План-конспект занятия ознакомления с окружающим в старшей группе

«Как сарафан в поле вырос»

Обучающие задачи1
Развивать умение детей пользоваться, как краткой, так и распространенной формой ответа.
Познакомить с этапами изготовления изделий изо льна.
Закреплять представления о быте, культуре людей нашего прошлого.
Развивающие задачи
Развивать познавательный интерес к окружающему, способность к анализу, самооценке.
Развивать связную речь.
Развивать художественно-эстетический вкус.
Воспитательные задачи
Воспитывать любовь к родному краю, внимание, желание слушать, много знать.
Словарная работа
Изба, лен, лукошко, снопы, прялка, веретено, ткацкий станок, модельер.
Методы и приемы
Художественное слово, проблемные ситуации, диалог, поисковые вопросы, наглядный, песня, дидактическая игра, эксперимент, анализ.
Материал к занятию
Полотенце изо льна, письмо, одежда из разных тканей па вешалках, засушенный лён, пакля, платок, скалка, солома льна, тыква, лук, печка, самовар, лапти, семена льна в мешочке, сарафан изо льна, ширмы, размятая солома льна, фотоаппарат. Иллюстрации: с изображением крестьянина с лукошком, который сеет лен; снопов, гребня, прялки и веретена, ткацкого станка.

Предварительная работа
Заучивание стихотворений, беседы о стилях одежды, о тканях, Рассматривание иллюстраций о жизни крестьян в деревне. Сюжетно - ролевая игра: «Ателье», дидактическая игра: «Одень куклу по сезону», работа в книжках - раскрасках.

Ход занятия:

I часть.
Воспитатель: Ребята, вы сегодня такие нарядные, красивые вас и не узнать. А скажите мне, в каком стиле они одеты?

Ответы детей в стихотворной форме:

Из моды не выходит в полосочку наряд

Тельняшке полосатой сегодня каждый рад.

Что такое кантри в моде.

Это отдых на природе,

Это стиль такой народный,

Он сегодня очень модный.

Но журналам заграничным

Выбираем мы фасон.

И в нарядах необычных

Смотримся со всех сторон.

Воспитатель: А где можно купить такую одежду?

Ответы детей: в магазине, на рынке и т.д.

II часть.
Воспитатель: А раньше, говорят, очень давно, одежда в поле росла. Хотите узнать, как она росла?
Для этого нам надо отправиться в прошлое, побывать в русской избе. Давайте покружимся и скажем: «Раз, два покружись, в русской избе окажись». Вот и изба перед нами. Изба - это дом из бревен (закрепляю с 2-3 детьми). Давайте заглянем в избу. Посмотрите, какие разные предметы находятся в избе (рассматривание утвари). А вот и сарафан, который носили в старину. Давайте потрогаем сарафан, рассмотрим орнамент на нем. Что вы можете о нем сказать?

Ответы детей: жесткий, грубый, шершавый, на нем красивый орнамент и т. д.

Воспитатель: Ребята, а вы как считаете, из какой ткани сшит сарафан?
Ответы детей.
Воспитатель: Сарафан сшит изо льна. Лен это растение, которое растет в поле. Поэтому в старину и говорили, что сарафан в поле вырос. Сегодня вы узнаете, как из льна шили сарафан. Посмотрите - это семена льна (закрепляю с 2-3 детьми). Семена льна сеяли в поле весной. Посмотрите, как раньше сеяли лен (рассматривание иллюстрации). Лен сеяли руками из лукошка. Лукошко - это корзина без ручки, которое вешали па плечи. Давайте представим, что мы находимся в поле и покажем, как сеяли лен (имитация движений сеятеля, с песней):
Сею - вею, да сею- вею,
Сею- вею беленький леночек - 2 раза
Уродися, да уродися
Уродися беленький леночек — 2 раза
Вот с такими словами сеяли леи в поле.
Сейчас мы поиграем в дидактическую игру «Назови ласково».
Я называю слово «поле», а вы отвечаете ласково «полюшко» (поле, лён, рубашка, сарафан). Спасибо ребята.
Все лето растет дев. Как вы считаете что помогает льну расти?
Ответы детей; солнце, дождь, насекомые и т.д.

Воспитатель: Осенью с корнем вырывали лён из земли. Связывали в снопы. Посмотрите, что такое снопы (рассматривание иллюстрации). В снопах лен высыхал. Сухие коробочки с семенами легко отделялись от соломы. Солома- это сухие стебли растения. Для изготовления ниток брали солому, мяли её, трепали руками. Мы с вами попробуем помять и потрепать солому льна. Посмотрите, как надо мять. Я беру солому, кладу её в салфетку и мну скалкой. Достаю и руками начинаю трепать.

Растрёпанная солома становится похожей на нитки. Сейчас попробуйте вы (дети мнут, треплют солому). У кого получилось как у меня? Покажите. Легко мять солому?
Ответы детей: мять трудно, сложно, тяжело, устают руки ы т.д.

Воспитатель: А раньше много соломы надо было переработать таким образом. Затем эту растрёпанную солому (рассматривание пакли) расчёсывали гребнем. Посмотрите, как выглядит гребень (рассматривание гребня). Солома становилась мягкой. При помощи прялки и веретена пряли нити. Посмотрите как (демонстрация процесса получения нити). А уже из нити ткали ткань. Как вы можете объяснить слово «ткали». Ткали - это, значит, делали ткань при помощи ткацкого станка (рассматривание иллюстрации). Получалась вот такая ткань, (рассматривание ткани). Из готовой ткани шили рубашки, да сарафаны. Такую одежду украшали вышивкой, берегли, долго носили, старшие дети передавали младшим братьям и сестрам, она была очень прочной, удобной, полезной для здоровья. Говорили, что в одежде изо льна зимой не холодно, а летом не жарко. Как вы считаете, а в наше время есть одежда изо льна? Да и в наше время сеют лён, выращивают, изготавливают нити, ткут ткань. Только сейчас всё это делается при помощи современных машин, что намного облегчает труд людей. Ткани из льна очень ценятся у нас в России и в других странах. Как вы считаете, какую одежду можно сшить из льняной ткани?
Ответы детей: шьют костюмы, платья для детей и взрослых, брюки, полотенца, салфетки, мешки и т.д.

Воспитатель: Давайте, ребята, сфотографируемся в избе па память.
А сейчас произнесем волшебные слова и вернемся в группу: «Раз, два покружись, снова в группе окажись». Что нового мы узнали, побывав в избе?
Ответы детей: Какая одежда была раньше. Из чего шили одежду. Как пряли нити. Как выращивали лен и т.д.

Воспитатель: Побывали мы в прошлом, на этом путешествие не закапчивается, мы отправляемся в дом моды. Произносим волшебные слова. И вот мы с вами в доме моды известного модельера Вячеслава Зайцева. Кто такой модельер?
Ответы детей: человек, который шьет одежду и т.д.

Воспитатель: Давайте уточним. Модельер - это человек, который придумывает разные фасоны одежды. Создает эскизы (закрепляю с 2-3 детьми). Почему-то нас никто не встречает? Здесь письмо. Оно адресовано гостям. Что в нем?
Здравствуйте, гости.
Извините, что не встречаю вас, потому что улетаю в Париж на показ высокой моды. Будьте хозяевами, посмотрите на модели детской и взрослой одежды. Буду, признателен, если сделаете заказы на понравившиеся модели. В подарок от меня красивая коробочка. Откроете её в группе.
С уважением Вячеслав Зайцев.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, как здесь красиво! Много разной одежды. Как вы считаете, здесь сеть одежда из льняной ткани? А какую модель одежды вы бы выбрали для себя? Почему? Чем она вам понравилась?
Ответы детей: красивая, яркая., мягкая, необычная, модная и т.д.

Воспитатель: Я бы выбрала для себя этот льняной костюм. Скоро лето и мне в нем будет не жарко. Произносим волшебные слова. И возвращаемся в группу. Что мы узнали, побывав в Доме моды?
Ответы детей: одежды изо льна шьют мало и т.д.

III часть.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поговорить с мамой, есть ли у вас дома льняные вещи. Завтра принесите их в группу, мы ещё раз их рассмотрим, сфотографируем, запомним, А завтра на участке поля посеем лен и будем за ним наблюдать. А осенью будем его перерабатывать, чтобы получить льняные нити. Скажите, ребята, а что мы с вами принесли в группу из нашего путешествия?
Ответы детей: интересные впечатления, знания, фотографии, красивую коробочку и т.д.

Воспитатель: Ребята, давайте откроем коробку. Посмотрите — это красивые книжки-раскраски «Модная одежда».

Раздача книжек детям.




Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Конспект занятия на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля»

Конспект занятия на тему: «Путешествие в прошлое планеты Земля» (Для детей от 5 до 7 лет.) Цель: создать условия для познавательно-исследовательской деятельности...

Методическая разработка - дидактическая игра «Один день из жизни журналиста»

Методическая разработка - дидактическая игра «Один день из жизни журналиста» Возраст детей: 5 – 7 лет. Цель: Формирование знаний у детей о...

Занятие по рисованию в группе раннего возраста «Снег идет»

Занятие по рисованию в группе раннего возраста «Снег идет» Цель: учим детей рисовать красками, правильно держать кисточку, закрепляем знания цветов, воспитываем интерес...

Читайте также

Развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ через художественное конструирование

Развитие детей дошкольного возраста с ОВЗ через художественное конструирование Перед взрослыми стоят очень ответственные задачи: с одной стороны - создать условия...

Песенное творчество на музыкальных занятиях в ДОУ

Песенное творчество на музыкальных занятиях в ДОУ Успешность творческих проявлений детей в данном виде творчества зависит от развития музыкальных способностей (ладового...

Основы этики консультативной работы тьютора инклюзивного образования

Основы этики консультативной работы тьютора инклюзивного образования Начну свой ответ на данный вопрос со следующего в основу инклюзивного образования положены приведенные...