Занятие по развитию речи в старшей группе на тему
«Формирование слоговой структуры слова в дидактических играх»

Цель: формирование слоговой структуры слова через различные виды игр: дидактические, настольные, сюжетно-ролевая.

Задачи:

- закрепить умение делить слова на слоги;

- отработка навыков восприятия и воспроизведения сложных слоговых структур, состоящих из правильнопроизносимых звуков;

- продолжать формировать навыки элементарного звукового и слогового анализа и синтеза;

- развивать фонематическое восприятие;

- развивать связную речь;

- воспитывать навыки сотрудничества, инициативности, самостоятельности.

Оборудование: зеркала - 10 шт., картинки предметные, музыкальные инструменты: барабан - 1 шт., бубен - 1 шт., деревянные ложки - 10 шт., круги самодельные (кочки) - 6шт, атрибуты сюжетно ролевой игры «Магазин»: корзины 10 шт., фишки (деньги) - 50 шт., макеты продуктов питания, игровой кассовый аппарат, самодельная настольная игра для формирования ССС - 5 шт. (одна штука на 2 детей).

 

Ход занятия: Ребята, начнем мы наше сегодняшнее занятие с артикуляционной гимнастики. Возьмите зеркала.

Артикуляционная гимнастика: «Вкусное варенье»: улыбнуться, открыть рот, облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу. Выполнять в одну, а затем в другую сторону.

«Часики»: улыбнуться, открыть рот. Тянуться языком попеременно то к левому углу рта, то к правому.

Дыхательная гимнастика:

«Футбол» - сделать из ваты шар, вытянуть губы трубочкой и дуть на ватный шарик. Вдох через нос, выдох через рот. Следить, чтобы щеки не надувались. Задуть этот шар в ворота (из кубиков) рядом сидящего ребенка.

Воспитатель: Что такое слово?

Для чего нам нужны слова? Они необходимы или нет?

На что делится слово? (На части, то есть на слоги.)

(Ответы детей.)

- Да. Слова делятся на части - то есть на слоги.

Например:

- Стул (1 хлопок).

- Па-па (2 хлопка).

- Ма-ши-на (3 хлопка).

И мы сегодня с вами на нашем занятии закрепим знания по этой теме. Будем делить слова на слоги, играть и т.д.

Игра «Скажи ласково» (картинки)

Чашка -чашечка

Шапка - шапочка

Огурец - огурчик

Книга - книжка

Белка - белочка.

Игра «Назови детенышей» (картинки)

Лиса.

Волк.

Медведь.

Белка.

Работа с дидактическим материалом (парная работа):

1. «Длинные, короткие слова»: воспитатель показывает картинки поочередно - дети должны расслышать короткие и длинные слова и положить в кармашки с соответствующими полосками (длинные, короткие).

2. «Разрезные картинки» (по 1 шт. для 2 детей): положить в кармашки правильно, по очереди фрагменты одного цельного изображения в соответствии с количеством слогов.

3. «Кубики»: положить друг на друга столько кубиков, сколько слогов имеет данная картинка.

4. «Стаканчик» (два стакана для 2 детей): положи в стакан фишки в соответствии с количеством слогов слов, произносимых воспитателем.

Физминутка (встают вкруг)

Воспитатель играет на музыкальном инструменте (барабан) - 4 удара

произносит гласный звук А - 2 раза

ударяет в бубен - 3 раза

произносит звук согласный звук З

Дети ударяют деревянными ложками столько раз, сколько звуков произнесла воспитатель и сколько звуков воспроизвела с помощью музыкальных инструментов (звуки А и З произносят, ритмы считают - произносят счет вслух)

Сюрпризный момент.

В это время из другой комнаты издается голос: При-вет! ( 2-3 раза) Э-то я Сло-го-ви-чок (с детьми считаем количество слогов слов: привет, Слоговичок).

Воспитатель: Слоговичок, выходи к нам, иди сюда.

Слоговичок: Нет, я стес-ня-юсь.

Воспитатель: Ну и ладно. Раз не хочешь, не выходи. А то мы сейчас с детьми собрались в магазин за сладостями.

Слоговичок: И-ду, и-ду, бе-гу! (выходит) Здрав-ствуй-те! (машет ручками). Я люб-лю сла-дос-ти! Мож-но мне с ва-ми?

Воспитатель: Конечно. Ребята, возьмем его с собой?

Дети: Да!

Воспитатель: Но прежде, чем попасть в магазин, нам с вами придется пройти одно небольшое испытание: путь наш в магазин лежит через болото. А про то, что через болото пройти невозможно, мы все знаем. Поэтому этот путь мы с вами пройдем по кочкам. Но тут есть один секрет - перед вами три пути: с 1 кочкой, 2 кочками, 3 кочками. Выдаю вам картинки с предметами или животными и сколько слогов в этом слове по тому же пути вы должны идти, то есть, например, у меня изображение Курицы - Ку-ри-ца - 3 слога, поэтому я иду по той дороге, где имеются три кочки. Понятно? А тебе Слоговичок?

Слоговичок: Да! Ко-неч-но!

Игра «Кочки» (на каждого ребенка раздаются предметные карточки). Первым идет Слоговичок.

Сюжетно - ролевая игра «Магазин»

Продавец - воспитатель

Покупатели - дети и Слоговичок.

Продавец: Добро пожаловать в наш магазин. Мы рады вам предложить разные товары нашего магазина. Занимаем очередь (дети встают друг за другом). Мы рады будем вас обслужить по очереди. Что желаете купить?

Ответы детей.

Детям раздаются «деньги» - фишки (по 5 фишек) Они по очереди покупают товар так: сколько слогов в его названии, столько фишек они дают продавцу.

Слоговичок (покупает последним): Ре-бя-та! По-мо-ги-те! Я хо-чу ку-пить э-то (показывает пальчиком на любой товар), но не зна-ю как он на-зы-ва-ет-ся.

Ответ детей.

Слоговичок: Сколько монет я должен дать?

Ответ детей.

Слоговичок: А теперь подскажите мне названия продуктов, которые начинаются со звука: М.

Ответы детей.

Слоговичок: Молодцы какие! Конечно я знаю сколько слогов в каждом слове. Ведь я Слоговичок - сын самого Слога. Просто хотел вас проверить, насколько вы все это знаете. А вы, оказывается, большие умнички! Я вами доволен. И за это вам сюрприз принес (раздает детям). До свидания всем!

Воспитатель: До свидания. Слоговичок! До новых встреч!

На этом наше занятие заканчивается. Спасибо всем за участие, внимание и присутствие!

С детьми читаем стих:

Мы просто так желаем Вам добра!

Любому, кто пришел к нам в гости.

Чтоб было настроение всегда...

Чтоб вас любили сыновья и дочки.

Говорим вам добрые слова:
Пока! До новых встреч! Удачи!



Новые публикации

Картотека зоовикторин для старших дошкольников

Картотека зоовикторин для старших дошкольников Эта картотека поможет привить вашим детям современный, экологический взгляд на живую природу, поможет полюбить и сохранять...

Мастер-класс по обучению составления описательного рассказа старших дошкольников

Мастер-класс по обучению составления описательного рассказа старших дошкольников Участники: педагоги дошкольных муниципальных образовательных учреждений г.Бодайбо и района. Тема: Обучение детей старшего дошкольного...

Конспект непосредственной образовательной деятельности. Тема «Лесная прогулка»

Конспект непосредственной образовательной деятельности (формирование элементарных математических представлений, закрепление знаний, открытое мероприятие для родителей) Тема «Лесная прогулка» Участники: дети средней группы...

Читайте также

Конспект совместной конструктивной деятельности для подготовительной группы «Строим детскую площадку»

Конспект совместной конструктивной деятельности для подготовительной группы «Строим детскую площадку»   Цель: формировать представление поэтапного создания коллективной постройки от проекта до макета. Задачи: Образовательные •  Уточнить представления детей...

Лучший молодой воспитатель

Лучший молодой воспитатель   На свете много профессий И в каждой есть прелесть своя, Но нет благородней, нужней и чудеснее Чем та, кем работаю я!   Быть...

Путешествие на «Лесную полянку»

Путешествие на «Лесную полянку» (Развлечение для детей средней группы)   Цели: Сформировать у детей представление и потребность в доброжелательном общении друг с другом; Уточнить правила...


Комментарии

  • Наталия
    Замечательный клоун! Очень прост в изготовлении. Обязательно воспользуюсь Вашим МК! Спасибо!

    Подробнее...

     
  • Надежда
    Спасибо.

    Подробнее...

     
  • Екатерина
    Вы правы, Виктория! Ствол дерева рисуется сверху вниз! У детей подвижность суставов руки недостаточно ...

    Подробнее...

     
  • Наталья Викторовна Г
    Спасибо Вам огромное за такой развёрнутый конспект. Очень помог мне быстро понять домашнее задание.(студен ...

    Подробнее...

     
  • Ирина Разумова
    Добрый вечер. спасибо за ответ. Каким для вас способом это удобнее сделать?

    Подробнее...





В блогах

«Секреты воспитания вежливого ребенка»

«Секреты воспитания вежливого ребенка» Вежливость – основа культурного поведения. Это фундамент, на котором человек строит свои взаимоотношения с окружающими. Вежливость располагает к себе, гасит раздражительность, что облегчает человеку общение с другими или просто позволяет ему спокойно и достойно находиться среди них. От...

Беседа «Как вести себя в транспорте»

Беседа «Как вести себя в транспорте» Цель:  Закреплять знания детей о правилах поведения в транспорте. Воспитывать уважительное отношение к пожилым людям. Ход беседы: - Ребята, скажите, пожалуйста, на чем люди ездят на работу, в магазин или в другой город? -...

Фото-отчёт мини-музей "23 февраля"

Sample Image

Название  мини-музея :  « Защитники Родины » Профиль  мини-музея : познавательно-творческий Актуальность: Родина , Отечество. … Любовь к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. Воспитание чувства патриотизма...

Рабочая программа кружка художественно-творческой направленности «Волшебные краски» для детей 3-4 лет. 1 год обучения

Планирование занятий кружковой работы  по художественной деятельности «Волшебные краски»  во II младшей группы   1.Содержание программы 1.1. Пояснительная записка 1.2.Цель: 1.3.Задачи: 1.4.Особенности программы. 1.5. Планируемый результат освоения программы: 1.6.Возраст обучающихся 1.7. Сроки реализации 2. Содержательный раздел 2.1.Основные способы и формы работы...

Загрузить материал на сайт Заказать свидетельство