Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«История, изготовление и роспись Дымковской игрушки». «Лепим дымковскую барыню»
Цель: создание условий для творческого развития детей.
Задачи:
- Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, расширять представления о народных промыслах.
- Развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками.
- Развивать мелкую моторику.
- Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
- Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.
Глоссарий: народные промыслы, декоративно - прикладное искусство, дымковская игрушка, элементы росписи, ярмарка, мастер, глина.
Предварительная работа: рассказ воспитателя о народных промыслах, истории возникновения дымковской игрушки, рассматривание иллюстраций, творческих альбомов по данной теме, рассматривание дымковских игрушек-свистулек, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о народных промыслах, знакомство с элементами узора дымковской росписи, лепка игрушек, роспись бумажных шаблонов, роспись изготовленных игрушек.
Методы и приемы:
Наглядные: рассматривание картинок, альбомов, игрушек – свистулек.
Словесные: поисковые и проблемные вопросы, объяснение, поощрения, художественное слово (физкультминутка, стихотворение), рассказы воспитателя и детей.
Практические: лепка игрушек.
Материалы и оборудование: игрушки-свистульки (барыни, солдат, козлик, барашек, петушок, курочка) дидактическое пособие (альбом) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; фигурки игрушек, сделанные из пластилина и соленого теста.
Методика проведения занятия
Структура занятия, время | Действия воспитателя | Предполагаемые действия детей | Примечания |
1. Вводная часть (1-2 мин)
Беседа по вопросам |
Воспитатель обращает внимание детей на выставку дымковских игрушек, предлагает рассмотреть фигурки. Рассказывает, какие игрушки делают в селе Дымково. Знакомит со стихотворением Владимира Феофанова: Чем знаменито Дымково? Игрушкою своей. В ней нету цвета дымного, А есть любовь людей. В ней что-то есть от радуги, От капелек росы. В ней что-то есть от радости, Гремящей, как басы. Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Промысел родился в заречной большой слободе Дымково, близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымкого, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим? |
Дети рассматривают глиняные фигурки, обращают внимание на форму, узор, цвет изделий. | В группе организована выставка «Дымковская игрушка» |
2. Основная часть 25 мин Показ презентации |
Воспитатель предлагает посмотреть презентацию о видах дымковских игрушек, рассказывает о кавалерах, барышнях, животных и птицах, дымковских композициях. Затем показывает процесс лепки дымковской барыни, предлагает детям вылепить данную игрушку. |
||
Физкультминутка 1 – 2 мин Игра «Карусель» |
Все вместе произносят слова: «Нас за тридевять земель Не укатит карусель. Но куда же без оглядки Мчатся зайцы и лошадки? Едем мы на карусели От веселья и к веселью». Дети начинают читать тихим голосом, медленно идя по кругу. Затем убыстряют темп стихотворения, и одновременно неспешно бегут друг за другом. |
Дети встают в хоровод и идут по кругу, читая стихотворение «Карусель» В. Берестов. |
|
Изготовление изделия 17 мин Беседа по вопросам 4 мин |
Воспитатель обращает внимание детей на схемы лепки игрушки, проговаривает пошаговый процесс лепки, предлагает детям приступить к работе. С чего вы будете начинать работу? Какой следующий шаг? Какой формы юбка у барыни? |
Дети работают с пластилином, по схемам изготавливают фигурки. Ответы детей. |
На столах находятся объёмные и плоскостные схемы лепки дымковской барыни. |
Заключительная часть 1-2 мин. Рефлексия |
Воспитатель спрашивает детей, чему они сегодня научились, что запомнилось, что понравилось на занятии? Воспитатель хвалит детей, благодарит за отличную работу. |
Дети отвечаю на вопросы, перечисляют этапы лепки дымковской барыни. | Готовые творческие работы отправляются на выставку. |
Читайте также |
---|
Сценарий выпускного утренника «Стиляги» в подготовительной группе
Сценарий выпускного утренника «Стиляги» в подготовительной группе Цель: Создание эмоционально-положительной атмосферы и праздничного настроения выпускников и гостей мероприятия, а также условия...
Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей
Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей Многие родители вынуждены отдавать детей в детский сад в раннем возрасте...
Занятие по рисованию для 2й младшей группы «Морковь для Зайки»
Занятие по рисованию для 2-й младшей группы «Морковь для Зайки» Цели: - Закрепить знания об овощах с детками. - Обозначить внешние признаки по...