Еще там бываю торнадо, ураганы и тайфуны. Там есть каньоны. В Северной Америке живут броненосцы, паук тарантул и ядовитые лягушки. Еще там есть водопад, который меняет свое направление. Еще там живут медведь гризли, ленивцы и дикобраз.)
- Вот еще один материк.
Рассказ детей о материке южная Америка. (Южная Америка – самый дождливый материк. Там живут веселые люди, которые проводят много карнавалов. Носят шляпы сомбреро, играют на маракасах. В Южной Америке есть самая маленькая птичка колибри, которая умеет летать хвостом вперед. В реках водится рыба пиранья, зубастая и опасная. Южная Америка подарила миру шоколад, кукурузу и горький перец.)
- Давайте заглянем в морские глубины и вместе понаблюдаем за морскими жителями. Ой, кто это? (Показ слайдов)
Рассказ воспитателя:
Одним из красивых животных, которых не встретить на суше, являются морские звезды. А как вы думаете, почему ее называют звездой? А чем отличается она от звезды на небе?
Морские звезды могут быть различных цветов и разных размеров.
Морские звезды - исключительно морские животные, в пресных водоемах не встречаются.
Все морские звезды живут только на дне, ползая по поверхности дна или зарываясь в грунт.
Морская звезда – это животное без головы. Она передвигается на своих лучах присосках. У обычных звезд - 5 лучей, а у некоторых редких - 40!
Рот у морской звезды расположен в центре тела с нижней стороны. Многие из морских звезд - активные хищники, поедающие различных моллюсков, ракообразных.
Глаза находятся на кончиках лучей и защищены кольцом из иголок.
Морская звезда — одно из самых любопытных морских существ.
Она способна также восстанавливать оторванные лучи.
Самое интересное, что морские звезды совсем не умеют плавать, они бегают на своих ножках-лучиках по дну.
По волнам гуляет зонтик. Если встретите – не троньте!
Вот так чудо, вот так диво! Зонтик жжётся, как крапива.
Они кажутся фантастическими! Будто из иного мира. Их плавное и размеренное движение завораживает. Многим их хочется потрогать, прикоснуться.
Но медузы вооружены. Под зонтиком у них есть стрекательные клетки. Взгляните на фото. Вот они, похожие на щупальца. Если приблизится враг к медузе, своими стрекательными клетками она может его обжечь.
Так что при встрече с крупной медузой рассмотрите ее, полюбуйтесь, но не приближайтесь и не трогайте ее.
Окрас медуз бывает белым, розовым, желтым, оранжевым, красным, голубым, зеленым и многоцветным.
Медуза дышит всем телом.
В студенистом теле медузы имеется целых 24 глаза на щупальцах.
Физминутка.
Дело было в марте, плыли мы на корабле,
В океане плыли, много нового открыли,
В океане – ветер, не боялись, за мизинчики держались!
В океане – волны, не боялись, мы за плечики держались!
В океане – буря, не боялись, мы за спинки все держались!
В океане – шторм, не боялись, за коленочки держались!
В океане – дружба, не боялись, мы за руки все держались, ни когда не расставались!
- Что-то холодом повеяло? Мы с вами оказались еще на одном материке.
Рассказ детей о материке Антарктида. (Антарктида, самый холодный материк. В Антарктиде нет коренных жителей. Там живут ученые, которые проводят опыты. В Антарктиде живут пингвины. Есть императорские пингвины, которые много времени проводят в воде. Они даже птенцов высиживают на льдине. Крылья пингвинов покрыты чешуей.)
- А это что за материк?
Рассказ детей о материке Австралия (Австралия, самый маленький материк. В Австралии растут эвкалипты. Там живут сумчатые животные такие как, коала, кенгуру, сумчатый волк, сумчатый муравьед. В Австралии очень много кроликов, живет утконос и собака Динго.)
- И еще один материк у нас на горизонте.
Рассказ детей о материке Евразия. (Материк Евразия, самый большой материк. Он омывается четырьмя океанами. На материке Евразия есть четыре цветных моря – черное, белое, желтое, красное. Много лесов. Есть лиственный лес, смешанный лес. Хвойный лес. На материке Евразия находится самое глубокое, самое чистое озеро Байкал. Живут белый медведь, бурый медведь и гималайский медведь, и еще птица глухарь. На материке Евразия находится наша страна Россия. Символом России является – березка.)
- Ребята, загляните под подушку, что там?
- Давайте сложим географическую матрешку. (Дидактическая игра «Географическая матрешка»)
- Молодцы! А нас ждет еще сюрприз. Давайте подойдем к столам, возьмем глобусы и посмотрим что там лежит внутри.
- Что там? (Цифра восемь)
- Как вы думаете, почему вдруг она здесь оказалась? (Потому что скоро праздник мам).
- Давайте мы с вами для своих мам выучим вот это стихотворение.
- Хотите? (заучивание стихотворения по схеме)
Сорвала я в поле цветик голубой,
Подарю его я маме дорогой.
Я его на платье маме приколю,
Очень сильно маму я свою люблю.
- Такую же схему я приклеила в ваши открытки, что бы вам легче было его рассказать маме. (Детям раздаются открытки)
- Ребята, вам понравилось наше кругосветное путешествие?
- А что понравилось больше всего?
- А в какое еще путешествие вы бы хотели отправиться?
Читайте также |
---|
Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе…
Конспект сценария театрализованного представления для детей «Сказка о здоровом образе жизни «Айболит спешит на помощь» Цель: 1. Уточнить и расширить знания детей...
Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку»
Интегрированное занятие по математике и развитию речи «Посадил дед репку» Цель: Закрепление детьми элементарных математических представлений при помощи заданий по ФЭМП...
Конспект занятия по коллективной аппликации в средней группе «Цветочная клумба»
Конспект занятия по коллективной аппликации в средней группе «Цветочная клумба» Цель: развить чувство коллективизма, создать эмоциональное настроение детей. Задачи: • учить детей создавать цветок...