Конспект занятия «Как животные защищаются?»

Познание. Экология

Цель: формирование представлений о способах защиты животных от нападения.

Задачи:

  1. Познакомить детей с разнообразием способов защиты у животных.
  2. Развивать логическое мышление детей через установление причинно-следственных связей, сравнение, развивать познавательную активность детей, интерес, умение наблюдать, сравнивать, обобщать.
  3. Воспитывать бережное и эмоционально-положительное отношение к животным, интерес к познанию мира животных.

Ребята, давайте вспомним, чем различные животные отличаются друг от друга и чем похожи?

Животных на Земле великое множество. В воде и на суше, в земле и в воздухе, обитают разнообразные животные, они очень различаются по размеру, внешнему виду, привычкам. В природе и хищники и их жертвы часто вынуждены жить рядом. Да и хищники часто сами становятся чьей-то добычей.

Поэтому природой придумано много способов защиты от хищников. Какие вы знаете, подумайте и вспомните?

- Расскажите, как заяц спасается от хищников?

- А как, не поворотливые на суше, бобры избегают опасности сами и как защищают своих детёнышей?

- Но многие животные не предпринимают никаких специальных действий для того, чтобы уберечься от врагов. О них позаботилась природа, наделив их различными защитными приспособлениями, позволяющими им обороняться от своих врагов.

Какие вы знаете особенные приспособления у животных? (Иголки-колючки, панцирь, яд, размер, скорость и т.д.)

Пожалуй, не одна из форм защиты не столь хитра, как маскировка-камуфляж.

Кто самые лучшие маскировщики на свете? Думаете разведчики и шпионы? А вот и нет! Маскировка животных – вот, что даст сто очков вперед любому даже самому современному камуфляжу. Да что там говорить, ведь люди именно у животных научились искусству маскироваться.

Посмотрите на эти слайды. (Слайды подборка.)

- Представьте себе лес, ветвистые деревья, и вдруг из ни откуда на вас глядят два яро-желтых глаза! Не удивительно, что люди придумали «призраков». А это всего-то обыкновенная сова, которая отлично приноровилась подстраиваться под древесный фон. Возможно, птица и сама не знает о своей способности и искренне удивляется, когда люди вскрикивают при виде её.

- Палочники – это насекомые, имеющие тело, похожее на сучок. Цвет у них меняется в зависимости от времени года и среды обитания: они могут маскироваться под зелёную веточку под сухой сучок. Днём они сидят неподвижно и отличить их от «деревянных собратьев» практически невозможно: тело вытянуто, лапки плотно прижаты к туловищу, даже усики спрятаны!

- Всем известен Хамелеон – ящерица, изменяющая свою окраску в зависимости от цвета окружающей среды. В слоях кожи животного находятся красители, позволяющие хамелеону изменить окраску кожи в течение 15 минут.

- Другие животные, например, осьминоги и кальмары способны изменить окраску тела за несколько секунд.

- Камбала имитирует окраску морского дна. Если такую рыбу положить, например, на шахматную доску, то её тело покроется черно-белыми квадратиками.

- Маскироваться приходится не только мелким животным, но и таким гигантам, как жирафы, которые живут в саванне, где у них много врагов.

Пятнистая окраска даёт жирафам шанс на спасение.

- Кто станет спорить, что Белый медведь – настоящий царь Севера?! Кроме того он ещё и маскировщик прекрасный. Его белая шуба буквально сливается со снежным покровом Северного полюса. Этот зверь – настоящий силач, а мех его позволяет выжить в самые лютые морозы. Казалось бы зачем ему, и без того самому сильному и вооруженному на своей территории, ещё и маскировочный окрас? Тем не менее, природа наградила его этим преимуществом, которым он с удовольствием пользуется, подбираясь к своей добыче на расстояние нескольких шагов и оставаясь незамеченным.

- Ягуару природный камуфляж тоже помогает незаметно подкрадываться и караулить жертву, добывая себе пропитание.

- Крокодилы – одни их самых грозных хищников на планете, тоже пользуются своей маскировкой не для защиты, а для охоты, замерев, подолгу поджидая свою добычу.

Вот какая разная бывает маскировка.

Физминутка.

А теперь давайте поиграем в загадки-прятки. Посмотрите внимательно на слайды, и найдите спрятавшееся животное. (Игра в картинках-слайдах.)

- Скажите, ребята, а все ли животные незаметны на окружающем фоне?

Нет, некоторые животные настолько ярко раскрашены, что сразу бросаются в глаза. Как правило, такие животные держатся открыто, при опасности не прячутся.

- Как вы думаете, почему животное хочет быть заметным?

Им не нужно быть осторожными или торопливыми, т.к. чаще всего они бывают несъедобными или ядовитыми.

Их окраска – своеобразное предупреждение – не трогай!

- Такая форма защиты называется предупреждающей. Их расцветка – это предупреждение другим животным: «Держись подальше! Я опасен!» Если кто-то хоть раз пытался съесть осу, то был, конечно, ужален.Расцветка осы служит напоминанием, что от желто-черного надо держаться подальше… Могут ли животные «сделать вид», что они ядовиты? Да. Некоторые безвредные животные имеют такую же расцветку и узор, как их ядовитые близнецы. Например, существуют насекомые, похожие на ос. Яркая и чрезвычайно ядовитая коралловая змея имеет в природе «близнеца» - абсолютно безвредную молочную змею. Она очень похожа на коралловую змею, и поэтому враги не тревожат её. Такая форма защиты настолько эффективна, что многочисленные неядовитые виды переняли внешность этих несъедобных, бросающихся в глаза, животных, а потому хищники опасаются их трогать.

Удивительный мир животных всегда поражает нас своими тайнами и скрытыми способностями. Глядя на некоторых его представителей, понимаешь, что насколько бы не продвинулось вперёд человечество в своём развитии, никогда оно не достигнет такого совершенства и гармонии, которых сумели достичь животные, взаимодействуя с природой.

После детям можно раздать листы бумаги с тонировкой-фоном различных природных зон (пустыня, зеленая трава, камни, кора различных деревьев, камыш и т.д.) и предложить нарисовать любое животное, которому удастся замаскироваться здесь.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Новогодний переполох!

Новогодний переполох! Ну, вот и пролетели наши Новогодние праздники в ГБДОУ Детский сад № 236. Где только мы не успели побывать...

Проект «Через игру в профессию»

Проект «Через игру в профессию» Активизация речемыслительной деятельности старших дошкольников посредством использования интеллект – карт и наглядного моделирования в условиях ранней...

Мастер - класс. Ручной труд из природного материала «На морском…

Мастер - класс. Ручной труд из природного материала «На морском дне» Цель: познакомить детей с нетрадиционными формами ручного труда – пластилинографией...

Читайте также

Творческий проект «Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного посредством…

Творческий проект «Развитие творческого потенциала у детей старшего дошкольного посредством танцевальной деятельности «Танцевальное конфетти» Паспорт педагогического проекта Тема проекта Развитие творческого потенциала у...

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные…

Конспект занятия по лепке для детей старшей группы «Такие разные жуки» Задачи: познакомить детей со строением жука и его характерными особенностями; учить лепить...

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»

Презентация проекта «Роль сказки в нравственном воспитании детей дошкольного возраста»