Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«История, изготовление и роспись филимоновской игрушки». «Ярмарка мастеров»

Цель: создание условий для творческого развития детей.

Задачи

  1. Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, расширять представления о народных промыслах.
  2. Развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками.
  3. Развивать мелкую моторику.
  4. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
  5. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Глоссарий: народные промыслы, декоративно - прикладное искусство, филимоновская игрушка, элементы росписи, ярмарка, мастер, глина.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о народных промыслах, истории возникновения филимоновской игрушки, рассматривание иллюстраций, творческих альбомов по данной теме, рассматривание филимоновских игрушек-свистулек, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о народных промыслах, знакомство с элементами узора филимоновской росписи, лепка игрушек, роспись бумажных шаблонов, роспись изготовленных игрушек.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание картинок, альбомов, игрушек – свистулек.

Словесные: поисковые и проблемные вопросы, объяснение, поощрения, художественное слово (физкультминутка, стихотворение), рассказы воспитателя и детей.

Практические: лепка игрушек, роспись игрушек, роспись бумажных шаблонов.

Материалы и оборудование: игрушки-свистульки (барыни, солдат, козлик, барашек, петушок, курочка) дидактическое пособие (альбом) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; фигурки игрушек, сделанные из пластилина и соленого теста, краски гуашевые, кисти, баночки с водой, шаблоны игрушек для росписи.

Методика проведения занятия

Структура НОД, время Действия воспитателя Предполагаемые действия детей Примечания
Вводная часть (1-2 мин)
Беседа по вопросам
Воспитатель встречает и приглашает в группу кота Леопольда.
В: «Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам сегодня в гости, вы узнали этого героя?»
Ответы детей. В группе организована выставка «Филимоновская игрушка»
Чтение стихотворения Леопольд: «Здравствуйте ребята, какие вы все дружные, как у вас сегодня интересно, а что это? Выставка? Как она называется, расскажите мне, пожалуйста».
В: «Леопольд, ты сегодня побываешь на ярмарке, здесь мастера тебе покажут, процесс изготовления филимоновской игрушки, научат тебя своему мастерству».
Воспитатель предлагает детям рассказать герою о выставке, познакомить с филимоновской игрушкой.
Дети здороваются с котом Леопольдом, приглашают его посмотреть выставку «Филимоновская игрушка».
3 ребёнка рассказывают стихотворение Денисова «Филимоновская игрушка»
Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.
Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.
Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.
Второй воспитатель в костюме кота Леопольда.
Основная часть
15 мин
Изготовление и роспись изделия
11 мин
Воспитатель предлагает детям познакомить Леопольда с процессом изготовления филимоновской игрушки, показать каждый этап отдельно.
Леопольд подходит по очереди к каждой группе детей, задаёт вопросы: «С чего начинается процесс изготовления филимоновской игрушки?
Как вы лепите курочку, петушка?
С чего нужно начинать лепить фигурку?
А что вы делаете дальше?
Леопольд слушает ответы детей.
Воспитатель хвалит детей, помогает им справляться с заданием.
Первая группа детей показывает процесс лепки из пластилина игрушки -курочки, петушка.
Дети с помощью воспитателя рассказывают герою о своей работе.
Вторая группа детей покрывает вылепленную из пластилина фигурку белилами, смешанными с клеем ПВА, рассказывают герою о своей работе.
Дети поделены на 4 группы.
Для каждой группы своё задание.
Первая группа детей работает с пластилином.
Вторая группа детей работает с готовой фигуркой.
Беседа по вопросам
4 мин
     
Физкультминутка
1 – 2 мин
п/и «Карусель»
  Все вместе
произносят слова:
«Нас за тридевять земель
Не укатит карусель.
Но куда же без оглядки
Мчатся зайцы и лошадки?
Едем мы на карусели
От веселья и к веселью».
Дети начинают читать тихим голосом, медленно идя по кругу. Затем убыстряют темп стихотворения, и одновременно неспешно бегут друг за другом.
Дети встают в хоровод и идут по кругу, читая стихотворение
«Карусель» В. Берестов.
    Третья группа детей знакомит Леопольда с элементами филимоновской росписи, дети наносят узор на бумажный шаблон, рассказывают герою о своей работе.
Четвертая группа детей раскрашивает готовую фигурку характерными филимоновскими узорами, рассказывают Леопольду о своей работе.
Использование образцов филимоновской росписи.
Для работы необходимы гуашевые краски, кисточки №2,
баночки с водой.
Заключительная часть
1-2 мин
Рефлексия
Воспитатель спрашивает детей, чему они сегодня научили кота Леопольда.
Воспитатель хвалит детей, благодарит за отличную работу.
Дети перечисляют этапы производства филимоновской игрушки, прощаются с героем. Готовые творческие работы отправляются на выставку.


Новые публикации

Викторина «Вот такие разные животные»

Викторина «Вот такие разные животные» (Средняя группа) Цель: обобщение и расширение знаний о различии диких и домашних животных. Задачи: закрепить названия взрослых животных...

Возрождение и реализация комплекса «ГТО» в ДОО

Возрождение и реализация комплекса «ГТО» в ДОО В настоящее время в нашей стране возрождаются лучшие традиции, характерные советскому периоду истории развития...

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре»

Открытое занятие по ФЭМП в старшей группе «Поможем Федоре» Цель: Формирование элементарных представлений у воспитанников посредством дидактических игр в познавательной деятельности. Задачи: -...

Читайте также

Речевое развитие средствами театрализованной деятельности

Речевое развитие средствами театрализованной деятельности Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать...

Рабочая программа по освоению детьми 5-6 лет основной общеобразовательной программы…

Рабочая программа по освоению детьми 5-6 лет основной общеобразовательной программы дошкольного образования в старшей группе общеразвивающей направленности

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира…

«Путешествие в Африку». Конспект коррекционного занятия по познанию окружающего мира в подготовительной к школе группе Программное содержание. Обучающие задачи: продолжать расширять представления детей...

Читайте также

Районное методическое объединение: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего…

Районное методическое объединение: «Дидактическая игра как форма обучения детей раннего дошкольного возраста» (из опыта работы) Известный педагог А.С. Макаренко писал: «Игра...

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками»

Познавательно-творческий проект «Творим волшебство своими руками» I. Пояснительная записка 1.1. Тема проекта Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник изобразительной...

Конспект по ФЭМП для подготовительной группы

Конспект по ФЭМП для подготовительной группы Образовательная область: познавательное развитие ФЭМП. Вид деятельности: познавательно-исследовательская. Форма проведения: игра-путешествие. Цель: закрепить знания, умения и навыки детей...