Непосредственно образовательная деятельность «Измерение объема сыпучих веществ»
Возрастная группа: старшая.
Цель: Учить измерять сыпучие вещества с помощью условной мерки; упражнять в счете в пределах восьми; развивать логическое мышление.
Задачи:
- Познакомить детей со способами измерения объема сыпучих веществ; подвести их к пониманию зависимости результата измерения от избранной меры;
- Воспитывать чувство взаимопомощи, доброжелательности, отзывчивости, желание помочь в трудную минуту.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Оборудование и материал:
Материалы и оборудование:
- Ноутбук;
- Прозрачная миска с рисом и миска с пшеном;
- Пустая емкость для сыпучих, стаканчики, ложки столовые по количеству детей;
- Фонограмма песен «Улыбка», «Песенка Красной шапочки».
- Разрезанные картинки;
- Геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник).
Ход непосредственной образовательной деятельности
Звучит музыка В.Шаинского «Улыбка» дети входят в группу за воспитателем
(Дети выполняют движения и произносят текст вместе с педагогом.)
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
А теперь улыбнемся гостям и поздороваемся с ними!
Основная часть
Ребята к нам в четверг должна была прийти гостья. Я забыла, какой сегодня день недели, а какой день недели был вчера? Может вы мне еще, подскажите какое сейчас время года? Точно, вспомнила, она обещала прийти в среду, а кто она - вы узнаете, когда отгадаете загадку:
Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила
Девочка имя забыла свое.
А ну подскажите, как звали ее?
Дети: Красная шапочка.
(Заходит Красная шапочка сгоршочком.)
Здравствуйте! Ребята, я прошу вас помочь мне. Дело в том, что у меня заболела моя любимая бабушка и я решила приготовить для нее ее самую любимую кашу – «Дружба». Это очень вкусная и полезная каша. В ней много разных витаминов, она поможет моей бабушке быстрее поправиться. Знаете, почему она так называется? (Потому что берется два – три вида крупы в равных пропорциях, которым приходится уживаться в одном блюде.) А вы пробовали такую кашу? (Да.) Сейчас я вам расскажу, как она готовится.
Рис, пшено я промывала, (смешивает крупу)
В чугунок их засыпала,
Посолила, подсластила,
Я за Дружбою следила!
У меня есть рецепт каши, в котором написано, сколько крупы необходимо взять, но я не знаю, как ее измерить.
Воспитатель: ну что, ребята, поможем Красной шапочке?
Дети: Да!
Красная шапочка: Я пойду, навещу бабушку, а потом вернусь.
Воспитатель: Предлагаю вам пройти в нашу лабораторию (дети под музыку «Песенка Красной шапочки» проходят за стол, на котором лежат фишки и стоит посуда с крупой).
Посмотрите, у меня на столе стоит посуда с крупой. Как вы думаете, сколько здесь крупы? (ответы детей) если не ответят: Хотите узнать?)
А как можно узнать?
Как вы думаете, что для этого надо сделать? (измерить крупу)
- Чем можно измерить? (ответы детей)
Мы будем измерять стаканом. Стакан – это наша мерка.
- Чем будет стакан? (меркой)
- Прежде чем приступить к измерению количества крупы, надо запомнить правило измерения. (Показ с комментарием.)
- Мерка должна быть полной, вровень с краями, без горки, но и не меньше края мерки. Если вы набрали крупу с горкой, аккуратно ссыпьте ее обратно. Если меньше – еще раз наберите. Запомните! Результат измерения зависит от правильного, точного заполнения мерки.
- Каждый раз, когда отмерили полную мерку, выставляем фишку, чтобы не сбиться со счета. (Дети откладывают фишки по количеству мерок.)
- Какой должна быть мерка? – полной, ровно по краям.
- Что делаем, когда отмеряем полную мерку? – выставляем фишку.
- Сколько я пересыпала стаканов?
- Сколько у вас получилось фишек? Найдите цифру соответствующую количеству фишек.
Дети, пересчитав все фишки, говорят, сколько стаканов крупы. А теперь возьмем другую мерку – ложку.
- Сколько я пересыпала ложек?
- Сколько вы отложили фишек? Найдите цифру соответствующую количеству фишек.
(Работа в парах.)
- Сейчас вы будите самостоятельно измерять крупу у вас в посуде. Для этого вам необходимо пройти за столы.Одна группа будет измерять стаканами, а другая – ложками.
- Я предлагаю вам работать в парах: договоритесь, кто будет измерять крупу, а кто считать количество мерок. (Дети договариваются.)
- А теперь вы сами измерьте, сколько крупы у вас.Не забывайте правило измерения. Не одна крупинка не должна просыпаться, вся должна быть измерена.
Дети работают.
- Сколько получилось стаканов крупы?
- Сколько фишек у вас на столе?
- Сколько получилось ложек?
- Чего получилось больше: стаканов или ложек?
- Как вы считаете, почему ложек получилось больше?
Открою вам секрет, что в каждой миске количество крупы было одинаковым. Так почему у вас получились разные результаты?
Выслушать мнения детей и подвести их к выводу.
Вывод: У вас были мерки разного размера. Чем меньше мерка, тем больше измерений вам придётся сделать. Чем больше мерка, тем меньше измерений вы сделаете.
- Как можно назвать одним словом эти предметы: стакан, ложку? (Мерка.)
- Вы наверное устали, я предлагаю вам отдохнуть.
- Встаем.
Физ. минутка
Раз, два, три, четыре, пять
Все умеем мы считать.
Раз! Подняться, потянуться
Два! Согнуться, разогнуться.
Три! В ладоши три хлопка
Головою три кивка,
На четыре – руки шире.
Пять - руками помахать
Шесть - за стол тихонько сесть.
Красная шапочка: (заходит с осколками) Бабушку я огорчила,
У нее горшок разбила
Мне, ребята, помогите
И осколки соберите!
Воспитатель: ребята, давайте поможем этому горю.
Игра «Собери картинку»
Цель: Закреплять у детей представления о целостном образе предмета, закрепить счет до 8, закреплять знание геометрических фигур; побуждать создавать предметную композицию, дополнять ее деталями обогащающими изображение, развивать мелкую моторику.
Оборудование: клеенка, разрезанная картинка горшочка с цифрами от 1 до 8, выполненная на плотной основе, клей ПВА, кисточки, сухие влажные салфетки, крупа, лист А3.
Ход игры: Воспитатель предлагает собрать картинку из разрезанных частей выкладывая ее в числовой последовательности и наклеить ее на лист А3.
Какие геометрические фигуры вы видите на горшочке?
Сколько их? 6.
Найдите среди этих геометрических фигур ромб.
Аккуратно закрасьте его крупой.
Красная шапочка: спасибо, вам ребята за помощь, пойду обрадую бабушку.
До свидания! (Уходит.)
- Ребята, что вам больше всего понравилось сегодня делать?
- Чему вы научились?
- За то, что вы сегодня были очень активными, внимательными, много работали, помогали, измеряли крупу. Я хочу вам подарить «умный песок».
Корзинка с сувенирами. (Под «Песню Красной шапочки».)
Читайте также |
---|
Интегрированное занятие по пожарной безопасности с использованием развивающих игр В…
Интегрированное занятие по пожарной безопасности с использованием развивающих игр В, В, Воскобовича в старшем дошкольном возрасте «Берегите лес от пожара» Программное содержание: Цель: Формировать экологическую культуру...
Логопедический массаж как одно из средств коррекции звукопроизношения у детей…
Логопедический массаж как одно из средств коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста со стертой формой дизартрии Речь – одна из основных...
Театрализованная игра «Цыпленок и утенок»
Театрализованная игра «Цыпленок и утенок» Аннотация: Игра рекомендована для использования в театрализованных играх с детьми раннего возраста. Данное пособие помогает формировать связную...