Конспект. Познавательное развитие. Ознакомление с миром природы. «Обитатели океана»
Программное содержание: Познакомить детей с обитателями подводного мира. Сформировать познавательную активность, умение сравнивать вещи и явления, устанавливать простые связи между ними, то есть упорядочивать свои представления о мире. Развивать любознательность, желание узнать новое об обитателях дня. Учить работать с картой, прокладывать по ней маршрут.
Оборудование: Глобус, большая физическая карта полушарий, иллюстрации морских животных и растений, подводное снаряжение, магнитофон, кассеты с морскими мелодиями, ватман, клей, краски, кисточки, ракушки, трафареты рыб.
Предварительная работа: Чтение рассказов о морских обитателях, рассматривание иллюстраций, слушанье кассеты "Звуки океана", знакомство с глобусом, картой.
Ход занятия
Дети сидят полукругом.
Воспитатель: Земля это голубая планета, на которой только местами проступает суша. Глядя на глобус можно решить, что участки суши просто плавают в океане. Это не совсем так, потому что у океана есть дно, а суша просто выступает на его поверхности.
- Какие океаны вы знаете?
- Почему они так называются?
- Для чего нужна вода, океан?
Воспитатель: Мировой океан является также гигантским котлом отопления Земли. Солнце все лето греет его воду, а зимой эта прогретая вода постепенно отдает свое тепло Земле. Без него на земле наступили бы такие жесткие морозы, что погибло бы все живое и звери, и птицы, и леса, и поля.
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие на морское дно. Для этого надо определить на карте, куда мы хотим попасть.
Дети отмеряют на карте расстояние до океанов.
Дети: Ближе всего к нам находится Северный ледовитый океан. Но туда мы не отправимся, так как там холодно и не такой богатый и разнообразный животный и растительный мир.
Дети надевают водолазные костюмы и отправляются в подводный мир. На пути нам встречается морская звезда.
Воспитатель: Посмотрите кто это?
Дети: Это морская звезда. Обычно морская звезда имеет 5 лучей, но иногда бывает и больше. Окраска у них разная: алая, розовая, голубая, коричневая. Самая большая из звезд терновый венец. У нее 24 луча. Питаются они моллюсками.
Воспитатель: В один год у берегов Австралии стали быстро погибать коралловые рифы. Как вы думаете, в чем была причина их гибели?
Дети: Их уничтожали морские звезды "терновый венец".
Воспитатель: А почему именно в этот год стали погибать с такой быстротой кораллы?
Дети: В этот год на берегах Австралии туристы увозили для сувениров много брюхоногих моллюсков. А это главный враг тернового венца.
Воспитатель: Посмотрите, а это кто?
Дети: Это морской конек. Тело у него покрыто жесткой броней. Рот вытянут в виде трубки, и он им словно шприцом втягивает мелкие организмы. Конек может менять окраску.
Воспитатель: А сейчас мы отдохнем.
Физминутка "Актиния"
Дети делятся на 2 группы. Одна группа детей превращается в большую актинию. Они становятся в круг, и в центре у "актиний" рот. Руки будут щупальца. А другая группа детей превращается в маленький рыбок. В ходе игры "актиния" пытается поймать и затянуть в центр круга рыбок.
Воспитатель: А теперь отправляемся дальше. Посмотрите, кто это притаился на дне?
Дети: Это осьминог. Ученые доказали, что они обладают способностью обучаться и использовать полученные сведения. Страшные руки этого животного оснащены рядами присосок. При встрече с осьминогами надо быть осторожными, так как укусы некоторых из них ядовиты.
Воспитатель: Почему осьминогов так называют? Обычно осьминог не нападает на людей, но были случаи, когда они хватали ныряльщиков и держали их до тех пор, пока те не погибали. Как вы думаете, почему они так делали.
Воспитатель: А вот и гроза всех морей - акула. Что вы знаете о ней?
Дети: У акулы крепкие челюсти, несколько рядов зубов, острых как ножи. Она отрывает из тела жертвы огромные куски. Акула может учуять запах крови растворенной в миллионе литров воды.
Воспитатель: Какие правила надо соблюдать, чтобы не попасть на обед к акуле?
- У акулы нет плавательного пузыря, почему же она тогда не тонет?
- А что за рыба плавает на акуле?
Дети: Это прилипала. Эти рыбы прикрепляются к акуле и черепахам и так и плавают на них.
Воспитатель: Как вы думаете, почему прилипалы так поступают?
Дети: Потому что так им легче передвигаться и кормиться.
Воспитатель: А теперь давайте поиграем.
Игра медитация "Жизнь моря"
Воспитатель: А это, наверное, водоросли?
Дети: Эти водоросли называются ламинарии или морская капуста. Они достигают в длину 6 метров. Под их сенью находят пищу и кров много морских животных. Водоросли богаты витаминами и солями йода и брома и используется при лечении многих заболеваний.
Воспитатель: А вот мы и попали на коралловые рифы. Все знают, что кораллы, а точнее коралловые политы это не растения, а животные. Многие колонии кораллов напоминают человеческий мозг. Иногда кораллы бывают высокие как стог сена, иногда не больше чем кулак ребенка. Они живут только в теплых тропических морях. Кораллам нужна чистая, соленая вода. Очень важен им солнечный свет.
- А что это за бабочка?
Дети: Это скат. Скаты сородичи акул. В теле у него спрятано, что-то вроде живых батареек. Свое электрическое оружие скат пускает в ход, если чувствует опасность или когда охотится.
Воспитатель: А сейчас поиграем.
Игра "Рассели в свой дом"
Дети расселяют морских животных по этажам.
Воспитатель: Как вы думаете, почему рыбы живут на разных этажах?
Дети: Одни живут на дне, так как там меньше опасностей и там они находят себе пищу. Дельфины живут на верхних этажах, так как через каждые 5 - 7 минут они набирают воздух.
Воспитатель: А вот и самое дружелюбное животное - дельфин.
- Как вы думаете дельфин это рыба или животное? Почему?
- Какие морские обитатели тоже являются животными?
- Что вы знаете о китах?
- Откуда у кита берется фонтан?
- А это что еще за рыба?
Дети: Это сом.
Воспитатель: Как он сюда попал. Может ли сом жить в морской воде? А могут ли морские рыбы жить в пресных водоемах?
Лосось, сельдь и угорь чувствуют, себя хороша как в морских, так и в пресноводных водах.
Игра "Аквариумные, морские и пресноводные рыбы"
Воспитатель: Ребята мне кажется, нам надо возвращаться, так как в наших баллонах заканчивается газ. Но подниматься на поверхность нам надо очень медленно, так как при быстром поднятии мы можем заболеть кессонной болезнью.
Итог занятия: Творческая работа детей.
Детям предлагается с помощью аппликации, мини-рисования сконструировать модель фрагментов подводного мира.
Затем работы детей объединяются в одну композицию, большую фотографию на память.
Читайте также |
---|
Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка»
Дидактическое пособие для детей второго раннего возраста «Полянка» Аннотация: Дидактическая игра из фетра представляет собой пособие, которое может помочь детям в развитии...
Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию…
Конспект итогового интегрированного занятия в подготовительной группе по познавательно-речевому развитию (экология) «Сохраним голубую планету» Интеграция по ОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие...
Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности (ФКЦМ) в средней группе «Лесные…
Конспект занятия по позновательно-исследовательской деятельности (ФКЦМ) в средней группе «Лесные открытия»