Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе
Тема: «Зима»

Цель: развитие связной речи.

Задачи:

- Совершенствовать диалогическую и монологическую формы речи.

- Упражнять детей в согласовании слов в предложении.

- Обобщить и систематизировать знания о времени года зима.

- Активизировать словарь по теме «Зима».

- Приучать детей к самостоятельности суждений.

- Совершенствовать умение составлять рассказы с помощью мнемотехники.

- Развивать творческое воображение, фантазию, речь, мышление, умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы. 

- Развивать умение детей разгадывать ребусы.

- Воспитывать умение слушать друг друга. 

- Воспитывать любовь и бережное отношения к родной природе.

Методы используемые в занятии: наглядные, словесные, игровые, практические.

Предварительная работа:

- наблюдения на прогулке за явлениями живой и неживой природы (солнце, небо, ветер, птицы, одежда людей, работа техники);

- опытно-экспериментальная деятельность: замораживание цветных форм из воды, установление причинно следственной связи: где быстрее замерзнет, - рассматривание картинок с приметами зимы, открыток, альбомов с журнальными вырезками, репродукции художников;

-чтение худ. литературы, заучивание стихотворений (мнемотехника), отгадывание загадок, музыкальные произведения, приметы, звуки природы, беседы;

- дидактические игры, развивающие игры, подвижные игры;

- худ. творчесво: рисование на тему зима (трафареты, печатки, штампики), аппликация, лепка, раскраски, конструирование из природного материала.

Материалы и оборудование: мультимедийное оборудование, мячик, слайды по теме «зима», «комки снега», «варежка», магнитная доска.

 

Ход занятия

Дети заходят в зал и становятся полукругом. 

Воспитатель: Ребята, посмотрите сегодня к нам пришли гости, поздоровайтесь с ними. А теперь давайте поздороваемся друг с другом, громко скажем: «Доброе утро! (Игра «назови себя ласково».)

Воспитатель: Ребята сколько времён года? (четыре). Назовите их: (зима, весна, лето, осень). А какое время года у нас сейчас.

Дети: зима.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на экран. Что вы видите?

Дети: На экране нарисован ребус.

Воспитатель: Правильно. В этом ребусе спрятано слово, давайте его все вместе разгадаем.

Дети: Зима.

Воспитатель: Ребята, а сейчас что вы видите на экране?

Дети: зиму.

Воспитатель: Совершенно верно. Мы оказались во владениях Матушки- Зимы. Она приготовила для вас задания и сюрпризы.

1.Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? (зима).

2.Невидимкой, осторожно

Он является ко мне

И рисует, как художник,

Он узоры на окне… (мороз).

3.Бел, да не сахар.

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится… (снег).

4.В белом бархате деревья –

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет (изморозь).

Воспитатель: Дети я приглашаю вас отправиться в наш зимний лес. Давайте встанем в кружок. Посмотрите, какая красота. Вам нравится зима в нашем краю? Передавая комочек снега, назовите какая у нас зима на Южном Урале. Я начну первая «Зима на Южном Урале морозная». «Эй, дружочек, кати по снегу свой комочек» (холодная, снежная, морозная, красивая, вьюжная, лютая).

Воспитатель: Молодцы, как много слов признаков вы назвали про зиму.

Воспитатель: Дети, а сейчас перечислите по порядку зимние месяца (декабрь, январь, февраль).

Воспитатель: Каждый месяц имеет свои особенности. Давайте расскажем про них.

Рассказы детей о месяцах.

Ребенок. Декабрь – первый зимний месяц. В декабре дни короткие, ночи длинные. Холодно в декабре зверям и птицам. Деревья и кустарники стоят без листьев, на ветках лежит снег. Медведь спит в берлоге, белки прыгают по деревьям и грызут шишки, зайцы одели белые шубки. Птицы перелетают ближе к жилью человека. В конце декабря самый любимый праздник встреча Нового Года.

Ребенок. Январь- второй зимний месяц. В январе сугробы высокие. Мороз на стёклах рисует узоры. Солнце уже светит ярче. В январе на Руси отмечают светлый праздник Рождества Христова.

Ребенок. Февраль – последний зимний месяц. В этом месяце дуют сильные ветры. В феврале дни становятся длиннее. Солнце начинает пригревать. Появляются первые проталины. В феврале мы провожаем зиму и встречаем весну.

Воспитатель: Послушайте загадку.

Чтоб не мерзнуть пять ребят.

В печке вязанной сидят?

Это что?

Дети: варежка.

Воспитатель: достает чудесный мешочек и просит ребенка проверить, что в нем.

Воспитатель: упражнение «Доскажи словечко» с варежкой.

Тихо-тихо, как во сне, падает на землю……………снег!

С неба всё скользят пушинки – серебристые…снежинки!

На поселке, на лужок, всё снижается……………снежок!

Вот веселье для ребят - все сильнее……………снегопад!

Все бегут в перегонки, все хотят играть в………снежки!

Словно в белый пуховик, нарядился………….снеговик!

Рядом – снежная фигурка, это девочка……….снегурка!

На снегу-то, посмотри, с красной грудкой…….снегири!

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил….снег!

Воспитатель: Дети, какие слова вы добавляли? (снег, снежинки, снежок, снеговик…). Правильно.

Воспитатель: Назовите слово, которое есть во всех словах. (Слово «снег».)

Физминутка. «Веселый снеговик».

Белый снег пушистый,

В воздухе кружится (покачивание руками)

И на землю тихо

Падает ложится (присели, руки опустили)

И под утро снегом (встали, покружились)

Поле забелело (руки на поясе, повороты вправо, влево)

Точно пеленою

Все его одело (присели, руки опустили на пол).

Воспитатель: Дети садимся на стульчики. Внимание на экран. (Изображение горки.) Что изображено на картинке.

Любите кататься на горке? Ответы детей

А из чего строят горку (из снега).

Вот сейчас я буду строить горку из «снежков» (дети называют слово и подают «снежок»).

Какой может быть зима? (холодная, снежная, грустная, весёлая).

Называю слово «лёд». Какой лёд? (холодный, прозрачный, крепкий, хрупкий, скользкий…).

«Снег». Снег какой? (белый, липкий, блестящий, холодный, серебристый).

«Настроение». Какое может быть настроение? (весёлое, радостное, обиженное, грустное).

Воспитатель:

Послушайте мой рассказ по этой схеме.

«Пришла зима. Она накрыла землю белым покрывалом. Идёт снег. Дует ветер. Трещит мороз. Зима пришла не с пустыми руками. Она принесла подарки: снегопады, сугробы, метели, лед. Эти подарки нужны людям для того, чтобы кататься на лыжах, коньках, санках. А еще можно слепить снеговика, построить крепость, поиграть в снежки. Я очень люблю зиму».

Воспитатель:

Какие слова помогли мне составить рассказ о зиме? (Снегопад, сугроб, метели, лёд, коньки, санки, строить крепость, игра в снежки.)

Как называется рассказ? 

Дети: «Пришла зима».

Воспитатель: Чем зима накрыла землю? (Белым покрывалом – образное выражение.)

Воспитатель:

Какие подарки принесла зима людям? (лыжи, санки, коньки).

А какие ещё зимние забавы вы знаете?

Воспитатель: А сейчас кто хочет составить рассказ по другой схеме.

Рассказы детей (2, 3 ребенка).

Итог занятия:

Воспитатель: Дети, вам понравилось занятие?

О чём мы сегодня говорили?

Дети: Говорили о зиме. Отгадывали загадки, строили снежную горку, ребус отгадывали, составляли рассказы о зиме…

Воспитатель: Мне понравилось как вы работали на занятии, какие составили рассказы. Молодцы! Всем спасибо.

Попрощаемся с гостями.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

1 сентября в детском саду. Праздник для всех групп детского…

1 сентября в детском саду Праздник для всех групп детского сада Дети собираются на площадке детского сада. Звучат весёлые фанфары. Ведущий -...

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации…

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО Развитие общества характеризуется все возрастающей динамичностью, проникновением на более...

Программа профессионального развития педагогов

Программа профессионального развития педагогов 

Читайте также

Проект дня «Праздничная ёлочка»

Проект дня «Праздничная ёлочка» Идея проекта: проведение непосредственной образовательной деятельности по теме «Праздничная ёлочка» в форме проектной деятельности. Участники проекта: дети группы...

Конспект образовательной деятельности с дошкольниками: «Что такое доброта?»

Конспект образовательной деятельности с дошкольниками: «Что такое доброта?» Цель: - познакомить детей с базовой нравственной категорией «добро»; - развивать личностные качества: рефлексия, эмпатия...

Здоровьесберегающая технология – «Дендротерапия» во второй младшей группе

Здоровьесберегающая технология – «Дендротерапия» во второй младшей группе Как известно, хорошее здоровье способствует успешному воспитанию и обучению, а успешное воспитание и обучение...