Конспект непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию на тему «Осень», для детей подготовительной группы компенсирующей направленности

Форма: путешествие.

Цель: создание условий для обобщения представлений о периодах осени и их характерных особенностях с закреплением умения рассказывать по мнемотаблицам.

Задачи.

Коррекционно-обучающие: расширять и активизировать словарь по теме «Осень»; совершенствовать грамматический строй речи (подбор однородных определений, согласование прилагательных с существительными в роде, падеже; распространение предложений прилагательными; согласование числительных с существительными; составление распространённых предложений по картинам); активизировать речь детей, посредством составления предложений, рассказов по мнемотаблице.

Коррекционно-развивающие: развивать зрительное восприятие, внимание, детскую самостоятельность (инициативу, автономию, ответственность), коммуникативные способности, способность обобщать, умение делать длительный плавный выдох;

Коррекционно-воспитательные: воспитывать эмоциональный отклик на изображённое на картине, сотрудничество, доброжелательность, внимательное отношения друг к другу, педагогу.

Оборудование: ноутбук, магнитофон, запись пьес П. Чайковского «Времена года («Октябрь, «Ноябрь»); репродукции картин: Грабарь «Рябина», Щербаков «В конце сентября», И. И. Бродский «Поздняя осень».

Демонстрационный материал: картинки к мнемотаблицам, мнемотаблицы по периодам осени; картинки с изображением деревьев: берёзы, дуба, рябины, каштана, осины, клёна.

Раздаточный материал: листья клёна; листья: берёзовый, дубовый, рябиновый, каштановый, осиновый, кленовый; полоски жёлтой бумаги для рисования мнемодорожки, мнемотаблицы.

Словарная работа: учить детей подбирать существительные прилагательным «осеннийосенняяосеннее».

Предшествующая работа: проектная деятельность «Осень», чтение стихов Ставропольских поэтов об осени В. Маглеванова, рассматривание картин, иллюстраций Ставропольских художников, наблюдение за осенними изменениями в природе, работа по мнемотаблицам, составление мнемотаблиц по периодам осени, рассматривание деревьев, птиц Ставропольского края.

Индивидуальная работа с Ильёй, Димой по составлению предложений по мнемотаблицам.

Методические приёмы: наглядные, словесные и практические.

 

Ход НОД.

Организационный момент. Утренний круг.

Воспитатель: Доброе утро, дети! Я хочу подарить вам свою улыбку. Приготовьте ладошки (дарит). А вы мне подарите?
Сегодня у нас гости очень милые и симпатичные. 
Давайте скажем им «доброе утро».

Введение в деятельность.

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас отправиться в путешествие в осеннюю сказку.

Осенняя сказка.

Жила – была на свете весёлая птичка. C утра до вечера она пела своим деткам звонкую песенку. Проснулась однажды птичка и видит, что дерево, на котором она свила гнёздышко, стало как будто другое: листики стали золотые. Полетела птичка к своим подружкам и спрашивает: «Вы не знаете, кто мне подменил дерево, на котором я живу?» Но никто ей ничего не мог ответить.

На другой день и её подружки увидели, что у них тоже листики на деревьях стали жёлтые. Кого только не спрашивали птички, но нигде не могли найти ответ на свой вопрос.

И решили они обратиться к старой Сове, она ведь ночами не спит.

Прилетели, поздоровались и спрашивают «Бабушка Сова, ты не знаешь, кто листики на деревьях красит?» Посмотрела на них Сова и ответила: «Знаю, знаю. Когда вы спите, лесом ходит волшебница и раскрашивает в красно-жёлтые краски деревья, кусты, траву. А имя этой волшебницы….»

Дети - Осень!

Как вы догадались?

-Только осенью листья на деревьях становятся разноцветными (красными, жёлтыми, коричневыми).

Словарная работа.

Воспитатель: Давайте расскажем птичкам, какая бывает осень? Но сначала поиграем с осенними словами.

Встаньте в круг. Я буду бросать вам мяч, и называть слово, а вы ловите мяч и повторяете это же слово, но ставьте перед ним слова «осенний, осенняя, осеннее»:

Дидактическая игра «Подбери слова» (учить детей подбирать существительные к прилагательным):

месяц - осенний месяц,

погода - осенняя погода,

настроение - осеннее настроение,

цветы - осенние цветы,

листва - осенняя листва,

дерево - осеннее дерево

день - осенний день,

(Дети называют словосочетания.)

Игра «Продолжи предложение».

Если осенним днём светит солнышко то день… – солнечный.

Если небо заволокли тучи, стало пасмурно, то день …– пасмурный.

Если осенним днём дует ветер, то день - ветреный.

Если осенним днём пошёл дождь, то день- дождливый. Молодцы, ребята.

Пальчиковая гимнастика «Осень»

Воспитатель: Возьмите листик и передавайте его по кругу на каждое придуманное слово – действие.

- Осенью листья: что делают? (Ответы детей: падают, вянут, шуршат, шелестят, осыпаются, желтеют.)

- Осенью становится холодно, насекомые прячутся, засыпают. Возьмите карточки и скажите какие насекомые прячутся и сколько их? (Ответы детей: прячется одна бабочка, прячутся две бабочки, прячутся пять бабочек и т.д.)

Воспитатель: Птички узнали от нас много новых слов, а сейчас составим предложения об осени. Помогут вам картиночки. (У каждого разные картинки, чтобы не было однотипных предложений. 6 - 8 картинок.) Каждое предложение должно начинаться со слова «Осенью».

Составление мнемодорожек. 

- Осенью солнышко светит мало, на небе появляются тучи, из которых идёт дождь; дует ветер, летят листочки, становится холодно, люди надевают шапки, куртки, тёплые штаны, перелётные птицы улетают в тёплые края.

- Молодцы, ребята. Хорошие предложения придумали.

Зрительная гимнастика «Осень»

Беседа об осени (с опорой на личный опыт детей).

Давайте продолжим разговор об осени, расскажем птичкам, почему осень называют золотой, вспомним, какие периоды различают у осени, чем они отличаются друг от друга.

- Какой месяц осени заканчивается? (Заканчивается ноябрь.)

- Какой месяц был перед октябрём? (Перед октябрём был сентябрь.)

- Какой месяц наступил после октября? (После октября наступил ноябрь.) Правильно.

- Как называют время в начале и середине сентября. (Это время называют ранней осенью.)

- В последние дни сентября начинается самый красивый период осени.

Как он называется? (Он называется золотая осень.)

Посмотрите на листья, рассыпанные на столе, и подумайте, почему осень называют золотой.

(Листья на деревьях становятся разноцветными: красными, жёлтыми, алыми, багряными. Когда смотришь на осенний лес или парк издалека, он кажется золотым.) Правильно мне очень понравилось объяснение, которое вы дали.

А сейчас, какой период осени заканчивается? (Заканчивается поздняя осень.) Дуют сильные ветры.

Физкультминутка «Осенние листочки».

Игра «Найди дерево по листу» (Поднимите по 1 листику.)

Назовите его, какой он. Кто назовёт, тот подходит к столу. «Какие листья на разных деревьях?» Показ картинок.

на березе – березовые,

на клене – кленовые,

на рябине – рябиновые,

на дубе – дубовые,

на осине – осиновые и т.д.

Дети отвечают. «У меня лист берёзовый» «осиновый» «дубовый», «рябиновый»

«кленовый», «каштановый».

Упражнение «Периоды осени».

Посмотрите на картины русских художников. Что написано на первой картине? – на второй? -на третьей? (Осень, осень, осень.)

Как же так получилось, картины разные, а подписаны одинаково? (Потому, что осень бывает разная: ранняя, золотая, поздняя.)

Воспитатель: Определите, на которой из картин изображена ранняя осень, на которой золотая осень, на которой – поздняя осень. Можете посоветоваться, а потом расставьте картины на мольбертах именно в таком порядке.

Что ж, вы меня порадовали, отлично выполнив задание. Действительно на картине

«Рябина» Игорь Грабарь написал раннюю осень, художник Щербаков на картине «В конце сентября» изобразил золотую осень, а картина И. Бродского так и называется «Поздняя осень».

Воспитатель: Что нарисовал художник на первой картине? 

На картине нарисована ранняя осень.

Мы видим ясное, голубое небо, по которому плывут белые, пушистые, лёгкие облака, похожие на кусочки ваты. Видно, что ещё тепло. Листья на рябине зелёные, но уже есть и оранжевые. Хоть трава жёлтая, но вдали лес ещё совсем зелёный. Какие ещё признаки ранней осени вы запомнили? Всё чаще дует ветер.

Отличают раннюю осень от лета холодные густые туманы.

Ранней осенью ещё много цветов. Люди собирают урожай. В лесу много грибов.

Воспитатель: Что написал художник на второй картине? На второй картине нарисована золотая осень. Небо не голубое, пасмурное, стало прохладнее. Деревья, покрытые золотыми листьями. Много опавших листьев.

- Какие ещё признаки золотой осени вы запомнили?

- Что написал художник на третьей картине? На третьей картине поздняя осень, грустная пора. Небо стало серое. Появились голые деревья. Вдоль реки лежит снег.

Вспомним, ещё какие признаки поздней осени нам запомнились. Дуют сильные ветры. На реке появляется тонкий лёд.

Воспитатель: Мы рассказали и показали птичкам, какая бывает осень, а теперь возьмите листочек и полетели в кружок.

Игра «Осенние листочки»

Воспитатель: Встаньте прямо, положите листочки на ладонь, поднесите ладонь к губам, немного отодвиньте её от лица. Сейчас вы будете дуть на листочки, чтобы они закружились в воздухе. Сделайте вдох, вытяните губы трубочкой, подуйте на листочек.

- Что случилось? Листики кружатся и падают. Как называется это явление листопад.

Мы сегодня много интересного рассказали птичкам про осень. Это чудное, красивое время года. Вспомним, за что же мы любим осень. (Например: Я люблю осень, потому что птицы в стаи собираются и весело галдят.)

Птички, улетая на юг, нам оставили корзиночку с угощением. Они нам очень благодарны, за рассказ про осень.

Чтение стихотворения Ставропольского поэта А.Е.Екимцева «Пожелтела длинная трава», В.С. Маглеванова «Осень».

Итог. Ребята, где мы с вами сегодня побывали? Чем занимались? Какие признаки осени мы наблюдали на картинах? Чем вы пользовались при составлении рассказа? Для чего нам необходимы мнемотаблицы? Вам понравилось сегодняшнее путешествие? Мне тоже. Спасибо за сотрудничество.



Новые публикации

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц…

План-конспект образовательной деятельности с детьми первой младшей группы «Покормите птиц зимой»

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника

Музейная педагогика как средство духовно-нравственного воспитания дошкольника Глобальные перемены в социокультурной жизни, связанные с переоценкой общественных ценностей, повысили интерес к разностороннему...

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок»

Конспект физкультурного занятия в старшей группе «Путешествие в городок» Цель: Закрепить знания детей о русской народной игре «Городки». Задачи: 1. Развивать силу, координацию, глазомер...

Читайте также

Экологический проект «Живи родник, живи!»

Экологический проект «Живи родник, живи!» (Подготовительная группа) Актуальность проекта.  Природа нашего края поражает своим великолепием и необыкновенной красотой. Наш край - это край...

Развлечение «Приключения Незнайки на дороге»

Развлечение «Приключения Незнайки на дороге» Интеграция образовательных областей: физическая культура, здоровье, коммуникация, познание, социализация. Цель: Создание атмосферы веселья, доброжелательности, потребности коллективного общения, дружеского...

Заседание семейного клуба «Первые шаги к интеллекту»

Заседание семейного клуба «Первые шаги к интеллекту» Цель: повысить уровень знаний родителей в области интеллектуального развития младших дошкольников;  познакомить родителей с психологическими особенностями...

Читайте также

Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Царевна лягушка»…

Сценарий театрализованного представления по мотивам русской народной сказки «Царевна лягушка» в старшей группе Цель: Обогащение словарного запаса. Задачи: - Формировать умение правильно употреблять в речи слова...

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы

Приобщение детей дошкольного возраста к чтению художественной литературы Одной из приоритетных проблем нашего общества является приобщение ребенка к чтению. К сожалению, в наш век...

Конспект занятия: «Путешествие по сказке «Колобок» с использованием ИКТ»

Конспект занятия: «Путешествие по сказке «Колобок» с использованием ИКТ» Цель: закрепление умений различать и называть геометрические фигуры, а также основные признаки...