Конспект НОД по развитию речи в старшей группе «Звуки ж-ш»

Программное содержание:

Обучающие задачи:

1. Познакомить детей со звуками «ж-ш».

2. Закрепить произношение звуков «ж-ш» в словах, слогах, предложениях.

3. Упражнять в правильном речевом дыхании, в произношении звуков тише-громче.

4. Продолжать учить отвечать четко на вопросы.

Развивающие задачи:

1. Развивать слуховое восприятие звуков «ж-ш».

2. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение внимательно слушать вопросы воспитателя.

Материал: прищепки с наклеенными фигурками по количеству детей, схемы слова по количеству детей, карточки, в названии которых звуки «ш-ж», символы звуков «жуки», «змейки» по количеству детей, мультимедийное оборудование.

 

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, давайте подарим друг другу хорошее настроение, улыбнитесь! Молодцы! А сейчас нам надо потренироваться.

Проводится артикуляционное упражнение с движениями. Дети стоят на ковре.

На качелях мы качались (качают руками внизу влево-вправо),

Высоко вверх поднимались (руки через стороны вверх 2 раза),

Вверх –вниз, вверх-вниз (руки вперед-вверх, вперед-вниз),

Очень крепко ты держись (сцепить руки в замок впереди).

Воспитатель: А теперь давайте сделаем зарядку для язычков.

  1. «Часики» - улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому.
  2. «Чашечка» - улыбнуться, открыть рот и установить язык наверху в форме чашечки.
  3. «Качели» - открыть рот, высунуть язык. Тянуться языком попеременно то к носу, то к подбородку.
  4. «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая упражнение сверху вниз.
  5. «Лошадка» - улыбнуться, открыть рот и пощелкать кончиком языка.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы будем учиться правильно произносить звуки «ж-ш». Давайте сравним их звучание. Положите одну руку на горло и произнесите звук «ш», а теперь «ж».

При произнесении «ж» участвует голос, связки, а «Ш» - нет.

Используются иллюстрации.

Воспитатель: Скажите как жужжит жук? (дети произносят вместе и по-одному, 3-4 ребенка). Как шипят гуси? Как жужжит пчела? Как шумит камыш?

- Молодцы, а теперь попробуем все вместе повторить шутки-чистоговорки:

Шу-шу-шу-я флажком машу

Шо-шо-шо-летом хорошо

Жа-жа-жа-видели ежа

Жу-жу-жу-на лужок хожу.

Дети проговаривают вместе и по-одному.

- А сейчас послушайте, я прочту два стихотворения, а вы определите, какой звук слышится чаще «ш» или «ж»?

1. В тишине лесной глуши шепот к шороху спешит

Шепот по лесу шуршит-шу-шу-шу, да ши-ши-ши.

Какой звук слышится чаще?

Дети: Звук ш.

2. Жили были серый еж и его ежиха

Серый еж был очень и ежиха тоже

И ребенок был у них-очень тихий ежик

Дети: Звук ж.

Дифференциция звуков ш-ж на слух.

Воспитатель: Теперь мы поиграем с вами в игру «Светофор». На экране будут появляться картинки и если в названии картинки есть звук Ш – вы поднимаете символ звука Ш – змейку, если в названии картинки есть звук Ж – вы поднимаете символ звука Ж – жука.

На мультимедийной доске по очереди включаются слайды с картинками: шайба, журнал, школа, дождь, чашка, журавль, шмель.

Дети поднимают символы звуков – змейка (звук ш) и жук (звук ж).

Воспитатель: Ну, а сейчас игра «Четвертый лишний». На экране четыре предмета, один из них лишний, подумайте какой?

Игра проводится два раза. На экране картинки – чашка, мошка, шуба и мяч. Далее картинки – жаба, желудь, жираф и пчела. Дети определяют, какая картинка лишняя.

Воспитатель: А теперь Ежик (игрушка) предлагает вам рассказать чистоговорку с разной силой голоса - шепотом, в полголоса, в полный голос, громко и снова шепотом.

«У ежа ежата, у ужа-ужата, не живут ежи, где живут ужи».

Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Медвежата в чаще жили, головой своей крутили,

Вот так, вот так, еще эдак, еще так

(Крутят головой.)

Медвежата мед искали, дружно дерево качали,

Вот так и вот так и вот эдак и вот так

(Наклоны влево-вправо.)

Вперевалочку ходили и из речки воду пили

Вот так и вот так и из речки воду пили

(Наклоны вперед.)

А потом ещё плясали, дружно лапы поднимали

Вот так и вот так дружно лапы поднимали

(Приседают и поднимают руки вверх.)

Воспитатель: Следующая игра называется «Найди место звука в слове». Перед вами, ребята, лежит схема слова и фишка. На экране будут появляться картинки и вы должны будете положить фишку на схему в том месте - в начале, середине или в конце слова, где находится один из звуков, с которыми мы сегодня играем – ш или ж.

Дети работают со схемой и по вызову воспитателя на мультимедийном экране со словами «нож», «шар», «ёжик».

Воспитатель: И последняя игра, в которую мы сегодня с вами поиграем называется «Прищепки». Перед вами картинка со звуком Ш или Ж, и на ней пустые прищепки. Вам нужно захватить прищепкой картинки с тем звуком, который соответствует вашей прищепке и рассказать о своем выборе.

Воспитатель: Ребята, вы сегодня так хорошо играли и справились со всеми заданиями, я предлагает вам расслабиться и угоститься чаем. Посмотрите, у вас на столе чашки с чаем (пособие собственного изготовления). Но он горячий, на него надо подуть и остудить его.

Дыхательная гимнастика «Остуди чай в чашке»

(делают вдох и дуют на чай)

Воспитатель: Молодцы, ребята! У вас лежат смайлики. Если вы считаете, что всё было легко, то поднимите красный, а если были затруднения, то желтый.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Дидактическая игра «Пришей пуговицу» для детей младшего возраста

Дидактическая игра «Пришей пуговицу» для детей младшего возраста Аннотация: Сенсорное развитие ребенка — это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних...

Развивающая технология "Логические блоки Дьенеша" в интеллектуальном развитии детей младшего…

Развивающая технология "Логические блоки Дьенеша" в интеллектуальном развитии детей младшего дошкольного возраста (Из опыта работы)

Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в…

Информационно-творческий проект по сюжетно-ролевой игре в старшей группе «Буду в армии служить»

Читайте также

Проект «Неделя добрых дел»

Проект «Неделя добрых дел»

«Уголок индивидуализации» как элемент современной РППС

«Уголок индивидуализации» как элемент современной РППС

Комплексное открытое занятие в средней группе по патриотическому воспитанию «Веселые…

Комплексное открытое занятие в средней группе по патриотическому воспитанию«Веселые посиделки» Цель: знакомство детей дошкольного возраста особенностями русского народного костюма, развитие интереса к...