Конспект непосредственной образовательной деятельности по развитию речи с использованием мнемотехники в старшей группе
Тема: Путешествие по временам года

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Цель: Развитие связной речи, посредством наглядного моделирования.

Задачи:

Обучающие:

- Уточнить и закрепить представления детей об происходящих изменениях в природе в разное время года;

- Упражнять в составлении описательных рассказов с помощью мнемотаблиц;

- Продолжать формировать умение использовать в речи сложные предложения, слова - определения.

Развивающие:

- Развивать умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

- Развивать логическое мышление, внимание, воображение, слуховую, зрительную и двигательную память.

Воспитательные:

- Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать навык сотрудничества, развивать инициативу и самостоятельность.

Предварительная работа:

Знакомство с моделями времен года, беседы по мнемотаблицам «Времена года», чтение художественной литературы, наблюдение, рассматривание иллюстраций, словесные игры по темам: «Зима, Весна, Осень, Лето».

Оборудование: Мнемотаблицы с временами года «Зима», «Весна», «Осень», «Лето», ИКТ оборудование.

 

I часть. Мотивационно – побудительная часть.

Воспитатель: «Ребята, давайте возьмемся за руки и поприветствуем, друг друга (Дети хором повторяют слова и затем передают улыбку и жмут руку).

- Я улыбку всем дарю,

Здравствуй, здравствуй говорю!

- Ребята, сегодня мы с вами будем путешествовать. Я загадаю загадку, а вы догадайтесь куда мы отправимся.

Гостьи к нам пришли: седая,

А за нею — молодая,

Третья ярко расцветает,

А четвёртая рыдает. (Времена года.)

- Сколько у нас времен года? (4.) Назовите их. (Зима, весна, лето, осень.)

- Значит наше путешествие будет проходить по временам года. А чтобы узнать, в каком времени года мы сейчас окажемся нужно отгадать следующую загадку.

Снег на полях,

Лед на реках,

Вьюга гуляет,

Когда это бывает? (Зимой.)

Значит мы с вами окажемся сейчас в зимнем лесу. Но это можно сделать, только с помощью волшебства. Времена года передали нам веточку ели, она волшебная, ведь круглый год она зеленая. Вот теперь можно и поколдовать.

Кружись, кружись, кружись,

В зимнем лесу окажись.

(Показ слайда зимний лес.)

II часть. Основная часть.

- Ой ребята смотрите кругом снег, так красиво.

- Скажите пожалуйста, Зима какая? (Морозная, вьюжная, сказочная…)

- Назовите зимние месяцы (Декабрь, январь, февраль.)

- Что и кого мы можем увидеть в лесу зимой? (Следы на снегу от зверей, которые ищут себе пропитание, деревья и кусты покрыты снегом, птицы на деревьях…)

- А в городе, около дома, у нас в садике? (Птицы на кормушках, снеговики и много построек из снега, дети гуляют, играют в снежки, катаются на санках, лыжах.)

- Мы вспомнили все о зиме и теперь можем рассказать о ней по схеме.

Желающий ребенок рассказывает о зиме по мнемотаблице.

- Умница, какой красивый рассказ у тебя получился.

- А теперь послушайте следующую загадку:

Тает снежок,

Ожил лужок,

День прибывает,

Когда это бывает (Весной.)

- Правильно, молодцы. Как вы думаете в какой лес мы должны попасть? (Весенний)

Кружись, кружись, кружись,

В весеннем лесу окажись.

(Слайд весеннего леса.)

- Ребята посмотрите на весенний лес. Как вы думаете, что изменилось в лесу по сравнению с зимой? (Совсем мало снега, проталины, первые цветы появились, стало больше птиц, набухают почки…)

- А весна какая? (Долгожданная, теплая, нежная, солнечная, радостная, ранняя, поздняя, веселая, ветреная…)

- Назовите весенние месяцы (Март, апрель, май.)

- Какие приметы весны вы знаете? (ответы детей.)

- Что делают дети весной на улице (гуляют, пускают кораблики по ручейкам, делают скворечники для птиц…)

- Вспомнили мы все и про весну, кто хочет нам рассказать о весне по схеме?

(Желающий ребенок рассказывает по схеме.)

- Очень красивое время года, и прекрасный рассказ получился.

Физ. минутка: Весна – красна
Весна-красна, ты с чем пришла? (Руки в стороны, поклониться.) 
С цветами, с травой, с лошадкой вороной. (Руками указать на траву, цветы, взять поводья.) 
Мы на ней поскачем по траве луговой, (Подскоки на месте.) 
К воде ключевой. (Наклониться, зачерпнуть воображаемую воду.) 
Солнышку улыбнёмся, (Соответственно.) 
Домой к мамочке вернёмся. (Сесть на свои места.) 

- А сейчас слушайте третью загадку:

Солнце печет,

Липа цветет,

Рожь поспевает,

Когда это бывает? (Летом.)

- Как вы уже, наверное, догадались, что мы сейчас окажемся в летнем лесу.

Кружись, кружись, кружись,

В летнем лесу окажись.

(На экране появляется слайд лето.)

- Посмотрите, что вы видите в летнем лесу. (Ответы детей.)

- А теперь ответьте Лето какое? (Теплое, жаркое, красивое, яркое, дождливое…)

- Что можно делать летом? (Купаться, играть в песок, ходить в лес за ягодами и грибами…)

Молодцы все вы знаете о лете, и я предлагаю вам рассказать об этом времени года по схеме.

(Ребенок рассказывает рассказ о лете по схеме.)

Отличный рассказ получился, молодец.

- Ну и последняя загадка:

Пусты поля,

Мокнет земля,

Дождь поливает,

Когда это бывает? (Осенью.)

- Правильно. И мы окажемся сейчас с вами в осеннем лесу.

Кружись, кружись, кружись,

В осеннем лесу окажись.

(На экране слайд осень.)

- Какие приметы осени вы знаете. (Ответы детей.)

- Осень какая? (Золотая, багряная, теплая, дождливая, урожайная, ранняя, поздняя, холодная…)

- Что мы делаем осенью на улице? (Ответы детей.)

- А звери в лесу, что делают? (готовятся к зиме). Как? (Ответы детей.)

- Давайте расскажем об осени по схеме.

(Желающий ребенок рассказывает рассказ.)

- Молодец, какой хороший рассказ у тебя.

- Еще раз назовите все времена года по порядку.

- А после весны, что идет? (Лето.)

- А перед зимой, какое время года (Осень.)

- Новый год, когда бывает? (Зимой.)

III часть. Заключительная часть.

- Молодцы. Вот и заканчивается наше путешествие. Вам было интересно?

Что больше всего вам запомнилось и понравилось?

– Чей рассказ понравился больше?

– Почему?



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

НОД по развитию речи в средней на тему «Дикие животные…

НОД по развитию речи в средней на тему «Дикие животные и их детеныши» Цель: обогащение и активизация словаря детей по теме недели...

Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой»

Сценарий развлечения «Гном пришел за ёлкой» (Для детей младшей группы) Действующие лица: ведущий, Гном – взрослые. Реквизит: ведро со снежками, корзинка, шапка и...

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре

Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по физической культуре Здравствуйте коллеги! Тема выступления: «Способы развития самостоятельности и инициативы на занятиях по...

Читайте также

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где?…

НОД по финансовой грамотности в форме игры. Игра «Что? Где? Когда?» Цель: способствовать развитию интереса к получению экономических знаний. Задачи: 1. Учить использовать...

Показатели умственного развития дошкольника

Показатели умственного развития дошкольника А достаточно ли развит ребенок для своего возраста? Какими способами это можно проверить? Именно эти вопросы волнуют...

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора

Развитие речи детей младшего возраста посредством фольклора «Произведения детского фольклора для ребенка и подростка – живые организмы, полевые цветы, на глазах вырастающие...