Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«История, изготовление и роспись филимоновской игрушки». «Ярмарка мастеров»
Цель: создание условий для творческого развития детей.
Задачи
- Продолжать знакомить детей с филимоновской игрушкой, расширять представления о народных промыслах.
- Развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками.
- Развивать мелкую моторику.
- Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
- Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Глоссарий: народные промыслы, декоративно - прикладное искусство, филимоновская игрушка, элементы росписи, ярмарка, мастер, глина.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о народных промыслах, истории возникновения филимоновской игрушки, рассматривание иллюстраций, творческих альбомов по данной теме, рассматривание филимоновских игрушек-свистулек, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о народных промыслах, знакомство с элементами узора филимоновской росписи, лепка игрушек, роспись бумажных шаблонов, роспись изготовленных игрушек.
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание картинок, альбомов, игрушек – свистулек.
Словесные: поисковые и проблемные вопросы, объяснение, поощрения, художественное слово (физкультминутка, стихотворение), рассказы воспитателя и детей.
Практические: лепка игрушек, роспись игрушек, роспись бумажных шаблонов.
Материалы и оборудование: игрушки-свистульки (барыни, солдат, козлик, барашек, петушок, курочка) дидактическое пособие (альбом) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; фигурки игрушек, сделанные из пластилина и соленого теста, краски гуашевые, кисти, баночки с водой, шаблоны игрушек для росписи.
Методика проведения занятия
Структура НОД, время | Действия воспитателя | Предполагаемые действия детей | Примечания |
Вводная часть (1-2 мин) Беседа по вопросам |
Воспитатель встречает и приглашает в группу кота Леопольда. В: «Ребята, посмотрите, кто пришёл к нам сегодня в гости, вы узнали этого героя?» |
Ответы детей. | В группе организована выставка «Филимоновская игрушка» |
Чтение стихотворения | Леопольд: «Здравствуйте ребята, какие вы все дружные, как у вас сегодня интересно, а что это? Выставка? Как она называется, расскажите мне, пожалуйста». В: «Леопольд, ты сегодня побываешь на ярмарке, здесь мастера тебе покажут, процесс изготовления филимоновской игрушки, научат тебя своему мастерству». Воспитатель предлагает детям рассказать герою о выставке, познакомить с филимоновской игрушкой. |
Дети здороваются с котом Леопольдом, приглашают его посмотреть выставку «Филимоновская игрушка». 3 ребёнка рассказывают стихотворение Денисова «Филимоновская игрушка» Ты откуда пришла к нам такая? Вся простая, без хитрых затей. С длинной шеей и расписная, Для игры и забавы детей. Я тебя полюбил в раннем детстве – Мастерицею бабка была. Ты ко мне перешла по наследству От красивых людей из села. Для тебя не страшны расстоянья. Ты – от предков далеких времен. Эти глиняные изваянья – Колокольной Руси перезвон. |
Второй воспитатель в костюме кота Леопольда. |
Основная часть 15 мин Изготовление и роспись изделия 11 мин |
Воспитатель предлагает детям познакомить Леопольда с процессом изготовления филимоновской игрушки, показать каждый этап отдельно. Леопольд подходит по очереди к каждой группе детей, задаёт вопросы: «С чего начинается процесс изготовления филимоновской игрушки? Как вы лепите курочку, петушка? С чего нужно начинать лепить фигурку? А что вы делаете дальше? Леопольд слушает ответы детей. Воспитатель хвалит детей, помогает им справляться с заданием. |
Первая группа детей показывает процесс лепки из пластилина игрушки -курочки, петушка. Дети с помощью воспитателя рассказывают герою о своей работе. Вторая группа детей покрывает вылепленную из пластилина фигурку белилами, смешанными с клеем ПВА, рассказывают герою о своей работе. |
Дети поделены на 4 группы. Для каждой группы своё задание. Первая группа детей работает с пластилином. Вторая группа детей работает с готовой фигуркой. |
Беседа по вопросам 4 мин |
|||
Физкультминутка 1 – 2 мин п/и «Карусель» |
Все вместе произносят слова: «Нас за тридевять земель Не укатит карусель. Но куда же без оглядки Мчатся зайцы и лошадки? Едем мы на карусели От веселья и к веселью». Дети начинают читать тихим голосом, медленно идя по кругу. Затем убыстряют темп стихотворения, и одновременно неспешно бегут друг за другом. |
Дети встают в хоровод и идут по кругу, читая стихотворение «Карусель» В. Берестов. |
|
Третья группа детей знакомит Леопольда с элементами филимоновской росписи, дети наносят узор на бумажный шаблон, рассказывают герою о своей работе. Четвертая группа детей раскрашивает готовую фигурку характерными филимоновскими узорами, рассказывают Леопольду о своей работе. |
Использование образцов филимоновской росписи. Для работы необходимы гуашевые краски, кисточки №2, баночки с водой. |
||
Заключительная часть 1-2 мин Рефлексия |
Воспитатель спрашивает детей, чему они сегодня научили кота Леопольда. Воспитатель хвалит детей, благодарит за отличную работу. |
Дети перечисляют этапы производства филимоновской игрушки, прощаются с героем. | Готовые творческие работы отправляются на выставку. |
Читайте также |
---|
Сценарий праздника «Эколята спешат на помощь»
Сценарий праздника «Эколята спешат на помощь» Средняя группа Дети под музыку входят в зал. Вед. Дерево, трава, цветок и птица Не всегда умеют защититься. Если...
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с…
Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в ходе ознакомления с окружающим миром Ознакомление детей с окружающим миром тесно связано с вопросами...
Досуг по познавтельно-исследовательской деятельности для детей среднего возраста и родителей…
Досуг по познавтельно-исследовательской деятельности для детей среднего возраста и родителей по теме «Вода – волшебница» Цели: Ознакомить детей с понятием «вода» на...