Занятие по развитию речи в старшей группе на тему
«Формирование слоговой структуры слова в дидактических играх»

Цель: формирование слоговой структуры слова через различные виды игр: дидактические, настольные, сюжетно-ролевая.

Задачи:

- закрепить умение делить слова на слоги;

- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильнопроизносимых звуков;

- продолжать формировать навыки элементарного звукового и слогового анализа и синтеза;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать связную речь;

- воспитывать навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности.

Оборудование: зеркала - 10 шт., картинки предметные, музыкальные инструменты: барабан - 1 шт., бубен - 1 шт., деревянные ложки - 10 шт., круги самодельные (кочки) - 6шт, атрибуты сюжетно ролевой игры «Магазин»: корзины 10 шт., фишки (деньги) - 50 шт., макеты продуктов питания, игровой кассовый аппарат, самодельная настольная игра для формирования ССС - 5 шт. (одна штука на 2 детей).

 

Ход занятия: Ребята, начнем мы наше сегодняшнее занятие с артикуляционной гимнастики. Возьмите зеркала.

Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье»: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону.

«Часики»: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому.

Дыхательная гимнастика:

«Футбол» - сделать из ваты шар, вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох через нос, выдох через рот. Следить, чтобы щеки не надувались. Задуть этот шар в ворота (из кубиков) рядом сидящего ребенка.

Воспитатель: Что такое слово?

Для чего нам нужны слова? Они необходимы или нет?

На что делится слово? (На части, то есть на слоги.)

(Ответы детей.)

- Да. Слова делятся на части - то есть на слоги.

Например:

- Стул (1 хлопок).

- Па-па (2 хлопка).

- Ма-ши-на (3 хлопка).

И мы сегодня с вами на нашем занятии закрепим знания по этой теме. Будем делить слова на слоги, играть и т.д.

Игра «Скажи ласково» (картинки)

Чашка -чашечка

Шапка - шапочка

Огурец - огурчик

Книга - книжка

Белка - белочка.

Игра «Назови детенышей» (картинки)

Лиса.

Волк.

Медведь.

Белка.

Работа с дидактическим материалом (парная работа):

1. «Длинные, короткие слова»: воспитатель показывает картинки поочередно - дети должны расслышать короткие и длинные слова и положить в кармашки с соответствующими полосками (длинные, короткие).

2. «Разрезные картинки» (по 1 шт. для 2 детей): положить в кармашки правильно, по очереди фрагменты одного цельного изображения в соответствии с количеством слогов.

3. «Кубики»: положить друг на друга столько кубиков, сколько слогов имеет данная картинка.

4. «Стаканчик» (два стакана для 2 детей): положи в стакан фишки в соответствии с количеством слогов слов, произносимых воспитателем.

Физминутка (встают вкруг)

Воспитатель играет на музыкальном инструменте (барабан) - 4 удара

произносит гласный звук А - 2 раза

ударяет в бубен - 3 раза

произносит звук согласный звук З

Дети ударяют деревянными ложками столько раз, сколько звуков произнесла воспитатель и сколько звуков воспроизвела с помощью музыкальных инструментов (звуки А и З произносят, ритмы считают - произносят счет вслух)

Сюрпризный момент.

В это время из другой комнаты издается голос: При-вет! ( 2-3 раза) Э-то я Сло-го-ви-чок (с детьми считаем количество слогов слов: привет, Слоговичок).

Воспитатель: Слоговичок, выходи к нам, иди сюда.

Слоговичок: Нет, я стес-ня-юсь.

Воспитатель: Ну и ладно. Раз не хочешь, не выходи. А то мы сейчас с детьми собрались в магазин за сладостями.

Слоговичок: И-ду, и-ду, бе-гу! (выходит) Здрав-ствуй-те! (машет ручками). Я люб-лю сла-дос-ти! Мож-но мне с ва-ми?

Воспитатель: Конечно. Ребята, возьмем его с собой?

Дети: Да!

Воспитатель: Но прежде, чем попасть в магазин, нам с вами придется пройти одно небольшое испытание: путь наш в магазин лежит через болото. А про то, что через болото пройти невозможно, мы все знаем. Поэтому этот путь мы с вами пройдем по кочкам. Но тут есть один секрет - перед вами три пути: с 1 кочкой, 2 кочками, 3 кочками. Выдаю вам картинки с предметами или животными и сколько слогов в этом слове по тому же пути вы должны идти, то есть, например, у меня изображение Курицы - Ку-ри-ца - 3 слога, поэтому я иду по той дороге, где имеются три кочки. Понятно? А тебе Слоговичок?

Слоговичок: Да! Ко-неч-но!

Игра «Кочки» (на каждого ребенка раздаются предметные карточки). Первым идет Слоговичок.

Сюжетно - ролевая игра «Магазин»

Продавец - воспитатель

Покупатели - дети и Слоговичок.

Продавец: Добро пожаловать в наш магазин. Мы рады вам предложить разные товары нашего магазина. Занимаем очередь (дети встают друг за другом). Мы рады будем вас обслужить по очереди. Что желаете купить?

Ответы детей.

Детям раздаются «деньги» - фишки (по 5 фишек) Они по очереди покупают товар так: сколько слогов в его названии, столько фишек они дают продавцу.

Слоговичок (покупает последним): Ре-бя-та! По-мо-ги-те! Я хо-чу ку-пить э-то (показывает пальчиком на любой товар), но не зна-ю как он на-зы-ва-ет-ся.

Ответ детей.

Слоговичок: Сколько монет я должен дать?

Ответ детей.

Слоговичок: А теперь подскажите мне названия продуктов, которые начинаются со звука: М.

Ответы детей.

Слоговичок: Молодцы какие! Конечно я знаю сколько слогов в каждом слове. Ведь я Слоговичок - сын самого Слога. Просто хотел вас проверить, насколько вы все это знаете. А вы, оказывается, большие умнички! Я вами доволен. И за это вам сюрприз принес (раздает детям). До свидания всем!

Воспитатель: До свидания. Слоговичок! До новых встреч!

На этом наше занятие заканчивается. Спасибо всем за участие, внимание и присутствие!

С детьми читаем стих:

Мы просто так желаем Вам добра!

Любому, кто пришел к нам в гости.

Чтоб было настроение всегда...

Чтоб вас любили сыновья и дочки.

Говорим вам добрые слова:
Пока! До новых встреч! Удачи!



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста

Экологический проект «Летний гербарий» для детей старшего дошкольного возраста Введение «Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений...

Экологический лэпбук «Планета Земля»

Экологический лэпбук «Планета Земля» Игра предназначена для формирования у детей старших дошкольников экологическую культуру и бережное отношение к природе. Игра формирует...

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения…

Проект организации образовательной деятельности по обучению детей основам безопасного поведения на дорогах: «Правила дорожной безопасности» Цель: обучение детей основам безопасного поведения на дорогах. Задачи: -...

Читайте также

Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного…

Конспект осеннего праздника «Проделки Бабы Яги» для детей старшего дошкольного возраста 5-7 лет Под песню «Проказница осень» дети входят в зал...

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Использование интерактивных технологий в речевом развитии дошкольников

Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей…

Мастер-класс для родителей «Игровые технологии, как средство обучения грамоте детей среднего дошкольного возраста» Цель:  - повышение педагогической грамотности родителей о процессе подготовки...