Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста на тему:
«История, изготовление и роспись Дымковской игрушки». «Лепим дымковскую барыню»

Цель: создание условий для творческого развития детей.

Задачи:

  1. Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой, расширять представления о народных промыслах.
  2. Развивать коммуникативные навыки общения со сверстниками.
  3. Развивать мелкую моторику.
  4. Дать возможность детям почувствовать себя народными мастерами.
  5. Воспитывать эстетическое восприятие произведений искусства.

Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Глоссарий: народные промыслы, декоративно - прикладное искусство, дымковская игрушка, элементы росписи, ярмарка, мастер, глина.

Предварительная работа: рассказ воспитателя о народных промыслах, истории возникновения дымковской игрушки, рассматривание иллюстраций, творческих альбомов по данной теме, рассматривание дымковских игрушек-свистулек, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений о народных промыслах, знакомство с элементами узора дымковской росписи, лепка игрушек, роспись бумажных шаблонов, роспись изготовленных игрушек.

Методы и приемы:

Наглядные: рассматривание картинок, альбомов, игрушек – свистулек.

Словесные: поисковые и проблемные вопросы, объяснение, поощрения, художественное слово (физкультминутка, стихотворение), рассказы воспитателя и детей.

Практические: лепка игрушек.

Материалы и оборудование: игрушки-свистульки (барыни, солдат, козлик, барашек, петушок, курочка) дидактическое пособие (альбом) с характерными цветосочетаниями и декоративными элементами; фигурки игрушек, сделанные из пластилина и соленого теста.

Методика проведения занятия

Структура занятия, время Действия воспитателя Предполагаемые действия детей Примечания

1. Вводная часть (1-2 мин)
Рассказ

 

Беседа по вопросам

Воспитатель обращает внимание детей на выставку дымковских игрушек, предлагает рассмотреть фигурки.
Рассказывает, какие игрушки делают в селе Дымково.
Знакомит со стихотворением Владимира Феофанова:
Чем знаменито Дымково? 
Игрушкою своей. 
В ней нету цвета дымного, 
А есть любовь людей. 
В ней что-то есть от радуги, 
От капелек росы. 
В ней что-то есть от радости, 
Гремящей, как басы. 
 
Ласково и нежно называют в народе эту игрушку – дымка. Откуда же такое удивительное название? Промысел родился в заречной большой слободе Дымково, близ города Вятка. В давние времена жители этой слободы от мала до велика лепили глиняную игрушку к весенней ярмарке. Зимой вся слобода в дыму от того, что топят печи, обжигают игрушки. В пасмурные дни стелется туман от речки легкой дымкой. Возможно, от этого и возникло название Дымкого, а игрушки стали называть дымковскими. Дымковские игрушки изготавливались для старинного праздника «Свистунья». Что же это за игрушки, давайте посмотрим?
Дети рассматривают глиняные фигурки, обращают внимание на форму, узор, цвет изделий. В группе организована выставка «Дымковская игрушка»
2. Основная часть
25 мин
Показ презентации
Воспитатель предлагает посмотреть презентацию о видах дымковских игрушек, рассказывает о кавалерах, барышнях, животных и птицах, дымковских композициях.
Затем показывает процесс лепки дымковской барыни, предлагает детям вылепить данную игрушку.
   
Физкультминутка 1 – 2 мин
Игра «Карусель»       
  Все вместе
произносят слова:
«Нас за тридевять земель
Не укатит карусель.
Но куда же без оглядки
Мчатся зайцы и лошадки?
Едем мы на карусели
От веселья и к веселью».
Дети начинают читать тихим голосом, медленно идя по кругу. Затем убыстряют темп стихотворения, и одновременно неспешно бегут друг за другом.
Дети встают в хоровод и идут по кругу, читая стихотворение
«Карусель» В. Берестов.
Изготовление изделия
17 мин
Беседа по вопросам
4 мин
Воспитатель обращает внимание детей на схемы лепки игрушки, проговаривает пошаговый процесс лепки, предлагает детям приступить к работе.
С чего вы будете начинать работу? Какой следующий шаг?
Какой формы юбка у барыни?
Дети работают с пластилином, по схемам изготавливают фигурки.
Ответы детей.
На столах находятся объёмные и плоскостные схемы лепки дымковской барыни.
Заключительная часть
1-2 мин.
Рефлексия
Воспитатель спрашивает детей, чему они сегодня научились, что запомнилось, что понравилось на занятии?
Воспитатель хвалит детей, благодарит за отличную работу.
Дети отвечаю на вопросы, перечисляют этапы лепки дымковской барыни. Готовые творческие работы отправляются на выставку.


Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Сценарий выпускного утренника «Стиляги» в подготовительной группе

Сценарий выпускного утренника «Стиляги» в подготовительной группе Цель: Создание эмоционально-положительной атмосферы и праздничного настроения выпускников и гостей мероприятия, а также условия...

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей

Влияние совместной работы педагогов и родителей на адаптационный период детей Многие родители вынуждены отдавать детей в детский сад в раннем возрасте...

Занятие по рисованию для 2й младшей группы «Морковь для Зайки»

Занятие по рисованию для 2-й младшей группы «Морковь для Зайки» Цели: - Закрепить знания об овощах с детками. - Обозначить внешние признаки по...

Читайте также

Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях у старших…

Методы и приемы, помогающие повысить мотивацию на занятиях у старших дошкольников Мотивация – это процесс побуждения, это совокупность внутренних и внешних...

Проект «Наши пернатые друзья»

Проект «Наши пернатые друзья» Срок реализации проекта: краткосрочный (2 последние недели января). Вид проекта: информационно – творческий. Участники проекта: воспитанники группы № 2...

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»

Конспект занятия с родителями «Путешествие в страну профессий»